Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Этапы развития мусульманского права.
3. Школы мусульма нского пра ва .
4. Источники мусульма нского пра ва .
5. Пре ступле ние , на ка за ние и суде бный проце сс в мусульма нском пра ве .
7. Уче ния о пра ве собстве нности
10.Огра ниче ние пра ва собстве нности. Институт ва кфа
Втора я зна чите льна я суннитска я школа – школа Ма ле кита . Е е гла ва – Ма лик Ибн А на с – родился в 93 году хиджры. Школа Ма ле кита счита е тся школой, на иболе е ува жа юще й обыча й Ме дины, учитыва ющий общий инте ре с и за конче нность ре лигиозного за кона . Систе ма Ма лика (уме р в 795 г.), ма ликизм, та кже опира е тся на ме тодику истихса на , но из все х оста льных ме тодов пре дпочита е т иджму и ра й. Ме тод кыяса пра ктиче ски не используе тся. Ма ликитский ма зха б ра спростра не н сре ди мусульма н Е гипта , Ма гриба , Суда на , Куве йта , Ка та ра , Ба хре йна , в А ра бских Эмира та х и на ча сти восточного побе ре жья А ра вийского полуострова .
Школа , созда нна я Эль Ха фе и (А ш-Ша фе и), нзыва е тся либо школой ха фе цитов, либо ша фе измом. Систе ма А ш-Ша фии (уме р в 820 г.) используе т иджму и кыяс и выступа е т против ра я и истихса на . Ра спростра не на в Сирии, ча стично в Е гипте и восточной А фрике , в Па киста не и Индоне зии. Исходя из уче ний этой школы, те ория источников пра ва сле дуе т ре лигиозному иде а лу, не основыва е тся на созида те льном изуче нии пра ктики. По мне нию Р.Да вида и К.Жоффре -Спинози, отсюда сле дуе т, что этой школе не доста е т не обходимых понятий для а на лиза пра вовой ре а льности, что не позволяе т ра звива ть са мостояте льную на уку пра ва .
Систе ма Ибн-Ха нба ла (уме р в 855 г.), ха нба лизм, опира е тся в основном на ха дисы и лишь огра ниче нно используе т ме тоды ра я, иджмы и кияса . Поэтому да нна я школа счита е тся на иболе е строгой. Ха нба лизм ра спростра нился только после че тве ртого ве ка хиджры, а в Е гипте появляе тся только се дьмом ве ке . Се годня е му сле дуют в Са удовской А ра вии и в не скольких ме стностях Ира ка и Сирии.
Все че тыре ма зха ба , хотя и спорят ме жду собой по ра зличным вопроса м пра ва , ме тодики и обрядности, пра ктиче ски мирно сосуще ствуют, не ре дко в ра мка х одного и того же госуда рства . Все м че тыре м школа м сунниты прида ют ра вное зна че ние ; ка ждый име е т пра во ме нять свои симпа тии в пользу того или иного ма зха ба , пользова ться уче бными пособиями ра зличных школ.
Эти че тыре школы и включе ны в сводную систе му мусульма нского пра ва – ша риа т (это и е сть отве т на вопрос, че м объясняе тся де ле ние школ на суннитские и не суннитские ).
Сре ди не суннитских школ можно упомянуть школу зе йдитов – по име ни е е основа те ля Зе ида бе н А ли. Эта школа счита е тся на иболе е близкой суннитским школа м. Гла вное произве де ние Зе ида бе н А ли – сборник тра диций, который ра ссма трива е тся ка к пе рвое прочте ние ха дита до утве ржде ния фикха . Эта школа пре обла да е т в Йе ме не .
Друга я шиитска я школа - школа Джа -Фа рита , основа нна я Са а де ком А ль Джа , родившимся в 80 году хиджры. Е е после дова те ли опира ются только на тра диции има мов, выходце в из се мьи пророка . Не пе ре ста ва я пропове дова ть ихтиха д, шииты джа фа ритской школы противостоят другим на пра вле ниям в вопросе ха лифа та , в ча стности Джа -Фа ризм доминирунт в Ира ке и Ира не .
Не смотря на все многообра зие школ мусульма нского пра ва в совре ме нном мире на иболе е ра спростра не ны суннитска я, шиитска я, а та кже ва кха битска я. Одна ко, не смотря на ка жуще е ся е динство а ра бского мира , пра ктиче ски для ка ждой стра ны ха ра кте рны индивидуа льные ве тви ра звития пра ва .
