Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 255 показан роликовый двухрядный сферический под­ шипник, отличающийся от шарикового лишь формой тел качения.

На рис. 256 показан ролико-конический подшипник. В этом подшипнике конические ролики 1 несколько утоплены в канавку

 

внутреннего

кольца

2 и передают

осевые

 

усилия на коническую поверхность наружного

 

кольца

3.

Подшипник — разборный: наружное

 

кольцо можно снимать. Сепаратор удержи­

 

вает ролики на определенном расстоянии друг

 

ст друга.

 

 

 

с

малым и

 

Этот подшипник изготовляется

 

большим углом конусности. Из конструкции

 

видно, что подшипники могут передавать

 

значительные осевые усилия.

 

 

 

Роликовые подшипники имеют то преиму­

 

щество перед шариковыми, что у них контакт

 

роликов с

кольцами

происходит

не

в точке,

 

а по линии и поэтому они могут передать

 

большую нагрузку, а также лучше приспособ­

 

лены

для

работы с

ударными

нагрузками.

Рис. 257. Роликовый

Последним требованиям лучше всего удовлет­

воряет

подшипник с витыми роликами. Такой

подшипник с витыми

роликами

подшипник показан на рис. 257. На ось наде­

 

вается

витой

ролик,

который, благодаря пру­

жинящему действию, хорошо воспринимает ударную нагрузку. Очевидно, этот подшипник непригоден для передачи осевых усилий.

Стремление уменьшить габарит подшип­

 

 

ника привело к созданию игольчатого под­

 

 

шипника, показанного на рис. 258.

 

 

 

В этом подшипнике телами качения

 

 

являются иглы 1 диаметром от 2,5 до 5 мм,

 

 

укладываемые без сепаратора. Зазор между

 

 

иглами сохраняется благодаря слою смазки.

 

 

Эти подшипники воспринимают значи­

 

 

тельную радиальную нагрузку (без осевой)

 

 

и имеют небольшой габарит.

 

 

 

Разновидность габаритов этих подшип­

 

 

ников, предусмотренных

ГОСТ’ом,

весьма

 

 

ограничена.

изготовляются из

 

 

Подшипники качения

 

 

высокоуглеродистой хромисто-марганцевой

 

 

стали.

 

Рис.

258.

Игольчатый

Кольца после токарной обработки зака-

подшипник

ляются для получения необходимой поверх­

и

ролики после

ностной твердости и затем шлифуются. Шарики

горячей или холодной

штамповки

термически

обрабатываются,

а затем подвергаются шлифовке и полировке.

Сепаратор изготовляется из полосовой стали штамповкой.

298



299

Рис. 259 а, б. Установка двухрядного шарикового сферического подшипника

§85. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСТАНОВКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Установка радиальных и радиально-упорных подшипников

Подшипники должны быть установлены таким образом, чтобы действующие нагрузки как радиальные, так и осевые передавались от вращающегося кольца подшипника к неподвижному кольцу и далее — от него па неподвижный корпус. При этом следует раз­

личать два возможных случая:

1) если установка подшипника предназначена для вала или вращающейся оси, то внутреннее кольцо подшипника должно вра­ щаться вместе с валом или осью, а наружное должно быть непод­

вижным; 2) если установка подшипника применяется для неподвижной

оси, то вращаться должно наружное кольцо подшипника, а внутрен­

нее будет неподвижным.

В большинстве случаев в практике приходится иметь дело с пер­ вым случаем установки.

Установка вращающегося кольца

Вращающееся кольцо должно устанавливаться с неподвижной посадкой. Обычно при радиальной нагрузке применяется плотная

посадка (П) или напряженная (Н). При большой

и ударной

на­

 

грузке

применяются

тугая и

 

глухая посадки

(Т и Г).

 

 

 

Положение

вращающегося

 

кольца

должно

 

быть

точно

 

фиксировано.

При

установке

 

на валу эта фиксация может

 

осуществляться

буртиком вала,

 

как указано на рис. 259 и 260

 

или

вместо

буртика

может

 

применяться

втулка, упираю­

 

щаяся в какую-либо фиксиро­

 

ванную деталь.

 

 

 

 

при­

 

Размеры

заплечиков

 

нимаются

в

зависимости

от

 

диаметра вала и типа установ­

 

ленного подшипника.

 

 

 

 

На рис. 259 внутреннее

 

кольцо непосредственно упира­

 

ется

 

в

буртик

вала,

а

на

Рис. 260. Установка однорядного ша­

рис.

260

кольцо

1

упирается

в буртик через маслозащитный

рикового радиального подшипника

диск 2.

При правильной посадке подшипника вращающееся кольцо не требует специального закрепления. Однако часто при монтаже точ­ ность посадки нарушается, и поэтому более надежным будет, если

3 0 0


закрепить кольцо на валу. Такой способ закрепления показан на рис. 260, где внутреннее кольцо закрепляется гайкой. Для этого ширина посадочного места вала Ь\ делается несколько меньше на (0,51,0 мм) ширины подшипника, а диаметр резьбы dx берется несколько меньше диаметра

d. При радиальных, а часто и при радиально-упорных подшипниках устанавли­ вается одна гайка; при пе­ редаче на гайку больших, осевых усилий — две гайки.

