Файл: Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны´м периодом употребления данного слова в речи:
запаснОй (современное) – запАсный (устаревшее); украИнский (современное) – укрАинский (устаревшее); рАкурс (современное) – ракУрс (устаревшее). |
-
«Словарные слова». Основные акцентологические нормы.
Тенденции изменения норм на месте ударения:
-
у существительных - тенденция к подвижному ударению (народный язык вторгается в литературный); -
у глаголов - тенденция закрепления ударения на корневом слоге (влияние южнорусских говоров); -
общие тенденции - обнаруживается разнонаправленное движение ударения:
-
Регрессивное - перемещение ударения с последнего слога на начало или ближе к началу слова;
-
Прогрессивное – перемещение ударения с первого слога ближе к концу слова. [11]
3. Интонационные нормы/ошибки.
Интонация – это ритмико-мелодическое и логическое членение речи. [13]
Интонация является одним из средств выразительности речи.
Но интонационные нормы в русском языке касаются, прежде всего, правильного повышения /понижения/ интонации к концу предложения в зависимости от целей высказывания и правильной постановки логического ударения во фразе.
-
К концу повествовательного предложения интонация понижается.
Сегодня у медсестры Наташи был очень тяжёлый день.
-
К концу вопросительного предложения интонация, наоборот, повышается.
Она устала?
Интонационные ошибки.
1. Интонационные ошибки связаны с неправильной интонацией
(неуместное повышение или понижение интонации).
2. Кроме того, к интонационным ошибкам относятся: неправильная постановка пауз и логического ударения. Это нередко приводит к искажению смысла, особенно в поэтических произведениях, например:
Например: Постановка пауз.
Неправильно: В небесах / торжественно и чудно спит земля / в сияньи голубом.
Правильно: В небесах / торжественно и чудно// спит земля в сияньи голубом.
Нормы произнесения гласных звуков:
Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город - города - городов).
В безударном положении звучание гласных меняется.
- Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? (Редукция.)
Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ]. Например:
лес [э] -лесцик [и3];
грязь [а] - в грязи [и3];
лист [и] - листок [и1].
После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть лошадей, жакет.
Нормы произнесения согласных звуков:
- Что определяет произношение согласных звуков? (Положение
согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками?)
Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, со норными согласными (м, н,л,р),перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.
Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим со гласным оглушаются: бег [к], лодка [т].
Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и все более расширяет зону своего действия иная тенденция:
Т'Т' уверенно переходит в тт', где Т- согласный. Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме:
1) допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях со гласных с, з с согласными т', д', н' (степь [c'т'J, казнь [з'н'], здесь [з'д']);
2) возможно сохранение двух вариантов как равноценных,
равноправных;
-
Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.
Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как [х].
Правило 2: -ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/е[в]о.
Правило 3: зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или
служебного слова со знаменательным).
Правило 4: зч и сч произносятся как [ш'] (на стыке морфем).
Правило 5: дч и тч произносятся как [ч'] (на стыке морфем).
Правило 6; -тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах).
Правило 7: дс и тс произносятся как [ц] (перед к в прилагательных).
Правило 8: жд произносится как [шт'] и [ш'] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.
Правило 9: чн произносится как [ч'н] - в большинстве слов, но произносится как [шн] в словахску[шн]о, коне[шн]о, на-ро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.
Правило 10: чт" произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но нечто [чт].
Правило 11: гк произносится как [х'к'] - в словах легкий, мягкий.
Правило 12: гч произносится как [хч'] - в словах легче, мягче.
Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств – содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю.
Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]).
Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твердых согласных в первом предударном слоге, а так же в начале слова на месте буквы о произносится [а] (кЩза -к[о\зы, [написание - [о]пись).
Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному.
Виды работ и упражнений по орфоэпии
Упражнения должны проводиться планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса русского языка.
Работая с орфоэпическими заданиями, учащиеся должны уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Для этого учителю необходимо познакомить их:
1) с нормативной характеристикой слов (с пометами: дополнения, дополнительно устаревших в поэтической речи, в профессиональной речи и других);
2) со структурой словаря (слова даются в алфавитном порядке с пометами грамматических форм, частей речи, несвободных, неупомянутых, мало упомянутых и других);
3) с произносительными пометами;
4) подачей частей речи.
При необходимости можно предложить учащимся работу с орфоэпическим словарём.
Задание. С помощью орфоэпического словаря объясните произношение следующих слов: теннис, музей, звонить, диспансер.
Образец: рецензия, - и [н, з]. В слове «рецензия» ударение в един, и множ. числе падает на второй слог. Произносить данное слово нужно, смягчая согласные Н и 3 (то есть мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных).
Работа с орфоэпическим словарём является основой для формирования орфоэпических знаний, умений и навыков учащихся.
В школьную практику целесообразно вводить разнообразные упражнения, способствующие формированию орфоэпических умений и навыков.
Для этого К.С. Станиславский разработал следующую типологию упражнений:
1. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм произношения.
1). Цель – совершенствование произносительных навыков школьников.
1). Задание. Прочитать вслух данные слова, делая акцент на мягкости-твёрдости согласных, глухости-звонкости:
дуб
мода
гриб
нюня
жёлудь
подлиза
грипп
2). Задание. Произнесите слова: (I) с твёрдым согласным перед [э]; с (II) с мягким согласным перед [э].
I. Антитеза, атеист, дельта, интервью, кашне, метрополитен, модель, отель, партер, пюре, тезис, теннис, тент, термос, энергия.
II. Академия, девиз, декорация, декрет, дрейф, конкретный, крейсер, музей, неологизм, пресса, протест, текст.
После ознакомления школьников с теоретическими сведениями о нормах произношения им можно предложить упражнения на закрепление и расширение этих сведений.
2. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения.
1) Цель – научиться правильно расставлять ударения и объяснять место ударения в словах.
1). Задание. Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости, словарями-справочниками.
Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.
2) Задание. Данные глаголы поставить в прошедшем времени, изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.
Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять.
3. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.
Цель – учить школьников различать эмоциональную окраску слов в словосочетаниях и предложениях.
1). Задание. Произнесите приведённые ниже фразы с выражением восторга, радости, огорчения, обиды, недоумения.
Снег пошёл. Солнца не видно. Все ушли. Меня выбрали. Голубое небо. Умеешь делать.
В целях предупреждения и исправления орфоэпических ошибок можно предложить ряд упражнений аналитического характера:
1. Упражнения, направленные на предупреждение и исправление орфоэпических ошибок.
Цель – развитие артикуляционно-произносительных навыков.
1). Задание.
а) Произнесите несколько раз подряд сочетания расскажите про оазис, за аэродромом лес так, чтобы все гласные слышались отчетливо.
б) Прочитайте отчетливо следующие строчки с повторяющимися звуками, например:
Бой барабанный, крики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А. С. Пушкин)
Произвести орфоэпический разбор выделенных слов.
в) Чётко по слогам произнесите слова коридор, электрификация, лаборатория, параллелограмм (и подобные). Произнесите те же слова в быстром темпе, повторив несколько раз. Составьте с каждым из них предложение и произнесите его сначала в медленном, а затем в более быстром темпе.