Файл: Конспект лекций Рекомендовано к изданию кафедрой Менеджмент организации и управление инновациями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
реализуе-

мыми проектами. Всю полноту ответственности за управление про- ектами несут проект-менеджеры.


Рис. 21. Схема матричной организационной структуры Матричная структура более всего подходит средним предприя-

тиям, обладающим гибкими технологиями рабочих процессов, спе- циализирующимся на проектной и внедренческой деятельности или ориентирующимся на выпуск нескольких видов регулярно обновля- емой продукции.

Существенным недостатком матричной структуры является нарушение принципа единоначалия в отношениях между руководи- телями и исполнителями, что способно порождать серьёзные проти- воречия и конфликты. Необходимость усиливать выполнение функ- ции контроля компенсируется значительным синергетическим эф- фектом от использования матричной структуры и существенной экономией текущих расходов.

Каждая из рассмотренных структур имеет свои сильные слабые стороны, что обязательно необходимо учитывать при формировании системы управления проектами на предприятии.

ТЕМА 6. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ




Эффективная реализация проекта основана на последователь- ном выполнении всех процессов управления. Процесс управления проектом можно определить как совокупность действий, принося- щую измеримый результат.

Процесс управления проектом формирует прямую и обратную связь между субъектами и объектами управления. Под субъектами управления понимают основных участников проекта, а под объек- тами — проект, совокупность нескольких взаимосвязанных проек- тов, проектно-ориентированные предприятия, а также фазы проект- ного цикла.

По мнению Н. К. Топузова, А. Е. Щелконогова и Е. С. Сороки- ной процессы могут быть разбиты на шесть основных групп20: ини- циации, планирования, исполнения и контроля, анализа, управления и завершения.

Другие авторы, например Заренков В. А., выделяют также такие основные процессы, как разработка и гарантийные обязательства.

Инициация (инициирование) может быть определена как про- цесс формулирования идеи проекта и принятия решения о санкцио- нировании начала проекта.

Последовательность основных этапов процесса инициации про- екта приведена на рис. 22.





Рис. 22. Этапы процесса инициации проекта
В качестве условий реализации проекта могут выступать: но- вый или неудовлетворённый спрос; изменение требований рынка к существующему предложению, различные непредвиденные ситуа- ции и т. п.


20 Топузов Н. К. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконо- гов, Е. С. Сорокина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250

с.

Конкретные методы, средства и критерии отбора проекта опре- деляются лицом и группой лиц, принимающих решение относитель- но процесса разработки и реализации проекта. Согласно ряду меж- дународных стандартов в области управления проектами можно вы- делить две категории методов отбора: методы измерения дохода и методы оптимизации с ограничениями.

Процедура отбора проектов представляет собой чёткий поша- говый алгоритм принятия, рассмотрения, оценки и отбора проектных идей. А основными критериями отбора выступают предпринима- тельский и рыночный потенциал проекта, а в случае с инновацион- ными проектами - научный и инновационный потенциал.

Устав проекта является документом, определяющим деловую необходимость проекта, нацеленным на создание эффективной системы управления проектом. Он обозначает идею проекта, главные цели и принципы управления проектом. По сути, это нормативный документ, регламентирующий реализацию проекта, устанавливающий правила организации работ по проекту и порядок взаимодействия его участников.

Грамотно подготовленный устав проекта содержит не только терминологию, цели и методологию ведения проекта, но и страте- гию, организационную структуру управления проектом, функцио- нальные обязанности основных его участников.

После подписания устава заказчиком и менеджером проекта, данный документ вступает в силу и его положения являются обяза- тельными для выполнения всеми участниками проекта. В процессе выполнения работ по проекту в него могут быть внесены существен- ные изменения.

В отличие от инициатора проекта, который идентифицирует потребность в проекте и который может быть представителем любо- го подразделения и уровня организации, менеджер проекта — лицо, назначаемое для формирования команды проекта, для ежедневного
управления проектом в разрезе основных управленческих функций. Именно менеджер проекта несёт ответственность за достижение це- лей проекта в рамках установленного бюджета, в заданные сроки и с заданным уровнем качества.

Процесс разработки и планирования направлен на выявление и согласование наилучшего объёма и порядка действий, необходимых для достижения целей проекта.

В процессе разработки проекта осуществляется обоснование общего объёма необходимых инвестиций, разрабатывается очерёд- ность выполнения технологических процессов, выполняется расчёт эффективности. Главное — в процессе разработки составляется биз- нес-план проекта.

Планирование в управлении проектом призвано уменьшить или устранить неопределённость в отношении объёма работ, ресурсов и сроков реализации проекта, согласованность действий участников и эффективность операций. Кроме того, планирование является платфор- мой для текущего и итогового контроля за ходом реализации проекта.

Процесс планирования включает как основные, так и второсте- пенные процедуры.

Основные процедуры имеют чёткие логические и информаци- онные взаимосвязи, выполняются по несколько раз на протяжении каждой фазы проекта (рис. 23).




Рис. 23. Основные процедуры процесса планирования
Планирование целей подразумевает постановку конкретных задач. Основой построения планов на разных уровнях управления яв- ляется декомпозиция целей и работ, т. е. их разбивка на более мел- кие составляющие. Это позволяет наглядно представить не только уровни подчинённости целей и работ, но и зоны ответственности, а

также порядок отчётности.


Конкретное число уровней декомпозиции определяется слож- ностью и продолжительностью проекта. На низшем уровне декомпо- зиции располагают конечные работы, требующие одного или не- скольких исполнителей.

Декомпозицию работ проводят21:

  • по сфере ответственности (разделяют работы, выполняемые ге- неральным контрактором и субконтракторами);

  • по категориям работ (в зависимости от требований к конечным исполнителям, к оборудованию или материалам, таким как бетон, древесина или сталь);

  • по отдельным конструктивным элементам (крыша, стены и др.);

  • по месту нахождения проекта (если проект реализуют различ- ные исполнители);

  • по потребностям заказчика (например, для целей подготовки тендерной документации или осуществления различных денежных расчётов);

  • по потребностям контрактора (например, для целей учёта затрат). Определение состава и взаимосвязей операций (работ) проекта позволяет задокументировать не только перечень операций, из кото- рых состоит выполнение различных этапов проекта, но и технологи-

ческие и информационные взаимосвязи между ними.

Оценка длительностей или объёмов заключается в определении количества рабочих временных интервалов или объёмов работ, не- обходимых для завершения отдельных операций.

Определение общего количества всех видов ресурсов, которые могут быть использованы на работах проекта и их характеристика, составляющие основу процедуры определения ресурсов, отличается от процедуры назначения ресурсов, т. е. определение ресурсов, не- обходимых для выполнения отдельных операций проекта.

Определение составляющих стоимостей операций проекта яв- ляется основой для оценки как общего бюджета проекта, так и от- дельных бюджетов для различных фаз и этапов проекта.

Составление расписания работ заключается в определении по-