Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
При необходимости перемещать деталь вдоль вала применяются направляющие шпонки (рис. 83). Эти шпонки призматические и за крепляются в шпоночном пазу винтами.
Р а с ч е т шп о н к и .
Под действием внешней силы N3 (рис. 84) шпонка стремится переместиться и повернуться. Вследствие поворота (или перекоса) шпонки, напряжение по высоте ее будет распределяться неравно мерно. Задача нахождения распределения напряжения смятия по
Рис. 82. Закладная призма |
Рис. 83. К расчету призматиче |
тическая шпонка |
ской шпонки |
грани шпонки является весьма сложной и при точном решении вопроса должна решаться с учетом совместной деформации шпонки, вала и втулки. Обычно в практике расчет ведется по среднему напряжению смятия, с учетом коэффициента неравномерности рас пределения напряжений, а именно
|
|
5см = |
£м°сР - |
(207) |
где оср — среднее действующее |
напряжение смятия; |
|
||
kn— коэффициент неравномерности распределения напряже |
||||
|
ний по боковой грани шпонки, |
|
||
|
|
_ |
44Кр |
(208) |
|
|
|
|
|
здесь /?і ■—-высота |
части шпонки, |
находящейся в пазу |
вала; |
|
/ |
длина |
шпонки; |
|
|
г - |
радиус |
вала. |
|
|
99
Для стандартных шпонок
/г, Зё
где h — полная высота шпонки.
Теоретические соображения указывают, что коэффициент кон центрации может ориентировочно приниматься равным 2—2,5.
Шпонка, посаженная свободно, дает больший перекос, чем поса женная с натягом, и коэффициент концентрации для первой больше, чем для второй, особенно в малых шпонках. Поэтому рекомендуется применять посадку шпонки с на тягом. Более благоприятное рас пределение напряжений по вы соте шпонки будет обеспечено при натяге, соответствующем
плотной или тугой посадке.
При посадке шпонки с натя гом можно предположить, что шпонка будет находиться в на пряженном состоянии и давление по граням шпонки распределит ся, как показано на рис. 84.
доставляя уравнение равновесия шпонки и вала с учетом сил трения о грани шпонки, можно получить уравнение, определя
ющее |
усилия ;Ѵ, и N.,, |
а следовательно, и напряжение |
смятия зсм |
||||||
и в е л и ч и н у коэффициента кн, |
ориентировочное значение которого |
||||||||
будет |
|
|
|
|
н |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
k |
|
|
(209) |
||
|
|
|
|
бЬ'Л |
|
||||
|
|
|
|
|
h |
|
|
|
|
где р —коэффициент трения между гранями шпонки |
|
и паза. |
|||||||
Кроме |
расчета |
на смятие, |
призматические шпонки |
рассчиты |
|||||
ваются на срез. 1Ілощадь среза |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
Д-р = |
Ы . |
|
|
|
Условие прочности |
на срез будет |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
ѴР = J5 r < hlcp. |
|
(210) |
|||
где / — длина шпонки; |
b — ширина и /---радиус вала. |
ослабление |
|||||||
Общий |
недостаток |
врезных |
шпонок— некоторое |
|
|||||
вала, |
а, |
главным |
образом, |
наличие концентрации |
напряжений |
||||
в пазу вала из-за резких переходов. |
значительно |
||||||||
Как известно, наличие концентрации напряжений |
снижает допускаемые напряжения при переменных напряжениях. Б то же время, как будет видно из дальнейшего (главы XVII), валы работают всегда с переменным напряжением симметричного цикла.
Стремление уменьшить концентрацию напряжений или вовсе
1Ü0
избавиться от нее Привело к созданию бесшпоночных соединений, одно из которых заключается в том, что в месте посадки детали вал имеет некруглое сечение. Контур вала в месте посадки детали представляет собой циклоидальную кривую и обрабатывается на токарных станках с копировальным приспособлением, зубофрезер ных, работающих по методу обкатки, а также на станках для бескопирного точения некруглого сечения и специальных шлифо вальных.
