Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 180. Общин

вид

поршневого

 

грузового

насоса:

 

/ — паропроводы; 2— коробки

распредели­

тельных

золотников;

3 — цилиндр

паровой

машины;

4 — поршневой шток;

5 — гид­

равлический цилиндр; 6—клапанная ко­ робка; 7 — фланец нагнетательного тру­ бопровода; 5 —воздушный колпак

Рис. 181. Расположение центробеж­

ного

грузового насоса

на танкере

 

типа

«Великий

Октябрь»:

 

1 — турбопривод; 2 — соединительный

вал;

3,

5 — промежуточные

опоры

вала;

4 — ручной

телеграф;

6 — соединительная

муфта; 7 — грузовой насос

Рис. 182. Двухколесный центробежный насос с последовательно-параллельным переключением колес:

/—рабочие колеса; 2 — переключатель

14 Устройство морского судна


(120—130 м вод. ст.); при параллельном (рис.

182, б)—с макси­

мальной производительностью, но при пониженном напоре.

Характерная особенность центробежных

насосов — большая

чувствительность к попаданию воздуха. Если в насос подсосется

воздух, что возможно в конце откачки груза, насос может полно­

стью прекратить всасывание (сорвать) и вращаться далее вхоло­ стую.

Для предупреждения этого соблюдают следующее правило:

в конце выгрузки очередного танка приоткрывают приемный клин-

кет от следующего (полного) танка, чтобы уменьшить скорость

опорожнения первого танка за счет второго; когда высота уровня в первом танке остается 0,7—0,8 м, полностью переключают на­ сос на откачку второго танка, а остатки груза из первого выка­

чивают зачистным насосом.

Срыв центробежного насоса может произойти также из-за скоп­

ления газов, выделяющихся во всасывающей трубе при перекач­

ке легких нефтепродуктов. Во избежание этого грузовые центро­

бежные насосы снабжают специальным устройством для удале­ ния газов из всасывающей трубы или. же предусматривается под­

ключение к всасывающей трубе зачистного поршневого насоса,

т. е. параллельная откачка груза обоими насосами из одной ма­

гистрали.

Зачистные насосы должны обладать хорошим всасыва­

нием, поэтому они всегда бывают поршневого типа. Как прави­

ло, это — паровые прямодействующие насосы, иногда электропри-

водиые с мотором, расположенным вне насосного отделения (по­

добно центробежным насосам). Производительность зачистных

насосов — 50—300 м3/ч.

Управляют грузовыми и зачистными насосами из двух мест:

непосредственно из насосного отделения и со специального поста,

расположенного на уровне палубы, в надстройке.

Вакуум-танки (рнс. 183)v Недостатком обычных способов вы-

качки является то, что при снижении уровня в танке из-за образования воронки и подсосов воздуха в трубопро­

вод приходится оставлять мно­ го груза на зачистку. Произво­

дительность зачистных насосов

по мере зачистки и увеличения

подсосов воздуха также значи­

—вакуум-танк; 2 —-грузовые приемники в танках; 3 — приемник для вакуумной откач­ ки груза; 4 — грузовой насос

тельно падает. Все это растя­

гивает время выгрузки.

Для сокращения времени

выгрузки инженером В. H. Ta-

таренко был предложен ваку­

умный способ выкачки груза и

балласта, получивший широкое

применение в наливном флоте.

210


Сущность способа состоит в том, что насосом откачивают груз только из одного герметически закрытого танка, в котором поддер­

живается разрежение; из остальных груз поступает сюда самоте­ ком за счет перепада давления.

В качестве вакуумного используется грузовой танк, смежный с

насосным отделением. Танк оборудуется дополнительным приемни­

ком 3, соединяющим его с насосом 4, и секущими клинкетами на

газоотводной и других трубах, подведенных к танку с палубы. Для

отсоса воздуха и создания разрежения установлен специальный

вакуум-насос. Порядок выкачки следующий.

Вакуум-танк герметизируют и откачивают из него через при­ емник 3 часть груза, примерно до 2∕3 высоты танка. Одновременно создается разрежение, равное 3—4 м вод. ст., которое в дальней­

шем поддерживается автоматически вакуум-насосом. Продолжая откачку, сообщают вакуум-танк с очередным танком через клип-

кет 2 на грузовом трубопроводе. Груз, находящийся в остальных

танках под атмосферным давлением, начнет поступать в вакуум-

танк. Переход с танка на танк по мере выкачки груза производит­

ся обычным переключением приемных клинкетов. Воздух, прони­

кающий в грузовую магистраль, теперь уже не попадает в насос, а остается в вакуум-танке, уровень в котором сохраняется доста­

точно высоким в течение всего периода откачки.

После выкачки основной массы груза производят по тому же принципу зачистку танков, используя соответственно зачистные

трубопроводы. В период зачистки увеличивается подсос воздуха

с грузом, поэтому для поддержания необходимого уровня в ва­ куум-танке повышают разрежение до 5—6 м вод. ст. По оконча­

нии зачистки вакуум-танк разгерметизируют и остатки груза от­

качивают из него обычным путем.

Практика применения вакуумной откачки груза и балласта выявила следующие ее достоинства:

сокращается время выгрузки танкера на 10—20% за счет ра­ боты насосов с полной производительностью на протяжении почти

всего времени слива;

облегчается работа экипажа, так как в значительной мере уст­

раняется опасность срыва насоса из-за несвоевременного перехо­

да с танка на танк и подсоса воздуха в трубопровод;

уменьшается износ насосов, так как ржавчина и другие меха­ нические примеси оседают на днище вакуум-танка и не доходят

до насоса, как при обычной зачистке.

