Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В некоторых случаях, как, например, в червячных редукторах при верхнем расположении червяка, применяется смазка распили­ ванием. При больших оборотах детали, например, червяка, проис­ ходит распыливание масла и попадание его в подшипник. Такой способ смазки целесообразно применять лишь при больших оборо­ тах подшипника и при непременном условии, чтобы масло, пода­ ваемое в картер (коробку редуктора), соответствовало требова­

ниям, предъявляемым к смазке под­ шипников.

Установка осевых подшипников

Вращающееся кольцо осевого подшипника должно устанавливать­ ся на валу с неподвижной посадкой и фиксироваться в определенном положении.

В двустороннем осевом подшип­ нике среднее кольцо устанавливает­ ся на валу с неподвижной посадкой, а крайние, невращающиеся кольца

Рис. 266. Установка радиального

должны упираться в неподвижный

и упорного подшипника для вер­ наружный корпус. Такая установка тикального вала совместно с радиальным подшипни­

ком показана на рис. 265. Осевые усилия передаются через вращающееся кольцо неподвижным кольцам, а от них — на корпус.

Совместная установка осевого и радиального подшипников вертикального вала показана на рис. 266. Все сказанное относи­ тельно изолировки камеры подшипников от внешней среды отно­ сится также и к установкам осевых подшипников.

§ 86. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Из конструкции ^подшипников качения следует, что в телах качения (шарики и ролики) и беговых дорожках возникают кон­ тактные напряжения.

При вращении подшипника указанные напряжения будут пере­ менными, изменяясь по пульсирующему циклу. Деформацией контактирующихся тел является смятие, а разрушение наступает вследствие явлений усталости. Следовательно, опасным напряже­ нием для подшипника является предел выносливости при контакт­ ных напряжениях. Как известно, предел выносливости зависит от числа циклов перемен напряжений, что, в свою очередь, зависит от числа часов работы подшипника (долговечности) и числа оборотов.

Таким образом, расчет подшипника заключается в определении его долговечности или (при заданной долговечности) в определи

иии допускаемой нагрузки.

304


Из схемы подшипника качения видно, что число оборотов сепа­

ратора (шариков относительно

центра подшипника) будет

почти

в два раза меньше числа оборотов вращающегося кольца.

кольце

Очевидно также, что при

неподвижном внутреннем

и вращающемся наружном число оборотов сепаратора будет больше, чем при вращающемся внутреннем кольце и неподвиж­

ном наружном. (Это

вытекает из того, что Д , >

DB и при одном

и том же числе оборотов

ѵн> ѵв, где ѵн и ѵп — скорость беговых

дорожек диаметром

Д ,

и Д,). Следовательно,

можно сделать

такое заключение:

а) любая точка беговой дорожки испытывает число перемен нагрузки большее, чем тела качения, а значит, прочность подшип­ ника лимитирует беговая дорожка;

б) число перемен нагрузок в беговой дорожке будет больше при вращении наружного кольца, чем при вращении внутреннего, а следовательно, во втором случае долговечность подшипника

будет больше.

Теория контактных напряжений дает возможность определить действующие контактные напряжения в подшипниках качения. Допускаемые же напряжения определяются, главным образом, экспериментально. Многочисленные экспериментальные исследова­ ния позволили установить эмпирические формулы, определяющие

величину допускаемой нагрузки на подшипник, а именно

 

[ Я ] =

__с

(593)

(ялУДз ’

 

 

где С — коэффициент работоспособности; //--число оборотов в минуту;

h — число часов работы.

Значение коэффициента С приводится в каталогах подшипников. Подшипники радиальные и радиально-упорные воспринимают как радиальную нагрузку, так и осевую. Поэтому в расчетах осевую нагрузку приводят к эквивалентной радиальной и рассматривают приведенную нагрузку Рпѵ, определяемую по формуле

Pup = R i - m ( Q - A ) ,

(594)

которая должна удовлетворять условию

 

^ прСІ ^ І ,

(595)

где R — радиальная нагрузка на подшипник, равная геометриче­ ской сумме реакций опор, действующих в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (см. расчет вала);

т----- коэффициент приведения осевой нагрузки к эквивалент­ ной радиальной, учитывающий влияние осевой нагрузки

на радиальную грузоподъемность подшипника;

Q—осевая нагрузка;

А— осевая составляющая реакции беговой дорожки.

20 Зак. 708

3 0 5


Па рис. 267 показана установка па двух концах вала радиально упорных конических подшипников. Реакция конической поверхности ролика будет разложена на вертикальную R і и горизонтальную Ль которые компенсируют соответственно радиальную нагрузку R и частично осевую Q (сила А і направлена в сторону, обратную осевой силе Q).

Рис. 267. К выбору радиалыю-упориого подшипника

Таким образом, осевое усилие, передаваемое через подшипник, будет равно

Q i = Q - H , - i 4 2) .

( 5 9 6 )

Из чертежа видно, что

^i = ^i tgß и 4 2 = /?2tgß,

(597)

где Ri и R2— радиальные нагрузки подшипников. Так как ра­ диальную нагрузку воспринимает не один шарик, а несколько, расположенные по окружности, то,

А 1== 1,3/?i tpf ß и Л2= 1,3/?2 tg ß.

