Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
ства, государственного бюджета, системы финансовых планов и т. п.
Система показателей перспективных планов союз ной республики,- как правило, не только содержит зада ния общегосударственного плана, но дополняется и те ми показателями, которые характеризуют осббенности и структуру хозяйства республики. Если для экономики республики, края, области имеет существенное значение развитие отдельных отраслей, то показатели этих от раслей также включаются в республиканский план. Ши рокий круг показателей включается в республиканский план по бытовому обслуживанию, по коммунальному хозяйству, просвещению и здравоохранению, а также по хозяйству местного подчинения, планируемому сами ми республиками.
Комплексное планирование производственной про- 1раммы народного хозяйства органически связано с от раслевым и заводским планированием. Однако при этом соблюдается определенная последовательность перехода от синтетической и межотраслевой модели к детальным отраслевым проектировкам и оптимальным планам, кото рые наполняют жизнью отраслевой «каркас» и вносят соответствующие коррективы в исходные параметры. Метод комплексного планирования позволяет одновре менно составлять планы капитального строительства, использования трудовых ресурсов, повышения жизнен ного уровня, которые сначала разрабатываются в общих, а затем и в более конкретных показателях.
Повышение роли экономических методов в плановом руководстве осуществляется на основе дальнейшего со вершенствования методологических принципов центра лизованного планирования, проведения единой государ ственной технической политики и политики капитальных вложений, а также в области финансов, кредита, опла ты труда, экономического стимулирования, размещения
ипропорционального развития народного хозяйства.
§3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЛАНА
Разработка проекта народнохозяйственного плана, его увязка и согласование должны проводиться на осно ве специфических принципов построения плана, вклю чающих в себя:
25
—анализ исходного уровня и сложившихся пропор ций развития экономики страны;
—определение в плане основных звеньев;
—определение в плане оптимальных темпов хозяй ственного развития;
—обеспечение пропорциональности в народном хо зяйстве;
—обеспечение наибольшей экономической эффектив ности развития производства.
Рассмотрим содержание этих принципов, имея в виду
что все они взаимосвязаны и при разработке народно хозяйственных планов используются в комплексе, а не изолированно. «Изолированное» рассмотрение их пред принято лишь с целью выяснения их роли и места в планировании народного хозяйства.
Анализ исходного уровня и сложившихся пропорций развития экономики страны. При подготовке проекта плана на очередной период проводится глубокий и все сторонний анализ достигнутого уровня. Он осуществля ется на основе обобщения практического опыта выпол нения плана прошедшего (базисного) года. Такой принцип был положен в основу разработки ленинского плана ГОЭЛРО. В. И. Ленин учил, что проекты планов «надо дополнить, развивать дальше, исправлять и при менять к жизни на основании указаний практического опыта, внимательно изучаемого» '.
Народнохозяйственный план — это реальная програм ма экономического развития страны. Такая программа, естественно, должна быть создана на основе глубокого познания закономерностей развития экономики общест ва, всестороннего анализа состояния хозяйства, выявле ния внутренних резервов, учета всей совокупности фак торов экономического развития страны.
В решениях партийных съездов и конференций, Пле нумов ЦК КПСС о перспективных и годовых народно хозяйственных планах дается развернутая характери стика выполнения планов за отчетный период, всесто ронний политико-экономический- анализ достигнутого уровня, определяются задачи нового этапа развития эко номики, конкретные задания плана на будущий период.
Экономический |
анализ применяется на всех стадиях |
‘ Л е н и н В. И. |
П оли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 42, с. 345—346. |
26
планирования и во всех звеньях плановой системы. Он имеет комплексный характер, так как развитие тех или иных отраслей или районов страны изучается с пози ций интересов и нужд всего народного хозяйства в связи с результатами работы смежных отраслей и других районов.
Главная задача экономического анализа — это выяв ление новых хозяйственных резервов, использование ко торых даст возможность ускорить движение страны вперед. Эти резервы всесторонне учитываются при сос тавлении народнохозяйственных планов и в ходе их выполнения. Выявленные резервы открывают новые ис точники для перевыполнения установленных планов и удовлетворения вновь возникших потребностей общества.
