Файл: Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Упражнения, направленные на предупреждение ошибок в области ударения.

1). Цель – научиться на слух определять место ударения в словах:

  • отбивание ногой или простукивание рукой ударяемых слогов;

  • искусственное изменение ударения в слове, перенесение его с одного слога на другой (ко'мната, комна'та, комната'), что помогает детям лучше осознать, какой слог в данном случае действительно является ударным;

  • сопоставление омографов типа: кружки - кружки, пропасть - пропасть;

  • скандирование стихов с отстукиванием ударных слогов.

А также можно использовать на уроке составление схем стихотворных и не стихотворных текстов посредством обозначения ударных (//) и неударных (и) слогов.

Задание. Разгадайте загадки. Какую роль играет в словах ударение?

1). Цель – научиться видеть смыслоразличительную роль ударения.

1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

2. Я – сборник карт;

От ударения зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

(атлас)

3. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.

1) Цель учиться читать текст (предложения) с заданной интонацией, различать и анализировать ошибочное звучание текста (предложений).

Для данной работы, учащиеся могут подобрать тексты самостоятельно.

Отметим, что предложенная типология заданий орфоэпического характера, ее систематическое использование в школьной практике существенно повысят уровень коммуникативной культуры и помогут учителю формировать коммуникативную компетенцию учащихся средней школы.


§3. Организация орфоэпической работы в начальной школе

На уроках русского языка важно использовать упражнения как практического характера, которые способствуют совершенствованию и закреплению орфоэпических навыков и умений, так и аналитического характера, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических ошибок, а так же на развитие речевого слуха, самостоятельности учащихся в правильном решении вопросов произношения, ударения, интонации.

Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отводится упражнениям, требующим устной формы работы (но и письменные упражнения не должны игнорироваться).

Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.

Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.

Школьники очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда – рифмовки – используются на уроках.

В некоторых учебниках его просто нет. Поэтому нам пришлось выделить из текстов и орфогра­фических словариков, помещенных на последних страни­цах учебников, трудные выражения, которые имеют рас­пространенные диалектные варианты произношения и фиксируются большими орфоэпическими словарями.

К примеру, очень часто приходится слышать вместо морко'вьма'рковь, вместо свё'класвекла' и т. п. Иног­да ситуация доходит до комического: стараясь хорошо учиться, дети произносят эти слова безукоризненно точ­но, а взрослые упрекают их, маленьких, что они говорят неправильно! «Кто же нрав?» — спрашивают ребята пре­подавателя. Авторитетное слово учителя, безусловно, рас­ставит все по своим местам, однако с течением времени речевая стихия нередко подавляет полученные навыки.



Трудно неправильно произнести слово конечно-, ска­зать вместо [шн] ошибочное [чн]. Или запутаться в произ­ношении слов модель [дэ], шоссе [сэ] и др. Исторически эти слова безболезненно прижились, освоившись в рус­ской речи. Однако редко встретишь человека, говорящего грамотно форза'ц или щаве'ль, как того требует орфоэпи­ческий словарь.

Слова на произношения: стака'н, роя'ль, бое'ц, поэ'т, полы'ньч, колу'н, сою'з, визжа'т, учи'ться, подпи'счик.[18]

Таким образом, одной из целей работы учителя на­чальных классов является создание необходимой благо­приятной языковой среды, способствующей формирова­нию речевой грамотности. В этой связи следует отметить, что это — первый этап деятельности преподавателя и уча­щихся, который должен иметь логическое продолжение в средней школе и завершение в процессе дальнейшего обу­чения. Работа должна носить системный характер. Пре­емственность может быть обеспечена разработкой общих для разных образовательных звеньев принципов, форм, методов и приемов изучения орфоэпических норм литера­турного языка. Только совместными усилиями можно до­биться результата.

В школьных учебниках русского языка традиционно разнообразные словари — орфографический, толковый, орфоэпический, другие справочные материалы — отнесе­ны на последние страницы, форзацы. Такое удобное рас­положение справочного материала позволяет быстро ори­ентироваться в словах, отыскивая нужное. Формируются лексикографические навыки работы со словом и книгой. Однако слова при этом редко произносятся.

Младшие школьники, как правило, старательно прого­варивают записываемое, но механическое слоговое повто­рение не обеспечивает запоминание того, на какой слог падает ударение. Размывается целостный звуковой облик слова. При нерегулярном обращении к словарю конкретно за орфоэпической справкой навык правильного произно­шения не успевает закрепиться. И часто «враждебная» речевая среда вне стен кабинета русского языка перекры­вает усилия педагогов. [22]

В этой связи необходимо как-то видоизменить визу­альный ряд, уйти от нескольких скупых словарных коло­нок, где все слова даны в алфавитном порядке, разнооб­разить виды учебной деятельности детей при знакомстве и закреплении в целом, признаться, «чужеродного» мате­риала, сделать его своим, создать условия для развития благоприятной языковой среды.