Следовательно, в формуле (598) значение А будет

4 = l,3(fl,-/?2)tgß.

(598)

Если величина Q—А получается отрицательной, то в формуле (594) необходимо принимать Q — А 0.

Коэффициент приведения т может определяться по формуле

т : ~ 9 б to- я

(599)

где ß —-угол контакта тела качения.

Чем больше

коэффициент т ,

гем больше влияние осевой силы на грузоподъемность подшипника и тем больше приведенная нагрузка. Следовательно, при передаче больших осевых усилий целесообразно применять радиально-упор­ ные подшипники с большим углом контакта ß. В однорядном шари-

306


новом подшипнике этот угол создается наличием радиального люфта. Из формул (598) и (599) следует

(600)

Если на двух концах вала установлены разные подшипники, то

А = 0,5

ту

(601)

где ту и т2— соответствующие

коэффициенты приведения

под­

шипников.

Следует иметь в виду, что формулы (595) и (596) действительны для радиально-упорных подшипников, ролико-конических и шари­ ковых. Так, если на одном конце вала будет установлен роликовый конический, а па другом однорядный шариковый, то

 

А — 0,5-^-,

(602)

где Ry - радиальная

нагрузка

конического

подшипника.

Из формул (593)

и (595) следует, что

 

Рпр < (п^оТ

или c > P np(nhf*.

Данная формула не отражает влияние ряда факторов, которые учитываются введением дополнительных коэффициентов, тогда

С

= Р „ р (л /г )0,3kik-,ky.

(603)

Здесь С — коэффициент,

называемый коэффициентом работоспо­

собности подшипника. Цифровое его значение

приве­

дено в каталогах подшипников для каждого типа и

размера подшипника;

 

 

ky — коэффициент, учитывающий, какое кольцо вращается —

внутреннее пли наружное;

характер нагрузки;

 

/е2 — коэффициент,

учитывающий

 

kT— коэффициент температурный,

влияние которого сказы­

вается при температурах больше 100° (табл. 64).

Очевидно, что при действии чисто радиальных нагрузок

 

 

Рпр = R,

 

(604)

где R — внешняя радиальная нагрузка.

 

При действии одновременно

радиальных и осевых сил приве­

денная нагрузка на подшипник

определится

по формуле

Рщ>= АМ - m ( Q - A ) .

(605)

2U*

3 0 7


При действии

чисто осевых

нагрузок*

 

 

 

Р* р

Q,

(606)

где Q — внешняя

осевая

нагрузка.

которая

В тех случаях,

когда

подшипник испытывает нагрузку,

не остается постоянной, а изменяется в течение определенного про­ межутка времени, подбор подшипника ведется по эквивалентной нагрузке, определяемой по формуле

 

Q ,

 

,3 фу І'к

(.607)

 

 

п

и

 

 

 

где Qk —нагрузка за период

в кг-

 

 

пк — число

оборотов в этот

период;

 

Ьк —число

часов работы

за

этот

период:

 

//-■число оборотов при превалирующем режиме, или сред­

нее число оборотов;

 

 

 

 

h —расчетная долговечность в часах.

 

Таким образом, методика

подбора

подшипников будет сле­

дующей.

 

 

 

 

 

1.Для выбранного типа подшипника (радиальный, радиальноупорный и т. д.) следует установить значение коэффициента т и определить приведенную нагрузку Рпр.

2.Задаваясь числом часов работы подшипника И, надо опре­ делить значение (п/г)0’3. Для /г часто принимают значение 5000 час. Однако для машин, работающих с перерывами, как, например, для корабельных швартово-якорных и грузоподъемных машин, можно принимать Л = 3000 час. Для непрерывно работающих машин вели­ чины /; выбирают в соответствии со сроками ремонта машины.

3.По соответствующим таблицам справочника определить

коэффициенты к х, к~, к у.

П р и м е ч а н и е :

Коэффициент

'п зависит от отношения радиальной на-

грузки R к осевой С,>:

при

/\

; 2

значение

т берется по таблице;

при

R

V

—у ~ 2

 

 

 

 

 

 

V

значение т увеличивается

по отношению к

табличному на 15%;

при

R_

 

 

 

 

 

 

 

Q

т увеличивается на 25%; при чисто осевой нагрузке увеличивается на 35%, причем это не относится к радиально-упорным подшипникам с большим углом контакта типа 46 000, 27 000.

4.Определить необходимый коэффициент работоспособности С

идля данного диаметра вала но каталогу подобрать подшипник, соблюдая условие С < Ск, где Ск - значение коэффициента рабо­ тоспособности, приведенного в каталоге.

Иногда может оказаться, что для данного диаметра нала, для

всех серий подшипника (легкая, средняя и тяжелая)

С > СК,

тогда необходимо или увеличить диаметр вала в месте

посадки

подшипника, или установить параллельно два радиальных или радиально-упорных подшипника.

308