Файл: Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Упражнения, направленные на предупреждение ошибок в области ударения.
1). Цель – научиться на слух определять место ударения в словах:
-
отбивание ногой или простукивание рукой ударяемых слогов; -
искусственное изменение ударения в слове, перенесение его с одного слога на другой (ко'мната, комна'та, комната'), что помогает детям лучше осознать, какой слог в данном случае действительно является ударным; -
сопоставление омографов типа: кружки - кружки, пропасть - пропасть; -
скандирование стихов с отстукиванием ударных слогов.
А также можно использовать на уроке составление схем стихотворных и не стихотворных текстов посредством обозначения ударных (//) и неударных (и) слогов.
Задание. Разгадайте загадки. Какую роль играет в словах ударение?
1). Цель – научиться видеть смыслоразличительную роль ударения.
1. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
2. Я – сборник карт;
От ударения зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
(атлас)
3. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.
1) Цель – учиться читать текст (предложения) с заданной интонацией, различать и анализировать ошибочное звучание текста (предложений).
Для данной работы, учащиеся могут подобрать тексты самостоятельно.
Отметим, что предложенная типология заданий орфоэпического характера, ее систематическое использование в школьной практике существенно повысят уровень коммуникативной культуры и помогут учителю формировать коммуникативную компетенцию учащихся средней школы.
§3. Организация орфоэпической работы в начальной школе
На уроках русского языка важно использовать упражнения как практического характера, которые способствуют совершенствованию и закреплению орфоэпических навыков и умений, так и аналитического характера, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических ошибок, а так же на развитие речевого слуха, самостоятельности учащихся в правильном решении вопросов произношения, ударения, интонации.
Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отводится упражнениям, требующим устной формы работы (но и письменные упражнения не должны игнорироваться).
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
Школьники очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда – рифмовки – используются на уроках.
В некоторых учебниках его просто нет. Поэтому нам пришлось выделить из текстов и орфографических словариков, помещенных на последних страницах учебников, трудные выражения, которые имеют распространенные диалектные варианты произношения и фиксируются большими орфоэпическими словарями.
К примеру, очень часто приходится слышать вместо морко'вь — ма'рковь, вместо свё'кла — свекла' и т. п. Иногда ситуация доходит до комического: стараясь хорошо учиться, дети произносят эти слова безукоризненно точно, а взрослые упрекают их, маленьких, что они говорят неправильно! «Кто же нрав?» — спрашивают ребята преподавателя. Авторитетное слово учителя, безусловно, расставит все по своим местам, однако с течением времени речевая стихия нередко подавляет полученные навыки.
Трудно неправильно произнести слово конечно-, сказать вместо [шн] ошибочное [чн]. Или запутаться в произношении слов модель [дэ], шоссе [сэ] и др. Исторически эти слова безболезненно прижились, освоившись в русской речи. Однако редко встретишь человека, говорящего грамотно форза'ц или щаве'ль, как того требует орфоэпический словарь.
Слова на произношения: стака'н, роя'ль, бое'ц, поэ'т, полы'ньч, колу'н, сою'з, визжа'т, учи'ться, подпи'счик.[18]
Таким образом, одной из целей работы учителя начальных классов является создание необходимой благоприятной языковой среды, способствующей формированию речевой грамотности. В этой связи следует отметить, что это — первый этап деятельности преподавателя и учащихся, который должен иметь логическое продолжение в средней школе и завершение в процессе дальнейшего обучения. Работа должна носить системный характер. Преемственность может быть обеспечена разработкой общих для разных образовательных звеньев принципов, форм, методов и приемов изучения орфоэпических норм литературного языка. Только совместными усилиями можно добиться результата.
В школьных учебниках русского языка традиционно разнообразные словари — орфографический, толковый, орфоэпический, другие справочные материалы — отнесены на последние страницы, форзацы. Такое удобное расположение справочного материала позволяет быстро ориентироваться в словах, отыскивая нужное. Формируются лексикографические навыки работы со словом и книгой. Однако слова при этом редко произносятся.
Младшие школьники, как правило, старательно проговаривают записываемое, но механическое слоговое повторение не обеспечивает запоминание того, на какой слог падает ударение. Размывается целостный звуковой облик слова. При нерегулярном обращении к словарю конкретно за орфоэпической справкой навык правильного произношения не успевает закрепиться. И часто «враждебная» речевая среда вне стен кабинета русского языка перекрывает усилия педагогов. [22]
В этой связи необходимо как-то видоизменить визуальный ряд, уйти от нескольких скупых словарных колонок, где все слова даны в алфавитном порядке, разнообразить виды учебной деятельности детей при знакомстве и закреплении в целом, признаться, «чужеродного» материала, сделать его своим, создать условия для развития благоприятной языковой среды.
