Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вследствие несжимаемости, передает давление во все стороны, тем самым способствуя расширению трещины.

Кроме поверхностного выкрашивания и изгиба, может иметь место заедание зубьев. Заедание может возникнуть, когда между скользящими поверхностями будет отсутствовать масляная пленка. Последнее может иметь место при больших удельных давлениях между зубьями и малых относительных скоростях, при которых не будет обеспечено условие образования масляного клина, а следо­ вательно, и жидкостного трения. Расчеты на заедание еще недо­ статочно разработаны и расчет зубьев обычно ведется из условия контактной (поверхностной) прочности и из условия прочности на изгиб.

Нагрузка на один зуб шестерни определяется по формуле 329, куда входит окружное усилие Р', приходящееся на один зуб.

Определение этого окружного усилия Р' является задачей весьма сложной, так как одновременно находятся в зацеплении ряд сопряженных зубьев, и распределение нагрузки между зубьями является задачей статически неопределимой, требующей учета деформаций сопряженных зубьев.

Обычно принимают, что нагрузка на зубья распределяется пропорционально длине контактной линии

 

 

 

 

Р' — 4— ,

 

(334)

где

Я —полное окружное усилие, передаваемое шестерней;

 

LK— минимальная длина

контактных

линий;

 

 

/к — длина контактной линии

одной

пары зубьев.

на кото­

Длина

LK может быть

без труда найдена из рисунка,

ром

будут

нанесены

все

контактные линии. Эта длина

равна

 

 

 

 

I.

к.

В

 

 

(335)

где

 

 

 

COS ß0

 

 

 

k. =

(0,9-: 0,97) е,.

(336)

 

 

 

Здесь 0,9 — берется

для

косозубых

колес;

 

 

0,97 — берется для

шевронных

колес;

 

 

£4.— торцовой коэффициент перекрытия.

 

Следовательно,

 

 

14К COS ßo

 

 

 

 

 

 

р г

 

(337)

 

 

 

 

^

~

k ß

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь нормальная нагрузка на один зуб соответственно формуле (329) будет

я "

PlKCOS ßn

(338)

k ß COS <Хд COS ß, ’

где P — полное окружное

усилие, определяемое

по формуле

 

Шр

(339)

 

Я = dja

162


Здесь Mp — расчетный вращающий

момент, действующий на

шестерню.

 

 

 

 

§ 47. РАСЧЕТ ЗУБЬЕВ НА ПОВЕРХНОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ

Условие прочности

запишется

так

 

 

Зк <

М п.

(340)

где ак — действующие

контактные

напряжения;

[^„ — допускаемые

напряжения

на

поверхностную прочность.

Действующие контактные напряжения

определяются по фор­

муле Герца-Беляева'

 

аК

(341)

где qp — нагрузка, приходящаяся на единицу длины контактной линии;

Е0— приведенный модуль упругости; Ро — приведенный радиус кривизны.

Нагрузка на единицу длины контактной линии qp определится по формуле

Ь =

(342)

где Р'п — нагрузка, приходящаяся на один зуб. Подставляя значение Р'п из (338), получим

 

_

Р COS ß,j

 

(343)

Чр

Bkt COS а д COS Зд

 

 

 

Приведенный радиус кривизны по формуле Герца определяется

следующей зависимостью

_

 

 

 

 

 

РіпРіп

 

(344)

 

 

Pill

± Pin

 

 

 

 

 

где р1л и р2„ — радиусы кривизны

профилей

сопряженных

зубьев

в нормальной плоскости.

Знак

плюс относится к внешнему за­

цеплению, а минус — к внутреннему.

 

в поло­

Радиус кривизны в торцовой плоскости (см. рис. 144)

жении зубьев в полюсе зацепления (отрезок

ОАД будет

 

о, = гд sin <хЛі.

Используя зависимость (333), получим для приведенного радиуса кривизны следующее выражение

рп =

_____ ___________

(344а)

Ги

(Prs ± Pis) cos ßo •

 

и*

163


Подставляя затем значение ps в формулу (344а), получим

 

 

 

 

rj --

 

гл\гі&Sin ад;;

 

 

 

Замечая,

что ---

і,

' °

 

('"д? ±

г м) co s ?0 ’

 

 

 

получим

 

 

 

 

 

 

 

Гм

 

 

 

ік д і

s i n cf ^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ —’(i ± 1) cos 3C|

 

 

 

Используя соотношение между

углами аДІ и ад,

даваемое фор­

мулой (326) и замечая, что для

углов рд до

45°

можно без за­

метной погрешности принять

 

Sin Яд

 

 

 

 

 

 

 

sin <ХДІ

 

 

 

(345)

 

 

 

 

 

cos рд ’

 

 

получим

окончательно

 

 

 

 

 

 

 

ir xl sin ад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(346)

 

 

 

 

(г ± 1) cos ß0 cos Рд ‘

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенный

модуль

упругости определяется выражением

 

 

 

 

Ео

2ЕХЕ,

 

 

(347)

 

 

 

 

Ei

+ Ei

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Ех и Е2— модули

упругости

 

материала

зубьев

шестерни и

ведомого

колеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если сопряженные зубья стальные и имеют один и тот же

модуль упругости

Е,

то Е0 Е.

