Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СХЕМА БАЛАНСА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

I. Денежные доходы

II. Денежные расходы и

 

сбережения

А. Поступления от государст­ венных и кооперативных предприятий и учреждений

1.Заработная плата

2.Денежные доходы от кол­ хозов

3.Выручка от продажи сель-' скохозяйственной продук­ ции государственным и ко-, оперативным организациям

4.Пенсии и пособия

б. Стипендии

6.Поступления из финансо­ вой системы (йыигрыши и проценты по займам и вкладам, ссуды на жилищ­ ное строительство и др.)

7- Прочие денежные доходы (премии, не входящие в фонд заработной платы, командировочные и дрЛ

И т о г о п о р а з д е л у «А »

Б. Денежные поступления от продажи товаров и предо­ ставления услуг населению

1.Выручка от продажи сель­ скохозяйственной продук­ ции отдельным гражданам

2.Доходы некооперирован­ ных кустарей и другие по­ ступления от отдельных граждан

И т о г о п о р а з д е л у *£»

В с е г о д о х о д о в

А. Расходы, производимые в государственных и коопера­ тивных предприятиях и учреждениях, и сбережения

1.Покупка товаров, в том числе:

а) в государственной и ко­ оперативной торговле

б) у колхозов

2.Оплата услуг

3.Обязательные и доброволь­ ные взносы и сбережения: а) налоги и сборы

б) взносы

по имуществен­

 

ному и личному страхо­

в)

ванию

в общественные

взносы

 

и кооперативные

орга­

г)

низации

 

 

погашение ссуд

 

д)

приобретение облигаций

е)

государственных

займов

прирост

остатка

вкла­

 

дов в

сберегательных

 

кассах

 

 

И т о г о п о р а з д е л у <гА»

Б. Денежные расходы на по­ купку товаров у населения и оплату услуг частных лиц

1.Покупка сельскохозяйст­ венных продуктов у отдель­ ных граждан

2.Покупка вещей у населения и оплата услуг, предостав­ ляемых отдельными граж­ данами друг другу

И т о г о п о р а з д е л у * Б »

В с е г о р а с х о д о в и с б е р е ж е н и й

314


 

СХЕМ А КАСС О ВО ГО П Л А Н А ГО С Б А Н К А

 

 

I. Приход

 

 

II.

Расход

 

1.

Поступления

торговой

вы­

1. Выдачи

на

заработную

2.

ручки

выручки

же­

плату

 

 

 

Поступления

2. Выдачи на сельскохозяйст­

 

лезнодорожного,

водного и

венные заготовки

 

3.

воздушного

транспорта

 

3. Выдачи со счетов колхозов

Поступления налогов и сбо­

4. Выдачи подкреплений поч­

4.

ров

квартирной

товым учреждениям

Поступления

5. Выдачи подкреплений сбе­

 

платы и коммунальных пла­

регательным кассам

5.

тежей

выручки мест­

6. Выдачи на выплату пенсий,

Поступления

пособий и страховых воз­

6.

ного транспорта

 

 

мещений

 

 

 

Поступления на счета кол­

7. Выдачи ссуд на индивиду­

7.

хозов

от

почтовых

альное жилищное

строи­

Поступления

тельство, хозяйственное об­

8.

учреждений

от

сберега­

заведение и операции лом­

Поступления

бардов

 

 

 

9.

тельных касс

 

зре­

8- Выдачи на хозяйственно­

Поступления

выручки

операционные и командиро­

10.

лищных предприятий

 

вочные расходы

 

Поступления

выручки пред­

9. Выдачи вкладов на несель­

 

приятий бытового обслужи­

скохозяйственные

заготов­

11.

вания

 

 

 

ки и прочие

расходы

Прочие поступления

 

 

 

 

 

 

И т о г о

 

 

 

Ит ог о

 

 

 

Превышение расхода над при­ ходом означает «выпуск денег в обращение

Превышение прихода над рас­ ходом означает изъятие денег из обращения

и областными конторами банка лишь в пределах общей суммы разрешения на эмиссию, полученного от правле­ ния Госбанка СССР.

Проекты кассовых планов по СССР разрабатывают­ ся правлением Госбанка. Кассовый план утверждается правительством на каждый квартал с распределением по месяцам. Госплан СССР представляет по проектам этих планов свои заключения в Совет Министров СССР.

Переход на новую систему планирования и экономи­ ческого стимулирования ставит перед финансовой систе­ мой новые задачи, успешное разрешение которых будет способствовать дальнейшему росту общественного произ­ водства и повышению его эффективности.


Р а з д е л шестой

БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА — ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Г л а в а XVI. БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА. МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС

§ 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛАНСА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Повышение эффективности общественного производ­ ства во многом зависит от наиболее рационального раз­ мещения и планирования производства не только по отраслям хозяйства, но и по районам страны, в связи с чем приобретает особую актуальность совершенство­ вание территориального планирования.

Многие проблемы территориального планирования решаются на основе межотраслевых и межрайонных ба­ лансов производства и распределения продукции, рас­ пределения материальных и трудовых ресурсов, совер­ шенствования финансового и кредитного планирования. Вместе с тем действенность этих балансовых разрабо­ ток зависит от уровня их комплексного применения. В этом отношении большое значение приобретает раз­ работка комплексов плановых и отчетных балансов на­ родного хозяйства республик, рассматриваемых в ка­ честве составных частей планового и отчетного балан­ сов народного хозяйства СССР.

Планы развития народного хозяйства, разрабатывае­ мые на основе системы материальных, стоимостных и трудовых балансов, не дают полного представления о всем процессе расширенного воспроизводства, о темпах и пропорциях оазвития народного хозяйства в целом.

