Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ну экономию от снижения затрат на производство реа­ лизуемой продукции в планируемом году.

Прибыль в строительстве определяется, исходя из планируемого объема строительно-монтажных работ и установленного в сметах планового процента накопле­ ний, с учетом намечаемой по народнохозяйственному плану экономии от снижения себестоимости строительно­ монтажных работ.

Прибыль предприятий транспорта определяется как разница между валовым доходом от перевозок и плани­ руемыми эксплуатационными расходами.

Прибыль торговых организаций исчисляется на ос­ нове намечаемого объема товарооборота, суммы торго­ вых наложений и издержек обращения. В сбытовых и снабженческих организациях прибыль определяется на основе аналогичных плановых показателей.

В финансовом плане страны учитывается также при­ быль заготовительных организаций, коммунальных пред­ приятий, банков, органов государственного страхования и других организаций.

Чистый доход колхозов выступает в форме отчис­ лений в' общественные фонды (на пополнение недели­ мых фондов, на образование оборотных средств и фон­ дов авансирования колхозников по оплате труда, на культурные нужды), подоходного налога и платежей по государственному страхованию. Эти элементы чистого дохода исчисляются на основе планового расчета денеж­ ных доходов колхозов и их распределения.

Другим важным источником пополнения финансовых ресурсов является плата за фонды (в частичную заме­ ну налога с оборота). Плата за фонды устанавливается дифференцированно по отраслям и предприятиям от пер­ воначальной стоимости основных фондов и оборотных средств (твердая ставка). Эта плата осуществляется за счет прибыли предприятия.

Амортизационные отчисления устанавливаются так­ же за счет доходов предприятий в процентах к стоимо­ сти основных фондов.

Оборотные средства пополняются предприятиями в основном за счет их прибыли, а также за счет кредитов банка.

Главную часть доходов бюдже?а, как мы видим, со­ ставляют доходы социалистического хозяйства. Доля

11 З а к а з 444

305

средств населения (в том числе налогов) в доходной части бюджета постоянно сокращается.

Основные статьи расходов по бюджету очевидны из приведенной выше схемы сводного финансового плана и не нуждаются в дополнительных комментариях.

Государственный бюджет СССР объединяет союзный бюджет и бюджеты союзных республик.

Государственный бюджет союзной республики, в свою очередь, включает республиканский бюджет, бюд­ жеты автономных республик и местные бюджеты-обла­ стных (краевых), городских, районных, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся.

Все местные бюджеты, начиная от сельских, входят как самостоятельные ^асти в состав бюджетов выше­ стоящих административно-территориальных единиц и затем — в состав бюджетов союзных республик, а в ито­ ге— в состав государственного бюджета СССР.

Доходы и расходы бюджетов отдельных районов, городов, областей, автономных и союзных республик определяются их хозяйственными планами.

Составлению проектов бюджетов союзных республик предшествует разработка проектов балансов доходов и расходов и смет министерствами и центральными учреж­ дениями республик, а также проектов бюджетов мест­ ных Советов депутатов трудящихся. Проекты бюджетов союзных республик, принятые Советами Министров со­ юзных республик, представляются в Совет Министров

СССР. Министерство финансов СССР по поручению Правительства СССР рассматривает их с точки зрения соответствия проекту народнохозяйственного плана и включает в проект государственного бюджета СССР.

Госплан СССР представляет правительству свое за­ ключение по проекту бюджета, подготовленному Мини­ стерством финансов СССР. В заключении Госплана

СССР содержится анализ выполнения государственного бюджета за предыдущий год и предлагаются меры, обеспечивающие выполнение планируемого бюджета.

Госпланы союзных республик также разрабатывают заключения на проекты бюджетов, составленные мини­ стерствами финансов союзных республик.

Одобренный Правительством СССР проект государ­ ственного бюджета вносится на обсуждение Верховного Совета СССР. После всестороннего обсуждения и вне­

306


сения необходимых изменений Верховный Совёт СССР

утверждает государственный бюджет СССР по разде­ лам, то есть по основным источникам доходов и основ­ ным направлениям расходов. Одновременно Верховный Совет СССР в Законе о государственном бюджете уста­ навливает в общих суммах объемы союзного бюджета, а также бюджетов союзных республик и определяет раз­ меры отчислений от общегосударственных доходов в бюджеты республик. Бюджеты союзных республик рас­ сматриваются и утверждаются в таком же порядке.