 

значения

qp

и

р„ в форму­

Подставляя

полученные

 

выше

лу (341),

и приняв

cos 30 ^

cos Зд,

получим

 

 

 

0,418

Р (і ± 1) c o s 3Рд

ВІГХs in Яд COS а дй е ■

 

Выразим окружное усилие Р через момент (формула 339) и

ширину

колеса

через

диаметр,

т. е.

Я — с/д1б, где

б — коэффи­

циент

длины

зуба.

Заменяя

затем выражение

5Іпадсо8ад

Sin 2а,

получим

 

 

 

 

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г 8Afp (г ±

1) Е0 cos2 Вд

(348)

 

 

 

аК 0,418

 

sin 2ад

 

 

 

 

 

 

 

«

Решая полученное уравнение относительно (ііХ и замечая, что без заметной погрешности можно в окончательной формуле за­ менить на Эд> получим формулу для определения диаметра делительной окружности шестерни из условия поверхностной прочности зубьев349

сіц = 1,12

Mp (і ± 1) focos2 ,3д

(349)

 

К ¥ \ а In Sin 2ад

164


Подставляя

цифровые

значения ад = 20° и для стальных

зубьев

Е0 — 2 • ІО4

кг/ммг, получим

 

 

dДІ

мр(і ± 1) COS--2 гід

(350)

 

35

kM I 3 ІП

Значение ks может быть принято равным, примерно, 1,5. Для прямозубых колес, учитывая зону однопарного зацепления, сле­ дует принять

Л.= 1.

§48. РАСЧЕТ ЗУБЬЕВ ШЕСТЕРНИ НА ИЗГИБ

Ранее было показано, что зуб испытывает деформацию изгиба и сжатия. Однако напряжение сжатия от радиальной силы незна­

чительно

по

сравнению

 

 

.

р

 

с напряжением

изгиба и

////////////////''■ .,ѵ'//////^А '//////////І

поэтому

основной

дефор­

 

 

 

 

 

мацией

 

 

зуба

является

 

 

 

 

 

изгиб.

 

 

показывает

опыт,

 

 

 

 

 

Как

 

 

 

 

 

 

в косозубых колесах по­

 

 

 

 

 

ломка

 

от

изгиба

 

(если

 

 

 

 

 

она имеет

место)

проис­

 

 

 

 

 

ходит по наклонным ли­

 

 

 

 

 

ниям.

 

 

Причиной

 

этого

 

 

 

 

 

является то, что контакт­

 

 

 

 

 

ные линии располагаются

 

 

 

 

 

наклонно

к

оси

колеса.

 

 

 

 

 

Бели

в

данный

момент

 

 

 

 

 

контактная

 

линия

распо­

 

 

 

 

 

ложена по ВВ\

(рис. 149),

 

 

 

 

 

то опасное сечение может

D

,,0

ѵ

,

 

быть

Tj

расположено

по

на изгио

л л

 

 

 

 

 

 

s

Нис.

14У.

К расчету зубьев

АА.

Нагрузка на зуб

qplK,

где

qp — удельная

нагрузка.

определится

произведением

Напряжение

в опасном сечении

определяется

по формуле

__ 44и?,

х_ Wx

иположение опасного сечения будет находиться там, где отно­

шение 4гг4 — максимум.

W X

Если бы контактная линия была бы параллельна оси колеса, что имеет место в прямозубых передачах, то опасное сечение было бы расположено параллельно оси.

Исследования показывают, что ориентировочно можно исхо­ дить из положения, что опасное сечение расположено паралллельно

165


оси (т. е. вести расчет как для прямозубой передачи). Для учета совершаемой ошибки вводят в расчетную нагрузку множитель, равный cos2 ßj. По этому методу расчета длина контактной линии принимается максимальной, т. е. равной

итогда расчетная нагрузка на один зуб, будет (см. формулы (337),

(338)и рис. 150)

Р'

=

Р cos2 ?д

 

_ р cos ;ід

j-j .

п

k, cos ад cos Уд

k. cos ад ’

V ' /

 

P' =

P'ncos ад =

.

(352)

Ha рис. 150 показаны два положения сопряженных зубьев.

Одно (рис. 150, а) соответствует

положению зубьев в

полюсе за­

цепления и другое

(рис.

150)— в

момент выхода из

зацепления.

а)

 

 

 

6)

 

Рис. 150. К расчету зубьев на изгиб

Если считать, что опасное сечение находится где-то у корне­ вого сечения, то очевидно, что плечо изгибающего момента будет наибольшим в момент выхода из зацепления. Этот момент и рас­ сматривается при расчете на изгиб. Для этого положения зубьев угол Y между р' и р'п будет несколько отличаться от угла за­

цепления ад (см. рис. 150, а). Из рис. 151 видно, что

5 ' = P' tg Y-

Напряжения в крайних точках опасного сечения будут

=

3ИЗ

3ОК! ав = ®и:і

°сж -

166