Экономический анализ охватывает широкий круг вопросов, относящихся к производственно-хозяйственной деятельности как отдельных предприятий, организаций и учреждений, так и целых отраслей. При составлении очередного плана проводится всесторонний анализ не только итогов выполнения в отчетном периоде заданий плана предприятием, отраслью, республикой, но и из менение связей и пропорций, происшедших в народном хозяйстве.
Экономический анализ не ограничивается изучением только средних показателей и результатов, усреднен ных фактических норм и других обобщенных данных. Анализ должен быть дифференцированным. Необходи мо знать условия и результаты хозяйственной деятель ности по однотипным группам предприятий, по группам колхозов и т. д., изучать опыт работы передовых пред приятий, добившихся наилучших результатов в своей работе, использовать прогрессивные показатели таких предприятий при разработке очередного плана. При анализе часто применяется метод группировок, а также метод сопоставлений и сравнений экономических пока зателей аналогичных предприятий.
Необходимо изучать динамику процессов, происхо дящих в хозяйстве в течение ряда лет. Изучение дина мики имеет большое значение для выявления экономи ческих закономерностей, учет которых необходим при разработке народнохозяйственных планов.
Экономический анализ вскрывает причины различ ных уровней выполнения плана и позволяет наметить
27
пути быстрейшего устранения недостатков, открывает возможности использования выявленных резервов.
Разработка плана на будущий год начинается задол го до конца отчетного (базисного) года, когда итогов выполнения плана за год еще нет. В этом случае всегда определяется ожидаемое выполнение плана за базисный период. Весьма важно правильно оценить выполнение плана, так как ошибка в сторону занижения или завы шения этой оценки может привести к грубым просче там в плане.
Чтобы правильно оценить ожидаемое выполнение плана, тщательно изучаются все основные условия, в которых развертывается производство в оставшейся час ти года. Проверяется состояние запасов сырья, топли ва и материалов, выясняются перспективы снабжения ими до конца года, устанавливается, сколько будет вве дено в действие новых производственных мощностей, а также объем дополнительной продукции, который может быть получен с новых мощностей и за счет оргтехмероприятий, проводимых до конца года. При этом учиты ваются сезонные изменения в производстве (например, в пищевой промышленности и торговле, в торфяной, лесной и других отраслях народного хозяйства).
Особенно важно правильно определить уровень уро жая сельскохозяйственных культур текущего года и раз меры продукции животноводства, так как эти данные используются для определения плановых заданий по промышленному производству товаров народного потреб ления, розничному товарообороту и по другим показа телям плана.
При оценке размеров ожидаемого выполнения плана капитального строительства особо важное значение име ет определение количества и степени незавершенных строительством объектов. Правильное определение сте пени готовности объектов переходящего строительства дает возможность точно определить задание по вводу в
действие основных фондов в предстоящем периоде. Определение в плане основных звеньев. Исходя из
главных задач политического, социального и экономиче ского развития страны, на текущий период или на пер спективу в плане выделяют так называемое основное
звено |
(или основные звенья) и определяют связанные |
с этим |
важнейшие -экономические проблемы. |
28
Выделение основных звеньев народнохозяйственного
плана вытекает из ленинских Принципов |
политического |
|||
и |
хозяйственного |
руководства. |
В. И. Ленин учил, что |
|
в |
каждый данный |
момент надо |
найти то |
особое звено |
в цепи очерёдных задач, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить пе реход к следующему звену.
Применительно к народнохозяйственному планирова нию этот принцип означает требование выделять такие звенья плана, которые решают успех осуществления все го плана в целом. На каждом этапе экономического развития исходя из хозяйственной политики партии вы деляются отрасли и участки народного хозяйства, от роста и развития которых зависит осуществление глав ных задач данного этапа. По таким отраслям определя ются необходимые сырьевые ресурсы, финансирование, объемы производства и капитальных вложений, нали чие оборудования, прирост производственных мощностей и т. п.
При определении основных задач плана исходят из того, что главным вопросом эффективного функциони рования народного хозяйства как единого целого явля ется обеспечение сбалансированного, пропорционально го развития всех его отраслей, территориальных комп лексов и структурных звеньев. Очень важно учитывать быстро изменяющиеся как по объему, так и по структу ре общественные .потребности, необходимость развития отраслей и производств, от которых зависит научнотехнический прогресс, а также происходящие изменения в структуре и территориальном размещении производства.
