Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
ну экономию от снижения затрат на производство реа лизуемой продукции в планируемом году.
Прибыль в строительстве определяется, исходя из планируемого объема строительно-монтажных работ и установленного в сметах планового процента накопле ний, с учетом намечаемой по народнохозяйственному плану экономии от снижения себестоимости строительно монтажных работ.
Прибыль предприятий транспорта определяется как разница между валовым доходом от перевозок и плани руемыми эксплуатационными расходами.
Прибыль торговых организаций исчисляется на ос нове намечаемого объема товарооборота, суммы торго вых наложений и издержек обращения. В сбытовых и снабженческих организациях прибыль определяется на основе аналогичных плановых показателей.
В финансовом плане страны учитывается также при быль заготовительных организаций, коммунальных пред приятий, банков, органов государственного страхования и других организаций.
Чистый доход колхозов выступает в форме отчис лений в' общественные фонды (на пополнение недели мых фондов, на образование оборотных средств и фон дов авансирования колхозников по оплате труда, на культурные нужды), подоходного налога и платежей по государственному страхованию. Эти элементы чистого дохода исчисляются на основе планового расчета денеж ных доходов колхозов и их распределения.
Другим важным источником пополнения финансовых ресурсов является плата за фонды (в частичную заме ну налога с оборота). Плата за фонды устанавливается дифференцированно по отраслям и предприятиям от пер воначальной стоимости основных фондов и оборотных средств (твердая ставка). Эта плата осуществляется за счет прибыли предприятия.
Амортизационные отчисления устанавливаются так же за счет доходов предприятий в процентах к стоимо сти основных фондов.
Оборотные средства пополняются предприятиями в основном за счет их прибыли, а также за счет кредитов банка.
Главную часть доходов бюдже?а, как мы видим, со ставляют доходы социалистического хозяйства. Доля
11 З а к а з 444 |
305 |
средств населения (в том числе налогов) в доходной части бюджета постоянно сокращается.
Основные статьи расходов по бюджету очевидны из приведенной выше схемы сводного финансового плана и не нуждаются в дополнительных комментариях.
Государственный бюджет СССР объединяет союзный бюджет и бюджеты союзных республик.
Государственный бюджет союзной республики, в свою очередь, включает республиканский бюджет, бюд жеты автономных республик и местные бюджеты-обла стных (краевых), городских, районных, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся.
Все местные бюджеты, начиная от сельских, входят как самостоятельные ^асти в состав бюджетов выше стоящих административно-территориальных единиц и затем — в состав бюджетов союзных республик, а в ито ге— в состав государственного бюджета СССР.
Доходы и расходы бюджетов отдельных районов, городов, областей, автономных и союзных республик определяются их хозяйственными планами.
Составлению проектов бюджетов союзных республик предшествует разработка проектов балансов доходов и расходов и смет министерствами и центральными учреж дениями республик, а также проектов бюджетов мест ных Советов депутатов трудящихся. Проекты бюджетов союзных республик, принятые Советами Министров со юзных республик, представляются в Совет Министров
СССР. Министерство финансов СССР по поручению Правительства СССР рассматривает их с точки зрения соответствия проекту народнохозяйственного плана и включает в проект государственного бюджета СССР.
Госплан СССР представляет правительству свое за ключение по проекту бюджета, подготовленному Мини стерством финансов СССР. В заключении Госплана
СССР содержится анализ выполнения государственного бюджета за предыдущий год и предлагаются меры, обеспечивающие выполнение планируемого бюджета.
Госпланы союзных республик также разрабатывают заключения на проекты бюджетов, составленные мини стерствами финансов союзных республик.
Одобренный Правительством СССР проект государ ственного бюджета вносится на обсуждение Верховного Совета СССР. После всестороннего обсуждения и вне
306
сения необходимых изменений Верховный Совёт СССР
утверждает государственный бюджет СССР по разде лам, то есть по основным источникам доходов и основ ным направлениям расходов. Одновременно Верховный Совет СССР в Законе о государственном бюджете уста навливает в общих суммах объемы союзного бюджета, а также бюджетов союзных республик и определяет раз меры отчислений от общегосударственных доходов в бюджеты республик. Бюджеты союзных республик рас сматриваются и утверждаются в таком же порядке.