Около половины оборотных средств предприятий и хозяйственных организаций образуется за счет банков­ ского кредита. Кредит служит также одним из важных источников капитальных вложений в колхозно-коопера­ тивный сектор социалистического хозяйства и в инди­ видуальное жилищное строительство.

Ссуды, удовлетворяющие потребность хозяйства в оборотных средствах на образование запасов сырья, ма­ териалов, топлива, готовой продукции, на затраты по производству, краткосрочны. Продолжительность этих ссуд определяется временем, которое необходимо для переработки сырья и материалов или для реализации товаров и, как правило, не превышает 12 месяцев. Ссуды, используемые для капитальных вложений, выда­ ются главным образом в форме долгосрочного кредита. Перераспределение денежных ресурсов в порядке крат­ косрочного и долгосрочного кредитования осуществля­ ется банками. Краткосрочное кредитование народного хозяйства сосредоточено почти полностью в Госбанке.

В современных условиях роль кредита в развитии промышленности и стимулировании эффективности про­ изводства повышается. Преимущество при кредитова­ нии и расчетах отдается хорошо работающим предприя­ тиям, выполняющим план производства и реализации продукции, планы накоплений, а также сохраняющим собственные оборотные средства.

Кредиты выдаются на капитальное строительство, если они могут быть возмещены в срок до 5 лет с мо­ мента ввода в эксплуатацию. На новую технику, если для этого недостаточно средств фонда развития дан­ ного предприятия, кредиты выдаются на срок до 6 лет.

Расширяется кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на зарплату с участием собственных

И *

307

оборотных средств и средств банка. Выдаются также кредиты на освоение выпуска новой, высококачествен­ ной продукции (сроком до одного года при окупаемо­ сти и погашении ссуд в течение этого срока).

Кредитование производится с таким расчетом, чтобы стимулировать улучшение экономической деятельности предприятий. С этой целью повышаются по сравнению с платой за оборотные фонды проценты за пользование отдельными видами кредитов: на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, под сверх­ нормативные запасы материалов, а также по просро­ ченным ссудам. С этой -же целью повышаются размеры исков и штрафов.

Госбанк выдает ссуды лишь на цели, предусмотрен­ ные в народнохозяйственном плане, и с учетом хода его выполнения. Кредит предоставляется не обезличенно, а на образование запасов определенных материальных ценностей, которые служат обеспечением выданных ссуд. При выдаче ссуд под расчетные документы в пути ма­ териальным обеспечением ссуд являются товары, отгру­ женные потребителям. По мере переработки и реализа­ ции материальных ценностей, под которые выдан кре­ дит, ссуды должны погашаться. Это обусловливает воз­ вратность кредита и вместе с тем его срочность. Сроки ссуд согласуются с установленным по плану временем производства и временем обращения.

Функция краткосрочного кредитования органически сочетается у Госбанка с его другими важными функ­ циями— организацией денежных расчетов между всеми предприятиями, хозяйственными организациями и уч­ реждениями в стране и регулированием денежного об­ ращения.

Все государственные, кооперативные и общественные предприятия и учреждения хранят свои денежные сред­ ства на счетах в Госбанке.

Денежные расчеты между предприятиями произво­ дятся через Госбанк путем безналичного перечисления средств со счета плательщика на счет получателя плате­ жа (за исключением мелких сумм, оплачиваемых налич­ ными деньгами). На Госбанк возложено также кассовое исполнение государственного бюджета. Все доходы бюд­ жета зачисляются на бюджетные счета в Государственном банке. Расходы бюджета производятся с этих счетов.

308


Госбанк является расчетным центром для народного хозяйства. Он сосредоточивает все временно свободные остатки средств предприятий и учреждений, а также свободные остатки средств по исполнению государствен­ ного бюджета.

Кроме того, Госбанк располагает для кредитования народного хозяйства собственными средствами в виде закрепленных за ним государством уставного и резерв­ ного фондов.

Деятельность Госбанка по привлечению свободных средств и выдаче ссуд организуется на основе кредит­ ных планов, утверждаемых правительством на каждый квартал. Необходимость в квартальных кредитных пла­ нах вызывается, во-первых, тем, что размеры кредитов, предоставляемых предприятиям отдельных отраслей хо­ зяйства, значительно изменяются на протяжении года под влиянием сезонных факторов. Во-вторых, при со­ ставлении квартальных кредитных планов полнее учи­ тываются потребности в кредитах, вытекающих из хода выполнения народнохозяйственных планов.

