Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Длина вала червяка (расстояние между опорами) при расчете может быть ориентировочно принята

/ = (0,8-*-l,2)dj3.

Вал червяка имеет ступенчатую форму, обусловленную установ­ кой подшипников качения. Вследствие этого конструктивно диаметр выходного конца вала червяка обычно получается меньше внутрен­ него диаметра винта на 15—20 мм (см. рис. 199), т. е.

>d5= dn — (]5ч~20) мм.

Этот диаметр проверяется расчетом на кручение с учетом ослабле­ ния шпоночной канавкой.

В некоторых случаях может оказаться, что диаметр ds не удов­ летворяет условию прочности на кручение; тогда целесообразно перейти от диаметра d3 к большему dc (см. рис. 199), величина которого определится условием прочности выходного конца.

Червячное колесо, показанное на рис. 196, по конструкции ничем не отличается от цилиндрического зубчатого колеса, за исключе­ нием формы зубьев. Обод колеса, обычно бронзовый, насаживается на центральную часть, изготовляемую из стали или чугуна. Форма и размеры спиц, ступицы, обода определяются по формулам, при­ веденным для цилиндрических колес.

Диаметр делительной и начальной окружности колес

d.r, - mAz...

(481)

Диаметр Окружности выступов колеса определяется по фор­ муле

Del — (/д2 -|- 2ms -|- 2\ms.

(482)

Диаметр окружности впадин

Dn = dдо — 2,4ms -ф- 2bns.

(483)

Ширину червячного колеса рекомендуется определять по фор­ мулам

при z { =

1

В2=

(3,6

V с/ — 0,8

+

1) ms,

 

при

z = 2 и 3

В.г =

(3,4

 

+

1) /я,,

(484)

при

г, =

4

в , =

{з,з

 

+

і)/я,-

 

Вал червячного колеса рассчитывается так же, как червяка, т. е. на сложное сопротивление под действием трех взаимно перпенди­ кулярных сил. Червячная передача проверяется на нагрев. Такой расчет приведен ниже, в главе XXI.

234


§68. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЛОБОИДНЫХ ПЕРЕДАЧАХ

Впростой червячной передаче наружная и внутренняя поверх­ ности являются цилиндрами червяка (см. рис. 199). В глобоидной передаче (рис. 200) червяк представляет собой тело вращения дуг: внутренний профиль — тело вращения дуги диаметром D '2, а на­

ружный—дуги диаметром D'ir Такие тела вращения называются

О3

Рис. 200. Глобоидная передача

глобоидами. При данной форме червяка одновременно в зацеп­ лении находятся несколько пар зубьев. Это обстоятельство, а также лучшие условия сохранения масляной пленки между тру­ щимися поверхностями являются причиной того, что глобоидные червячные передачи при тех же габаритах могут передавать мощности, примерно в два раза большие, чем обычно червячные передачи, в результате чего глобоидные передачи начинают ши­ роко применяться в промышленности. Недостатком этих передач является большая сложность в изготовлении, заключающаяся, главным образом, в том, что инструмент, нарезающий червяк, должен перемещаться по дуге относительно центра О. Основные размеры глобоидной передачи могут быть найдены из следующих

соотношений:

диаметр делительной окружности колеса

диаметр делительной окружности червяка dM определяется так же, как и для обычной передачи

= qms-

235

межцентровое расстояние

А

(формула 474)

 

 

А

=

ms

 

 

 

где

 

~Y («ä + q),

 

 

 

 

 

4ді

 

 

 

 

 

q

 

 

 

 

 

ms

 

угол наклона винтовой линии

 

 

 

диаметр окружности

колеса

 

 

 

 

 

Д 2 = da -\-2k{ms\

диаметр окружности

впадины

 

 

 

 

Д._, = dxl

2k,ms.

 

Рекомендуется принимать

значения:

= 0,8; k., = 1. Диаметр

дуг вращения (см. рис. 200) будет

 

Д 2 =

°е2 +

0,4ГП3=

(kx+

0,4) !П„ |

Д 2 =

Д 2 — 0,4/я, =

 

(485)

с?д2 (ä2 — 0,4) ms. j

Червяк в сечении плоскостью чертежа представляет собой рейку. Боковые стороны зубьев при их продолжении касаются окружности диаметром d0, называемой профилирующей окруж­ ностью (см. рис. 200), где d0 = 2OB.

Из рис. 200 видно

Д і = 2 [ А - В К ) , где BK = \ \ ^ D % ~ d l .

При беззазорном зацеплении (ширина зуба равна ширине впа­

дины) получим

 

 

 

 

 

d0 = dMsin

- f ^Pj.

(486)

Нетрудно показать,

что

ОСД =

2at.

 

Тогда

 

 

 

180 ,,

.,

 

 

 

 

 

« 1

= ~ ,-{k

1 ) ,

 

 

 

S‘>

 

 

где k — число зубьев,

находящихся

одновременно в

зацеплении.

Угол си обычно принимают

в

пределах сы = 17—24°.

Задаваясь

углом сы, определяют число k,

которое округляют до целого числа,

а затем уточняют угол сц.