Целенаправленная работа по усвоению орфоэпических норм необходима, она должна быть регулярной, но не отнимать много времени от основного материала урока. Она должна ориентировать учащихся на развитие речи, поэтому на орфоэпию трудных слов тратятся минутки — немного, но регулярно, практически на каждом уроке.
На этапе первоначального знакомства детей со словами, постановку ударения в которых нужно запомнить, необходимо отработать с ними механизм не только правильного произношения трудного слова, но и его припоминание, чтобы у ребенка был сформирован четкий ассоциативный ряд с нормативным произношением, ясное представление о том, где в том или ином слове выговаривается ударный слог.
Задачу установления связи правильного произношения с предметом высказывания помогут решить специфика восприятия и конкретно-образный характер мышления младшего школьника. При знакомстве с такими словами нужно прорисовать в ударном слоге картинку, отражающую лексическое значение слова. Например, слова представляются первоклассникам, занимающимся по учебникам Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Желательно красочное исполнение рисунка в крупном формате. Оформляется постоянный стенд, к которому удобно обращаться на уроках.
Авторы некоторых УМК предполагают несколько более широкое знакомство детей в 1-м классе с современными орфоэпическими нормами. Объем усвоенных слов должен соответствовать объему словаря, данному в учебнике. Чтобы сделать орфоэпическую работу с трудными выражениями более привлекательной и интересной школьнику, нужно разнообразить зрительный ряд — распределить такие слова по трехсложной таблице, где в первую колонку заносятся слова с ударением на первом слове, в последнюю — на последнем, а во вторую — посередине. Все слова по возможности также снабжаются соответствующими рисунками. Они могут быть различными, однако будет лучше, если картинка вызывает прямую ассоциацию со звуковым обликом слова, отсылает к предмету речи.
Трехчастное слоговое деление слов позволяет образно представить изучаемый материал и облегчить их правильное проговаривание.
Чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, можно организовать конкурс на лучшую иллюстрацию к словам, данным в картах. При выполнении задания и подведении итогов неизбежно создастся благоприятная языковая среда, в которой легче закрепляется навык правильного произношения слов. Лучшие работы — оригинально и эстетично выполненные — вывешиваются на стенд и сопровождают в дальнейшем уроки. Дух игры, соревновательности разнообразит обучение, внесет нотки необходимого творчества, импровизации. [24]
Орфоэпические минутки востребованы на этапе повторения материала, когда дети получают задания озвучить данные в карте слова, составить с ними словосочетания и предложения, речевки, короткие стихи. Во время орфоэпических минуток на уроке с учащимися проводятся различные игры и упражнения, направленные на закрепление полученных знаний и навыков.
Таким образом, в 1-2-х классах начальной школы развивается речь ребенка, формируется внимание к родному слову и закрепляется навык произносить его правильно.
Более высокий уровень освоения орфоэпических норм требуется от учащихся 3-4-х классов.
Работа в 3-4 классах по орфоэпии русского языка должна продолжаться и углубляться в соответствии с изменяющимися возрастными особенностями, потребностями и интеллектуальными возможностями младших школьников. Подрастая, ребенок развивается: больше слушает, пишет, читает. Расширяется и объем слов, произношение которых ему необходимо запомнить.
Визуализация ударного слога, соревновательная основа орфоэпических минуток на уроках, игры в освоении и закреплении нового материала получают дальнейшее развитие. Необходимо опираться на те же учебно-воспитательные действия, что использовались годом или двумя ранее, расширяя и дополняя их.
Еще со второго класса орфоэпический словарь увеличивается. Работу по развитию навыков правильной постановки ударения в указанных словах достаточно трудно организовать. Очень сложно детям запоминать все слова, ориентируясь по алфавитному списку, а их много. 27-30 – в учебнике Т.Г. Рамзаевой, до 12 – в других учебниках. Когда нужно быстро найти трудное слово, проверить себя – в этом случае словарь незаменим. Для активного развития и обогащения культуры звучащей речи необходимо пробудить интерес детей к закономерностям языка.
Есть слова, ударение в которых падает на один и тот же слог. Грамматически они также близки. Как, например, слова:
киломе'тр, сантиме'тр
Или такие:
Звони'ть, звони'т, звоня'т, включи'ть, включи'т, повтори'ть, повтори'т, бро'ня, броня', ви'дение, виде'ние.
Нерационально располагать их по алфавиту, разделяя массой других слов с ударением в разных слогах. Орфоэпически они родственны, подчиняются общим законам современного литературного произношения, в частности, здесь ударный суффикс инфинитива. Очевидно, что нужно объединить такие слова в группы – по фонетической близости, тематически или по смысловой смежности. Так упорядочивается работа по усвоению норм языка, открываются возможности создания ассоциативных цепочек, помогающих визуально закрепить в сознании младших школьников звуковой облик слова. Способствует этому и систематическое обращение к трехсложной карте