Файл: Конспект лекций Рекомендовано к изданию кафедрой Менеджмент организации и управление инновациями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 12
Перечень основных умений и навыков,
относящихся ко второму квалификационному уровню специалистов по управлению инновационными проектами
-
Информация и анализ: собирать и анализировать информацион- ные материалы, обеспечивающие инновационную деятельность; собирать информацию, анализировать и прогнозировать поведе- ние конкурентов на рынке нового продукта; обирать информа- цию и прогнозировать состояние конкурентных разработок; ори- ентироваться в источниках информации, включая Интернет и базы данных; ориентироваться во внешней среде инновационно- го предпринимательства; подготавливать материалы для прове- дения технологического аудита инновационного предприятия; формировать базы данных и архивных документов по инноваци- онной деятельности; поддерживать базы данных и архивных до- кументов по инновационной деятельности; готовить отчёты в соответствии с российскими и международными стандартами. -
Экономическое обеспечение управления: выявлять, анализиро- вать и оценивать риски, управлять инвестициями в инновацион- ную деятельность, включая венчурное инвестирование. -
Маркетинг, реклама, PR нового продукта: выполнять маркетин- говые исследования нового продукта, доводить информацию о новом продукте до потенциальных потребителей, подготавли- вать рекламные и информационные материалы об инновацион- ной организации, продуктах, технологии, подготавливать и про- водить презентации нового продукта потребителям, собирать информацию об отношении покупателей к новому продукту, со- бирать и анализировать информацию о продажах. -
Создание нового продукта: планировать и организовывать рабо- ту по созданию и выведению на рынок нового продукта в соот- ветствии с международными стандартами (ИСО), выполнять ра- боту по созданию и выведению на рынок нового продукта в со- ответствии с международными стандартами (ИСО), организовы- вать и выполнять разработку нового проекта в соответствии с требованиями системы качества. -
Производство нового продукта: организовывать производствен- ный процесс в соответствии с требованиями системы качества,
организовывать контроль составляющих продукта в соответ- ствии с требованиями системы качества.
-
Контроль качества, аттестация и сертификация нового продукта: организовывать выходной и предпродажный контроль в соот- ветствии с требованиями системы качества, получать необходи- мые разрешения для постановки новой продукции на производ- ство; управлять аттестацией нового продукта: уточнять требова- ния и оформлять сопроводительные документы для аттестации, составлять необходимую документацию для аттестации новой продукции, организовывать испытания новой продукции, сопро- вождать документы в органах аттестации; управлять сертифика- цией нового продукта в соответствии с международными стан- дартами ISO: уточнять требования и оформлять сопроводитель- ные документы для сертификации продукта, составлять необхо- димую документацию для сертификации новой продукции, ор- ганизовывать сертификационные испытания новой продукции, осуществлять сертификацию нового продукта в соответствии с международными стандартами (ISO), собирать и анализировать статистику отказов в соответствии с международными стандар- тами (ISO); управлять лицензированием видов инновационной деятельности: уточнять требования и оформлять сопроводитель- ные документы для лицензирования, сопровождать документы в лицензирующих органах, организовывать и проводить перегово- ры с потенциальными потребителями, организовывать продажи нового продукта и технологии, подготавливать предложения по мотивации продавцов, системе скидок и сервисной политике. -
Сервисное сопровождение нового продукта: организовывать со- провождение нового продукта, включая обучение персонала по- купателя, организовывать сервис. -
Интеллектуальная собственность: выполнять мероприятия по охране интеллектуальной собственности в меру своей компетен- ции, организовывать и проводить переговоры с авторами, рас- считывать авторское вознаграждение при создании и использо- вании объектов интеллектуальной собственности, цены лицен- зии, собирать и анализировать патентно-правовую и коммерче- скую информацию при создании и выведении на рынок нового продукта, включая источники Интернета. -
Продвижение на рынок нового товара: оценивать коммерческий потенциал разработок, технологий, инновационных проектов,
выполнять мероприятия по продвижению нового продукта на рынок, готовить материалы в бизнес-план инновационного про- екта, определять сферы применений научно-технических идей и разработок, формировать мотивацию и обеспечивать взаимодей- ствие с партнёрами и потребителями, вести работу с партнёрами и потребителями на рынке инновационного продукта, организо- вывать переговоры с партнёрами по инновационной деятельно- сти в соответствии с протоколом, подготавливать презентации инновационного проекта, рассчитывать цену лицензии.