На современном этапе наиболее важными задачами народнохозяйственного плана являются совершенство вание отраслевой структуры и улучшение внутриотрас левых пропорций; опережающее развитие более про грессивных отраслей и производств; повышение удель ного веса отраслей, обеспечивающих техническое пере вооружение всего народного хозяйства и производство новой, более совершенной продукции, (металлургии, машиностроения, электроэнергетики, химической про мышленности и других); значительное расширение но вейших отраслей промышленности, таких, как электро ника, радиоэлектронная техника, атомная энергетика, производство чистых и сверхчистых материалов, элект
29
ронно-вычислительных машин, синтетических материалов, поворот промышленности к более полному удовлетворе нию нужд сельского хозяйства и всемерному расшире нию выпуска товаров народного потребления.
Определение в плане оптимальных темпов хозяйст венного развития. Стержневым вопросом в планирова нии является правильное определение темпов и пропор циональности развития отдельных отраслей народного хозяйства страны.
Высокие, устойчивые темпы хозяйственного развития обеспечивают успешное решение поставленных директи вами партии и правительства важнейших хозяйственно политических задач. Темпы должны быть оптимальными для роста производства, строительства, перевозок, това рооборота, то есть для всего хозяйственного развития. Достижение оптимума требует точных технических и экономических расчетов в целях наиболее полного ис пользования преимуществ социалистической системы хозяйств.
XXIV съездом КПСС определены основные направ ления экономической политики на современном этапе развития СССР. Они состоят в том, чтобы усилить роль экономических методов и стимулов в управлении народ ным хозяйством, улучшить государственное планирова ние, расширить хозяйственную самостоятельность и инициативу предприятий, колхозов, совхозов, повысить ответственность и материальную заинтересованность производственных коллективов в результатах своей дея тельности. Проведение такой экономической политики способствует созданию необходимых условий для уско рения темпов научно-технического прогресса, повышения эффективности общественного производства и развития производительных сил. л
В целом планирование темпов хозяйственного разви тия должно обеспечить:
—гармоничное сочетание непрерывного роста про изводства с постоянным подъемом народного благо состояния;
—интенсивный рост материального производства и оптимальный абсолютный прирост продукции;
—преимущественное развитие производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления;
30
— увязку темпов хозяйственного развития СССР с темпами развития всех стран мировой социалистической системы на основе их братского сотрудничества и взаи мопомощи.
Темпы хозяйственного развития, их уровень и со отношение между подразделениями материального про изводства и сферами хозяйства устанавливаются в зави симости от хозяйственно-политических задач, которые решаются на данном этапе развития экономики страны.
На темпы хозяйственного развития оказывают влия ние многие факторы, которые необходимо учитывать при составлении плана. Решающее влияние в этом от ношении оказывают структура и уровень развития про изводства средств производства, и прежде всего тех от раслей, которые производят конструкционные материа лы (металл, строительные материалы, пластические массы), а также оборудование, станки, машины, меха низмы, двигатели, турбины, аппараты, приборы.
На темпы хозяйственного развития непосредственное влияние оказывает планируемое соотношение между ка питальными вложениями в производственные и непроиз водственные фонды. Вложения в производственные ос новные фонды увеличивают производственный аппарат страны и как следствие обеспечивают более высокие темпы роста выпуска продукции. Тем не менее нельзя односторонне подходить к этой проблеме. Строитель ство новых предприятий и сами эти предприятия требу ют рабочей силы, которая должна быть обеспечена жильем, культурно-бытовым, медицинским и прочим об служиванием. Кроме того, должны систематически улуч шаться жилищные и другие условия жизни трудящихся действующих предприятий и учреждений.
Систематическое повышение эффективности капи тальных вложений в производственные фонды позволя ет получить необходимую продукцию при относительно меньших вложениях. Следовательно, чем выше эффек тивность капитальных вложений, тем выше темпы хо зяйственного развития.
Темпы роста производства и строительства зависят и от соотношения между накоплением, потреблением и резервами. Это соотношение, в свою очередь, зависит от материально-вещественной структуры производства. Необходимо подчеркнуть, что в планировании нельзя
31