Помимо квартальных кредитных планов, составля­ ются расчеты кредитного плана Госбанка на год и на более длительные периоды. Эти расчеты используются при составлении сводного финансового плана народно­ го хозяйства.

Кредитный план Госбанка составляется по схеме, по­ казанной в таблице 18, на стр. 310.

В отличие от других финансовых планов кредитный план Госбанка показывает не поступления и выдачу денег, а наличие ресурсов у банка к началу и к концу планового периода и соответственно задолжен­ ность хозяйства банку по предоставленным креди­ там.

Одним из наиболее важных источников образования ресурсов Госбанка служат свободные остатки средств по исполнению государственного бюджета. Главная мас­ са этих средств концентрируется на счете союзного бюд­ жета. Кроме того, значительные средства находятся на счетах республиканских и местных бюджетов. Остатки средств бюджета в качестве ресурса Госбанка плано­ мерно образуются за счет ежегодного превышения до­ ходов над расходами. При составлении и исполнении го­ сударственного бюджета обеспечивается превышение до­

309


ходов над расходами в размерах, необходимых для сбалансирования кредитных ресурсов и кредитных вло­ жений Госбанка. В этом проявляется особая роль го­ сударственного бюджета СССР, концентрирующего ос­ новную массу финансовых ресурсов страны и обеспечи­ вающего сбалансирование всех других финансовых пла­ нов, в том числе кредитного плана Госбанка.

Стройбанк СССР проводит свои денежные операции через Госбанк, в связи с чем на корреспондентских сче­ тах этого банка всегдаимеется определенный свобод­ ный остаток средств, используемый Госбанком в каче­ стве источника для кредитования народного хозяйства. Сберегательные кассы хранят свои кассовые резервы также в Госбанке СССР.

-

Ресурсы:

Средства хозяйстваТекущие счета

Счета союзного, республи­ канских и местных бюд­ жетов

Счета кредитных учреждений Деньги в обращении Прочие ресурсы

 

 

Т а б л и ц а 18

П л ан на

О ж и д аем о е

 

 

вы п о л н е ­

П лан

И зм ен ен и е

н ач ало

н и е на

на кон ец

з а к в ар т а л

к и ар т а л а

н ач ало

к в а р т а л а

 

к в а р т а л а

В с е г о

Направление ресурсов: Ссуды плановые Ссуды под расчетные доку­

менты в пути Ссуды на временные нужды Ссуды просроченные

И т о г о с с у д

Прочие активы

В с е г о

310

Госбанк использует для кредитования народного хо­ зяйства наряду с другими источниками деньги, выпускае­ мые в обращение в строгом соответствии с потребностя­ ми оборота. С ростом денежных доходов населения, роз­ ничного товарооборота и объема платных услуг, предо­ ставляемых населению, увеличивается и общий объем оборота наличных денег в стране. Соответственно уве­ личивается и сумма денег, необходимая для обслужи­ вания этого оборота. Размеры выпуска денег в обраще­ ние (а в необходимых случаях изъятие денег из обра­

щения)

определяются по кассовым планам

Госбанка.

В кредитном плане учитывается вся сумма денег

в об­

ращении

на конец планируемого периода.

Для

этого

сумма денег в обращении на начало периода увеличи­ вается или уменьшается на сумму устанавливаемого по кассовому плану выпуска или изъятия денег..

Планомерное развитие социалистической экономики создает объективные условия для планирования денеж­ ного обращения в СССР.

Основная масса продукции, поступающая в народно­ хозяйственный оборот, производится в СССР государ­ ственными и кооперативными предприятиями и реали­ зуется по планам, устанавливаемым государством. Госу­ дарство распределяет национальный доход, устанавли­ вает уровень заработной платы, закупочные и рознич­ ные цены, и перераспределяет в плановом порядке сред­ ства через финансовую систему. Таким образом, госу­ дарство планирует все основные факторы, определяю­ щие обращение денег в стране.

В СССР существует строгое разграничение между двумя сферами денежных расчетов — безналичным де­ нежным оборотом и обращением наличных денег. Рас­ четы между государственными и кооперативными пред; приятиями и учреждениями за товары и услуги осу­ ществляются, за исключением уплаты мелких денежных сумм, путем безналичных перечислений через банки. Расчеты же между государственными и кооперативны­ ми предприятиями и учреждениями, с одной стороны, и населением — с другой, производятся, как правило, при посредстве наличных денег. При помощи наличных де­ нег осуществляются также расчеты между отдельными гражданами, связанные с покупкой товаров на рынке или оказанием услуг.

