Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При необходимости перемещать деталь вдоль вала применяются направляющие шпонки (рис. 83). Эти шпонки призматические и за­ крепляются в шпоночном пазу винтами.

Р а с ч е т шп о н к и .

Под действием внешней силы N3 (рис. 84) шпонка стремится переместиться и повернуться. Вследствие поворота (или перекоса) шпонки, напряжение по высоте ее будет распределяться неравно­ мерно. Задача нахождения распределения напряжения смятия по

Рис. 82. Закладная призма­

Рис. 83. К расчету призматиче­

тическая шпонка

ской шпонки

грани шпонки является весьма сложной и при точном решении вопроса должна решаться с учетом совместной деформации шпонки, вала и втулки. Обычно в практике расчет ведется по среднему напряжению смятия, с учетом коэффициента неравномерности рас­ пределения напряжений, а именно

 

 

5см =

£м°сР -

(207)

где оср — среднее действующее

напряжение смятия;

 

kn— коэффициент неравномерности распределения напряже­

 

ний по боковой грани шпонки,

 

 

 

_

44Кр

(208)

 

 

 

 

здесь /?і ■—-высота

части шпонки,

находящейся в пазу

вала;

/

длина

шпонки;

 

 

г -

радиус

вала.

 

 

99


Для стандартных шпонок

/г, Зё

где h — полная высота шпонки.

Теоретические соображения указывают, что коэффициент кон­ центрации может ориентировочно приниматься равным 2—2,5.

Шпонка, посаженная свободно, дает больший перекос, чем поса­ женная с натягом, и коэффициент концентрации для первой больше, чем для второй, особенно в малых шпонках. Поэтому рекомендуется применять посадку шпонки с на­ тягом. Более благоприятное рас­ пределение напряжений по вы­ соте шпонки будет обеспечено при натяге, соответствующем

плотной или тугой посадке.

При посадке шпонки с натя­ гом можно предположить, что шпонка будет находиться в на­ пряженном состоянии и давление по граням шпонки распределит­ ся, как показано на рис. 84.

доставляя уравнение равновесия шпонки и вала с учетом сил трения о грани шпонки, можно получить уравнение, определя­

ющее

усилия ;Ѵ, и N.,,

а следовательно, и напряжение

смятия зсм

и в е л и ч и н у коэффициента кн,

ориентировочное значение которого

будет

 

 

 

 

н

 

6

 

 

 

 

 

 

k

 

 

(209)

 

 

 

 

бЬ'Л

 

 

 

 

 

 

h

 

 

 

где р —коэффициент трения между гранями шпонки

 

и паза.

Кроме

расчета

на смятие,

призматические шпонки

рассчиты­

ваются на срез. 1Ілощадь среза

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-р =

Ы .

 

 

Условие прочности

на срез будет

 

 

 

 

 

 

 

ѴР = J5 r < hlcp.

 

(210)

где / — длина шпонки;

b — ширина и /---радиус вала.

ослабление

Общий

недостаток

врезных

шпонок— некоторое

 

вала,

а,

главным

образом,

наличие концентрации

напряжений

в пазу вала из-за резких переходов.

значительно

Как известно, наличие концентрации напряжений

снижает допускаемые напряжения при переменных напряжениях. Б то же время, как будет видно из дальнейшего (главы XVII), валы работают всегда с переменным напряжением симметричного цикла.

Стремление уменьшить концентрацию напряжений или вовсе

1Ü0


избавиться от нее Привело к созданию бесшпоночных соединений, одно из которых заключается в том, что в месте посадки детали вал имеет некруглое сечение. Контур вала в месте посадки детали представляет собой циклоидальную кривую и обрабатывается на токарных станках с копировальным приспособлением, зубофрезер­ ных, работающих по методу обкатки, а также на станках для бескопирного точения некруглого сечения и специальных шлифо­ вальных.

Кбесшпоночным соединениям можно отнести также соединение

сгарантированным натягом. В этом соединении деталь, передаю­ щая вращающий момент, сажается на вал с натягом (прессовая посадка),-величина которого зависит в основном от величины пере­ даваемого крутящего момента и диаметра вала.

§30. ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Вряде отраслей машиностроения применяются шлицевые соеди­ нения (рис. 85), называемые иногда многошпоночными. В этом соединении шпонка составляет одно целое с валом. Шлицевые сое­ динения по сравнению со шпоночными

обладают следующими преимуществами:

а) детали на шлицевых валах лучше цен­ труются и имеют лучшее направление при передвижении вдоль вала;

б) напряжение смятия па гранях шлицев меньше;

в) концентрация напряжений вследствие плавных переходов в шлицах валов значи­ тельно меньше.

Шлицевые соединения стандартизованы, причем форма профиля применяется прямобочная и эвольвентная. ГОСТ преду­

сматривает гри серии соединений: легкую, среднюю и тяжелую. Легкая серия, имеющая наименьшее число и высоту зубцов, применяется для неподвижных или слабо нагруженных соединений. Средняя серия имеет большее по сравнению с легкой серией число и высоту зубцов и рекомендуется для средне нагруженных соеди­ нений. Тяжелая серия, предназначенная для наиболее тяжелых

условий работы, имеет наибольшее число и высоту зубцов.

Рассчитываются зубцы соединения

на смятие и срез. Среднее

напряжение смятия будет

 

Гер 2

(211)

~

где г — число зубцов (шпонок);

 

I — длина зубца;

 

101


k„ — коэффициент, учитывающий неравномерность распреде­ ления напряжений по высоте зубца;

/г„ — коэффициент, учитывающий неравномерность распреде­ лений, нагрузки между зубцами;

гср — средний радиус.

 

 

Г

=

D

+ d

 

 

 

---!

 

 

 

 

 

1ср

 

4

 

 

Условие прочности

будет

 

 

 

 

 

 

 

Зсм

[а]см ■

 

Коэффициенты

неравномерности

распределения напряжений

по высоте

зубца и нагрузки

между

отдельными зубцами можно

принимать

 

k'nk’QÉ 1,5л-2.

 

 

 

 

Условие

прочности на срез

 

 

 

 

 

 

,, _

М *Рк п

^

Г„|

( 212)

 

 

■ °Р

г biz

-

l bJcP ’

 

 

 

где kn = 1,25—1,5 .

Главное преимущество шлицевых соединений заключается в от­ сутствии паза, что значительно уменьшает концентрацию напряже­ ний и тем самым увеличивает прочность вала. Вследствие этого они применяются как для передвижных направляющих соединений, так и вместо шпоночных. Применение шлицевых соединений может позволить уменьшить вес вала особенно при применении полых валов. Некоторым недостатком шлицевых соединений является большая сложность изготовления (протяжка или фрезеровка), требующая применения специальных станков.

§ 31. ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Допускаемые напряжения определяются по общим формулам, в зависимости от характера нагрузки (спокойная ударная), от цикличности, характеризующейся коэффициентом несимметрии на­ пряжений, и от механических характеристик материала.

Обычно для шпонок применяется углеродистая сталь с пределом прочности не ниже 50—60 кг/мм2.

При внешней переменной нагрузке и при посадке шпонки с на­ тягом напряжения смятия будут меняться по асимметричному циклу с коэффициентом несимметрии больше нуля. Поэтому для опреде­ ления допускаемого напряжения смятия можно пользоваться зави­ симостью, исходя из постоянной нагрузки, но приняв несколько повышенный коэффициент запаса,

где ^ — коэффициент запаса и kA— коэффициент динамичности.

102