Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Показатели общественного продукта и национально го дохода исчисляются в ценах, принятых при составле нии плана. Это позволяет увязать показатели баланса с показателями соответствующих разделов народнохозяй ственного плана.
При разработке баланса народного хозяйства в пер спективном плане на пятилетие принимаются цены пос леднего года отчетного периода с учетом намечаемых из
менений |
цен производства или реализации продукции |
по всем |
годам перспективного периода. Сопоставимые |
цены (цены базисного года) принимаются для отражения динамики общественного продукта, национального дохо да и их частей.
На начальной стадии разработки плана, когда еще нет детальных отраслевых проектировок плана, баланс народного хозяйства используется в качестве основного средства построения укрупненной, модели плана. Модель предназначена для определения основных направлений плана и возможных темпов развития, а также для обес печения взаимной увязки основных разделов плана и проектируемых пропорций.
Решение поставленных задач требует разработки и определения ряда важнейших показателей. Среди них: оценка возможного роста производительности труда с учетом распределения и использования трудовых ресур сов по отраслям хозяйства; объем основных фондов, капитальных вложений, их структурных элементов и из менение показателей эффективности их использования (по производственной сфере); объем и темпы роста на ционального дохода; пропорции между накоплением и потреблением и, наконец, проектировки возможных тем пов роста валовой продукции отраслей материального производства, а также производства некоторых основных видов продукции в натуральном выражении.
Схема расширенного воспроизводства в практике планирования, в частности схема разработки баланса народного хозяйства, развертывается в систему более подробных (но тоже общих) показателей развития на родного хозяйства, отражающих количественную и ка чественную стороны процесса социалистического воспро изводства. Конкретные схемы социалистического воспро изводства (баланс народного хозяйства) учитывают взаимосвязи внутри подразделений производственной
320
сферы и между этими подразделениями, участие непро изводственной сферы в перераспределении и конечном использовании национального дохода, разделение труда между социалистическими странами и, наконец, внешнюю
торговлю. |
7 |
Рассмотрим основу всех стадий |
воспроизводства — |
б а л а н с с о в о к у п н о г о о б щ е с т в е н н о г о п р о д у к т а (см. приложение 1).
При разработке этого баланса необходимо произвести разграничение деятельности в народном хозяйстве на производственную и непроизводственную сферы. Это не обходимо для того, чтобы правильно определить дейст вительный объем созданных материальных благ и обес печить правильное их распределение и конечное исполь зование. По советской методологии планирования к производственной сфере относятся отрасли, в которых
создаются материальные |
блага: 1) |
промышленность; |
|||
2) |
сельское и лесное |
хозяйство; |
3) |
строительство; |
|
4) |
транспорт; 5) связь; |
6) торговля; |
7) |
снабжение; |
|
8) |
заготовки. Одни из приведенных отраслей |
(1—3) соз |
дают материальные блага в материально-вещественной форме и-в стоимостном выражении, другие (4—8) только увеличивают их стоимость. Что касается торговли, то здесь, наряду с увеличением стоимости продукта, проис ходит и частичное его создание в натуральной форме (общественное питание, потребительская кооперация, пе реработка сырья в продукты и т. п.). Такое методологи ческое деление имеет определенный экономический смысл и при планировании темпов, пропорций производства от дельных видов материальных благ и средств производства.
Объем совокупного общественного продукта опреде ляется как сумма валовой продукции предприятий всех отраслей материального производства. И только по сель скому хозяйству валовая продукция определяется на ос нове отдельных балансов сельскохозяйственной продук ции.
Производство общественного продукта, как показано в схеме (приложение 1)), планируется не только по от раслям и подразделениям, но и по формам собственно сти, поскольку в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях в создании продукта, хотя и в незна чительных размерах, участвуют рабочие, служащие, кол хозники через личные подсобные хозяйства.
321
В СССР в государственном секторе производится свыше 75% национального дохода, в колхозно-коопера тивном— более 15 и в личном подсобном хозяйстве ра бочих и служащих — менее 10%-
Анализ соотношения секторов в производстве обще ственного продукта нужен для вскрытия резервов уве личения производства материальных благ и планирова ния соответствующих мероприятий по этим секторам.