316

Между тем для обеспечения пропорциональности отдель­ ных частей совокупного общественного продукта в про­ цессе всех стадий его воспроизводства — производства, распределения, обмена, потребления и накопления — не­ обходимо установить закономерности и взаимосвязи. Необходимым условием пропорциональности развития народного хозяйства является согласование количества

исостава планируемой продукции и размера затрат на

еесоздание.

Однако, если даже на все виды продукции, произ­ водимые в обществе, составлять материальные балан­ сы, то при разработке планов по отраслям и отдельным видам производства нельзя установить, какая часть со­ вокупного продукта идет на возмещение израсходован­ ных средств производства и какая направляется на пот­ ребление и накопление.

Затраты труда как прошлого, так и живого в це­ лом должны согласовываться с общим объемом про­ дукции и ее структурой по натуральному составу. Это также не находит отражения в материальных балансах. Совокупный общественный продукт исчисляется в де­ нежном выражении, что обусловлено осуществлением процесса воспроизводства с использованием товарноденежных отношений. В процессе воспроизводства про­ исходит движение не только продукта в его натураль­ но-вещественной форме, но и движение денежных средств предприятий и населения. Хотя кругооборот ма­ териальных благ и определяет движение денежных средств, но он не совпадает с ним непосредственно и обладает рядом особенностей, которые также не отра­ жаются в частичных финансовых балансах. Все выше­ сказанное вызывает необходимость разработки планово­ го баланса, в котором бы охватывалось воспроизводство совокупного общественного продукта в его материаль­ но-вещественной и стоимостной формах.

Народное хозяйство, кроме государственного сектора, охватывает колхозно-кооперативный сектор и личные подсобные хозяйства колхозников, рабочих и служащих. В этой сфере производства государственные плановые задания либо вовсе не устанавливаются, либо в опре­ деленных случаях (колхозам)! устанавливаются лишь показатели продукции, продаваемой государству. При этом надо иметь в виду, что народное хозяйство пред­

317


ставляет собой единое целое, все части которого разви­ ваются во взаимосвязи между собой. Это требует учета всех отраслей и секторов народного хозяйства, так как это связано с делением общественного производства на I и II подразделения, с установлением необходимых тем­ пов роста производства средств производства и предме­ тов потребления, а также соотношений между ними и с образованием фондов потребления и накопления.

Поэтому существует необходимость разработки тако­ го баланса, который бы характеризовал все стадии со­ циалистического воспроизводства и позволял согласовы­ вать все общественные затраты с результатами произ­ водства и охватывал все социальные секторы. Баланс народного хозяйства представляет собой именно такую систему экономических показателей, характеризующих масштабы, темпы и результаты расширенного воспроиз­ водства, а также основные народнохозяйственные про­ порции, сведенные в ряд балансовых таблиц.

Баланс народного хозяйства включает баланс про­ изводства, потребления и накопления общественного продукта и национального дохода, баланс основных фондов, баланс трудовых ресурсов и сводную таблицу баланса народного хозяйства. Разумеется, что при раз­ работке баланса народного хозяйства используются и все другие необходимые балансы: материальные, денеж­ ных доходов и расходов, сельскохозяйственной продук­ ции и т. п.

Разработка важнейших показателей баланса народ­ ного хозяйства расширяет возможности экономического анализа развития народного хозяйства, повышает сте­ пень научно-экономической обоснованности основных показателей народнохозяйственного плана и обеспечива­ ет их взаимное соответствие.

Планирование народного хозяйства базируется на до­ стигнутом уровне производства. Это вызывает необхо­ димость разработки отчетного и планового балансов. Общее между этими балансами то, что они строятся по единой методологии, системе таблиц и показателей. Но между ними есть и различия. Так, отчетный балайс отражает фактические результаты совершившегося про­ цесса воспроизводства, пропорции, сложившиеся нормы затрат живого и овеществленного труда, потери в на­ родном. хозяйстве, уровни потребления и другие показа-.

318

тели, а плановый баланс только намечает те или иные пропорции, нормы и другие показатели. Анализ всех от­ четных данных баланса народного хозяйства позволяет предусмотреть в плановом балансе народного хозяйства соотношения и показатели с учетом потребностей народ­ ного хозяйства, выявить и использовать резервы для развития производства.

Баланс основывается на научно обоснованных нор­ мах затрат овеществленного и живого труда. Разработ­ ка планового баланса может обнаружить ряд диспро­ порций и несоответствий, в том числе выявить неэффек­ тивное использование средств производства. Поэтому возникает необходимость найти оптимальный вариант баланса и плана.

Общественный продукт представляет собой совокуп­ ность материальных благ, произведенных (или плани­ руемых к производству) в течение определенного перио­ да (года) в отраслях материального производства. В на­ туральной форме совокупный общественный продукт со­ стоит из массы разнообразных средств производства и предметов потребления. В денежном выражении общест­ венный продукт исчисляется как сумма стоимости вало­ вой продукции отраслей материального производства. Национальный доход представляет собой часть общест­ венного продукта, которая соответствует вновь создан­ ной стоимости.

Баланс общественного продукта характеризует основ­ ные пропорции общественного производства: отраслевую и социальную структуру общественного продукта и его использование на возмещение потребленных средств про­ изводства, непроизводственное потребление, накопление и экспорт. Разновидностью его является баланс меж­ отраслевых связей, то есть межотраслевой баланс про­ изводства и распределения общественного продукта. Этот баланс, кроме вышеуказанных пропорций, отража­ ет связи между отраслями в процессе формирования фонда возмещения материальных затрат.

Баланс национального дохода отражает объем, от­ раслевую и социальную структуру национального дохо­ да, процесс формирования в отраслевом и социальном разрезе первичных доходов, их перераспределение и образование конечных доходов для использования на потребление и накопление.

319