ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
пято решение о выдаче охранного документа, суд в соот ветствии со ст. 214 ГПК РСФСР приостанавливает дело
и направляет определение об этом в Госкомитет, который обязан сообщить суду результаты рассмотрения заявлен
ного предложения; по поводу которого возник спор об ав
торстве (соавторстве). В случае вынесения по заявке ре
шения о выдаче охранного документа суд рассматривает дело по существу (ст. 218 ГПК РСФСР); при вынесении же решения об отказе в выдаче охранного документа су дебное производство по делу прекращается (ст. 219
ГПК РСФСР).
Особый случай представляют заявления об изменении
состава соавторов — введение в него новых лиц или, на
против, исключение из этого состава — при наличии со
гласия на такое изменение всех заинтересованных лиц.
Полагают, что в таких случаях, поскольку «спор отсутст
вует», «исправления в первоначальном составе авторов
производятся по решению Комитета» [62].
Такой подход вряд ли можно признать правильным:
ведь данные об авторстве, указанные в заявлении, в справ
ке о творческом участии каждого из соавторов в создании
изобретения и других документах, были приняты экспер тизой как истинные и изменение их требует выяснения причин, вызвавших необходимость увеличения (или уменьшения) круга соавторов; это не должно происхо
дить в рамках административной процедуры, а может
быть решено лишь в судебном порядке, рассмотрением спора о соавторстве. Поэтому представляется, что Госко
митет рассматривать такие заявления и принимать по
ним решения не должен.
ГЛАВА 7
ПРАВА АВТОРОВ ИЗОБРЕТЕНИЙ
§ 7.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ
Новое Положение об открытиях, изобретениях и ра ционализаторских предложениях уделяет значительное
внимание регулированию прав авторов изобретений: со
ответствующие нормы содержатся в обширном разд. VIII
Положения. В сравнении с прежним Положением 1959 г. здесь имеется ряд важных изменений.
Общая норма о содержании правоспособности граж
дан (Основы гражданского законодательства Союза CCP
и союзных республик, ст. 9) устанавливает, в частности’,
что граждане могут в соответствии с законом иметь пра ва автора открытия, изобретения, рационализаторского предложения. Эти права, как принадлежащие лично, ав торам, являются субъективными.
При рассмотрении правомочий авторов изобретений
необходимо иметь в виду, что не все права авторов воз
никают одновременно. В то же время общим для всех прав является то, что они возникают в связи с конкрет ными правоотношениями, причем необходимое условие — наличие юридического факта, с которым связывается воз никновение, изменение или прекращение изобретатель ского правоотношения, а следовательно, и субъективного права. Такими юридическими фактами являются, во-пер
вых, создание предложения, которое заявляется как изо
бретение; во-вторых, признание заявленного предложения изобретением; в-третьих, использование изобретения.
Из перечисления названных юридических фактов, сле
дующих друг за другом, т. е. не одинаково расположен
ных во времени, видно, что и права авторов не могут воз никнуть одновременно в полном объеме. Поэтому в со
ветской правовой литературе иногда говорят, например,
о различных фазах, этапах изобретательского правоотно
шения: заключительная фаза открывается выдачей
220
охранного документа — авторского |
свидетельства или |
|
патента на |
изобретение. |
принадлежащие им |
Права |
авторов изобретений ■ и |
льготы, предусмотренные советским законодательством,
многочисленны и разнообразны как по своему содержа
нию, так и по принадлежности их к отдельным отраслям советского права (гражданскому, трудовому, админист ративному, гражданскому процессуальному, финансово:
му)..
Нередко в литературе не проводится должного раз
личия между правами, хотя и связанными с созданием
изобретений, но принадлежащими не специально авторам
изобретений, а всем гражданам (например, право на по
лучение помощи в работе над изобретением или в оформ
лении заявки).
Представляется, что для большей четкости в понима
нии совокупности прав авторов изобретательских предло жений эти права условно можно разделить на следующие
группы:
1)права, предоставляемые в целях своевременного
выявления и оформления изобретательских предложе
ний;
2)права, непосредственно вытекающие из охранного
документа— авторского свидетельства. (Права, вытекаю
щие из патента, здесь не рассматриваются.) Эта группа прав, в свою очередь, делится на две подгруппы:
а) права, которые возникают на основе охранного до
кумента при наличии других обстоятельств (юридических
фактов) ;
б) права, возникающие у лиц, получивших охранные документы, но непосредственно не связанных с каждым данным изобретением;
3) права, связанные с осуществлением и защитой дру
гих прав.
Первая группа прав была частично рассмотрена в
связи с вопросом об оформлении изобретений. Здесь рас
сматриваются права, вытекающие из авторского свиде
тельства.
Однако прежде чем перейти к характеристике право
мочий авторов открытий, изобретений и рационализатор
ских предложений, необходимо хотя бы коротко остано
виться на весьма важной проблеме — о сущности права социалистического государства на изобретение. Этой
проблеме посвящен следующий параграф.
221
§ 7.2. ПРАВО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
В основе системы советского изобретательского пра ва лежит авторское свидетельство — документ, установ ленный ленинским декретом «Положение об изобретени
ях» от-30 июня 1919 г. Изобретение, на которое выдано
авторское свидетельство, признается общенародным до
стоянием. Авторское свидетельство, пройдя длительное
испытание на практике, доказало своп преимущества
именно потому, что это точно и удачно найденная форма
охраны изобретений в общественно-экономических усло
виях социализма. Авторское свидетельство закрепляет
права на изобретение непосредственно за государством: в Основах гражданского законодательства Союза CCP й
союзных республик говорится, что в тех случаях, когда на изобретение выдано авторское свидетельство, право
использования изобретения принадлежит государству,
которое берет на себя заботу о реализации изобретения с учетом целесообразности его внедрения, (ст. 111).
