Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Рис. 180. Общин |
вид |
поршневого |
||
|
грузового |
насоса: |
|
|
/ — паропроводы; 2— коробки |
распредели |
|||
тельных |
золотников; |
3 — цилиндр |
паровой |
|
машины; |
4 — поршневой шток; |
5 — гид |
равлический цилиндр; 6—клапанная ко робка; 7 — фланец нагнетательного тру бопровода; 5 —воздушный колпак
Рис. 181. Расположение центробеж
ного |
грузового насоса |
на танкере |
|||
|
типа |
«Великий |
Октябрь»: |
|
|
1 — турбопривод; 2 — соединительный |
вал; |
||||
3, |
5 — промежуточные |
опоры |
вала; |
||
4 — ручной |
телеграф; |
6 — соединительная |
муфта; 7 — грузовой насос
Рис. 182. Двухколесный центробежный насос с последовательно-параллельным переключением колес:
/—рабочие колеса; 2 — переключатель
14 Устройство морского судна
(120—130 м вод. ст.); при параллельном (рис. |
182, б)—с макси |
мальной производительностью, но при пониженном напоре. |
|
Характерная особенность центробежных |
насосов — большая |
чувствительность к попаданию воздуха. Если в насос подсосется
воздух, что возможно в конце откачки груза, насос может полно
стью прекратить всасывание (сорвать) и вращаться далее вхоло стую.
Для предупреждения этого соблюдают следующее правило:
в конце выгрузки очередного танка приоткрывают приемный клин-
кет от следующего (полного) танка, чтобы уменьшить скорость
опорожнения первого танка за счет второго; когда высота уровня в первом танке остается 0,7—0,8 м, полностью переключают на сос на откачку второго танка, а остатки груза из первого выка
чивают зачистным насосом.
Срыв центробежного насоса может произойти также из-за скоп
ления газов, выделяющихся во всасывающей трубе при перекач
ке легких нефтепродуктов. Во избежание этого грузовые центро
бежные насосы снабжают специальным устройством для удале ния газов из всасывающей трубы или. же предусматривается под
ключение к всасывающей трубе зачистного поршневого насоса,
т. е. параллельная откачка груза обоими насосами из одной ма
гистрали.
Зачистные насосы должны обладать хорошим всасыва
нием, поэтому они всегда бывают поршневого типа. Как прави
ло, это — паровые прямодействующие насосы, иногда электропри-
водиые с мотором, расположенным вне насосного отделения (по
добно центробежным насосам). Производительность зачистных
насосов — 50—300 м3/ч.
Управляют грузовыми и зачистными насосами из двух мест:
непосредственно из насосного отделения и со специального поста,
расположенного на уровне палубы, в надстройке.
Вакуум-танки (рнс. 183)v Недостатком обычных способов вы-
качки является то, что при снижении уровня в танке из-за образования воронки и подсосов воздуха в трубопро
вод приходится оставлять мно го груза на зачистку. Произво
дительность зачистных насосов
по мере зачистки и увеличения
подсосов воздуха также значи
—вакуум-танк; 2 —-грузовые приемники в танках; 3 — приемник для вакуумной откач ки груза; 4 — грузовой насос
тельно падает. Все это растя
гивает время выгрузки.
Для сокращения времени
выгрузки инженером В. H. Ta-
таренко был предложен ваку
умный способ выкачки груза и
балласта, получивший широкое
применение в наливном флоте.
210
Сущность способа состоит в том, что насосом откачивают груз только из одного герметически закрытого танка, в котором поддер
живается разрежение; из остальных груз поступает сюда самоте ком за счет перепада давления.
В качестве вакуумного используется грузовой танк, смежный с
насосным отделением. Танк оборудуется дополнительным приемни
ком 3, соединяющим его с насосом 4, и секущими клинкетами на
газоотводной и других трубах, подведенных к танку с палубы. Для
отсоса воздуха и создания разрежения установлен специальный
вакуум-насос. Порядок выкачки следующий.
