Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

планы развития народного хозяйства на научных осно­ вах, но и планомерно направлять усилия трудящихся на выполнение этих планов, содействовать развитию ини­ циативы по досрочному выполнению планов.

Принцип сочетания общественных, коллективных и личных интересов. Организация выполнения плана — это широкая деятельность государства, его органов, а также общественных организаций. В руках социалисти­ ческого государства находятся мощные организационные и экономические рычаги, широкое и умелое использова­ ние которых оказывает решающее воздействие на ход производства, на все основные процессы экономической жизни страны и приводит в действие стимулы, способ­ ствующие выполнению плановых заданий.

Функция плановых органов в этом важном деле за­ ключается в том, чтобы предусмотреть и выделить соот­ ветствующим хозяйственным органам необходимые для выполнения заданий материальные, финансовые и трудо­ вые ресурсы. Таким образом, под план подводится проч­ ная экономическая база для его выполнения. Через хо­ зяйственные органы социалистическое государство при­ меняет широкую систему экономического стимулирова­ ния выполнения планов, охватывающую как отдельных работников, так и коллективы предприятий в целом.

При соблюдении в первую очередь интересов общест­ ва и стимулировании как коллективной, так и личной заинтересованности рабочих, колхозников, инженеров и служащих в развитии общественного производства прин­ цип сочетания этих интересов имеет важное значение в выполнении общегосударственных планов развития на­ родного хозяйства. Правильное сочетание общественных, коллективных и личных интересов повышает эффектив­ ность общественного производства и обеспечивает ско­ рейшее выполнение плановых решений. В этих целях используются прежде всего различные системы заработ­ ной платы, прибыль предприятия, фонды поощрения, создающиеся за счет отчислений от прибылей, премии, финансы, кредит, цены и т. д. Планирование должно предусматривать такие формы и методы социалистиче­ ского хозяйствования, которые стимулировали бы как коллективы предприятий, так и отдельных работников в их стремлении .изыскать новые резервы и использовать их для выполнения и перевыполнения планов.

18

Особую роль в процессе выполнения планов играют общественные организации. Подробнее об этом будет сказано ниже, однако здесь необходимо отметить их ос­ новную функцию — обеспечить трудящимся возмож­ ность конкретно осуществлять свою роль общественно­ го хозяина производства. В этом отношении особенно велико значение деятельности профсоюзов. Под руковод­ ством партии они мобилизуют творческие усилия трудо­ вых коллективов, организуют социалистическое соревно­ вание трудящихся, содействуют формированию подлин­ но коммунистического отношения к труду, распростране­ нию всего передового, что обеспечивает успешную реали­ зацию утвержденных планов.

Принцип гармоничного сочетания общественных, кол­ лективных ц личных интересов ярко проявил себя в так называемом встречном планировании на предприятиях нашей страны. Смысл встречного планирования заклю­ чается в том, чтобы не только выявить, но и учесть в плане дополнительные резервы роста производительно­ сти труда, экономии сырья, материалов, энергии, топли­ ва, финансовых средств, а также рационального исполь­ зования других элементов производства. Инициаторами разработки встречных планов выступили трудящиеся пе­ редовых предприятий Москвы, Ленинграда, Свердловска, Харькова и многих других промышленных центров стра­ ны. Их инициатива представляет собой не только новую форму участия трудящихся в планировании, но и новое проявление сущности социалистического соревнования, смысл и назначение которого — добиться наилучших ре­ зультатов в труде с наименьшими затратами.

§ 2. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ

Методология планирования представляет собой со­ вокупность методов познания и сознательного измене­ ния процессов общественного воспроизводства. В ее ос­ нове лежит теория познания диалектического материа­ лизма.

Методология планирования — это совокупность его наиболее общих принципов, то есть его коренных зако­ номерностей разработки, обоснования плановых заданий и обеспечения выполнения планов.

