Файл: Инженеру об изобретении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пято решение о выдаче охранного документа, суд в соот­ ветствии со ст. 214 ГПК РСФСР приостанавливает дело

и направляет определение об этом в Госкомитет, который обязан сообщить суду результаты рассмотрения заявлен­

ного предложения; по поводу которого возник спор об ав­

торстве (соавторстве). В случае вынесения по заявке ре­

шения о выдаче охранного документа суд рассматривает дело по существу (ст. 218 ГПК РСФСР); при вынесении же решения об отказе в выдаче охранного документа су­ дебное производство по делу прекращается (ст. 219

ГПК РСФСР).

Особый случай представляют заявления об изменении

состава соавторов — введение в него новых лиц или, на­

против, исключение из этого состава — при наличии со­

гласия на такое изменение всех заинтересованных лиц.

Полагают, что в таких случаях, поскольку «спор отсутст­

вует», «исправления в первоначальном составе авторов

производятся по решению Комитета» [62].

Такой подход вряд ли можно признать правильным:

ведь данные об авторстве, указанные в заявлении, в справ­

ке о творческом участии каждого из соавторов в создании

изобретения и других документах, были приняты экспер­ тизой как истинные и изменение их требует выяснения причин, вызвавших необходимость увеличения (или уменьшения) круга соавторов; это не должно происхо­

дить в рамках административной процедуры, а может

быть решено лишь в судебном порядке, рассмотрением спора о соавторстве. Поэтому представляется, что Госко­

митет рассматривать такие заявления и принимать по

ним решения не должен.


ГЛАВА 7

ПРАВА АВТОРОВ ИЗОБРЕТЕНИЙ

§ 7.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ

Новое Положение об открытиях, изобретениях и ра­ ционализаторских предложениях уделяет значительное

внимание регулированию прав авторов изобретений: со­

ответствующие нормы содержатся в обширном разд. VIII

Положения. В сравнении с прежним Положением 1959 г. здесь имеется ряд важных изменений.

Общая норма о содержании правоспособности граж­

дан (Основы гражданского законодательства Союза CCP

и союзных республик, ст. 9) устанавливает, в частности’,

что граждане могут в соответствии с законом иметь пра­ ва автора открытия, изобретения, рационализаторского предложения. Эти права, как принадлежащие лично, ав­ торам, являются субъективными.

При рассмотрении правомочий авторов изобретений

необходимо иметь в виду, что не все права авторов воз­

никают одновременно. В то же время общим для всех прав является то, что они возникают в связи с конкрет­ ными правоотношениями, причем необходимое условие — наличие юридического факта, с которым связывается воз­ никновение, изменение или прекращение изобретатель­ ского правоотношения, а следовательно, и субъективного права. Такими юридическими фактами являются, во-пер­

вых, создание предложения, которое заявляется как изо­

бретение; во-вторых, признание заявленного предложения изобретением; в-третьих, использование изобретения.

Из перечисления названных юридических фактов, сле­

дующих друг за другом, т. е. не одинаково расположен­

ных во времени, видно, что и права авторов не могут воз­ никнуть одновременно в полном объеме. Поэтому в со­

ветской правовой литературе иногда говорят, например,

о различных фазах, этапах изобретательского правоотно­

шения: заключительная фаза открывается выдачей

220

охранного документа — авторского

свидетельства или

патента на

изобретение.

принадлежащие им

Права

авторов изобретений ■ и

льготы, предусмотренные советским законодательством,

многочисленны и разнообразны как по своему содержа­

нию, так и по принадлежности их к отдельным отраслям советского права (гражданскому, трудовому, админист­ ративному, гражданскому процессуальному, финансово:

му)..

Нередко в литературе не проводится должного раз­

личия между правами, хотя и связанными с созданием

изобретений, но принадлежащими не специально авторам

изобретений, а всем гражданам (например, право на по­

лучение помощи в работе над изобретением или в оформ­

лении заявки).

Представляется, что для большей четкости в понима­

нии совокупности прав авторов изобретательских предло­ жений эти права условно можно разделить на следующие

группы:

1)права, предоставляемые в целях своевременного

выявления и оформления изобретательских предложе­

ний;

2)права, непосредственно вытекающие из охранного

документа— авторского свидетельства. (Права, вытекаю­

щие из патента, здесь не рассматриваются.) Эта группа прав, в свою очередь, делится на две подгруппы:

а) права, которые возникают на основе охранного до­

кумента при наличии других обстоятельств (юридических

фактов) ;

б) права, возникающие у лиц, получивших охранные документы, но непосредственно не связанных с каждым данным изобретением;

3) права, связанные с осуществлением и защитой дру­

гих прав.

Первая группа прав была частично рассмотрена в

связи с вопросом об оформлении изобретений. Здесь рас­

сматриваются права, вытекающие из авторского свиде­

тельства.

Однако прежде чем перейти к характеристике право­

мочий авторов открытий, изобретений и рационализатор­

ских предложений, необходимо хотя бы коротко остано­

виться на весьма важной проблеме — о сущности права социалистического государства на изобретение. Этой

проблеме посвящен следующий параграф.

221


§ 7.2. ПРАВО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

В основе системы советского изобретательского пра­ ва лежит авторское свидетельство — документ, установ­ ленный ленинским декретом «Положение об изобретени­

ях» от-30 июня 1919 г. Изобретение, на которое выдано

авторское свидетельство, признается общенародным до­

стоянием. Авторское свидетельство, пройдя длительное

испытание на практике, доказало своп преимущества

именно потому, что это точно и удачно найденная форма

охраны изобретений в общественно-экономических усло­

виях социализма. Авторское свидетельство закрепляет

права на изобретение непосредственно за государством: в Основах гражданского законодательства Союза CCP й

союзных республик говорится, что в тех случаях, когда на изобретение выдано авторское свидетельство, право

использования изобретения принадлежит государству,

которое берет на себя заботу о реализации изобретения с учетом целесообразности его внедрения, (ст. 111).

