Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
планы развития народного хозяйства на научных осно вах, но и планомерно направлять усилия трудящихся на выполнение этих планов, содействовать развитию ини циативы по досрочному выполнению планов.
Принцип сочетания общественных, коллективных и личных интересов. Организация выполнения плана — это широкая деятельность государства, его органов, а также общественных организаций. В руках социалисти ческого государства находятся мощные организационные и экономические рычаги, широкое и умелое использова ние которых оказывает решающее воздействие на ход производства, на все основные процессы экономической жизни страны и приводит в действие стимулы, способ ствующие выполнению плановых заданий.
Функция плановых органов в этом важном деле за ключается в том, чтобы предусмотреть и выделить соот ветствующим хозяйственным органам необходимые для выполнения заданий материальные, финансовые и трудо вые ресурсы. Таким образом, под план подводится проч ная экономическая база для его выполнения. Через хо зяйственные органы социалистическое государство при меняет широкую систему экономического стимулирова ния выполнения планов, охватывающую как отдельных работников, так и коллективы предприятий в целом.
При соблюдении в первую очередь интересов общест ва и стимулировании как коллективной, так и личной заинтересованности рабочих, колхозников, инженеров и служащих в развитии общественного производства прин цип сочетания этих интересов имеет важное значение в выполнении общегосударственных планов развития на родного хозяйства. Правильное сочетание общественных, коллективных и личных интересов повышает эффектив ность общественного производства и обеспечивает ско рейшее выполнение плановых решений. В этих целях используются прежде всего различные системы заработ ной платы, прибыль предприятия, фонды поощрения, создающиеся за счет отчислений от прибылей, премии, финансы, кредит, цены и т. д. Планирование должно предусматривать такие формы и методы социалистиче ского хозяйствования, которые стимулировали бы как коллективы предприятий, так и отдельных работников в их стремлении .изыскать новые резервы и использовать их для выполнения и перевыполнения планов.
18
Особую роль в процессе выполнения планов играют общественные организации. Подробнее об этом будет сказано ниже, однако здесь необходимо отметить их ос новную функцию — обеспечить трудящимся возмож ность конкретно осуществлять свою роль общественно го хозяина производства. В этом отношении особенно велико значение деятельности профсоюзов. Под руковод ством партии они мобилизуют творческие усилия трудо вых коллективов, организуют социалистическое соревно вание трудящихся, содействуют формированию подлин но коммунистического отношения к труду, распростране нию всего передового, что обеспечивает успешную реали зацию утвержденных планов.
Принцип гармоничного сочетания общественных, кол лективных ц личных интересов ярко проявил себя в так называемом встречном планировании на предприятиях нашей страны. Смысл встречного планирования заклю чается в том, чтобы не только выявить, но и учесть в плане дополнительные резервы роста производительно сти труда, экономии сырья, материалов, энергии, топли ва, финансовых средств, а также рационального исполь зования других элементов производства. Инициаторами разработки встречных планов выступили трудящиеся пе редовых предприятий Москвы, Ленинграда, Свердловска, Харькова и многих других промышленных центров стра ны. Их инициатива представляет собой не только новую форму участия трудящихся в планировании, но и новое проявление сущности социалистического соревнования, смысл и назначение которого — добиться наилучших ре зультатов в труде с наименьшими затратами.
§ 2. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ
Методология планирования представляет собой со вокупность методов познания и сознательного измене ния процессов общественного воспроизводства. В ее ос нове лежит теория познания диалектического материа лизма.
Методология планирования — это совокупность его наиболее общих принципов, то есть его коренных зако номерностей разработки, обоснования плановых заданий и обеспечения выполнения планов.