Важную задачу баланса народного хозяйства (и ба ланса совокупного общественного продукта) составляет обеспечение пропорциональности между объемом произ водства продукции в I и II подразделениях народного хозяйства. Ранее в экономике СССР имели место суще ственные нарушения пропорций между этими подразде лениями. Принимаемые в соответствии с решениями мар товского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС меры устраняют эти ненормальные явления в планиро вании народного хозяйства. В этих целях повышены темпы производства сельскохозяйственной продукции, а в промышленности — производства предметов потребле ния. Это достигается путем приведения к оптимальным соотношениям пропорций между группой «А» и «Б» в промышленности и между I и II подразделениями в на родном хозяйстве в целом. В плане должны быть уста новлены прежде всего правильные соотношения произ водства средств производства для производства предме тов потребления (производство последних в современ ных условиях форсируется). Эти решения нашли свое отражение в Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы.
Согласованное развитие сельского хозяйства и про мышленности является также важной проблемой разра ботки баланса народного хозяйства.
В процессе воспроизводства общественного продукта важную роль играют основные фонды, которые воспро изводятся как за счет фонда возмещения, так и за счет накопляемой части национального дохода. Исходя из этого, наряду с балансом общественного продукта раз
рабатывается |
и б а л а н с о с н о в н ы х |
фо ндо в . |
Рациональное распределение и использование рабо |
||
чей силы в |
процессе воспроизводства |
общественного |
продукта осуществляется с помощью баланса трудовых ресурсов.
322
Конечное использование создаваемогообщественного продукта в условиях товарно-денежных отношений пла нируется как использование продукта на накопление и потребление. Однако в балансе общественного продукта эти процессы не получают полного отражения, поэтому возникает необходимость разработки баланса производ ства, распределения, перераспределения и конечного ис пользования общественного продукта и национального дохода.
В совокупном общественном продукте одна его часть, равная сумме потребленных средств производства и предназначенная для их возмещения, совершает свой кругооборот в пределах производства и остается в нем постоянно, а другая, вновь созданная стоимость (нацио нальный доход), уже на стадии производства делится на две части: продукт для себя и продукт для общества. Таким образом, совокупный общественный продукт рас падается на три части: фонд возмещения, продукт для себя и продукт для общества. Распределение продукта и дохода непосредственно на стадии производства обра зует только доходы производственных предприятий и трудящихся, занятых в отраслях материального произ водства. Но так как необходимо обеспечить всеми бла гами и трудящихся, занятых в непроизводственной сфе ре (наука, культура, просвещение, здравоохранение и т. д.), то возникает необходимость перераспределения национального дохода. Перераспределяется также и на копляемая часть в пределах самой сферы материально го производства, потому что чистый доход, направляемый в накопление, не совпадает 'с отраслями, которые его образуют и которые нужно расширять, а поскольку фонд возмещения перераспределяется в незначительной части, то этот процесс перераспределения и совершается, главным образом, в отношении продукта для общества и частично продукта для себя.
Продукт для себя включает следующие виды дохо дов: а) зарплату работников государственных производ ственных предприятий; б) денежные доходы членов колхозов и занятых в потребительской кооперации; в) на туральные доходы колхозников, рабочих и служащих от приусадебных участков; г) доходы некооперированных крестьян и кустарей от мелкого частного хозяйства.
Сумма первичных доходов всех категорий населения,
323
участвовавших в создании национального дохода, не равна фонду их потребления, так как эти первичные доходы перераспределяются. Трудящиеся платят налоги, оборы, делают взносы в страховые фонды, покупают ло терейные билеты и облигации займов и т. д. В то же время они получают от государства дополнительные до ходы (из фондов социального страхования, за счет оп лачиваемых отпусков, помощи многодетным и т. п.). Эти средства больше, чем те, которые они вносят госу дарству. Таким образом, в результате перераспределе ния фонд потребления работников сферы материального производства больше их первичных доходов (продукта для себя). В результате перераспределения первичных доходов в сфере материального производства образует ся другая часть фонда потребления— фонд потребления трудящихся непроизводственной сферы.
Первичные доходы производственных предприятий на стадии распределения национального дохода прини мают также форму прибыли, налога с оборота, платы за производственные фонды, отчислений в фонд соци ального страхования, доходов общественного хозяйства колхозов и кооперации и т. д. Это и есть вторая часть национального дохода — продукт для общества, который также перераспределяется. Одна его часть идет в каче стве дохода работникам производственной сферы, дру гая— на расширение производства, страховые резервы и содержание непроизводственной сферы. В результате перераспределения национального дохода у государства, государственных и колхозно-кооперативных предприя тий, учреждений, организаций и населения образуются конечные доходы, равные объему созданного националь ного дохода.