Около половины оборотных средств предприятий и хозяйственных организаций образуется за счет банков ского кредита. Кредит служит также одним из важных источников капитальных вложений в колхозно-коопера тивный сектор социалистического хозяйства и в инди видуальное жилищное строительство.
Ссуды, удовлетворяющие потребность хозяйства в оборотных средствах на образование запасов сырья, ма териалов, топлива, готовой продукции, на затраты по производству, краткосрочны. Продолжительность этих ссуд определяется временем, которое необходимо для переработки сырья и материалов или для реализации товаров и, как правило, не превышает 12 месяцев. Ссуды, используемые для капитальных вложений, выда ются главным образом в форме долгосрочного кредита. Перераспределение денежных ресурсов в порядке крат косрочного и долгосрочного кредитования осуществля ется банками. Краткосрочное кредитование народного хозяйства сосредоточено почти полностью в Госбанке.
В современных условиях роль кредита в развитии промышленности и стимулировании эффективности про изводства повышается. Преимущество при кредитова нии и расчетах отдается хорошо работающим предприя тиям, выполняющим план производства и реализации продукции, планы накоплений, а также сохраняющим собственные оборотные средства.
Кредиты выдаются на капитальное строительство, если они могут быть возмещены в срок до 5 лет с мо мента ввода в эксплуатацию. На новую технику, если для этого недостаточно средств фонда развития дан ного предприятия, кредиты выдаются на срок до 6 лет.
Расширяется кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на зарплату с участием собственных
И * |
307 |
оборотных средств и средств банка. Выдаются также кредиты на освоение выпуска новой, высококачествен ной продукции (сроком до одного года при окупаемо сти и погашении ссуд в течение этого срока).
Кредитование производится с таким расчетом, чтобы стимулировать улучшение экономической деятельности предприятий. С этой целью повышаются по сравнению с платой за оборотные фонды проценты за пользование отдельными видами кредитов: на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, под сверх нормативные запасы материалов, а также по просро ченным ссудам. С этой -же целью повышаются размеры исков и штрафов.
Госбанк выдает ссуды лишь на цели, предусмотрен ные в народнохозяйственном плане, и с учетом хода его выполнения. Кредит предоставляется не обезличенно, а на образование запасов определенных материальных ценностей, которые служат обеспечением выданных ссуд. При выдаче ссуд под расчетные документы в пути ма териальным обеспечением ссуд являются товары, отгру женные потребителям. По мере переработки и реализа ции материальных ценностей, под которые выдан кре дит, ссуды должны погашаться. Это обусловливает воз вратность кредита и вместе с тем его срочность. Сроки ссуд согласуются с установленным по плану временем производства и временем обращения.
Функция краткосрочного кредитования органически сочетается у Госбанка с его другими важными функ циями— организацией денежных расчетов между всеми предприятиями, хозяйственными организациями и уч реждениями в стране и регулированием денежного об ращения.
Все государственные, кооперативные и общественные предприятия и учреждения хранят свои денежные сред ства на счетах в Госбанке.
Денежные расчеты между предприятиями произво дятся через Госбанк путем безналичного перечисления средств со счета плательщика на счет получателя плате жа (за исключением мелких сумм, оплачиваемых налич ными деньгами). На Госбанк возложено также кассовое исполнение государственного бюджета. Все доходы бюд жета зачисляются на бюджетные счета в Государственном банке. Расходы бюджета производятся с этих счетов.
308
Госбанк является расчетным центром для народного хозяйства. Он сосредоточивает все временно свободные остатки средств предприятий и учреждений, а также свободные остатки средств по исполнению государствен ного бюджета.
Кроме того, Госбанк располагает для кредитования народного хозяйства собственными средствами в виде закрепленных за ним государством уставного и резерв ного фондов.
Деятельность Госбанка по привлечению свободных средств и выдаче ссуд организуется на основе кредит ных планов, утверждаемых правительством на каждый квартал. Необходимость в квартальных кредитных пла нах вызывается, во-первых, тем, что размеры кредитов, предоставляемых предприятиям отдельных отраслей хо зяйства, значительно изменяются на протяжении года под влиянием сезонных факторов. Во-вторых, при со ставлении квартальных кредитных планов полнее учи тываются потребности в кредитах, вытекающих из хода выполнения народнохозяйственных планов.