19



Методология разработки народнохозяйственного пла­ на раскрывает внутреннюю логику процесса планирова­ ния, которая определяет отправные пункты и последо­ вательность составления плана. Обычно выделяют такие наиболее общие исходные этапы разработки плана:

I. Определение достигнутого уровня развития эконо­ мики страны.

II. Определение объема потребностей общества в плановом периоде и выявление ресурсов.

III. Согласование ресурсов и потребностей. Методологией определяется и методика планирова­

ния. Методика в узком смысле слова — это техника плановых расчетов, конкретные приемы, методы, спосо­ бы доказательства при обосновании плановых заданий и показателей. Она широко использует выводы и обоб­ щения других наук, таких, например, как экономика той или иной отрасли, статистика, бухгалтерский учет и т. д. Особое место в обосновании технико-экономических расчетов при разработке ряда вариантов народнохозяй­ ственных планов занимает применение математических методов и электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

Понятия «метод планирования» и «методика разра­ ботки планов» близки по содержанию, но не однознач­ ны. Под методом планирования обычно понимают тот или иной способ разработки народнохозяйственных пла­ нов. Если же речь идет об использовании в определенной последовательности и совокупности частных правил, приемов решения отдельных вопросов при разработ­ ке планов, видов расчетов, то такую совокупность пра­ вил и приемов принято называть методикой планирова­ ния.

Построение и обоснование народнохозяйственных пла­ нов немыслимо без использования четкой с и с т е м ы по­ к а з а т е л е й , ибо процесс расширенного социалистиче­ ского воспроизводства и действие объективных экономи­ ческих законов могут получить свое выражение в пла­ нах лишь через систему показателей, отражающих ко­ личественную и качественную стороны плановых зада­ ний. В показателях выражены основные цели, установ­ ки плана, его хозяйственно-политические задачи.

В системе показателей плана учтены объективные связи различных отраслей и сфер народного хозяйства, отражены особенности отраслей хозяйства союзных рес­

20

публик, экономических районов, предприятий, а также форм социалистической собственности.

Система показателей государственных планов СССР

построена до отраслевому и территориальному принци­ пам организации планирования и управления народным хозяйством.

Исходным пунктом планирования является определе­ ние важнейших параметров развития народного хозяйст­ ва как целого, то есть тех параметров, которые учиты­ вают совокупные общественные потребности, структур­ ные изменения, тенденции научно-технического прогрес­ са и опираются на единую теоретическую концепцию развития народного хозяйства в перспективе.

Только на этой основе и разрабатываются в после­ дующем планы отдельных отраслей, экономических райо­ нов и других хозяйственных звеньев. Таким образом, планы развития хозяйства, составляемые в союзных рес­ публиках, в министерствах, ведомствах, производствен­ ных объединениях и на предприятиях, исходят из выше­ указанных совокупных общественных потребностей.

Отраслевые показатели плана представляют собой группировку заданий по отраслям хозяйства (металлур­ гия, топливная промышленность, машиностроение, сель­ ское хозяйство, транспорт и т. п.). Эти показатели ха­ рактеризуют развитие данной отрасли независимо от территориального расположения ее производств и под­ чиненности отдельных предприятий. Отраслевая струк­ тура плана позволяет определять место отрасли в народ­ ном хозяйстве, производственные связи и пропорции общественного производства, дает возможность произ­ вести балансовую увязку отдельных отраслей между со­ бой как в целом по стране, так и по отдельным рес­ публикам и крупным экономическим районам. Отрасле­ вой разрез позволяет планировать изменение структуры промышленного производства, технический прогресс дан­ ной отрасли и ее влияние на экономическое положение страны в целом, на формирование национального до­ хода.

Территориальные показатели плана — это прежде Есего задания союзным республикам, которые несут от­ ветственность за выполнение соответствующей части го­ сударственного плана страны. Планы, составляемые в союзных республиках, включают показатели по отрас­

21


лям, а также по краям и областям. По мере продвиже­ ния заданий плана от вышестоящих организаций к ни­ жестоящим показатели в них подлежат детализации.

При необходимости производят также расчеты по крупным экономико-географическим районам Советско­ го Союза, таким, например, как Урал, Западная Си­ бирь и т. п.

С помощью системы плановых показателей, устанав­ ливаемых в территориальном разрезе, а также путем разработки региональных межотраслевых пропорций до­ стигается выравнивание экономического и культурного уровня развития республик, краев и областей, рацио­ нальное размещение производства, развитие экономиче­ ских связей СССР с зарубежными странами.

Система показателей плана должна удовлетворять двум важнейшим требованиям: во-первых, показатели должны отражать в плане специфические особенности данной отрасли или производства; во-вторых, они долж­ ны быть сопоставимы с показателями учета и статисти­ ки и делать возможными обобщения, что необходимо для экономической характеристики отраслей, республик и других территориальных подразделений.

