Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§57. КОНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ С КОСЫМИ И КРУГОВЫМИ ЗУБЬЯМИ

Впрямозубом зубчатом колесе режущий инструмент переме­ щается по прямой, проходящей через вершину делительного конуса.

Линия зуба в этом случае на развертке делительного конуса показана на рис. 178.

Рис. 178. Линия зуба в прямо­

Рис. 179.

Косозубая

зубом коническом колесе

коническая

передача

В косозубом коническом колесе (рис. 179) (180) линия зуба на развертке делительного конуса, показанная на рис. 180, является прямой линией, касательной к окружности радиуса е, центр кото­ рой совпадает на^ развертке с вершиной делительного конуса.

Рис. 180. Линия зуба в ко-

Рис. 181. Коническая пере-

созубом коническом колесе

дача с круговыми зубьями

В конических колесах с круговыми зубьями (рис. 181) послед­ ние очерчены по дуге окружности, по которой перемещается режу­ щий инструмент (рис. 182). Центры этих окружностей на развертке делительного конуса лежат на круге определенного радиуса, центр которого совпадает с вершиной делительного конуса.

Под углом ß в данном случае принимается угол, образованный касательной к профилю, проведенной через точку пересечения про­ филя зуба со средней окружностью, как показано на рис. 182.

205

Преимущество конических передач с косыми и круговыми зубьями перед прямозубой передачей, так же как и в цилиндриче­ ских передачах, заключается в большем значении коэффициента

перекрытия, а следовательно,

в большей плавности зацепления.

В этом отношении круговые

зубья имеют преимущества перед

косыми зубьями. Если для косозубой конической передачи макси­ мальная линейная скорость не должна превосходить 10 м/сек, то

 

 

для передач с круговыми зубьями эта

 

 

скорость может достигать 30 м/сек.

 

 

И для передач с непрямыми зубьями

 

 

вводятся условные колеса, рассматри­

 

 

вающиеся

как

цилиндрические

косо­

 

 

зубые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угол наклона зуба к оси по длине

 

 

зуба будет переменный, так как диа­

 

 

метр

начального

усеченного

конуса

 

 

по длине меняется. (В некорригиро­

 

 

ванной

передаче

начальный и

дели­

 

 

тельный конусы совпадают).

 

 

 

 

Стандартный угол рд и модуль за­

Рис. 182. Линия зуба кони­

цепления

т

 

относятся

к наружной

ческого колеса с круговыми

окружности.

Как

и в косозубой

ци­

зубьями

 

линдрической

 

 

передаче,

следует

раз­

 

 

личать торцовый модуль tns и нормаль­

ный т. Размеры начального усеченного

конуса

определяются

торцовым модулем и числом зубьев, т. е.

 

 

 

 

 

 

D = msz,

Д р =

ms cpz.

 

 

 

(416)

Соответственно

ms

 

 

ms

 

Cp

 

 

 

 

rn

 

 

 

 

 

 

(417)

cos Зд ’

 

 

cos

 

 

 

O T q

,

 

 

flCp

 

 

Угол Pc,, найдется из зависимости 418

 

 

 

 

 

 

 

 

tg Д = tg Рд

=

(1 +

'i sia

) tg йд,

 

 

(418)

где 6 по-прежнему есть отношение

 

 

 

 

 

 

 

 

Дрі — средний диаметр

начального

усеченного конуса шестерни;

о, — угол конусности

для

шестерни

в формулы войдет 8.,).

 

(соответственно для ведомого колеса

 

Формула (414) соответственно формуле (350) примет вид

Дрі —Зо

I

f MmkvkB(i L Т- 1) cos О , COS- flCp

(419)

 

k JM 1 ;2

 

206


Формула (415) соответственно формуле (357) будет

 

1 3

/ O . M M u j k v k g Z l COS '(lcp

/Я сР

Z l \

(420)

k £']iy o і о I и з

где /ге можно принимать равным

1,5,

 

у0 — коэффициент формы зуба — должен определяться для ус­

ловного числа зубьев, которое равно

 

25 ѵг

 

(421)

1УС cos о, cos3 ßCp ’

 

Найдя из условия прочности средний модуль гго формулам (419) и (420), следует затем определить модуль, отнесенный к наружной

окружности

(формуле

397),

 

 

а

затем

нормальный

 

модуль

 

 

т,

отнесенный

к

наружной

 

 

окружности, который округ­

 

 

лить до ближайшего

значения

 

 

по ГОСТу.

 

 

 

 

 

 

S ( - 1 )

 

Окружная сила, действую­

 

щая по

средней

 

окружности

 

 

начального усеченного

конуса,

 

 

определяется

по формуле

 

 

 

 

Р = 2М

 

 

(422)

Рис. 183. Направление действующих сил

 

 

 

Асрі

 

 

 

Радиальная сила,

действующая на шестерню, будет равна

 

 

 

 

S =

с

о

. ^ 8 ^

08*1+ sin ßcp sin 5t).

(423)

Осевая сила,

действующая на шестерню,

 

 

 

 

Q =

T

3 ^ ( tgaslnSl ± slnßcpC°s8,),

(424)

где

а = 20°.

