Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

следовательно,

tgx

( а )

 

где Z2 — число зубьев колеса. Таким образом,

или, учитывая формулу (433), получим

(435)

Обозначим

(436)

из формулы (а) получим

(436а)

д ~ является параметром червячной фрезы и должен выражаться целым числом. Значения q приведены в табл. 51.

Формулу (436) определяет зависимость между диаметрами чер­ вяка и червячного колеса.

Для нормальной работы червячной передачи необходимо обес­ печить тщательную смазку рабочих поверхностей. Поэтому в сило­ вых установках применяются лишь закрытые червячные передачи в виде червячных редукторов.

Изготовляются червяки на токарных или на специальных фре­ зерных станках с помощью дисковых фрез. Червячные колеса нарезаются червячными фрезами. Как уже упоминалось ранее, в качестве материала для зубьев червячного колеса применяется бронза и чугун.

При окружной скорости червяка менее 2 м/сек можно приме­ нять различные малооловянистые и безоловянистые бронзы при закаленном стальном червяке. При небольших нагрузках и скоро­

стях можно применять для колеса

чугун.

При скорости более

4 м/сек следует применять фосфористую бронзу типа

ОФ-10-1 или

бронзу АЖ9-4, которая в последнее

время

широко

применяется

в качестве заменителя оловянистой.

 

 

 

При применении бронз с пределом прочности выше 40 кг/млі2,

при скоростях

червяка больше 1 м сек

для червяка

следует

брать сталь,

закаленную до твердости

по Роквеллу

HRc — 45

с последующей шлифовкой рабочей поверхности.

Применение закаленных и цементированных червяков с отполи­ рованной рабочей поверхностью улучшает работу передачи, так как при этом уменьшается износ и выкрашивание рабочей поверхности колеса и увеличивается к. п. д. передачи.

219


Для более мягких рабочих поверхностей червяка, полученных обычным улучшением стали, рекомендуется, особенно при больших скоростях, применять полировку рабочей поверхности, что умень­ шает опасность «намазывания» бронзы на червяк, снижает выкра­ шивание зубьев червячного колеса и потери на трение.

§ 62. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧЕ. КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ

Для определения величины и направления сил, действующих в червячной передаче, необходимо установить направление враще­ ния червячного колеса в зависимости от направления вращения

Рис. 197 а. 6, в. Силы, действующие в червячной передаче

червяка. Это направление легко можно определить, исходя из аналогии между червячной передачей и системой винт—гайка. Поэтому при определении вращения червячного колеса можно пользоваться следующим правилом.

Если смотреть на торец винта, то при правой резьбе и нравом вращении винта точка колеса, сцепляющаяся с винтом, кажется приближающейся к наблюдателю.

На рис. 197 показана кинематическая схема зацепления. При зацеплении рейки (винта) и зубчатого колеса полное давление колеса на винт будет направлено по линии, перпендикулярной боковой поверхности червяка, лежащей в плоскости N, перпенди­ кулярной направлению винтовой линии. След этой плоскости па рис. 197, в показан линией NN. На рис. 198 показаны плоскость Т

220

(плоскость чертежа), плоскость N, в которой лежит сила Р„ и осе­ вая плоскость Q.

На виток червяка действует также сила трения, возникающая из-за относительного скольжения витка винта по отношению к зубу колеса. Эта сила трения, направленная в сторону, противополож­ ную вращению винта, перпендикулярна силе Р„. Без заметной погрешности силы трения можно направить так, как показано на рис. 198.

Величина этой силы равна Р„р, где р — коэффициент трения.

Рис. 198. Силы, действующие в червячной передаче

 

 

Раскладывая внешние силы Рп и Я„р

по осям координат,

как

указано на

рис. 197, г,

получим

три силы, действующие на

винт

Рв, QB и S

(см. рис. 197, а, б и в). Рв — окружная,

Q„ —осевая

и SK— радиальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из рис. 198, получим

 

 

 

 

 

 

 

 

Рпcos <х„ cos X— Рпр sin X=

QB,

 

 

 

Рпcos апsin X+ Я„р cos X= Рв,

 

 

 

 

 

Рпsin лп = S,

 

 

 

 

 

Рпcos

(cos X-

 

sin xj =

Q„

 

 

 

P. cos а

(sin X-(-

cos X] =

PB.

 

 

Обозначив

n

n \

1 COS an

I

B

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

 

 

(437)

где / — приведенный угол

трения,

получим

 

 

 

СOS Cfл

/ )

= QB,

 

cos ап

sin (Х-I-/) =

я„.

 

COS р ' cos (X +

р. COS p '

 

221


Следовательно,

П

 

 

Рв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(438)

 

Wb

 

tg (X+ p ') ’

 

 

р __

 

Рв

 

(5'

 

 

 

 

 

а„

 

COS(X+

p')

(439)

п

 

COS

 

sin

 

 

 

5

_

рпtg

а л COS p'

 

(440)

 

 

 

 

Sin (). +

p')

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление сил, действующих на червяк, видно из рис. 197:

1) окружное усилие Яв направлено в сторону, обратную вра­ щению винта;

2) осевое усилие QB направлено в сторону, обратную враще­ нию колеса;

3) радиальное усилие 3’ направлено по радиусу.