Право государства на изобретение, по которому выдано
авторское свидетельство, представляет собой исключи
тельное πpago на использование данного изобретения; по
своему содержанию и по характеру соответствующих ему
обязанностей оно сходно с исключительным правом вла дельца патента.
Что касается признания исключительного права госу
дарства, то после дополнений, внесенных в Положение 1959 г. Постановлением Совета Министров СССР от 17 марта 1965 г. № 170 «О внесении дополнений в Поло
жение об открытиях, изобретениях и рационализатор ских предложениях», для сколько-нибудь серьезных со мнений в этом отпал пбвод; п. 78 Положения 1959 г. пря
мо предусмотрено, что применение изобретения на вре
менно находящихся на территории СССР транспортных
средствах не считается нарушением прав на это изобре тение государства, вытекающих из авторского свидетель
ства. Это правило закреплено и в Положении 1973 г. (п. 28). При этом по рассматриваемому вопросу п. 78
Положения 1959 г. не дано принципиально нового реше
ния: внимательный анализ норм советского изобретатель
ского права, особенно в их историческом развитии, не
оставляет сомнений в том, что начиная с Положения об изобретениях и технических усовершенствованиях 1931 г.
222
(оно впервые ввело действующую систему охраны изо бретений выдачей авторского свидетельства) за государ
ством закрепляется именно исключительное право на ис
пользование изобретения.
Принадлежность государству исключительного права
на использование изобретений означает, что, регулируя отношения, связанные с использованием таких изобрете
ний, государство выступает как единый субъект полити
ческой власти и гражданских прав. Устанавливая, что ко
оперативные и общественные организации могут на рав
ных основаниях с государственными организациями
использовать изобретения, относящиеся к кругу их дея тельности (ст. Ill Основ, п. 6 Положения 1959 г.), дейст вующее законодательство не только предоставляет коопе
ративным и общественным организациям возможность
беспрепятственного (свободного) использования изобре тений, но и обусловливает осуществление этой возможно
сти равными с государственными организациями основа
ниями. К числу таких равных оснований относятся, не7
сомненно, и обязанность кооперативных и общественных
организаций по выплате вознаграждения авторам.
Предпосылкой такой обязанности является принадлеж
ность используемых ими изобретений государству, кото
рое, предоставляя колхозам и другим кооперативным и общественным организациям право использовать «свои»
изобретения, естественно, определяет условия использо
вания.
Следует заметить, что, проявляя всемерную заботу о
техническом оснащении колхозов и подъеме их общест
венного хозяйства, государство предоставляет им для ис
пользования изобретений более льготные условия (без ущерба для авторов), чем государственным организаци
ям. Так, если изобретение внедрено, в колхозе, а также в совхозе или другом государственном предприятии, то кол
хоз вознаграждение автору не выплачивает: оно выпла чивается целиком за счет бюджетных средств (Постанов ление Совета Министров СССР от 30 июня 1964 г. № 560).
.Исключительное право государства на изобретение,
охраняемое авторским свидетельством, обусловливает, как указывалось выше, недопустимость отзыва заявки на
выдачу авторского свидетельства (а также обмена автор
ского свидетельства на патент).
Исключительное право государства на использование изобретений, охраняемых авторскими свидетельствами,
223
имеет также практическое значение во внешнеторговых
отношениях.
Прежде всего, это право лежит в основе патентования
изобретений за рубежом. Положением 1931 г. предусмат ривалось, что в случаях, когда на изобретение выдано авторское свидетельство, право на его использование при
надлежит государству в пределах Союза ССР. В дейст
вующем законодательстве такой оговоркщ о территори альном действии права государства ие содержится. В ли тературе отмечалось, что в силу исключительного права
государства на изобретение только ему принадлежит право патентовать изобретения' (на которые выданы ав
торские свидетельства) за границей; даже в тех случаях,
когда патентование производится от имени автора, по следний выступает в качестве лица, которому государство
уступило свое право.
Для уяснения отношений, складывающихся в процессе
патентования изобретений за границей, необходимо пом нить, что существуют две группы этих отношений: регули руемые советским правом и регулируемые правом стра
ны, в которую подается заявка.
По советскому изобретательскому законодательству
выбор изобретателем формы охраны изобретения выда чей авторского свидетельства означает, что он не претен
дует на приобретение права использовать свое изобрете
ние не только внутри страны, но и за границей. Выбирае-
.мая им форма охраны предполагает, что такое право при
надлежит государству .и в результате выдачи авторского свидетельства у государства такое право действительно
возникает. Государство реализует свои права на изобре
тения как внутри, так и вне страны через определенные
государственные организации. Однако если использовать
изобретение, принадлежащее государству, может любая организация, то патентование каждого данного изобрете
ния за границей возлагается на определенную организа
цию, выступающую от своего имени как юридическое ли
цо, подобно организациям, осуществляющим внешнюю торговлю в отношении имущества, входящего в единый
фонд государственной социалистической собственности.
Начиная с составления и подачи заявки патентование
отечественных изобретений за границей подчиняется за
конодательству той страны, где производится патентова ние, в том числе и по вопросу о том, кто в этой -стране имеет право подать заявку. В странах, по законодатель
224