Право государства на изобретение, по которому выдано

авторское свидетельство, представляет собой исключи­

тельное πpago на использование данного изобретения; по

своему содержанию и по характеру соответствующих ему

обязанностей оно сходно с исключительным правом вла­ дельца патента.

Что касается признания исключительного права госу­

дарства, то после дополнений, внесенных в Положение 1959 г. Постановлением Совета Министров СССР от 17 марта 1965 г. № 170 «О внесении дополнений в Поло­

жение об открытиях, изобретениях и рационализатор­ ских предложениях», для сколько-нибудь серьезных со­ мнений в этом отпал пбвод; п. 78 Положения 1959 г. пря­

мо предусмотрено, что применение изобретения на вре­

менно находящихся на территории СССР транспортных

средствах не считается нарушением прав на это изобре­ тение государства, вытекающих из авторского свидетель­

ства. Это правило закреплено и в Положении 1973 г. (п. 28). При этом по рассматриваемому вопросу п. 78

Положения 1959 г. не дано принципиально нового реше­

ния: внимательный анализ норм советского изобретатель­

ского права, особенно в их историческом развитии, не

оставляет сомнений в том, что начиная с Положения об изобретениях и технических усовершенствованиях 1931 г.

222


(оно впервые ввело действующую систему охраны изо­ бретений выдачей авторского свидетельства) за государ­

ством закрепляется именно исключительное право на ис­

пользование изобретения.

Принадлежность государству исключительного права

на использование изобретений означает, что, регулируя отношения, связанные с использованием таких изобрете­

ний, государство выступает как единый субъект полити­

ческой власти и гражданских прав. Устанавливая, что ко­

оперативные и общественные организации могут на рав­

ных основаниях с государственными организациями

использовать изобретения, относящиеся к кругу их дея­ тельности (ст. Ill Основ, п. 6 Положения 1959 г.), дейст­ вующее законодательство не только предоставляет коопе­

ративным и общественным организациям возможность

беспрепятственного (свободного) использования изобре­ тений, но и обусловливает осуществление этой возможно­

сти равными с государственными организациями основа­

ниями. К числу таких равных оснований относятся, не7

сомненно, и обязанность кооперативных и общественных

организаций по выплате вознаграждения авторам.

Предпосылкой такой обязанности является принадлеж­

ность используемых ими изобретений государству, кото­

рое, предоставляя колхозам и другим кооперативным и общественным организациям право использовать «свои»

изобретения, естественно, определяет условия использо­

вания.

Следует заметить, что, проявляя всемерную заботу о

техническом оснащении колхозов и подъеме их общест­

венного хозяйства, государство предоставляет им для ис­

пользования изобретений более льготные условия (без ущерба для авторов), чем государственным организаци­

ям. Так, если изобретение внедрено, в колхозе, а также в совхозе или другом государственном предприятии, то кол­

хоз вознаграждение автору не выплачивает: оно выпла­ чивается целиком за счет бюджетных средств (Постанов­ ление Совета Министров СССР от 30 июня 1964 г. № 560).

.Исключительное право государства на изобретение,

охраняемое авторским свидетельством, обусловливает, как указывалось выше, недопустимость отзыва заявки на

выдачу авторского свидетельства (а также обмена автор­

ского свидетельства на патент).

Исключительное право государства на использование изобретений, охраняемых авторскими свидетельствами,

223


имеет также практическое значение во внешнеторговых

отношениях.

Прежде всего, это право лежит в основе патентования

изобретений за рубежом. Положением 1931 г. предусмат­ ривалось, что в случаях, когда на изобретение выдано авторское свидетельство, право на его использование при­

надлежит государству в пределах Союза ССР. В дейст­

вующем законодательстве такой оговоркщ о территори­ альном действии права государства ие содержится. В ли­ тературе отмечалось, что в силу исключительного права

государства на изобретение только ему принадлежит право патентовать изобретения' (на которые выданы ав­

торские свидетельства) за границей; даже в тех случаях,

когда патентование производится от имени автора, по­ следний выступает в качестве лица, которому государство

уступило свое право.

Для уяснения отношений, складывающихся в процессе

патентования изобретений за границей, необходимо пом­ нить, что существуют две группы этих отношений: регули­ руемые советским правом и регулируемые правом стра­

ны, в которую подается заявка.

По советскому изобретательскому законодательству

выбор изобретателем формы охраны изобретения выда­ чей авторского свидетельства означает, что он не претен­

дует на приобретение права использовать свое изобрете­

ние не только внутри страны, но и за границей. Выбирае-

.мая им форма охраны предполагает, что такое право при­

надлежит государству .и в результате выдачи авторского свидетельства у государства такое право действительно

возникает. Государство реализует свои права на изобре­

тения как внутри, так и вне страны через определенные

государственные организации. Однако если использовать

изобретение, принадлежащее государству, может любая организация, то патентование каждого данного изобрете­

ния за границей возлагается на определенную организа­

цию, выступающую от своего имени как юридическое ли­

цо, подобно организациям, осуществляющим внешнюю торговлю в отношении имущества, входящего в единый

фонд государственной социалистической собственности.

Начиная с составления и подачи заявки патентование

отечественных изобретений за границей подчиняется за­

конодательству той страны, где производится патентова­ ние, в том числе и по вопросу о том, кто в этой -стране имеет право подать заявку. В странах, по законодатель­

224