Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

момент. Такое несовпадение поверхности может иметь место при деформации соединяемых деталей с перекосом их, а также при плохой пригонке соприкасающихся поверхностей.

Величина изгибающего момента зависит от величины угла пере­ коса взаимно соприкасающихся поверхностей, что утрированно по­ казано на рис. 78. В случае, изображенном на рис. 78а, болт можно рассматривать как балку с приложенными на концах изгибающими моментами (рис. 786). Для случая (рис. 78в) шпильку можно рас­ сматривать как консольную балку с заделкой (рис. 78г). Из урав­ нения упругой линии можно получить зависимость

для болта

 

 

 

 

М пз = ЕІс ^~,

 

 

(196)

для

шпильки

 

 

\Ѵі1

_

 

»

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

(197)

 

 

 

 

4

ИЗ

 

 

 

 

где Л4ИЗ — изгибающий момент;

при

действии момента (в ра­

 

6 — угол

поворота

сечения

 

дианах);

 

 

сечения стержня

болта;

 

/с — момент инерции

 

Е — модуль упругости

материала

болта;

 

 

/ — длина

болта.

будет

 

 

 

 

 

Напряжение

в резьбе

 

 

 

 

 

для

болта

 

 

 

 

 

Р

dx

(198)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/р.б

2

/ *

для

шпильки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(199)

 

 

 

 

 

> 6*

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т инерции резьбы, но

 

 

 

 

 

 

 

_

4

'

 

 

 

Следовательно,

для

болта

'р. б

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оп =

i f f Т

2° '

 

(200)

Здесь

/р.б — момент

инерции

сечения

болта

по внутреннему диа­

 

метру резьбы;

 

 

резьбы;

 

 

 

d x— внутренний диаметр

 

 

 

dc — диаметр

стержня

болта.

 

значительной величины.

Напряжение

ар

может

достигнуть

Так, например,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при dc = dlt

~

=

10

и

Ѳ= 45' ср = 875 к?!см2.

 

93


Из формулы (200) следует, что с уменьшением диаметра стержня dc напряжение изгиба уменьшается. Так, при уменьше­

нии

“1

с 1 до 0,8 напряжение уменьшается вдвое. Следовательно,

и с точки зрения уменьшения изгиба при затяжке целесообразно применять упругие болты. При этом переход от гладкой части стержня к резьбовой необходимо делать со значительным радиусом закругления, чтобы уменьшить коэффициент концентрации и тем самым увеличить допускаемое напряжение для стержня болта. Увеличение длины болта также способствует уменьшению изги­ бающего напряжения при затяжке.

В ответственных соединениях следует применять обработку тор­ цовых поверхностей гайки, головки и посадочных поверхностей деталей. Некоторое уменьшение напряжений может дать примене­ ние сферических самоустанавливающихся шайб.

§ 27. РАСЧЕТ БОЛТОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ ПОПЕРЕЧНЫХ СИЛ

Примеры соединения, когда на болт действует поперечная сила, показаны на рис. 79 и 80. На рис. 79 изображена дисковая муфта,

h

Рис. 79. Болтсжое соединение дисковой глухой муфты

предназначенная для соединения двух участков вала. На рис. 80 показано фланцевое соединение вала. В обоих случаях на болты действуют поперечные силы.

Метод расчета болтов под действием поперечных сил зависит от того, каким образом установлены болты с зазором или без зазора.

При установке болтов с зазором (см. рис. 45) при действии поперечной силы может иметь место относительное смещение соеди­ няемых деталей, что, в свою очередь, явится причиной возшлкнове-

94

ния перекоса болтов, а следовательно, и изгибающего момента. Для предотвращения перекоса необходимо так затянуть болты, чтобы возникающая между соединяемыми деталями сила трения была бы больше поперечной сдвигающей силы Р. Таким образом, осевое усилие, которое должно быть создано при затяжке болта, опреде­ лится из условия

Q v - > P ,

(201)

где р — коэффициент трения между соприкасающимися деталями; Р — поперечная сила, действующая на болт.

 

Рис. 80. Фланцевое соедине­

Рис.

81.

Установка бол­

 

ние вала

 

тов

с

разгрузочными

 

 

 

 

 

кольцами

Для

случаев, показанных

на

рис. 79

и 80

 

р

=

 

 

( 202)

здесь М кр — крутящий момент,

передаваемый валом;

 

kH— коэффициент, учитывающий неравномерность распре­

 

деления нагрузки между болтами;

 

R — радиус разноса

болтов;

 

 

 

г — количество болтов.

 

 

 

Следовательно,

 

 

 

 

при р =

0,15 Q — 7P.

 

испытывать

значительные осевые

Отсюда

видно, что болт будет

усилия.

і

Расчетная

нагрузка на болт будет

где &кр = 1,3.

Для разгрузки болтов часто применяются разгрузочные кольца (рис. 81) или шпонки.

95


Кольцо и шпонка рассчитываются в данном случае на срез и смятие, а болт — на усилие затяжки.

Осевое усилие от затяжки Q3aT зависит от момента на ключе и может быть определено по формуле (182).