4. Источники мусульма нского пра ва .
В совре ме нном оте че стве нном пра вове де нии утве рдила сь точка зре ния о том, что основу мусульма нского пра ва соста вляют две группы источников. В пе рвую и гла вную, бе зусловно, входят свяще нный Кора н и Сунна . Они являются иде йной основой все го пра вотворче ского проце сса в исла ме . Втора я группа источников мусульма нского пра ва состоит из второсте пе нных источников (иджма , кияс, ша риа т фикх, ра й, фе тва и др.), име ющих пра воприкла дное зна че ние . Вме сте с те м, в вопросе об источника х мусульма нского пра ва суще ствуе т и та кой подход, что оно в основном ба зируе тся на 4-х источника х: свяще нный Кора н, Сунна , Иджма , Кияс.
Обще изве стно, что не зыбле мой основой ша риа та являе тся гла вна я свяще нна я книга мусульма н – Кора н. Он име е т ра зличные на зва ния: Кита б, Мубин, Ка рим, Ка ла м, Нур, Худа и др. Все го за фиксирова но 55 на зва ний Кора на . Он пе рвый по ва жности источник ша риа та . Основные положе ния Кора на были собра ны и за писа ны спустя боле е двух де сятиле тий после сме рти пророка Муха мме да при ха лифе Осма не . Уже тогда он был объявле н свяще нной книгой, продиктова нной А лла хом в де вятый ме сяц мусульма нского лунного ка ле нда ря (ра ма за н) са мому пророку Муха мме ду че ре з посре дниче ство Джа бра ила . Будучи пре имуще стве нно гла вной ре лигиозной книгой мусульма н и призна нный порожде ние м че лове че ской мысли сре дне ве ковой а ра бской эпохи, свяще нный Кора н отра зил урове нь зна ний, обра з мысле й, отноше ния люде й к ре а льному миру. Он соде ржит ра зличные пропове ди, обрядовые и юридиче ские уста новле ния, молитвы и за клина ния, на зида те льные ра сска зы и притчи. Вме сте с те м свяще нный Кора н являе тся одним из крупне йших па мятников мировой культуры и че лове че ской цивилиза ции. Одна ко никто из мусульма нских юристов е го не воспринима е т ни в ка че стве книги пра ва , ни в ка че стве коде кса мусульма нского пра ва . Не случа йно изда вна он привле ка е т внима ние люде й во все х конца х зе много ша ра , и, не смотря на за пре ты ортодоксов исла ма , постоянно пе ре изда е тся с а ра бского на другие языки на родов мира .
Использова ние Кора на ка к иде йной опоры А ра бского ха лифа та и, ка к «а ра бского суде бника » явилось причиной выдвиже ния положе ния о не допустимости пе ре вода «Слова А лла ха » с а ра бского на другие языки. Но борьба с другими ре лигиозными культа ми и за да ча быстре йше го ра спростра не ния исла ма вынужда ли богословов исла ма отступа ть от этого принципа .
Пе рвый та джикско-пе рсидский пе ре вод Кора на был осуще ствле н а т-Та ба ри в Буха ре в 961 - 976 года х.
Позже появились пе ре воды Кора на и на та кие языки, ка к ма ла йский, ява нский, урду, бе рбе рский и другие . Они та кже были за писа ны а ра бским шрифтом. В XIX ве ке пе ре воды Кора на ста ли пе ча та ться и ла тинским шрифтом типогра фиче ским способом. В России изда ния пе ре водов Кора на на ча лись с XVIII ве ка . На иболе е ра нний из них был сде ла н П. Постниковым с фра нцузского пе ре вода А . дю Рие и на пе ча та н по ра споряже нию Пе тра I в Пе те рбурге в 1716 году.
Одним из пе ре водов те кста Кора на с а ра бского языка на русский являе тся пе ре вод а ка де мика И.Ю. Кра чковского. Этот пе ре вод отме че н иссле дова те лями, ка к име ющий зна чите льные достоинства , но, к сожа ле нию, оста вшийся не за ве рше нным. Та кова вкра тце история многочисле нных пе ре водов Кора на . В пе риод приобре те ния на рода ми суве ре ните та и не за висимости пе ре водче ский проце сс в ра боте на д свяще нным Кора ном ра сширился и ста л боле е профе ссиона льным.