311


Но обращение наличных денег и безналичные денеж­ ные обороты органически связаны между собой. Напри­ мер, промышленные предприятия направляют часть де­ нег, поступающих на расчетные счета в порядке безна­ личных расчетов, для выплаты рабочим и служащим заработной платы наличными деньгами. В свою оче­ редь, рабочие и служащие расходуют полученные ими наличные деньги на приобретение товаров в магазинах

ина оплату услуг. Вырученные деньги сдаются торго­ выми предприятиями в Госбанк для зачисления на счета

ипринимают форму безналичных денежных средств. Эти средства направляются затем для уплаты денег поставщикам товаров посредством безналичных расче­ тов через Госбанк.

Финансовое планирование в СССР направлено на стимулирование роста денежных накоплений в хозяй­ стве за счет роста производства и* сокращения издер­ жек производства и обращения, на достижение эконо­ мии во всех сферах общественной жизни, на ускорение оборота материальных ценностей. Организуя расчеты и предоставляя кредиты народному хозяйству, Госбанк следит за тем, чтобы оборот денег был согласован с движением материальных ценностей, предусмотренным народнохозяйственным планом. Финансовые органы и банки долгосрочных вложений, осуществляя финансиро­ вание народного хозяйства, выдают средства по мере выполнения хозяйственных планов, чем также обеспечи­ вается соответствие между денежным и материальным оборотом в народном хозяйстве.

Хотя в едином процессе экономического кругооборо­ та обращение наличных денег и безналичные расчеты переплетаются и воздействуют друг на друга, все же сфере наличноденежного обращения присущи свои спе­ цифические закономерности, и правильное функциони­ рование денег в этой сфере имеет решающее значение для устойчивости денежной системы.

Плановое ведение хозяйства при социализме позво­ ляет обеспечить правильные соотношения между денеж­ ными доходами населения и предложением товаров по устойчивым государственным ценам, Планомерно орга­ низовать обращение наличных денег в стране. Это слу­ жит наиболее твердой основой прочности советской ва­ люты.

312

Планирование денежного обращения осущеегйлйеТ'Сй

вСССР путем разработки балансов .денежных доходов

ирасходов населения, а также посредством составления

иисполнения кассовых планов Государственного банка. На стр. 314 приведена схема баланса денежных доходов

ирасходов населения.

Вплановых расчетах для определения общего объ­ ема денежных средств, которые население предъявит на покупку товаров в государственной и кооперативной тор­ говле, наряду с развернутой схемой баланса денежных доходов и расходов населения используется и сокра­ щенная. Сокращенная схема характеризует денежные

доходы, получаемые от социалистических предприятий и учреждений, и расходы, связанные с уплатой денег этим предприятиям и учреждениям. В этой схеме балан­ са, следовательно, не учитывается денежный оборот между группами населения.

Эмиссия и изъятие денежных рредств могут быть осу­ ществлены на основе данных контор Госбанка по райо­ нам страны, где устойчиво обнаруживается недостача денег или их излишек. Государственный банк СССР яв­ ляется исходным и конечным пунктом обращения денег. Он имеет монопольное право эмиссии денег, все налич­ ные деньги поступают в обращение из его касс.

Инструментом текущего планирования и регулирова­ ния денежного обращения служит кассовый план Гос­ банка, который составляется по схеме, приведенной на стр. 315. В этой схеме показаны каналы поступлений и выдач наличных денег.

Отделения Госбанка имеют оборотную кассу, где хранятся наличные деньги в размере, необходимом для удовлетворения ежедневной потребности. На основании этой потребности для каждого отделения устанавливают лимит оборотной кассы. Кроме того, почти все отделе­ ния банка имеют резервные фонды .денежных знаков.

По окончании рабочего дня из оборотной кассы сум­ ма денег, превышающая лимит, должна быть перечисле­ на в резервный фонд, то есть изъята из обращения. В случае если лимит оборотной кассы не обеспечивает на предстоящие дни необходимых платежей, отделение банка запрашивает вышестоящий орган банка о разре­ шении подкрепления оборотной кассы за счет резерв­ ного фонда. Эти разрешения даются республиканскими

313