Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

время часто, особенно в корабельных установках, необходимо считаться с требованиями уменьшать габариты передачи. Оче­ видно, что в этом случае следует стремиться к максимальному уменьшению <4,іп при сохранении условий прочности червяка.

Следует заметить, что увеличить диаметр колеса можно, уве­ личив модуль зацепления ms или число зубьев zs. Но так как z2

и передаточное число связаны зависимостью (433),

то увеличить z

(при

заданном і) можно лишь, увеличив

число

заходов червя­

ка z,.

Следовательно, увеличение числа заходов

может повлечь

за собой увеличение габаритов передачи,

но в то же время и

повышение к. п.д.

 

 

При практических расчетах вызывает затруднение то обстоя­ тельство, что для расчета на прочность червяка необходимо знать величину действующих сил, диаметр колеса и ряд других парамет­ ров, в свою очередь, зависящих от угла X. Следовательно, необхо­ димо предварительно задаться этим углом. Ориентировочное его значение, которое следует принимать для предварительных расче­ тов, приведено в табл. 47.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 47

При пинте одноходовом ....................

I 6—10°

»

»

двухходовом ....................

Х =

8 — 1 4 °

,

,

трехходовом ....................

?. = 12-20°

 

четырехходовом . . . .

\ =

16-24°

В ряде случаев, особенно при небольших передаваемых крутя­ щих моментах, верхние пределы для угла X могут быть несколько увеличены.

Условие прочности вала червяка напишется с < | з | , где а — действующее напряжение в опасном сечении и |з| — допускаемое.

Ориентировочно действующее напряжение может определяться по приближенной формуле

 

 

 

м к

 

 

 

 

А0тз ’

(457)

 

 

 

 

и

 

 

г2 - 2,4P

 

 

А,

=

(458)

 

 

 

 

 

б (, ;-o.4z,.j L )’

где

<7

 

 

 

 

‘8 >■•

 

 

 

В этих формулах з — действующее (приведенное) напряжение;

Жк — крутящий момент,

передаваемый

колесом, в кгмм; т ѵ—’

модуль зацепления в мм;

/ — расстояние между опорами червяка;

</д, -

диаметр делительной окружности

колеса.

Для значения -j- =- 1 величины коэффициента А„ приведены

15 Зак. 708

225


в табл. 48, иллюстрирующей изменение коэффициента А 0 (сле­ довательно, и з) при изменении q и числа зубьев Z-,.

Значения допускаемых напряжений на изгиб в кг 'м&г для чер­ няка для некоторых марок нормализованной и улучшенной стали приведены в табл. 49.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 48

 

 

 

 

 

Значения q

 

 

 

 

 

 

 

8

9

 

10

 

П

12

 

 

 

*2

 

 

Значения

/10

 

 

 

 

 

24

40

62

 

90

 

124

163

 

 

 

30

44

69

 

100

 

139

183

 

 

 

40

49

72

 

114

 

158

210

 

 

 

50

52

83

 

122

 

172

229

 

 

 

60

55

87

 

130

 

182

245

 

 

 

80

58

94

 

140

 

198

266

 

 

 

100

61

98

 

147

 

209

283

 

 

 

150

65

104

 

157

 

225

306

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 49

 

 

 

 

.Марка стали

 

 

 

 

Ст4

СтЗО

Ст5

Стб

Ст50

50Г2

60Г

20X

40Х

ЗОХГС

18ХНЗА

Ст25

Ст35

Ст40

4-Г)

4 - 6

4,5-5,5

5 - 6

5 ,5 -7

6 - 7

6 -7 ,5

5—6

6 - 7

6 - 7

6 - 7

Формула (457) указывает, что весьма эффективным средством уменьшения действующего напряжения в валу червяка является увеличение модуля зацепления, чем иногда и пользуются на прак­ тике.

Приведенные формулы (457), (458) и табл. 48 облегчают выбор величины угла Я, методика которого заключается в следующем: задавшись маркой стали и выбрав допускаемое напряжение для червяка (пользуясь данными табл. 49*), по формуле (457), следует определить значение .40

л » = ^msг1та 1-

(459)

При этом предполагается, что крутящий момент М к и модуль ms известны; по табл. 48 для ближайшего большего значения Л0

* Следует помнить, что и табл. 49 прииедопы величины допускаемых на­ пряжений без учета коэффициента динамичности.