Вакуум-танк герметизируют и откачивают из него через при емник 3 часть груза, примерно до 2∕3 высоты танка. Одновременно создается разрежение, равное 3—4 м вод. ст., которое в дальней
шем поддерживается автоматически вакуум-насосом. Продолжая откачку, сообщают вакуум-танк с очередным танком через клип-
кет 2 на грузовом трубопроводе. Груз, находящийся в остальных
танках под атмосферным давлением, начнет поступать в вакуум-
танк. Переход с танка на танк по мере выкачки груза производит
ся обычным переключением приемных клинкетов. Воздух, прони
кающий в грузовую магистраль, теперь уже не попадает в насос, а остается в вакуум-танке, уровень в котором сохраняется доста
точно высоким в течение всего периода откачки.
После выкачки основной массы груза производят по тому же принципу зачистку танков, используя соответственно зачистные
трубопроводы. В период зачистки увеличивается подсос воздуха
с грузом, поэтому для поддержания необходимого уровня в ва куум-танке повышают разрежение до 5—6 м вод. ст. По оконча
нии зачистки вакуум-танк разгерметизируют и остатки груза от
качивают из него обычным путем.
Практика применения вакуумной откачки груза и балласта выявила следующие ее достоинства:
сокращается время выгрузки танкера на 10—20% за счет ра боты насосов с полной производительностью на протяжении почти
всего времени слива;
облегчается работа экипажа, так как в значительной мере уст
раняется опасность срыва насоса из-за несвоевременного перехо
да с танка на танк и подсоса воздуха в трубопровод;
уменьшается износ насосов, так как ржавчина и другие меха нические примеси оседают на днище вакуум-танка и не доходят
до насоса, как при обычной зачистке.
§ 68. ИЗМЕРИТЕЛИ УРОВНЯ ГРУЗА И БАЛЛАСТА В ТАНКАХ
Простейшие измерители. Для замера уровня груза в танках
через измерительную трубку или смотровой глазок служат сталь
ная рулетка и метрошток, отградуированные в сантиметрах. Лен
та рулетки одним концом закреплена в латунной обойме с руко яткой для свертывания, а к другому ее концу прикреплен лот (ла тунный груз). Метрошток применяют для быстрого замера при
14* |
211 |
небольших пустотах в тапке; ои пред
ставляет собой латунную или деревян
ную рейку длиной около 2 м с попе речиной у верхнего конца. Для при
ближенного контроля уровня при боль
|
|
шихМестныепустотахизмерителииногда используют. |
по |
||||||||||
|
|
плавок |
со |
штертом. |
На некоторых |
||||||||
|
|
судах |
грузовые |
танки |
оборудованы |
||||||||
|
|
стационарными поплавковыми измери2, |
|||||||||||
|
|
телями уровня |
(рис. 186). Измеритель |
||||||||||
|
|
состоит |
из |
небольшого |
барабана |
|
|||||||
|
|
смонтированного в горловине танка, и |
|||||||||||
|
|
стальной |
мерительной ленты |
5, |
кото |
||||||||
Рис. 184. Поплавковый |
изме- |
рая |
одним |
концом намотана на бара- |
|||||||||
ритель уровня груза в |
танках |
бан, |
а |
другим |
соединена с латунным |
||||||||
|
|
поплавком |
7. |
Поплавок перемещается |
|||||||||
бальди» |
Гари- |
вертикально по |
двум направляющим |
||||||||||
на танкере «Джузеппе |
тросам |
6, |
|
прикрепленным концами к |
|||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
днищу и3,к горловине танка. Для по |
|||||||||||
|
|
стоянного |
натяга ленты вал барабана |
1 |
|||||||||
снабжен пружинным амортизатором |
|
который при подъеме уров |
|||||||||||
ня выбирает слабину ленты, а |
при |
снижении — уменьшает |
|
ско |
рость опускания поплавка. Лента отградуирована в метрах или
футах, и по ее показаниям, которые видны через смотровое отвер
стие, определяют уровень в танке. Смотровое отверстие закрыто
стеклом и имеет устройство для очистки его от капель нефтепро
дуктов. По окончании грузовых операций поплавок поднимают
вверх вращением рукоятки и ленту стопорят.