-
Самоменеджмент: владеть иностранным языком профессио- нального делового общения, владеть персональным компьюте- ром и офисной оргтехникой, вести делопроизводство, планиро- вать документооборот, обрабатывать, систематизировать и архи- вировать поступающую в организацию информацию, собирать, анализировать и подготавливать информационные материалы, взаимодействовать с партнёрами, уметь общаться, вести перего- воры по телефону, самоконтроль, способность к критическому анализу результатов, самостоятельно принимать решения, со- блюдать дисциплину, разрешать конфликтные ситуации, брать на себя ответственность за своё профессиональное развитие, обеспечивать достоверность полученных данных, культура меж- личностного общения, работать в Интернете, работать в коллек- тиве, аккуратность, добросовестность, заинтересованность.
Приложение 13
Распределение ролей в команде управления проектом
(по Белбину)111
Методика тестирования
Мередит Белбин — американский психолог, который свыше десяти лет посвятил изучению условий, необходимых для успешной деятельности управленческих команд. Предположение Белбина со- стоит в том, что каждый член рабочей группы играет двойную роль. Первая роль, функциональная, связана с формальной спецификой деятельности группы. Вторая, которую Белбин назвал «командной ролью», гораздо менее очевидна, однако именно она важна для успешной деятельности группы.
Белбину удалось создать модель, подтверждённую необычайно большим массивом экспериментальных данных. В результате мас- штабных и тщательно спланированных экспериментов с рабочими группами он выделил и описал восемь командных ролей, которыми характеризуется все «ролевое разнообразие» группы. Эти восемь ро- лей условно (в литературе эти роли обозначаются по-разному) были названы так: «исполнитель» (И), «председатель» (П), «формирова- тель» (Ф), «мыслитель» (М), «исследователь ресурсов» (ИР), «оце- нивающий» (О), «коллективист» (К) и «доводящий до конца» (Д).
При подборе команды следует включать в неё людей, личност- ные характеристики которых охватывают диапазон качеств, необхо- димых для того, чтобы все восемь ролей могли быть реализованы. Это не означает, что группа должна состоять непременно из восьми чело- век, кто-то из работников может совмещать психологические роли, главное — чтобы все функции выполнялись. Полная ролевая структу- ра создаёт предпосылки для эффективного партнёрского взаимодей- ствия, обеспечивающего результаты трудовой деятельности, соответ- ствующие интересам команды проекта. В случае если группа работает неэффективно, полезно проанализировать её состав
в свете рассматри- ваемых восьми ролей. Возможно, что в коллективе не хватает сотруд- ника, который мог бы играть какую-либо из важных ролей. Тогда необходимо подобрать такого человека или попытаться обучить дру- гих членов группы выполнять соответствующие функции.
111 Попов Ю. И., Яковенко О. В. Управление проектами: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. 208 с. (Учебни-
ки для программы МВА).
Тест Белбина
Тест Белбина состоит из семи разделов. В каждом из разделов нужно распределить 10 баллов между возможными ответами соглас- но вашему представлению об их соответствии вашему собственному поведению. Эти десять баллов могут быть распределены между не- сколькими утверждениями или, возможно, все приписаны одному- единственному ответу.
-
Что, по моему мнению, я могу внести в работу команды:-
я полагаю, что могу сразу увидеть новые возможности и извлечь из них пользу; -
я могу хорошо сработаться с самыми разными людьми; -
генерирование идей является одним из моих природных качеств; -
у меня есть способность привлекать людей, которые могут внести ценный вклад в работу группы; -
моя личная эффективность во многом основана на способ- ности доводить начатое до конца; -
я готов смириться с временной непопулярностью, если это приведёт к значительным результатам в дальнейшем; -
обычно я быстро «схватываю», что будет «работать» на практике в известных мне ситуациях; -
я могу предложить нечто разумное для альтернативного курса действий без проявления пристрастия или предвзя- тости.