Помимо квартальных кредитных планов, составля ются расчеты кредитного плана Госбанка на год и на более длительные периоды. Эти расчеты используются при составлении сводного финансового плана народно го хозяйства.
Кредитный план Госбанка составляется по схеме, по казанной в таблице 18, на стр. 310.
В отличие от других финансовых планов кредитный план Госбанка показывает не поступления и выдачу денег, а наличие ресурсов у банка к началу и к концу планового периода и соответственно задолжен ность хозяйства банку по предоставленным креди там.
Одним из наиболее важных источников образования ресурсов Госбанка служат свободные остатки средств по исполнению государственного бюджета. Главная мас са этих средств концентрируется на счете союзного бюд жета. Кроме того, значительные средства находятся на счетах республиканских и местных бюджетов. Остатки средств бюджета в качестве ресурса Госбанка плано мерно образуются за счет ежегодного превышения до ходов над расходами. При составлении и исполнении го сударственного бюджета обеспечивается превышение до
309
ходов над расходами в размерах, необходимых для сбалансирования кредитных ресурсов и кредитных вло жений Госбанка. В этом проявляется особая роль го сударственного бюджета СССР, концентрирующего ос новную массу финансовых ресурсов страны и обеспечи вающего сбалансирование всех других финансовых пла нов, в том числе кредитного плана Госбанка.
Стройбанк СССР проводит свои денежные операции через Госбанк, в связи с чем на корреспондентских сче тах этого банка всегдаимеется определенный свобод ный остаток средств, используемый Госбанком в каче стве источника для кредитования народного хозяйства. Сберегательные кассы хранят свои кассовые резервы также в Госбанке СССР.
-
Ресурсы:
Средства хозяйстваТекущие счета
Счета союзного, республи канских и местных бюд жетов
Счета кредитных учреждений Деньги в обращении Прочие ресурсы
|
|
Т а б л и ц а 18 |
||
П л ан на |
О ж и д аем о е |
|
|
|
вы п о л н е |
П лан |
И зм ен ен и е |
||
н ач ало |
н и е на |
на кон ец |
||
з а к в ар т а л |
||||
к и ар т а л а |
н ач ало |
к в а р т а л а |
||
|
к в а р т а л а
В с е г о
Направление ресурсов: Ссуды плановые Ссуды под расчетные доку
менты в пути Ссуды на временные нужды Ссуды просроченные
И т о г о с с у д
Прочие активы
В с е г о
310
Госбанк использует для кредитования народного хо зяйства наряду с другими источниками деньги, выпускае мые в обращение в строгом соответствии с потребностя ми оборота. С ростом денежных доходов населения, роз ничного товарооборота и объема платных услуг, предо ставляемых населению, увеличивается и общий объем оборота наличных денег в стране. Соответственно уве личивается и сумма денег, необходимая для обслужи вания этого оборота. Размеры выпуска денег в обраще ние (а в необходимых случаях изъятие денег из обра
щения) |
определяются по кассовым планам |
Госбанка. |
|
В кредитном плане учитывается вся сумма денег |
в об |
||
ращении |
на конец планируемого периода. |
Для |
этого |
сумма денег в обращении на начало периода увеличи вается или уменьшается на сумму устанавливаемого по кассовому плану выпуска или изъятия денег..
Планомерное развитие социалистической экономики создает объективные условия для планирования денеж ного обращения в СССР.
Основная масса продукции, поступающая в народно хозяйственный оборот, производится в СССР государ ственными и кооперативными предприятиями и реали зуется по планам, устанавливаемым государством. Госу дарство распределяет национальный доход, устанавли вает уровень заработной платы, закупочные и рознич ные цены, и перераспределяет в плановом порядке сред ства через финансовую систему. Таким образом, госу дарство планирует все основные факторы, определяю щие обращение денег в стране.
В СССР существует строгое разграничение между двумя сферами денежных расчетов — безналичным де нежным оборотом и обращением наличных денег. Рас четы между государственными и кооперативными пред; приятиями и учреждениями за товары и услуги осу ществляются, за исключением уплаты мелких денежных сумм, путем безналичных перечислений через банки. Расчеты же между государственными и кооперативны ми предприятиями и учреждениями, с одной стороны, и населением — с другой, производятся, как правило, при посредстве наличных денег. При помощи наличных де нег осуществляются также расчеты между отдельными гражданами, связанные с покупкой товаров на рынке или оказанием услуг.
