Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

определяется их названием. Два или несколько видов стан­ дартов на одну и ту же продукцию в дальнейшем могут быть объединены в один стандарт или такойстандарт мо­ жет быть разработан сразу же. Допускается также произ­ водить дальнейшее разделение видов стандартов на от­ дельные стандарты, в которых объектом стандартизации могут быть определенные конструкции или методы испы­ таний. Однако при разработке таких стандартов и их при­ менении необходимо помнить об основных принципах стандартизации, в частности о принципе комплексности.

При всем многообразии видов стандартов в инженер­ но-геологических изысканиях применяется один их вид, а именно —• стандарты на методы испытаний.

2. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Обычно нормативные документы подразделяются на следующие категории:

общесоюзные; ведомственные; республиканские;

нормативные документы отдельных организаций. Общесоюзные нормативные документы обязательны для

всех предприятий, организаций и учреждений союзного, республиканского и местного подчинения, ведущих работы в определенной отрасли народного хозяйства. Так, обще­ союзные документы по строительству, утвержденные Гос­ строем СССР, являются обязательными для всех органи­ заций независимо от их территориального расположения и ведомственной подчиненности, ведущих капитальное строительство, а также и предшествующие ему работы: инженерные изыскания и строительное проектирование. Документы Министерства геологии обязательны для всех организаций, производящих геологоразведочные работы. Аналогичный характер имеют общесоюзные документы других министерств и ведомств, в частности Главного управления геодезии и картографии при Совете Минист­ ров СССР, Главного управления гидрометеослужбы при Совете Министров СССР, Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров

СССР и т. д. Право утверждения общесоюзных норматив­ ных документов по той или иной отрасли народного хозяй-

ства предоставляется министерству или ведомству соответ­ ствующим постановлением Совета Министров СССР.

Ведомственные нормативные документы обязательны для всех предприятий и организаций утвердившего их ведомства или министерства. В отличие от общесоюзных нормативных документов они должны регламентировать те работы, которые являются специфичными для данного министерства или ведомства. Естественно, что ведомствен­ ные нормативные документы не должны противоречить общесоюзным документам. Они могут только развивать и дополнять последние, отражая свойственную каждому министерству и ведомству специфику. Правом утвержде­ ния ведомственных документов в СССР пользуется любое министерство и ведомство. Однако в целях упорядочения технического нормирования и проведения единой техни­ ческой политики в данной отрасли народного хозяйства все ведомственные нормативные документы должны быть согласованы с ведущим в этой отрасли министерством или ведомством.

Республиканские нормативные документы обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики. Рес­ публиканские документы в отличие от общесоюзных и ве­ домственных должны отражать специфику производства работ в условиях (природных, экономических и других), свойственных данной союзной республике, при этом в своем содержании они не должны противоречить общесоюзным или ведомственным документам, разработанным и утверж­ денным министерствами и ведомствами союзного подчи­ нения. Право утверждения республиканских норматив­ ных документов предоставляется СоветомМинистров со­ юзной республики министерствам и ведомствам республи­ канского подчинения, являющихся ведущими в опреде­ ленной отрасли народного хозяйства данной союзной рес­

публики. Республиканские

нормативные документы, как

и ведомственные, должны

быть согласованы с ведущим

в этой отрасли союзным министерством или ведомством. Нормативные документы отдельных организаций, ут­

верждаемые их руководством и согласовываемые с мини­ стерством или ведомством, которому организация непо­ средственно подчинена, разрабатываются с целью унифи­ кации производственного процесса в подразделениях этой организации, унификации методов производства работ, отчетной документации и т, п., как правило, в тех случаях,


когда техническому нормированию не уделяется долж­ ного внимания в самом министерстве или ведомстве. Если производство работ в какой-то отрасли народного хозяй­ ства регламентировано общесоюзными, а также ведомствен­ ными или республиканскими нормативными документами, то разработка нормативных документов отдельных ор­ ганизаций вряд ли оправдана. По этой причине в некото­ рых министерствах и ведомствах документы, утвержден­ ные руководством отдельных организаций, не рассмат­ риваются как нормативные. В частности, такая точка зрения нашла отражение в «Инструкции о порядке раз­ работки и утверждения нормативных документов по стро­ ительству» Госстроя СССР (СН 395-69), в которой отсут­ ствует всякое упоминание о нормативных документах от­ дельных организаций.