Дистанционные измерители позволяют замерять уровень жид
кости во всех танках из одного центрального поста. Из сущест
вующих типов дистанционных измерителей уровня наибольшее применение на танкерах имеет п н е в м е р к а т о р и а я система (рис. 185) с непрерывной продувкой датчиков. Система несколько отличается от рассмотренной ранее.
В период грузовых операций сжатый воздух из воздушной ма гистрали под давлением 2—3 кгс/см2 непрерывно поступает по труб
ке в датчик-колпак, установленный наднище танка. Избыток возду ха свободно выходит из колпака через толщу груза, и в колпаке устанавливается давление воздуха, равное давлению столба жид кости H в танке. Это давление передается по трубке ртутному
манометру, расположенному на панели в центральном посту
управления грузовой системой (ЦПУГС). Чтобы давление паров
в танке не влияло на показания прибора, свободный конец мано метра сообщен специальной трубкой с верхним пространством тайка. Пружинный манометр служит для измерения давления в танке
На панели приборов находятся также кран для регулирования подачи воздуха в колпак и указатель расхода воздуха, Указатель
212
Рис. 185. Пиевмеркаторпая система |
изме |
|||||||||
рения |
уровня |
груза в танках на танкере |
||||||||
|
|
типа |
«Лисичанск»: |
|
|
|
||||
1 — панель |
приборов |
танка; |
2 — измерительный |
|||||||
трубопровод; |
|
3 — уравнительный |
трубопровод; |
|||||||
4 — разобщительные |
в |
краны; |
|
5 — манометр |
|
для |
||||
измерения давлення |
танке; |
6 — ртутный |
мано |
|||||||
метр-указатель уровня; |
7 —магистраль |
|
сжа |
|||||||
того воздуха; 8 — манометры |
для |
измерения |
||||||||
давления сжатого |
воздуха; |
9 — клапан от |
воз |
|||||||
душных |
баллонов; |
10 — фильтр; Il — редукцион |
||||||||
ный клапан; |
12 — спускной |
кран; 13 — кран |
ре |
|||||||
гулирования |
подачи |
воздуха; |
14 — указатель |
рас |
||||||
хода |
воздуха; |
15 — воздушный |
трубопровод; |
|||||||
¡6 — невозвратный клапан; |
/7 — грузовой |
танк; |
||||||||
|
|
|
18 — датчик-колпак |
|
|
|
представляет собой сосуд, заполненный легким маслом, сквозь
которое проходит весь воздух. О расходе воздуха судят по пу
зырькам, наблюдаемым через смотровое стекло указателя. Для
каждого танка имеется отдельная панель приборов.
Следует отметить, что давление столба жидкости H в милли
метрах водяного столба, измеренное пневмеркатором, численно
равно высоте этого столба в метрах только в том случае, когда
плотность жидкости равна 1,0. Поэтому для определения фак
тического уровня в танке ртутный манометр пневмеркатора снаб жается пересчетнои шкалой, учитывающей поправки на плот ность жидкости, ее температуру и неизмеренную часть высоты уровня от днища танка до среза колпака (в данном случае 100 мм).
Некоторые системы дистанционного измерения уровня, напри мер усовершенствованная пневмеркаторная система «Теледеп»,
позволяют определять также и плотность груза в танках.
Дистанционные указатели уровня часто оборудуются сигналь ным устройством, которое по достижении заданного уровня в тан
ке включает звуковой или световой сигнал.
§ 69. ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГРУЗОВЫМИ СИСТЕМАМИ
Управление грузовой системой на танкере — это контроль за
уровнем груза и балласта в танках, своевременное переключение клинкетов, регулирование режима работы грузовых насосов и своевременный переход на работу зачистными насосами.
213