19
Методология разработки народнохозяйственного пла на раскрывает внутреннюю логику процесса планирова ния, которая определяет отправные пункты и последо вательность составления плана. Обычно выделяют такие наиболее общие исходные этапы разработки плана:
I. Определение достигнутого уровня развития эконо мики страны.
II. Определение объема потребностей общества в плановом периоде и выявление ресурсов.
III. Согласование ресурсов и потребностей. Методологией определяется и методика планирова
ния. Методика в узком смысле слова — это техника плановых расчетов, конкретные приемы, методы, спосо бы доказательства при обосновании плановых заданий и показателей. Она широко использует выводы и обоб щения других наук, таких, например, как экономика той или иной отрасли, статистика, бухгалтерский учет и т. д. Особое место в обосновании технико-экономических расчетов при разработке ряда вариантов народнохозяй ственных планов занимает применение математических методов и электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
Понятия «метод планирования» и «методика разра ботки планов» близки по содержанию, но не однознач ны. Под методом планирования обычно понимают тот или иной способ разработки народнохозяйственных пла нов. Если же речь идет об использовании в определенной последовательности и совокупности частных правил, приемов решения отдельных вопросов при разработ ке планов, видов расчетов, то такую совокупность пра вил и приемов принято называть методикой планирова ния.
Построение и обоснование народнохозяйственных пла нов немыслимо без использования четкой с и с т е м ы по к а з а т е л е й , ибо процесс расширенного социалистиче ского воспроизводства и действие объективных экономи ческих законов могут получить свое выражение в пла нах лишь через систему показателей, отражающих ко личественную и качественную стороны плановых зада ний. В показателях выражены основные цели, установ ки плана, его хозяйственно-политические задачи.
В системе показателей плана учтены объективные связи различных отраслей и сфер народного хозяйства, отражены особенности отраслей хозяйства союзных рес
20
публик, экономических районов, предприятий, а также форм социалистической собственности.
Система показателей государственных планов СССР
построена до отраслевому и территориальному принци пам организации планирования и управления народным хозяйством.
Исходным пунктом планирования является определе ние важнейших параметров развития народного хозяйст ва как целого, то есть тех параметров, которые учиты вают совокупные общественные потребности, структур ные изменения, тенденции научно-технического прогрес са и опираются на единую теоретическую концепцию развития народного хозяйства в перспективе.
Только на этой основе и разрабатываются в после дующем планы отдельных отраслей, экономических райо нов и других хозяйственных звеньев. Таким образом, планы развития хозяйства, составляемые в союзных рес публиках, в министерствах, ведомствах, производствен ных объединениях и на предприятиях, исходят из выше указанных совокупных общественных потребностей.
Отраслевые показатели плана представляют собой группировку заданий по отраслям хозяйства (металлур гия, топливная промышленность, машиностроение, сель ское хозяйство, транспорт и т. п.). Эти показатели ха рактеризуют развитие данной отрасли независимо от территориального расположения ее производств и под чиненности отдельных предприятий. Отраслевая струк тура плана позволяет определять место отрасли в народ ном хозяйстве, производственные связи и пропорции общественного производства, дает возможность произ вести балансовую увязку отдельных отраслей между со бой как в целом по стране, так и по отдельным рес публикам и крупным экономическим районам. Отрасле вой разрез позволяет планировать изменение структуры промышленного производства, технический прогресс дан ной отрасли и ее влияние на экономическое положение страны в целом, на формирование национального до хода.
Территориальные показатели плана — это прежде Есего задания союзным республикам, которые несут от ветственность за выполнение соответствующей части го сударственного плана страны. Планы, составляемые в союзных республиках, включают показатели по отрас
21
лям, а также по краям и областям. По мере продвиже ния заданий плана от вышестоящих организаций к ни жестоящим показатели в них подлежат детализации.
При необходимости производят также расчеты по крупным экономико-географическим районам Советско го Союза, таким, например, как Урал, Западная Си бирь и т. п.
С помощью системы плановых показателей, устанав ливаемых в территориальном разрезе, а также путем разработки региональных межотраслевых пропорций до стигается выравнивание экономического и культурного уровня развития республик, краев и областей, рацио нальное размещение производства, развитие экономиче ских связей СССР с зарубежными странами.
Система показателей плана должна удовлетворять двум важнейшим требованиям: во-первых, показатели должны отражать в плане специфические особенности данной отрасли или производства; во-вторых, они долж ны быть сопоставимы с показателями учета и статисти ки и делать возможными обобщения, что необходимо для экономической характеристики отраслей, республик и других территориальных подразделений.