Кбесшпоночным соединениям можно отнести также соединение
сгарантированным натягом. В этом соединении деталь, передаю щая вращающий момент, сажается на вал с натягом (прессовая посадка),-величина которого зависит в основном от величины пере даваемого крутящего момента и диаметра вала.
§30. ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Вряде отраслей машиностроения применяются шлицевые соеди нения (рис. 85), называемые иногда многошпоночными. В этом соединении шпонка составляет одно целое с валом. Шлицевые сое динения по сравнению со шпоночными
обладают следующими преимуществами:
а) детали на шлицевых валах лучше цен труются и имеют лучшее направление при передвижении вдоль вала;
б) напряжение смятия па гранях шлицев меньше;
в) концентрация напряжений вследствие плавных переходов в шлицах валов значи тельно меньше.
Шлицевые соединения стандартизованы, причем форма профиля применяется прямобочная и эвольвентная. ГОСТ преду
сматривает гри серии соединений: легкую, среднюю и тяжелую. Легкая серия, имеющая наименьшее число и высоту зубцов, применяется для неподвижных или слабо нагруженных соединений. Средняя серия имеет большее по сравнению с легкой серией число и высоту зубцов и рекомендуется для средне нагруженных соеди нений. Тяжелая серия, предназначенная для наиболее тяжелых
условий работы, имеет наибольшее число и высоту зубцов.
Рассчитываются зубцы соединения |
на смятие и срез. Среднее |
напряжение смятия будет |
|
Гер 2 |
(211) |
~ |
|
где г — число зубцов (шпонок); |
|
I — длина зубца; |
|
101
k„ — коэффициент, учитывающий неравномерность распреде ления напряжений по высоте зубца;
/г„ — коэффициент, учитывающий неравномерность распреде лений, нагрузки между зубцами;
гср — средний радиус.
|
|
Г |
= |
D |
+ d |
|
|
|
|
---! |
|
|
|
||
|
|
1ср |
|
4 |
|
|
|
Условие прочности |
будет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зсм |
[а]см ■ |
|
|||
Коэффициенты |
неравномерности |
распределения напряжений |
|||||
по высоте |
зубца и нагрузки |
между |
отдельными зубцами можно |
||||
принимать |
|
k'nk’QÉ 1,5л-2. |
|
||||
|
|
|
|||||
Условие |
прочности на срез |
|
|
|
|
||
|
|
,, _ |
М *Рк п |
^ |
Г„| |
( 212) |
|
|
|
■ °Р |
г biz |
- |
l bJcP ’ |
||
|
|
|
где kn = 1,25—1,5 .
Главное преимущество шлицевых соединений заключается в от сутствии паза, что значительно уменьшает концентрацию напряже ний и тем самым увеличивает прочность вала. Вследствие этого они применяются как для передвижных направляющих соединений, так и вместо шпоночных. Применение шлицевых соединений может позволить уменьшить вес вала особенно при применении полых валов. Некоторым недостатком шлицевых соединений является большая сложность изготовления (протяжка или фрезеровка), требующая применения специальных станков.
§ 31. ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Допускаемые напряжения определяются по общим формулам, в зависимости от характера нагрузки (спокойная ударная), от цикличности, характеризующейся коэффициентом несимметрии на пряжений, и от механических характеристик материала.
Обычно для шпонок применяется углеродистая сталь с пределом прочности не ниже 50—60 кг/мм2.
При внешней переменной нагрузке и при посадке шпонки с на тягом напряжения смятия будут меняться по асимметричному циклу с коэффициентом несимметрии больше нуля. Поэтому для опреде ления допускаемого напряжения смятия можно пользоваться зави симостью, исходя из постоянной нагрузки, но приняв несколько повышенный коэффициент запаса,
где ^ — коэффициент запаса и kA— коэффициент динамичности.
102