 

 

 

 

 

 

 

ся

В этих формулах верхние знаки перед вторым слагаемым берут­

тогда,

когда

направление

вращения ведущего колеса

(если

смотреть на него со стороны вершины конуса) совпадает с направ­ лением винтовой линии зуба, а нижние знаки — если эти направле­ ния не совпадают.

Если для осевой силы и радиальной результирующий знак будет минус, то это значит, что осевая сила направлена от большего основания к меньшему, а радиальная направлена от оси колеса. Эти направления показаны на рис. 183.

2 0 7


Г Л А В А X I V

КОНСТРУКЦИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

§ 58. ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА

Зубчатые колеса изготовляются цельными или составными. Колеса диаметром до 500—600 мм изготовляются обычно из поко­ вок и при диаметре более 600 мм — из отливок, чаще всего сталь­ ных, или делаются сварными.

Иногда при диаметре более 600 мм колеса делаются состав­ ными, бандажированными, т. е. колесо изготовляется литым,

Рис. 185. Цилиндрическое зубчатое колесо

а зубчатый венец, надевается в горячем виде на колесо как бандаж,

из кованой стали.

по­

На рис. 184 показано зубчатое колесо, изготовленное из

ковки, на рис. 185 или 186 — литые колеса, причем на рис.

186

показано литое колесо с одетым зубчатым венцом.

При небольших диаметрах венец непосредственно приваривает­ ся к ступице; при больших диаметрах зубчатый венец приваривает-

208


ся к дискам, а последние — к ступице (рис. 187). Диски обычно облегчаются отверстиями. Такие колеса часто применяются в тур-

Рис. 186. Цилиндрическое зубчатое

зубчатое колесо

колесо

бозубчатых агрегатах. Иногда вместо сварки применяется соедине­ ние болтами.

Основными элементами зубчатого колеса являются зубчатый

венец, обод, спицы и ступица.

 

 

 

 

44.

 

Основные размеры

зубчатых колес приведены в табл.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

44

Наименование

Обозна­

Кованые

колеса

Литые и составные

 

чения

(рис.

184)

 

(рис. 185)

 

 

 

 

 

Диаметр ступицы

 

^ст

(1,7—1,8) dB

(1,8-2,2) da

 

Толщина обода

 

0

(1,5—2) от,,,

но

не ме­

(1,5—2)от„, но не

 

 

 

нее 0,02йд (большие

менее

8—10 мм

 

 

 

значения

для

колес

 

,о>ѵ

 

 

 

 

с меньшим модулем)

 

 

Для составных колес

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<2'4” " +

ъ

Толщина укрепляющего

 

0,85

ребра

 

 

 

 

Толщина стенки или

а

(0,1

0,2) В;

при dx <

спицы

 

;

150 мм обычно де­

 

 

лают а ~

В

при z < 150 и 0,016«! + 10 при z > 150, где d мм

26

Не менее 0,756

14 Зак. 708

209


 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл.

44

1Іаименование

Обозна­

Кованые

колеса

 

Литые и составные

чения

(рис.

 

184)

 

 

(рис.

185)

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр

отверстия в

do

~ rfcT;

D K-

А — 25

 

DK

dcт

 

стенке

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр

по отверстиям

Do

ÜK ~Ь ^ст

 

 

D к г dC7

 

в стенке

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Длина ступицы

/.

(1

1,2) ß

 

 

(1ч-1,2) Р

 

Наименьшая

толщина

 

(1,8 :-2)А1я

 

 

 

 

 

 

 

венца

для

червячных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

колес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спицы зубчатых колес делаются различных сечений. Наиболее

распространенны ми

являются

спицы

 

прямоугольного

сечения

 

 

 

(рис. 188, а), эллиптического

(рис.

188,6),

 

 

 

крестообразного

(рис.

188, в)

и двутавро­

 

 

 

вого (рис. 188, г).

колес

менее

1000 мм и

 

 

 

При

диаметре

 

 

 

ширине от 100 до 200 мм обычно применяют

 

 

 

крестообразное сечение спиц (при литых

 

 

 

колесах: при диаметре

более

 

1000

мм

и

 

 

 

ширине

более

200 мм — двутавровое

сече­

 

 

 

ние спиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размеры спиц обычно определяют рас­

 

 

 

четом на изгиб. Так как вопрос о распреде­

 

 

 

лении усилии между спицами весьма сло­

 

 

 

жен, то условно принимают, что каждая

 

 

 

спица должна быть рассчитана на усилие,

 

 

 

равное трехкратной средней нагрузке.

 

 

 

 

Условие прочности

на

изгиб

запишется

 

 

 

следующей формулой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3Ми-, <

 

 

 

 

 

(425)

Если расчетную высоту спицы Н отне­ сти к диаметру вала, то -М„3 = М кр. В этих формулах М кр — крутящий момент, пере­ даваемый колесом, и я — полное число спиц.

Спицы прямоугольного сечения обычно получаются, когда применяются сплошные диски с выфрезерованными отверстиями. Отверстия могут иметь

фасонную форму. Для прямоугольных спиц

аН2

(426)

 

210