§ 68. ИЗМЕРИТЕЛИ УРОВНЯ ГРУЗА И БАЛЛАСТА В ТАНКАХ

Простейшие измерители. Для замера уровня груза в танках

через измерительную трубку или смотровой глазок служат сталь­

ная рулетка и метрошток, отградуированные в сантиметрах. Лен­

та рулетки одним концом закреплена в латунной обойме с руко­ яткой для свертывания, а к другому ее концу прикреплен лот (ла­ тунный груз). Метрошток применяют для быстрого замера при

14*

211


небольших пустотах в тапке; ои пред­

ставляет собой латунную или деревян­

ную рейку длиной около 2 м с попе­ речиной у верхнего конца. Для при­

ближенного контроля уровня при боль­

 

 

шихМестныепустотахизмерителииногда используют.

по­

 

 

плавок

со

штертом.

На некоторых

 

 

судах

грузовые

танки

оборудованы

 

 

стационарными поплавковыми измери2,­

 

 

телями уровня

(рис. 186). Измеритель

 

 

состоит

из

небольшого

барабана

 

 

 

смонтированного в горловине танка, и

 

 

стальной

мерительной ленты

5,

кото­

Рис. 184. Поплавковый

изме-

рая

одним

концом намотана на бара-

ритель уровня груза в

танках

бан,

а

другим

соединена с латунным

 

 

поплавком

7.

Поплавок перемещается

бальди»

Гари-

вертикально по

двум направляющим

на танкере «Джузеппе

тросам

6,

 

прикрепленным концами к

 

 

 

 

 

днищу и3,к горловине танка. Для по­

 

 

стоянного

натяга ленты вал барабана

1

снабжен пружинным амортизатором

 

который при подъеме уров­

ня выбирает слабину ленты, а

при

снижении — уменьшает

 

ско­

рость опускания поплавка. Лента отградуирована в метрах или

футах, и по ее показаниям, которые видны через смотровое отвер­

стие, определяют уровень в танке. Смотровое отверстие закрыто

стеклом и имеет устройство для очистки его от капель нефтепро­

дуктов. По окончании грузовых операций поплавок поднимают

вверх вращением рукоятки и ленту стопорят.

Дистанционные измерители позволяют замерять уровень жид­

кости во всех танках из одного центрального поста. Из сущест­

вующих типов дистанционных измерителей уровня наибольшее применение на танкерах имеет п н е в м е р к а т о р и а я система (рис. 185) с непрерывной продувкой датчиков. Система несколько отличается от рассмотренной ранее.

В период грузовых операций сжатый воздух из воздушной ма­ гистрали под давлением 2—3 кгс/см2 непрерывно поступает по труб­

ке в датчик-колпак, установленный наднище танка. Избыток возду­ ха свободно выходит из колпака через толщу груза, и в колпаке устанавливается давление воздуха, равное давлению столба жид­ кости H в танке. Это давление передается по трубке ртутному

манометру, расположенному на панели в центральном посту

управления грузовой системой (ЦПУГС). Чтобы давление паров

в танке не влияло на показания прибора, свободный конец мано­ метра сообщен специальной трубкой с верхним пространством тайка. Пружинный манометр служит для измерения давления в танке

На панели приборов находятся также кран для регулирования подачи воздуха в колпак и указатель расхода воздуха, Указатель

212


Рис. 185. Пиевмеркаторпая система

изме­

рения

уровня

груза в танках на танкере

 

 

типа

«Лисичанск»:

 

 

 

1 — панель

приборов

танка;

2 — измерительный

трубопровод;

 

3 — уравнительный

трубопровод;

4 — разобщительные

в

краны;

 

5 — манометр

 

для

измерения давлення

танке;

6 — ртутный

мано­

метр-указатель уровня;

7 —магистраль

 

сжа­

того воздуха; 8 — манометры

для

измерения

давления сжатого

воздуха;

9 — клапан от

воз­

душных

баллонов;

10 — фильтр; Il — редукцион­

ный клапан;

12 — спускной

кран; 13 — кран

ре­

гулирования

подачи

воздуха;

14 — указатель

рас­

хода

воздуха;

15 — воздушный

трубопровод;

¡6 — невозвратный клапан;

/7 — грузовой

танк;

 

 

 

18 — датчик-колпак

 

 

 

представляет собой сосуд, заполненный легким маслом, сквозь

которое проходит весь воздух. О расходе воздуха судят по пу­

зырькам, наблюдаемым через смотровое стекло указателя. Для

каждого танка имеется отдельная панель приборов.

Следует отметить, что давление столба жидкости H в милли­

метрах водяного столба, измеренное пневмеркатором, численно

равно высоте этого столба в метрах только в том случае, когда

плотность жидкости равна 1,0. Поэтому для определения фак­

тического уровня в танке ртутный манометр пневмеркатора снаб­ жается пересчетнои шкалой, учитывающей поправки на плот­ ность жидкости, ее температуру и неизмеренную часть высоты уровня от днища танка до среза колпака (в данном случае 100 мм).

Некоторые системы дистанционного измерения уровня, напри­ мер усовершенствованная пневмеркаторная система «Теледеп»,

позволяют определять также и плотность груза в танках.

Дистанционные указатели уровня часто оборудуются сигналь­ ным устройством, которое по достижении заданного уровня в тан­

ке включает звуковой или световой сигнал.

§ 69. ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГРУЗОВЫМИ СИСТЕМАМИ

Управление грузовой системой на танкере — это контроль за

уровнем груза и балласта в танках, своевременное переключение клинкетов, регулирование режима работы грузовых насосов и своевременный переход на работу зачистными насосами.

213