Показатели народнохозяйственных планов формиру­ ются как натуральные и стоимостные, количественные и качественные. Натуральные показатели устанавливают­ ся в определенных физических единицах измерения (в тоннах, метрах, киловатт-часах и т. п.), а стоимост­ ные— в денежных единицах. Количественные показате­ ли характеризуют абсолютные или относительные зада­ ния по объему производства в отраслях народного хо­ зяйства, численности рабочих и служащих и т. п. Ка­ чественные показатели характеризуют, как правило, уро­ вень тех или иных затрат общественного труда, степени

использования

производственных

ресурсов,

нормы

расходов на единицу продукции (рост

производитель­

ности труда, снижение себестоимости

продукции, рен­

табельность изделия или предприятия,

эффективность

использования

оборудования и

капитальных

вложе­

ний и др.).

 

 

 

 

Система показателей должна наиболее полно отра­ жать объективные процессы развития народного хозяй­ ства в определенных исторических условиях развития страны. Она должна представлять собой механизм, ры­

22


чаги которого позволяют активно воздействовать на весь процесс воспроизводства.

Партия поставила задачу перед плановыми органа­ ми, научными учреждениями страны, учеными-экономи- стами: совершенствовать методологию разработки на­ роднохозяйственных планов и систему показателей пла­ на для того, чтобы усилить экономическое стимулиро­ вание развития производства и в конечном итоге повы­ сить эффективность всего промышленного производства

СССР. На это направлена осуществляемая экономиче­ ская реформа.

В соответствии с вышесказанным^ в настоящее время предприятиям утверждаются следующие показатели.

По п р о и з в о д с т в у :

1) общий объем реализуемой продукции в действую­ щих оптовых ценах (в отдельных отраслях в случае необходимости может применяться другой показатель — объем отгруженной продукции);

2) важнейшие виды продукции в натуральном вы­ ражении с указанием в том числе продукции для экспор­ та и показателей качества продукции (удельный вес продукции высшей категории и т. п.).

По ф и н а н с а м :

1)общая сумма прибыли и рентабельность (к сум­ ме основных производственных фондов и оборотных средств);

2)платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. По т руду :

1)

задание по росту производительности труда;

2)

общий фонд заработной платы.

По к а п и т а л ь н о м у с т р о и т е л ь с т в у :

1)общий объем централизованных капитальных вло­ жений, в том числе объем строительно-монтажных работ;

2)ввод в действие основных фондов и производст­ венных мощностей за счет централизованных капиталь­ ных вложений.

По в н е д р е н и ю н о в о й т е х н и к и :

1)задание по освоению производства новых видов продукции;

2)задание по внедрению новых технологических про­ цессов, комплексной механизации и автоматизации про­ изводства, имеющих особо важное значение для разви­ тия страны.

23

По м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о м у с н а б ж е ­ нию:

объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организа­ цией.

Кроме того, определенный круг показателей разра­ батывается самими предприятиями. Эти показатели не

подлежат утверждению вышестоящими

организациями

и используются плановыми органами

как расчетные

материалы при составлении плана.

Показатели народнохозяйственных планов группиру­ ются как в перспективном, так и в текущем планах в отдельные разделы, органически связанные между собой. Одним из важнейших разделов народнохозяйственного плана является сводный раздел. В нем в обобщенном виде устанавливаются задания по развитию народного хозяйства в целом, его наиболее важные пропорции и объемы по отраслям и по республикам, рост националь­ ного дохода, реальных доходов населения и другие важ­ нейшие показатели. Круг этих показателей может рас­ ширяться или сужаться в зависимости от задач, решае­ мых в плане на данном этапе. Система показателей на­ роднохозяйственного плана построена таким образом, чтобы обеспечить надлежащее обоснование плановых заданий техническими и экономическими расчетами.

Госпланы союзных республик разрабатывают и пред­ ставляют в Госплан СССР ряд показателей и обоснова­ ний предлагаемых проектировок. По ряду показателей плана союзные республики представляют расчеты не толь­ ко в Госплан СССР, но и в соответствующие общесо­ юзные министерства и ведомства. Так, например, рас­ четы объемов перевозок железнодорожным и морским транспортом представляются одновременно Министер­ ству путей сообщения и Министерству морского флота. Показатели по внедрению новой техники, проведению важнейших научно-исследовательских и конструкторских работ представляются также Государственному комите­ ту Совета Министров СССР по науке и технике, Ака­ демии наук СССР, Госстрою СССР и другим заинтере­ сованным ведомствам.

Система показателей народнохозяйственного пла­ нирования кроме показателей государственного плана включает в себя показатели баланса народного хозяй­

24