Весьма важно правильно распределить национальный доход на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления по величине меньше продукта для общества, так как последний расходуется в значительной своей части на потребление. Соотношение фондов накопления и потребления определяет стоимостную структуру окон чательно распределенного национального дохода. На этой стадии еще не определен вещественный состав от дельных видов конечных доходов.
Общественный продукт и национальный доход исполь зуются в виде материальных благ: в производственной
324
сфере — на распределение в сфере производства; в не производственной сфере — на накопление основных не производственных фондов и для удовлетворения теку щих потребностей. Население использует национальный доход на цели личного потребления и накопления, на правляемого на строительство жилищ, приобретение ско та и предметов длительного пользования. Наконец, со вокупный продукт используется в отдельных звеньях хозяйства и культуры в качестве средств производства и предметов потребления.
Баланс общественного продукта в натурально-веще ственной форме достигается тем, что потребность обще ства в продукции I подразделения равна фонду возме щения плюс прирост основных и оборотных производ ственных фондов для расширения производства и плюс прирост средств производства в форме государственных резервов. Потребность в продукции II подразделения равна величине потребностей в предметах потребления всего населения плюс объем предметов потребления, на правляемых в государственные резервы. После того как определен вещественный состав конечных денежных до ходов, планируется окончательное использование нацио нального дохода на потребление и накопление. Таким образом, стоимостная структура распределенного нацио нального дохода увязывается с его конечным использо ванием, планируемым в балансе производства, потреб ления и накопления общественного дохода.
Весь процесс расширенного социалистического вос производства находит свое отражение в сводном балан се народного хозяйства. В этом балансе в наиболее об щем виде планируется процесс воспроизводства в един стве его отраслей, подразделений, сфер, социальных групп, секторов и стадий воспроизводства — производ ства, распределения, обмена, потребления и накопле ния.
Плановый баланс народного хозяйства используется на всех стадиях разработки народнохозяйственного пла на. Но баланс не план. Между показателями плана и баланса имеются определенные различия. Некоторые по казатели, имеющиеся в балансе, не полностью отража ются в плане. Например, объем совокупного общест венного продукта больше, чем объем продукции, уста навливаемой в плане: величина потребления в плане
325
отражается в объеме товарооборота, но последний не характеризует всего фонда потребления, составляя не многим более 70% его. То же можно сказать о характе ре соотношений фонда накопления и объема капиталь ных вложений, общей численности рабочих и служащих, отраженных в балансе и плане. Вместе с тем произво дительность труда в общественном хозяйстве, предус мотренная в плане, выше, чем во всем материальном про изводстве, определенном в балансе народного хозяйст ва. Объем продукции I и. II подразделений, так же как и темпы их развития, не совпадает' с группами «А» и «Б» в промышленности. Это и понятно, так как темпы роста производства I подразделения зависят от темпов
роста производства не только группы «А», но и группы «Б». Кроме того, показатели плана адресные, детализи рованные, их больше, чем в балансе народного хозяй ства.
Плановый баланс народного хозяйства позволяет бо лее точно запроектировать пропорции и соотношения между отраслями производства, что исключает возмож ность ошибок и просчетов. Чтобы установить соответ ствие между величиной национального дохода, исчис ленной производственным методом, и величиной нацио нального дохода, исчисленной в виде суммы первичных доходов, при разработке плана, требуется провести ряд проверок расчетов объемов валовой продукции и мате риальных затрат на ее производство, с одной стороны,
и первичных доходов по каждой отрасли и всей сфере—
сдругой. Таким методом находим объем национального дохода. ,
Баланс служит не только средством увязки отдель
ных показателей плана, но и контрольным инструмен том, с помощью которого осуществляется проверка вы полнения плана.
§ 2. М Е Ж О Т Р А С Л Е В О Й Б А Л А Н С П Р О И З В О Д С Т В А И Р А С П Р Е Д Е Л Е Н И Я П Р О Д У К Ц И И В Н А Р О Д Н О М Х О З Я Й С Т В Е
Межотраслевые балансы производства и распределе ния продукции представляют собой конкретизацию ба ланса общественного продукта. Они позволяют плани ровать процесс расширенного социалистического воспро
326