следует определить угол X. Выбор угла может быть выполнен и несколько иначе, а именно: надо задаться значением угла X, пользуясь данными табл. 47, но табл. 48 или по формуле (458) определить А 0; по формуле (457) определить з и по табл. 49 подобрать соответствующий материал для червяка так, чтобы з < |а |.
Приведенная методика рекомендуется для предварительного определения угла X и не исключает необходимость точного про верочного расчета вала червяка.
П р и м е ч а н и е : Окончательное значение угла Xследует при
нимать таким, |
чтобы отношение -t| y было округлено до ближай |
шего целого |
числа. |
Как уже указывалось, увеличение угла Xимеет целью увеличить к.п.д. винтовой пары, а следовательно, и всей передачи.
Однако при этом не следует забывать, что увеличение к. п. д. может быть достигнуто уменьшением угла трения и потерь в опорах.
Угол трения уменьшается при применении для зубьев червячного колеса антифрикционного материала, например, бронзы, что в боль шинстве случаев и делается на практике.
Применение цементованных, шлифованных и полированных червяков при тщательной приработке и сборке передачи, при обильной смазке зацепления и при достаточной вязкости масла является весьма эффективным средством уменьшения угла трения.
П р и м е ч а н и е : Как известно, потери на трение будут минимальными, если между трущимися поверхностями существует жидкостное трение, что может иметь место лишь при наличии масляного клина между трущимися поверх ностями.
Вчервячных передачах нет благоприятных условий для существования масляного слоя, вследствие чего в этих передачах существует полужидкостное трение. С увеличением скорости скольжения несущая способность масляного слоя также увеличивается, что уменьшает потери на трение.
Вглобоидных передачах имеют место более благоприятные условия для
существования масляного клина, вследствие чего и к. и. д. этих передач выше.
В целях уменьшения потерь на трение в опорах применяются чаще всего подшипники качения. Иногда, по чисто конструктивным причинам, при больших крутящих моментах бывает затруднительно установить подшипники качения на валу червячного колеса (из-за их габаритов). В этом случае устанавливаются подшипники сколь жения с самостоятельной тщательной смазкой.
§ 64. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
Допустив, что зацепление червячного колеса с винтом может рассматриваться как зацепление косозубого колеса с рейкой, можно при определении модуля зацепления воспользоваться формулами (349) и (357), выведенными для косозубых колес.
Зуб червячного колеса образует угол X с осью колеса и в этом отношении может сравниваться с зубом косозубой передачи.