-
-
Мои возможные недостатки при работе в команде могут прояв- ляться следующим образом:-
я ощущаю беспокойство, если собрания команды недоста- точно структурированы, их ход плохо контролируется и они проводятся в недостаточно организованной манере; -
в противовес команде я склонен поддерживать людей, чья обоснованная точка зрения не получила должной оценки; -
я склонен много говорить в моменты, когда группа пере- ходит к предложению новых идей; -
мой объективизм затрудняет нахождение компромисса с коллегами; -
когда возникает необходимость дать ход какому-либо де- лу, окружающие порой воспринимают меня как человека, склонного к авторитарным методам; -
мне трудно принимать руководящие решения, потому что я слишком чуток к атмосфере в группе; -
я склонен увлекаться идеями, которые приходят мне в го- лову, и таким образом терять «нить» происходящего во- круг; -
мои коллеги нередко считают меня человеком, излишне беспокоящимся о деталях и преувеличивающим возмож- ность неблагоприятного исхода событий.
-
-
Когда я участвую в работе над каким-либо проектом с другими людьми:-
я обладаю способностью влиять на людей, не оказывая давления на них; -
моя внимательность позволяет избегать многих ошибок и оплошностей; -
я готов настаивать на немедленных действиях для того, чтобы участники не тратили времени впустую и не теряли из виду основной цели; -
я способен внести оригинальный вклад в работу группы; -
я всегда готов поддержать разумное предложение, отве- чающее общим интересам; -
я всегда веду поиск новейших идей и разработок; -
я полагаю, что окружающие ценят мою способность к беспристрастным суждениям; -
на меня можно положиться в том, что все основные виды работ будут организованы.
-
-
Характерный для меня подход к групповой работе состоит в сле- дующем:-
я искренне заинтересован в том, чтобы лучше узнать кол- лег; -
если я с чем-то не согласен, я достаточно легко бросаю вызов мнению окружающих или поддерживаю точку зре- ния меньшинства; -
обычно я умею находить аргументы для опровержения не- обоснованных предложений; -
я думаю, у меня есть талант к организации работы надле- жащим образом, когда необходимо воплотить на практике намеченный план; -
я склонен избегать банальностей и выступать с неожидан- ными предложениями; -
я обычно стремлюсь достичь совершенства в любой дея- тельности; -
я умею извлекать выгоду для группы, используя внешние контакты; -
я выслушиваю разные точки зрения, но при принятии окончательного решения руководствуюсь собственным мнением.
-
-
Я получаю удовлетворение от работы, потому что:-
мне нравиться анализировать ситуации и взвешивать воз- можные альтернативы; -
мне интересно заниматься практическим решением про- блем; -
мне нравится осознавать, что я способствую хорошим ра- бочим отношениям; -
я могу лоббировать принятие необходимого решения; -
я умею сходиться с людьми, которые могут предложить новые идеи; -
я умею добиваться согласия людей действовать необхо- димым образом; -
я чувствую себя комфортно, когда могу полностью сосре- доточиться на выполнении задачи; -
мне нравится находить область деятельности, где нужно напрягать своё воображение.
-
-
Если бы мне вдруг поручили решение трудной задачи, ограничив время и предоставив в моё распоряжение незнакомых людей:-
я, скорее всего, уединился бы для того, чтобы найти выход из создавшегося положения перед тем, как разрабатывать единую линию поведения; -
я был бы готов поддержать того, чей подход к решению задачи окажется самым позитивным, каким бы сложным он ни был; -
я бы нашёл способ сократить время решения задачи, уста- новив, какой наилучший вклад могли бы внести различ- ные люди; -
моя склонность к безотлагательному решению задачи по- могла бы мне обеспечить выполнение графика; -
я полагаю, что сохранил бы хладнокровие и способность мыслить объективно; -
я был бы готов добиваться цели, несмотря на любое дав- ление; -
я был бы готов взять на себя роль лидера, если бы созна- вал, что группа не продвигается вперёд; -
я прибег бы к групповым обсуждениям для того, чтобы стимулировать поиск новых идей и сдвинуть дело с
-