Усилие, срезывающее разгрузочное кольцо или шпонку, будет p p = p - y-Q3<t,

где цС2„ат — сила трения, направленная в сторону, обратную внешней силе Р. Но учитывая возможность самоотвинчивания гайки, действующее напряжение среза следует определять по полному усилию Р. Таким образом, условие прочности на срез

для

кольца

(рис. 80) будет

 

 

 

 

 

 

т =

Мер

 

(203)

площадь среза

 

4)

 

 

 

 

F,с р

71 [ d \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

где

d.A и

d2 — наружный

и внутренний

диаметры

срезаемого

кольца.

прочности на смятие

 

 

 

Условие

 

 

 

 

 

аСМ

 

 

 

(204)

Площадь смятия Fni~d^h,

где Л

-высота

сминаемого

пояса.

При установке болтов без зазора, под действием поперечных сил болт будет испытывать деформацию среза и смятия. При этом рас­

чет болта следует производить по формулам (203) и

(204), где

Рср =

т/У2

(205)

, /"'см = dh (см. рис. 49),

где d — диаметр тела болта.

Величина срезающего усилия может быть несколько уменьшена затяжкой болта. При переменной симметричной нагрузке, когда значения допускаемых напряжений на срез могут быть весьма малы по сравнению с допускаемым напряжением на растяжение, затяжка болта может оказать благоприятное влияние на его работу. При расчете соединения, в случае одновременной работы нескольких соединительных деталей, следует учесть неравномерность распре­ деления нагрузки между соединительными деталями, введя коэф­ фициент неравномерности kH, который будет тем меньше, чем силь­ нее затянуты болты.

При небольших нагрузках диаметр болта (винта или шпильки) может получиться также небольшим, однако его не следует делать меньше того, который получается по формуле 183.

96


§ 28. ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

Допускаемые напряжения для резьбовых деталей определяются по общим формулам, приведенным в § 16, а именно:

 

"Ерп

(206)

Мд ’

М д ’

 

где опасным напряжением при постоянной нагрузке является пре­ дел текучести, а при переменной — предел выносливости при дан­ ном коэффициенте несимметрии.

При определении предела выносливости при переменной на­ грузке можно ориентировочно принимать:

теоретический коэффициент концентрации в резьбе

\ = 4—6;

коэффициент чувствительности т) = 0,5—0,6; масштабные факторы у = 0,7—0,8; технологический фактор ß= 0,8—0,9.

Коэффициенты перехода от гладкого образца к детали можно ориентировочно принимать по данным табл. 18.

 

 

 

 

 

 

Таблица 18

 

 

Наименование

 

К

К

Для

резьбы

стали

. . .

3 - 4

2 ,5 -3

из

углеродистой

из

легированной

стали ..........................................

 

4 -5

3 - 4

Для

гладкого стержня..................................................

 

1,5 -2

1,5 -2

Как было пояснено в § 25, затяжка соединения увеличивает коэффициент несимметрии. В тех случаях, когда определить этот коэффициент затруднительно, можно ориентировочно пользоваться данными табл. 19.

 

 

Т а б л и ц а 19

 

Характер

нагрузки

Тин соединения

симметричная

пульсирующая

знакопеременная

 

 

 

коэффициент

несимметрии

Соединение с мягкими прокладками . .

0

0,5

Жесткие соединения......................................

0,5

0,75

Коэффициент запаса kx можно

ориентировочно

принимать по

следующим данным.

 

 

7 За к- 708

У7


П о с т о я и н а я

н а г р у з к а .

Коэффициент кл берется по отно­

шению к пределу текучести:

 

 

резьбы

а)

при определении внутреннего диаметра

 

для углеродистых сталей

 

 

 

 

 

*, = 2-2,5;

 

 

 

для легированных сталей

 

 

і

 

 

&і = 2,5—3;

 

 

б)

при расчете гладкой части стержня

(на

срез) *і = 1,5ч-2;

в)

при расчете витков резьбы

 

 

 

для стали

ki = 1,5—2;

 

 

 

 

 

 

 

для цветного металла

 

 

 

 

 

ki = 2—2,5;

 

 

 

для чугуна (по отношению к пределу прочности) k{ = 3—4.

П е р е м е н н а я

н а г р у з к а .

Коэффициент кл берется по отно­

шению к пределу выносливости

 

 

 

 

для углеродистых сталей

 

 

 

 

 

*і = 2,0- 2,5;

 

 

 

для легированных сталей

 

 

 

 

 

*, = 1,5—3,0.

 

 

П р и м е ч а н и е .

Так как при затяжке могут

возникнуть дополнительные

изгибающие напряжения вследствие перекосов опорных поверхностей (см. §26), коэффициенты запаса прочности для случая постоянной нагрузки несколько увеличены. При переменных напряжениях меньшие значения следует брать

тогда, когда

предел выносливости определен с учетом несимметричности цикла

(т. е. учтено

влияние затяжки).

При расчете витков и гладкой части стержня на смятие

Ы ^

__

I >см

2 ,5 н -3 ‘

Г Л А В А VII

ШПОНОЧНЫЕ И ШЛИЦЕВЫЕ (ЗУБЧАТЫЕ) СОЕДИНЕНИЯ

§ 29. РАСЧЕТ ПРИЗМАТИЧЕСКОЙ ШПОНКИ

Шпоночные соединения служат для соединения деталей и пере­ дают вращающий момент от одной детали к другой.

В корабельных установках применяются в основном призмати­ ческие врезные шпонки и шлицевые соединения. Призматические шпонки передают вращающий момент боковыми гранями (рис. 82).

98