Если подшипник уста­ навливается на конце вала, то закрепление внутреннего кольца может осуще­ ствляться с помощью торцо­ вой шайбы, прикрепленной

винтами к торцу вала. Однако такой способ закрепления не при­ меним при передаче значительных осевых усилий.

Для радиальных и радиально-упорных

подшипников

(при

небольших осевых усилиях)

применяются

специальные

гайки,

установка которых

показана на рис. 260, а кон­

струкция— на

рис.

261

и 262.

 

 

 

 

Гайки,

изображенные

на

 

рис.

261

и

262, имеют

на

 

окружности

вырезы.

Для

 

предотвращения

самоотвин-

 

чивания применяется

шайба

Рис. 262. Круглая гайка

(см.

рис. 66, 6).

На внутрен­

имеются выступы, входящие

ней

поверхности

шайбы

в продольную

канавку, которая

должна быть выфрезерована на валу, а на внешней поверхности имеются шесть выступов; два противоположных выступа загиба­ ются и входят в вырезы гайки.

На рис. 262 показана применяемая иногда разрезная гайка. Благодаря прорези обе половинки гайки пружинят. Эти половинки стягиваются винтом, и тем самым гайка зажимается на резьбе и не отвинчивается. Эти гайки применяются, когда нежелательно делать продольную канавку на валу.

Установка наружного неподвижного кольца

Когда на подшипник действуют нагрузки одного направления, неподвижное кольцо устанавливается со скользящей посадкой (С). Целесообразность такой посадки объясняется тем, что при непод­

301


вижном наружном кольце нагрузка, действующая в одном направ­ лении, будет все время изнашивать одну и ту же точку наружного кольца, расположенную на линии действия внешней силы. Для равномерного износа необходимо дать возможность наружному кольцу слегка проворачиваться, что может быть достигнуто при скользящей посадке этого кольца.

Во избежание (осевого) смещения вала, положение наружного кольца должно фиксироваться.

7

Рис. 263. Установка роликового

Рис. 264. Установка двух радиально-

конического подшипника

упорных конических подшипников

На рис. 259 показана установка подшипников на двух концах одного и того же вала. На правом конце (см. рис. 259) наружное кольцо 4 зажато с двух сторон, что исключает осевое перемещение вала. С левой стороны вала наружное кольцо не имеет упоров, а между кольцом и крышкой сохраняется зазор, обеспечивающий свободное удлинение вала при температурных деформациях. Такая установка применяется при радиальных шариковых и роликовых подшипниках. На рис. 263 показана установка ролико-конического подшипника.

На рис. 264 показана установка на одном конце вала двух радиально-упорных конических подшипников. Такая установка позволяет передавать осевые усилия в двух прямо противополож­ ных направлениях.

Смазка и изолирование камеры подшипников от внешней среды

Правильный выбор и подвод смазки, а также предохранение ра­ бочих поверхностей подшипника от попадания пыли, грязи являют­ ся непременными условиями нормальной работы узла установки

302

подшипника. Такой узел может быть смонтирован в специальном самостоятельном корпусе, что, например, имеет место в установке длинных трансмиссионных валов, или в корпусе, являющемся кар­ касом для зубчатых или червячных передач, что имеет место

вредукторах.

Впервом случае камера, в которой помещается подшипник,

соприкасается с наружной средой с двух сторон; во втором случае— только с одной стороны, а с другой — камера соприкаса­ ется с пространством, где установлены передачи, например, с про­ странством редукторной коробки. Чаще всего редукторные передачи

Рис. 265. Совместная установка радиального н упорного подшипника

смазываются маслом, отличным от применяемого для смазки под­

шипников. Тогда необходимо

изолировать

камеру

подшипников

с двух сторон. Очевидно, что сторона, прилегающая

к передачам

(в редукторах), может быть

изолирована

менее тщательно, чем

прилегающая к внешней среде. В этом случае могут применяться следующие способы изоляции:

а) с помощью уплотнительной канавки с закладкой в нее про­ масленного войлочного или фетрового кольца. Такой способ пока­

зан на

рис. 259, а, где

стакан 3 имеет

уплотнительную канавку;

б) с помощью защитных дисков 2,

вращающихся вместе с ва­

лом, как показано на рис. 260.

среды

производится с по­

Изолирование камеры от внешней

мощью

уплотнительной

канавки (см.

рис.

259), лаборинтного

уплотнения (см. рис. 260), сальникового уплотнения.

В качестве смазки применяются жидкие масла и консистентная смазка. Во избежание больших потерь при окружных скоростях вращающегося кольца выше 4 м/сек применяются только жидкие масла. При меньших скоростях могут применяться и те, и другие.

303