■226


следует определить угол X. Выбор угла может быть выполнен и несколько иначе, а именно: надо задаться значением угла X, пользуясь данными табл. 47, но табл. 48 или по формуле (458) определить А 0; по формуле (457) определить з и по табл. 49 подобрать соответствующий материал для червяка так, чтобы з < |а |.

Приведенная методика рекомендуется для предварительного определения угла X и не исключает необходимость точного про­ верочного расчета вала червяка.

П р и м е ч а н и е : Окончательное значение угла Xследует при­

нимать таким,

чтобы отношение -t| y было округлено до ближай­

шего целого

числа.

Как уже указывалось, увеличение угла Xимеет целью увеличить к.п.д. винтовой пары, а следовательно, и всей передачи.

Однако при этом не следует забывать, что увеличение к. п. д. может быть достигнуто уменьшением угла трения и потерь в опорах.

Угол трения уменьшается при применении для зубьев червячного колеса антифрикционного материала, например, бронзы, что в боль­ шинстве случаев и делается на практике.

Применение цементованных, шлифованных и полированных червяков при тщательной приработке и сборке передачи, при обильной смазке зацепления и при достаточной вязкости масла является весьма эффективным средством уменьшения угла трения.

П р и м е ч а н и е : Как известно, потери на трение будут минимальными, если между трущимися поверхностями существует жидкостное трение, что может иметь место лишь при наличии масляного клина между трущимися поверх­ ностями.

Вчервячных передачах нет благоприятных условий для существования масляного слоя, вследствие чего в этих передачах существует полужидкостное трение. С увеличением скорости скольжения несущая способность масляного слоя также увеличивается, что уменьшает потери на трение.

Вглобоидных передачах имеют место более благоприятные условия для

существования масляного клина, вследствие чего и к. и. д. этих передач выше.

В целях уменьшения потерь на трение в опорах применяются чаще всего подшипники качения. Иногда, по чисто конструктивным причинам, при больших крутящих моментах бывает затруднительно установить подшипники качения на валу червячного колеса (из-за их габаритов). В этом случае устанавливаются подшипники сколь­ жения с самостоятельной тщательной смазкой.

§ 64. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ЗАЦЕПЛЕНИЯ

Допустив, что зацепление червячного колеса с винтом может рассматриваться как зацепление косозубого колеса с рейкой, можно при определении модуля зацепления воспользоваться формулами (349) и (357), выведенными для косозубых колес.

Зуб червячного колеса образует угол X с осью колеса и в этом отношении может сравниваться с зубом косозубой передачи.

15*

227


При зацеплении зубчатого колеса с рейкой передаточное число,

равное отношению начальных радиусов, будет і0 = -г^I- - * с о . Сле­

довательно, в формуле (349) отношение lim >0+ 1

1 (не

следует смешивать і0 и передаточное число червячной передачи і). Пользуясь формулами для расчета зубчатых колес, полу-

чим 4 = . Однако при расчете червячной передачи оказывается более удобным ввести обозначение

,В

где d Al диаметр делительной окружности червяка;

Вдлина зубца, измеренная по дуге делительной окруж­ ности червяка, тогда

Фк^ді ф = msz2

Подставляя — q, получим

171$

'К-

Подставляя в формулы (349) и (357) параметры червячной передачи и учитывая сказанное выше, а также замечая, что dÂ2 — ,nsz 2 и т„ — теcosX^ для модуля зацепления, получим сле­ дующие формулы

а) при расчете на поверхностную прочность

тS

у 12

MKkvkBEoZ-i cos2 X

*2

(460)

 

*уфкЯ I ° In sin 2а„

но sin2an = 2 sin ancos ѵ Без большой погрешности можно фор­

мулу

(442)

заменить

формулой

sin <х„ =

sin as cos Â. и, приняв

cos а„ =

cos

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sin 2а„ = sin 2as cos К

 

 

Теперь формула

(460)

примет вид

 

 

 

 

 

 

 

ms

1.12

3

/

MKkvkBE0z2 cos X

(461)

 

 

 

 

zs

У

 

 

I 5 In Sin

2 is

где k

i ,6.

 

 

венца

червяка

При

применении

бронзового

и стального

£, =

101

к?'мм2,

В-, =

2 •

101 кг;мм';

£ 0 =

104 кг мм2,

тогда

при a.s

20°

 

 

л

Г MKk0kBz2 cos).

 

 

 

 

 

тS

30,7

(462)

 

 

 

 

z*>

\

 

I s I«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

228