Целенаправленная работа по усвоению орфоэпических норм необходима, она должна быть регулярной, но не от­нимать много времени от основного материала урока. Она должна ориентировать учащихся на развитие речи, поэтому на ор­фоэпию трудных слов тратятся минутки — немного, но регулярно, практически на каждом уроке.

На этапе первоначального знакомства детей со слова­ми, постановку ударения в которых нужно запомнить, необходимо отработать с ними механизм не только пра­вильного произношения трудного слова, но и его припо­минание, чтобы у ребенка был сформирован четкий ассо­циативный ряд с нормативным произношением, ясное представление о том, где в том или ином слове выговари­вается ударный слог.

Задачу установления связи правильного произноше­ния с предметом высказывания помогут решить специ­фика восприятия и конкретно-образный характер мыш­ления младшего школьника. При знакомстве с такими словами нужно прорисовать в ударном слоге картинку, от­ражающую лексическое значение слова. Например, слова представляются первоклассникам, занимающимся по учеб­никам Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Желательно кра­сочное исполнение рисунка в крупном формате. Оформ­ляется постоянный стенд, к которому удобно обращаться на уроках.



Авторы некоторых УМК предполагают несколько бо­лее широкое знакомство детей в 1-м классе с современны­ми орфоэпическими нормами. Объем усвоенных слов дол­жен соответствовать объему словаря, данному в учебни­ке. Чтобы сделать орфоэпическую работу с трудными выражениями более привлекательной и интересной школь­нику, нужно разнообразить зрительный ряд — распреде­лить такие слова по трехсложной таблице, где в первую колонку заносятся слова с ударением на первом слове, в последнюю — на последнем, а во вторую — посередине. Все слова по возможности также снабжаются соответству­ющими рисунками. Они могут быть различными, однако будет лучше, если картинка вызывает прямую ассоциа­цию со звуковым обликом слова, отсылает к предмету речи.

Трехчастное слоговое деление слов позволяет образно представить изучаемый материал и облегчить их правиль­ное проговаривание.

Чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, можно организовать конкурс на лучшую ил­люстрацию к словам, данным в картах. При выполнении задания и подведении итогов неизбежно создастся благо­приятная языковая среда, в которой легче закрепляется навык правильного произношения слов. Лучшие работы — оригинально и эстетично выполненные — вывешиваются на стенд и сопровождают в дальнейшем уроки. Дух игры, соревновательности разнообразит обучение, внесет нотки необходимого творчества, импровизации. [24]


Орфоэпические минутки востребованы на этапе по­вторения материала, когда дети получают задания оз­вучить данные в карте слова, составить с ними словосо­четания и предложения, речевки, короткие стихи. Во время орфоэпических минуток на уроке с учащимися проводятся различные игры и упражнения, направлен­ные на закрепление полученных знаний и навыков.

Таким образом, в 1-2-х классах начальной школы развивается речь ребенка, формируется внимание к род­ному слову и закрепляется навык произносить его пра­вильно.

Более высокий уровень освоения орфоэпических норм требуется от учащихся 3-4-х классов.

Работа в 3-4 классах по орфоэпии русского языка должна продолжаться и углубляться в соответствии с изменяющимися возрастными особенностями, потребно­стями и интеллектуальными возможностями младших школьников. Подрастая, ребенок развивается: больше слушает, пишет, читает. Расширяется и объем слов, про­изношение которых ему необходимо запомнить.

Визуализация ударного слога, соревновательная осно­ва орфоэпических минуток на уроках, игры в освоении и закреплении нового материала получают дальнейшее раз­витие. Необходимо опираться на те же учебно-воспитательные действия, что использовались годом или двумя ранее, расширяя и дополняя их.

Еще со второго класса орфоэпический словарь увели­чивается. Работу по развитию навыков правильной поста­новки ударения в указанных словах достаточно трудно организовать. Очень сложно детям запоминать все слова, ориентируясь по алфавитному списку, а их много. 27-30 – в учебнике Т.Г. Рамзаевой, до 12 – в других учеб­никах. Когда нужно быстро найти трудное слово, прове­рить себя – в этом случае словарь незаменим. Для актив­ного развития и обогащения культуры звучащей речи необходимо пробудить интерес детей к закономерностям языка.

Есть слова, ударение в которых падает на один и тот же слог. Грамматически они также близки. Как, напри­мер, слова:

киломе'тр, сантиме'тр

Или такие:

Звони'ть, звони'т, звоня'т, включи'ть, включи'т, повтори'ть, повтори'т, бро'ня, броня', ви'дение, виде'ние.

Нерационально располагать их по алфавиту, разделяя массой других слов с ударением в разных слогах. Орфоэ­пически они родственны, подчиняются общим законам современного литературного произношения, в частности, здесь ударный суффикс инфинитива. Очевидно, что нуж­но объединить такие слова в группы – по фонетической близости, тематически или по смысловой смежности. Так упорядочивается работа по усвоению норм языка, откры­ваются возможности создания ассоциативных цепочек, помогающих визуально закрепить в сознании младших школьников звуковой облик слова. Способствует этому и систематическое обращение к трехсложной карте