 

 

 

 

Наименьший внутренний диаметр червяка

 

 

Д і =

— 2£, /и.

(487)

236


Обод колеса очерчивается радиусом гк из центра, несколько смещенного по отношению к центру червяка.

Ширина колеса

В0,8^/ді, В, = (1,2-:-1,3) В.

Для определения модуля зацепления можно пользоваться фор­ мулами для обычных червячных передач, но для учета того, что

взацеплении одновременно находится большее количество зубьев,

взнаменатель подкоренного выражения следует ввести множитель

1,5—2.

Г Л А В А XVI

ПЛАНЕТАРНЫЕ ПЕРЕДАЧИ

§ 69. СХЕМЫ ПЛАНЕТАРНЫХ ПЕРЕДАЧ

Планетарные передачи применяются в ряде ответственных узлов корабельных установок. Преимуществом планетарной передачи является то, что она позволяет осуществить соосность валов, т. е.

а)

ff)

Рис. 201. Образование планетарной передачи

позволяет расположить ведущий и ведомый валы на одной оси, что иногда бывает весьма удобно для общей компоновки механизмов.

При соответствующем выборе схемы редуктор, состоящий из планетарных передач, может иметь преимущество перед другими типами редукторов в отношении компактности при достаточно высоком значении коэффициента полезного действия. Следует иметь в виду, что к. п. д. планетарной передачи существенно зависит от выбранной схемы и при неудачно выбранной схеме он может быть недопустимо низок.

237

В данной главе мы рассматриваем статику и кинематику про­ стых схем планетарных передач, которые, главным образом, и при­ меняются в корабельных установках.

Планетарные передачи получили свое название вследствие того, что в них осуществляется планетное движение колес.

Из простой передачи, сделав некоторые дополнения, можно

получить планетарную.

На рис. (201,6) показана простая односту-

а)

S)

Рис. 202, а. Планетарная

Рис. 202, б.

Одно­

одноступенчатая передача

ступенчатая

сосс-

 

иан передача

пенчатая передача, оси валов которой в пространстве неподвижны. Колесо 1 сцепляется с колесом 2а, которое сцепляется с колесом 3-м, имеющим внутреннее зацепление. Колесо 3 и колесо 1 враща­ ются относительно оси /, а колесо — относительно оси II.

Если же колесо 3 сделать неподвижным и оси валов / и II соеди­ нить рычагом Я, то этот рычаг вместе с колесом будет вращать­ ся относительно оси I, а колесо будет вращаться относительно своей собственной оси и относительно оси / и тем самым будет осуществляться планетное движение колеса 2а. Условное схема­ тическое изображение такой передачи показано на рис. 202,а.

Ось АА носит название ц е н т р а л ь н о й

оси. Колесо

1, вра­

щающееся относительно центральной оси,

называется с

о л н е ч ­

ным колесом. Колесо 2а, вращающееся относительно собственной оси и относительно центральной, называется с а т е л л и т о м . Ры­ чаг Я, с помощью которого происходит вращение сателлита отно­ сительно центральной оси, называется во ди лом.

На рис. 203 показана другая схема планетарной передачи. В ней центральное колесо 1 сцепляется с сателлитом 2а, сидящим на одном валу с сателлитом 26. Сателлит 26 сцепляется с неподвижным

238



центральным

колесом 3, вследствие

чего

сателлиты

с помощью

водила Я вращаются относительно центральной оси АА.

 

Обычно для уравновешивания

всей системы устанавливаются

в одной плоскости несколько сателлитов, как показано на

схеме

рис. 204, где применены 3 сателлита,

 

 

 

установленные под углом 120°.

 

 

2а-

■Zff

Па

схеме

(205)

показана

планетар­

ная передача, отличающаяся от схемы

 

 

 

рис. 203 наличием передачи с внутренним

 

 

 

зацеплением

(26—3).

В дальнейшем

 

 

н

солнечные колеса и их валы будем обо­

 

 

значать цифрами 1 и 3,

а водило

и

вал

 

71

■м

водила — буквой Я.

 

 

 

 

 

 

передачи

" 1

 

Приведенные планетарные

 

 

обладают одной степенью свободы. Это

 

 

 

значит, что при принудительном

враще­

Рис. 203 Двухступенчатая

нии какого-либо одного вала

(одного

из

планетарная

передача с

трех

соосных

валов:

солнечных

колес

неподвижным

централь­

/ и 3 и водила Я),

вращение всех осталь­

ным колесом

 

ных валов будет вполне определенным.

 

 

будут

Если же во всех приведенных схемах все валы (т. е. 1,3 и Я)

иметь возможность вращаться (освободив

солнечное

колесо

3 от

закрепления),

то такая система будет иметь две степени свободы и

для того, чтобы вращение всех звеньев было бы определенным, необходимо принудительно вращать какие-либо два вала.

Из передачи, имеющей две степени свободы, можно получить передачу с одной степенью свободы наложением на систему допол­ нительно одной связи. Такую связь можно осуществить несколькими способами:

1. Закреплением какого-либо солнечного колеса. Эти схемы по­ казаны на рис. (202), (203), (205).

239