311
Но обращение наличных денег и безналичные денеж ные обороты органически связаны между собой. Напри мер, промышленные предприятия направляют часть де нег, поступающих на расчетные счета в порядке безна личных расчетов, для выплаты рабочим и служащим заработной платы наличными деньгами. В свою оче редь, рабочие и служащие расходуют полученные ими наличные деньги на приобретение товаров в магазинах
ина оплату услуг. Вырученные деньги сдаются торго выми предприятиями в Госбанк для зачисления на счета
ипринимают форму безналичных денежных средств. Эти средства направляются затем для уплаты денег поставщикам товаров посредством безналичных расче тов через Госбанк.
Финансовое планирование в СССР направлено на стимулирование роста денежных накоплений в хозяй стве за счет роста производства и* сокращения издер жек производства и обращения, на достижение эконо мии во всех сферах общественной жизни, на ускорение оборота материальных ценностей. Организуя расчеты и предоставляя кредиты народному хозяйству, Госбанк следит за тем, чтобы оборот денег был согласован с движением материальных ценностей, предусмотренным народнохозяйственным планом. Финансовые органы и банки долгосрочных вложений, осуществляя финансиро вание народного хозяйства, выдают средства по мере выполнения хозяйственных планов, чем также обеспечи вается соответствие между денежным и материальным оборотом в народном хозяйстве.
Хотя в едином процессе экономического кругооборо та обращение наличных денег и безналичные расчеты переплетаются и воздействуют друг на друга, все же сфере наличноденежного обращения присущи свои спе цифические закономерности, и правильное функциони рование денег в этой сфере имеет решающее значение для устойчивости денежной системы.
Плановое ведение хозяйства при социализме позво ляет обеспечить правильные соотношения между денеж ными доходами населения и предложением товаров по устойчивым государственным ценам, Планомерно орга низовать обращение наличных денег в стране. Это слу жит наиболее твердой основой прочности советской ва люты.
312
Планирование денежного обращения осущеегйлйеТ'Сй
вСССР путем разработки балансов .денежных доходов
ирасходов населения, а также посредством составления
иисполнения кассовых планов Государственного банка. На стр. 314 приведена схема баланса денежных доходов
ирасходов населения.
Вплановых расчетах для определения общего объ ема денежных средств, которые население предъявит на покупку товаров в государственной и кооперативной тор говле, наряду с развернутой схемой баланса денежных доходов и расходов населения используется и сокра щенная. Сокращенная схема характеризует денежные
доходы, получаемые от социалистических предприятий и учреждений, и расходы, связанные с уплатой денег этим предприятиям и учреждениям. В этой схеме балан са, следовательно, не учитывается денежный оборот между группами населения.
Эмиссия и изъятие денежных рредств могут быть осу ществлены на основе данных контор Госбанка по райо нам страны, где устойчиво обнаруживается недостача денег или их излишек. Государственный банк СССР яв ляется исходным и конечным пунктом обращения денег. Он имеет монопольное право эмиссии денег, все налич ные деньги поступают в обращение из его касс.
Инструментом текущего планирования и регулирова ния денежного обращения служит кассовый план Гос банка, который составляется по схеме, приведенной на стр. 315. В этой схеме показаны каналы поступлений и выдач наличных денег.
Отделения Госбанка имеют оборотную кассу, где хранятся наличные деньги в размере, необходимом для удовлетворения ежедневной потребности. На основании этой потребности для каждого отделения устанавливают лимит оборотной кассы. Кроме того, почти все отделе ния банка имеют резервные фонды .денежных знаков.
По окончании рабочего дня из оборотной кассы сум ма денег, превышающая лимит, должна быть перечисле на в резервный фонд, то есть изъята из обращения. В случае если лимит оборотной кассы не обеспечивает на предстоящие дни необходимых платежей, отделение банка запрашивает вышестоящий орган банка о разре шении подкрепления оборотной кассы за счет резерв ного фонда. Эти разрешения даются республиканскими
313