Силы, действующие на червячное колесо, имеют направление,

обратное силам, действующим на винт. На

рис. 197 эти силы

показаны пунктиром. Из рисунка видно, что

 

= Q„; QK= P„

(441)

и

(442)

tga„ = tgc^cosX,

где f \ и QK— окружная и осевая силы, действующие на червячное колесо (см. рис. 197), аЛ— угол зацепления условного косозубого

колеса

в торцовой плоскости, равный профильному

углу

червяка

в осевом сечении. По нашим

стандартам as = 20°.

(438)

и (439),

Пользуясь приведенными

выше зависимостями

можно

написать

 

 

 

(443)

 

Л, =

/Ѵ ё (М -р '),

 

 

О _ р

tg і ц COS р

 

(444)

 

~

к cos(X-fp')

 

 

 

 

или, подставляя значение

?■„,

получим

 

 

 

..

.

COS /. COS p'

 

(445)

 

 

 

 

 

Без заметной погрешности

можно принять

 

 

 

 

5 --= І \ tg аг

 

(446)

Коэффициент полезного действия червячной передачи опре­ делится как произведение нескольких коэффициентов, т. е.

4 = Ъ тів42,

(447)

где т|, — коэффициент полезного действия подшипников червяка; ■»)„-—к.п.д. червяка, учитывающий потери в винтовой паре;

— к. в. д. подшипников червячного колеса.

222


Наибольшее влияние на общий к. гі. д. имеет г;в, величина кото­ рого найдется из отношения работ

РкѴк

Чв РѵѴв ’

где ѵк и ѵа —окружные скорости колеса и червяка. Следовательно,

 

 

 

РкгиІл2П.2

 

 

 

 

 

 

1

[

 

 

 

Подставляя

сюда значение

-о5

из формулы

(446) и

^Л2

из фор-

мулы

(445),

получим

-*И

 

 

^ДІ

 

 

tg*

 

 

 

 

 

Чв

 

 

 

(448)

 

 

tg (> + p') '

 

 

 

 

 

 

 

 

Угол

трения

[' зависит от

разнообразных

факторов, например,

от материала червяка и червячного колеса, от тщательности об­ работки, от окружной скорости червяка (скорость скольжения) и др.

Ориентировочные значения приведенного угла трения в зави­

симости от окружной скорости

червяка даны в табл.

46.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

46

Окружная скорость,

0,1

0,25

0,5

1

2

3

4

К)

Miceк

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенный угол тре­

4°30'

3°30'

2°30'

ния р ' .............................

Данные табл. 46

относятся

к случаю,

когда

червяк стальной,

а колесо выполнено из оловянистой бронзы при тщательной обра­ ботке и хорошей смазке.

Значение к. п. д. гц и рг можно принимать в следующих пре­ делах

і]і = 0,96 -ь0,98.

Меньшие значения относятся к передачам, у которых приме­ няются подшипники скольжения, большие значения — для подшип­ ников качения.

Мощность на ведомом валу N2 обычно задается. Тогда потреб­ ная мощность на ведущем валу будет

Л/<= ~

(449)

Вращающий момент, передаваемый колесом, определится

Л4к = - ^ = Л Ѵ Ч і Ѵ

( 4 5 0 )

223


Вращающий момент, передаваемый червяком, будет

М я

 

Мо

(451)

 

V = м іЩ,

где

 

 

 

 

 

 

(452)

Окружное усилие, передаваемое червяком,

 

 

Рк

2Мѵ

(453)

 

d-л

 

 

 

где —диаметр делительной окружности червяка. Окружное усилие, передаваемое колесом,

 

2Мк

(454)

 

 

где с?д._. — диаметр делительной окружности колеса.

 

В качестве

проверки правильности расчетов может служить

зависимость 443.

 

§ 63.

ВЫБОР УГЛА НАКЛОНА ВИНТОВОЙ ЛИНИИ

 

Угол к является весьма важным параметром червячной пере­ дачи.

Из формулы (448) следует, что с увеличением угла к к. п. д. винтовой пары ті„ увеличивается. С другой стороны, как следует из формулы (435), при данном передаточном числе и диаметре колеса с увеличением к диаметр червяка уменьшается. Это умень­ шение может оказаться недопустимым с точки зрения прочности червяка.

При проектировании червячной передачи следует стремиться к максимальному увеличению к. п.д., а следовательно, к увели­ чению угла к. При неизменном диаметре колеса dХ1 и передаточ­ ном числе і величина угла к будет зависеть только от диаметра делительной окружности червяка dü], в свою очередь зависящего лишь от условий прочности.

Минимальный диаметр винта определяется зависимостью

^пііп гіді 2,4/7Zs, (455)

где rfffli,, — диаметр вала червяка, рассчитанный на прочность при действии сил Рв, S и QB и крутящего момента Л4В.

При этом максимальное значение угла ). определится по фор­ муле

tg X =

------- - л-

2,4------ms)

(456)

^ '"‘'Х

і ('Aniii +

 

Из приведенной формулы видно, что при заданном передаточ­ ном числе увеличить Хтах можно лишь, увеличив диаметр коле­ са da2, а следовательно, увеличив габариты передачи. В то же

224