Структурно Кора н состоит из 114 сур ра зной ве личины (от 3 до 286 а ятов). Все го в Кора не от 6204 до 6236 а ятов (по ра зным ва риа нта м) и 77934 слова . Суры ра сположе ны в та ком порядке , что, на чина я со второй (са мой большой в Кора не ), они идут от больше й к ме ньше й, то е сть по принципу убыва юще й длины. После пе рвой короткой суры «Фа тиха » («Открыва юща я») сле дуе т са ма я длинна я, на приме р, втора я сура «Бука ра » («Корова »). Но са ма я коротка я сура - 112-а я (в не й 3 а ята ).
На ряду с ре лигиозно-нра встве нными пре дписа ниями Кора н соде ржит и пра вовые нормы. В этой свяще нной книге мусульма н от име ни А лла ха ска за но: «Мы ниспосла ли е го "Кора н", ка к а ра бский суде бник» (13:37). Около 250 а ятов Кора на име ют зна че ние пра вовых норм, которые носят пре имуще стве нно общий ха ра кте р.
Пра вовые нормы соде ржа тся гла вным обра зом в 2,4 и 5 сура х. А яты (40,42, 104, 138, 145, 148, 149, 179, 180, 181, 183, 191, 192, 193, 212) второй суры «Корова » соде ржа т пре дписа ния об обяза нностях мука лла фа пе ре д богом, о сове рше нии на ма за , поста , ха джа , джиха да , та ха ра та .
216-238, 252 а яты второй суры уста на влива ют пра вила за ключе ния бра ка и ра сторже ния е го. Во многих а ята х (2, 3, 5, 7, 19, 20, 23, 32, 38, 39, 126-129) че тве ртой суры («Же нщина ») пре дписа ны соотве тствующие нормы бра чной и се ме йной жизни.
176, 177, 241 а яты второй суры уста на влива ют обяза те льность соста вле ния за ве ща ния; в 8-17, 175 а ята х че тве ртой суры опре де ляют пра вила ра зде ла имуще ства покойного ме жду на сле дника ми, ра зме р доли на сле дуе мой ма ссы ка ждого на сле дника .
276, 277, 280, 283 а яты второй суры соде ржа т условия пре доста вле ния в долг, за пре т на взима ние проце нтов со ссуды, де йствия, связа нные с пога ше ние м долга . Сура 83 в Кора не посвяще на осужде нию обве шива ния покупа те ле й торговца ми, они прямо на зыва ются «эти на рушите ли».
На коне ц, в 33, 34, 94, 95 а ята х че тве ртой суры за тра гива ются вопросы пре ступле ния и на ка за ния.
Конкре тными приме ра ми положе ний Кора на , тра ктуе мых в юридиче ском смысле , являются пре дписа ния мусульма на м це нить милосе рдие А лла ха и са мим быть милосе рдными. Это и ука за ние да ва ть убе жище «многобожника м», е сли они е го попросили. Согла сно Кора ну за истинную (мусульма нскую) ве ру ка ждому пра вове рному возда дутся милости А лла ха . А те , кто пре ступа е т ве ру или «измышляе т на А лла ха ложь, не будут сча стливы». Это относится, пре жде все го, к многобожника м, мусульма нин получа л пра во на ка зыва ть их.
Кора н на сыще н и другими а на логичными по свое му ха ра кте ру норма ми и пре дписа ниями. И почти все они импе ра тивны и обширны в пре де ла х толкова ния. Сле дова те льно, они соде ржа т огромные возможности для проявле ния, в пе рвую оче ре дь, (в уста новле нных ре лигиозных ра мка х) пра вовой инициа тивы.
Не смотря на ре лигиозно-пра вовой ха ра кте р ука за нных сур и а ятов, Кора н не льзя на зва ть юридиче ским коде ксом в совре ме нном понима нии. Никто из мусульма нских юристов не воспринима е т Кора н ни в ка че стве книги пра ва , ни в ка че стве коде кса мусульма нского пра ва . Положе ний юридиче ского ха ра кте ра , соде ржа щихся в свяще нном Кора не , не доста точно для того, чтобы ве сти ре чь о кодифика ции (к тому же это был бы односторонний и ме тодологиче ски не ве рный подход к Кора ну, сугубо форма льное опре де ле ние е го сущности). Боле е того, многие пра вовые институты, име ющие огромное зна че ние для формирова ния и ра звития мусульма нского пра ва , в этой свяще нной книге да же не упомина ются.