Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение температурного коэффициента А, приведено в табл. 64.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 04

Температура

125

150

175

200

225

250

подшипника

 

 

 

 

 

 

kj

1,05

и

1,15

1,25

1,35

1,4

При числе оборотов, меньших единицы, подшипники выбирают по статической нагрузке. Допустимая статическая нагрузка при­ водится в каталогах шарикоподшипников. Момент трения в под­ шипнике качения определяется по формуле

J\4

zj=i

р

то)R

и

 

 

ІКІТр —

1 n p tK' i '

 

 

где w — коэффициент сопротивления;

 

 

 

/?! — радиус вала.

w приведены

в табл.

6о.

Значения коэффициента

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 65

То же, при о с е в о й ...............................................................................

 

 

нагрузке

0,002

Радиальный однорядный при радиальной

 

 

 

 

 

 

 

0,014

Сферический двухрядный ...................................................................

 

 

 

 

 

0,0015

Роликоподшипник с коротким цилиндрическим роликом . .

0,003

То же, с длинными или питыми роликами.................................

 

 

0,006

Игольчатый подшипник .......................................................................

 

 

 

 

 

0,008

Роликоподшипник двухрядный бочкообразный

.........................

 

0,004

Радиально-упорный шариковый

при радиальной

нагрузке

0,003

То же, при о с е в о й ...............................................................................

 

 

 

 

 

0,005

Конический роликоподшипник при радиальной

нагрузке . .

0,008

То же, при о с е в о й ...............................................................................

 

 

 

 

 

0,02

Упорный шарикоподшипник...............................................................

 

 

 

 

 

0,03

Г

Л А В

А

X X

 

 

 

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫ

Соединительные муфты предназначены для соединения валов. Однако имеются муфты, которые служат не только для соединения, но также для предохранения какого-либо звена от перегрузки, позволяя осуществить при этом автоматическое расцепление валов или взаимное их проворачивание. Поэтому по назначению муфты подразделяются следующим образом:

а) собственно соединительные, служащие только для постоян­ ного соединения валов;

309


б) сцепные, могущие производить соединение и разъединение на ходу и не требующие для этого (т. е. для разъединения) раз­ борки муфты;

в) предохранительные, ограничивающие величину крутящего момента, передаваемого от одного вала к другому.

Существуют еще типы муфт, например, кулачковые и фрикцион­ ные, которые могут одновременно выполнять несколько указанных функций.

По

конструкции муфты различаются:

валов (пони­

а)

глухие, не позволяющие взаимного смещения

мая под смещением несовпадение осей при монтаже);

б)

подвижные, позволяющие взаимное смещение валов.

Кроме того, различают муфты:

 

а)

жесткие, полностью передающие ударные нагрузки от одного

вала к другому;

передаваемые

б)

гибкие, уменьшающие ударные нагрузки,

с одного вала на другой. К этим муфтам относятся муфты с демп­ фирующими устройствами и муфты фрикционные, передающие крутящий момент трением.

Конструкций муфт имеется большое количество. Ниже приве­ дены наиболее употребительные из них.

§87. ЖЕСТКИЕ МУФТЫ

Вданном параграфе рассмотрены жесткие муфты как глухие,

так и подвижные.

Из глухих муфт

рассмотрены дисковая муфта,

 

 

а из

подвижных — зубчатая.

 

 

Глухая дисковая поперечно-

 

 

свертная

муфта

состоит из

 

 

двух

дисков 1 и

2,

сидящих

 

 

на шпонках на соответству­

 

 

ющих участках валов. Поло­

 

 

винки

соединяются

болтами

 

 

(рис. 268).

 

применяет­

 

 

Для

центровки

 

 

ся

центрирующий

выступ.

Рис. 268. Глухая

дисковая муфта

Муфты

эти

позволяют соеди­

 

 

нять

валы

разного

диаметра.

Болты устанавливаются как без зазора, так и с зазором. В первом случае они работают на срез. Срезывающее усилие равно

Р = 2 0 . , (608)

где /?м_ коэффициент неравномерности распределения нагрузки

между

болтами /г„ =

1,5;

Д, — диаметр окружности

центров болтов;

z -- число

болтов.

 

310


При установке болтов с зазором затяжка их должна быть такова, чтобы вращающий момент передавался трением. Следова­ тельно, усилие затяжки одного болта будет

(609)

Изготовляются жесткие муфты чаще всего из чугуна марок СЧ 28-38

и СЧ 32-52.

Зубчатая муфта (рис. 269). Эта муфта состоит из двух полумуфт 1 и 2, сидящих па валах па шпонках, и наружного корпуса 3 и 4, состоящего также из двух,половин, соединяемых болтами. На наружной поверхности каждой полумуфты нарезаны зубцы 5. На внутренней поверхности каждой половинки корпуса 3 и 4 нарезаны также зубцы, входящие в зацепление с зубцами 5.

Таким образом, вращающий момент через шпонку и зубчатое зацепление передается от вала корпусу; от него момент передается второй полумуфте и через второе зубчатое зацепление — другому валу. Эти муфты позволяют значительное смещение соединяемых валов, а именно: 3 мм— при диаметре вала 100 мм и 6 мм — при диаметре 200 мм. Угловой перекос может быть около 1°. Половинки корпуса 3 и 4 соединяются чистыми болтами, рассчитываемыми на срез.

' Толщину стенок корпуса следует рассчитывать па кручение. Зубцы муфты рассчитываются на изгиб.

Изготовляются эти муфты для валов диаметром до 150 мм из Стали 45. Более крупные муфты изготовляются из стального литья качеством не ниже марки 45Л.

Эти муфты подбираются по данным существующих стандартов. Согласно рекомендациям ГОСТа, муфту следует выбирать по

крутящему моменту, определенному формулой

 

 

M p = M klk,'

(610)

где М — заданный крутящий момент;

 

£і — коэффициент

безопасности;

работы.

k-,коэффициент,

учитывающий условие


Значение коэффициента

кл приведено

в табл. 65

и значе-

ние к-, — в табл. 66.

 

Т а б л и ц а 65

 

 

 

 

Степень ответственности

kx

 

 

соединения

 

 

 

 

Поломка муфты вызывает

 

 

— остановку машины.................

1,0

 

— аварию .....................................

 

1,2

 

— аварию ряда

машин . . . .

1,5

 

 

 

 

I

 

 

 

 

Т а б л и ц а

66

 

Наименование

k2

 

Центробежные

насосы, вентиляторы.....................

1,1

 

Компрессоры,

поршневые

насосы .........................

1,2

 

Реверсивные с частыми переключениями .

. . . 1,4

 

Зубчатые муфты можно применять при весьма больших переда­ ваемых крутящих моментах. При этом как габариты, так и вес

муфты достигают значительной величины (так, например, муфта МЗП21, передающая максимальный момент 215 000 кгм, имеет вес

12,7 гдиаметр /)=1200 мм, длину 1000 мм).

312