Показатели народнохозяйственных планов формиру ются как натуральные и стоимостные, количественные и качественные. Натуральные показатели устанавливают ся в определенных физических единицах измерения (в тоннах, метрах, киловатт-часах и т. п.), а стоимост ные— в денежных единицах. Количественные показате ли характеризуют абсолютные или относительные зада ния по объему производства в отраслях народного хо зяйства, численности рабочих и служащих и т. п. Ка чественные показатели характеризуют, как правило, уро вень тех или иных затрат общественного труда, степени
использования |
производственных |
ресурсов, |
нормы |
|
расходов на единицу продукции (рост |
производитель |
|||
ности труда, снижение себестоимости |
продукции, рен |
|||
табельность изделия или предприятия, |
эффективность |
|||
использования |
оборудования и |
капитальных |
вложе |
|
ний и др.). |
|
|
|
|
Система показателей должна наиболее полно отра жать объективные процессы развития народного хозяй ства в определенных исторических условиях развития страны. Она должна представлять собой механизм, ры
22
чаги которого позволяют активно воздействовать на весь процесс воспроизводства.
Партия поставила задачу перед плановыми органа ми, научными учреждениями страны, учеными-экономи- стами: совершенствовать методологию разработки на роднохозяйственных планов и систему показателей пла на для того, чтобы усилить экономическое стимулиро вание развития производства и в конечном итоге повы сить эффективность всего промышленного производства
СССР. На это направлена осуществляемая экономиче ская реформа.
В соответствии с вышесказанным^ в настоящее время предприятиям утверждаются следующие показатели.
По п р о и з в о д с т в у :
1) общий объем реализуемой продукции в действую щих оптовых ценах (в отдельных отраслях в случае необходимости может применяться другой показатель — объем отгруженной продукции);
2) важнейшие виды продукции в натуральном вы ражении с указанием в том числе продукции для экспор та и показателей качества продукции (удельный вес продукции высшей категории и т. п.).
По ф и н а н с а м :
1)общая сумма прибыли и рентабельность (к сум ме основных производственных фондов и оборотных средств);
2)платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. По т руду :
1) |
задание по росту производительности труда; |
2) |
общий фонд заработной платы. |
По к а п и т а л ь н о м у с т р о и т е л ь с т в у :
1)общий объем централизованных капитальных вло жений, в том числе объем строительно-монтажных работ;
2)ввод в действие основных фондов и производст венных мощностей за счет централизованных капиталь ных вложений.
По в н е д р е н и ю н о в о й т е х н и к и :
1)задание по освоению производства новых видов продукции;
2)задание по внедрению новых технологических про цессов, комплексной механизации и автоматизации про изводства, имеющих особо важное значение для разви тия страны.
23
По м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о м у с н а б ж е нию:
объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организа цией.
Кроме того, определенный круг показателей разра батывается самими предприятиями. Эти показатели не
подлежат утверждению вышестоящими |
организациями |
и используются плановыми органами |
как расчетные |
материалы при составлении плана.
Показатели народнохозяйственных планов группиру ются как в перспективном, так и в текущем планах в отдельные разделы, органически связанные между собой. Одним из важнейших разделов народнохозяйственного плана является сводный раздел. В нем в обобщенном виде устанавливаются задания по развитию народного хозяйства в целом, его наиболее важные пропорции и объемы по отраслям и по республикам, рост националь ного дохода, реальных доходов населения и другие важ нейшие показатели. Круг этих показателей может рас ширяться или сужаться в зависимости от задач, решае мых в плане на данном этапе. Система показателей на роднохозяйственного плана построена таким образом, чтобы обеспечить надлежащее обоснование плановых заданий техническими и экономическими расчетами.
Госпланы союзных республик разрабатывают и пред ставляют в Госплан СССР ряд показателей и обоснова ний предлагаемых проектировок. По ряду показателей плана союзные республики представляют расчеты не толь ко в Госплан СССР, но и в соответствующие общесо юзные министерства и ведомства. Так, например, рас четы объемов перевозок железнодорожным и морским транспортом представляются одновременно Министер ству путей сообщения и Министерству морского флота. Показатели по внедрению новой техники, проведению важнейших научно-исследовательских и конструкторских работ представляются также Государственному комите ту Совета Министров СССР по науке и технике, Ака демии наук СССР, Госстрою СССР и другим заинтере сованным ведомствам.
Система показателей народнохозяйственного пла нирования кроме показателей государственного плана включает в себя показатели баланса народного хозяй
24