Общепринятое подразделение нормативных докумен­ тов на виды отсутствует [7, 48]. Если исходить из сущест­ вующих ныне названий действующих нормативных доку­ ментов, то окажется, что существует более двадцати их видов и сочетаний. Наиболее часто встречаются следующие названия нормативных документов: «инструкция», «ука­ зания», «наставление», «нормы», «правила», «технические условия»; их сочетания типа: «нормы и правила», «нормы

и технические условия» и т. п., а также эти же названия

сразличными определениями типа: технические, методи­ ческие, руководящие и т. д. Если же подходить к выде­ лению видов нормативных документов по их содержанию, то окажется, что этих видов значительно меньше, так как большинство действующих нормативных документов чаще различается названием, а не содержанием. По этой причине упомянутая выше инструкция Госстроя СССР СН 395-69 определила, что нормативные документы технического характера должны разрабатываться следующих трех ви­

дов: строительные нормы и правила (СНиП), указания и инструкций. Нормативные документы дополняются по­ собиями (руководствами) и рекомендациями, которые мо­ гут разрабатываться и издаваться также и по вопросам, не нашедшим отражения в нормативных документах. К нор­ мативным документам они, согласно инструкции, не отно­ сятся. Однако, что понимать под каждым видом норматив­ ного документа, какое содержание в него вкладывать, в этой инструкции не указано. Поэтому вопрос о содер­ жании нормативного документа и его названии решаете^ составителями или редакторами.

66


В других министерствах и ведомствах документы, по­ добные указанной инструкции Госстроя СССР, отсутст­ вуют. В системе Министерства геологии СССР наиболее распространенными видами нормативных документов яв­ ляются методические указания и инструкции, в системе Главного управления геодезии и картографии — настав­ ления и инструкции, в системе Главного управления гидро­

метеослужбы — методические

указания

и наставления.

В других министерствах и ведомствах

используются

са­

мые разнообразные, названия.

Причем

совершенно

раз­

личные по содержанию документы часто называются оди­ наково, а сходные по содержанию — различно.

Естественно, что отсутствие единой точки зрения на со­ держание того или иного вида нормативных документов очень затрудняет их разработку, приводит к излишним затратам времени на споры и обсуждения, затрудняет про­ хождение документа через утверждающий аппарат.

Подход к определению содержания нормативных доку­ ментов в каждой отрасли народного хозяйства и области технического нормирования должен быть, по-видимому, индивидуальным, учитывающим наиболее конкретные и це­ лесообразные особенности этой отрасли или области. По этой причине приводимые ниже суждения и разработки относятся главным образом к области инженерных изы­ сканий для строительства.

3. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ и з ы с к а н и я м И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

По поручению Госстроя СССР институт ПНИИИС возглавил работу по техническому нормированию и стан­ дартизации инженерных изысканий. В связи с этим у ин­ ститута возникла необходимость разработки принципиаль­ ной схемы, отражающей содержание основных, установ­ ленных инструкцией Госстроя СССР СН 395-69, видов нор­ мативных документов и их соотношение между собой. По предложению Л. Д. Белого ПНИИИС в 1965—1967 гг. использовал следующую схему определения содержания нормативных документов: содержание инструкций в ос­ новном определялось вопросом «что делать?», указаний — «как делать?» и строительных норм и правил (СНиП) — «сколько делать?» Эта схема подкупала своей простотой и кажущейся логичностью построения, поэтому она была

3

6 7


воспринята и взята на вооружение многими организа­ циями и отдельными лицами. В частности, была сделана [65] попытка приспособить ее к нормативным документам на топографо-геодезические работы и увязать эту схему с системой нормативных документов Главного управления геодезии и картографии.

Сопоставление построений Л. Д. Белого, с одной стороны, и работы [65], с другой, позволяет вскрыть и проанализировать недостатки, присущие данной схеме.

По- Л. Д. Белому, инструкции, отвечающие на вопрос «что делать?», содержат указания, не имеющие характера обязательных требований, а лишь подчеркивающие логи­ чески вытекающую из накопленного опыта целесообраз­ ность выполнения работы в таких объемах и количествах, которые отвечали бы условиям исследуемой природной обстановки и особенностям проектируемых сооружений. Это положение распространяется Л. Д. Белым на так на­ зываемые «общие конструкции», составляемые по типу су­ ществующих ведомственных инструкций, определяющих состав и объемы изысканий для некоторых видов строи­ тельства (например, «Инструкция по определению соста­ ва и объема инженерных изысканий при проектировании тепловых электрических станций»). Следует, однако, от­ метить, что содержание подобных инструкций совершенно не отвечает на вопрос «что делать?», поскольку в них все­ гда содержатся указания на необходимость выполнения конкретных объемов работ — «сколько делать?».

Кроме инструкций «общего» характера Л. Д. Белый предусматривал разработку инструкций на отдельные виды работ, которые служили бы непосредственным исполни­ телям своего рода памяткой о необходимости выполнения конкретных операций в определенной последовательно­ сти. Примером таких инструкций могут служить инструк­ ции для коллекторов инженерно-геологических партий, выполняющих геологическую документацию горных вы­ работок и буровых скважин; инструкции для буровых ма­ стеров и горных техников, осуществляющих проходку буровых скважин и горных выработок; инструкции для

техников-гидрогеологов, производящих опытно-фильтра­ ционные работы, и т. д.

В работе [65] отмечается, что поскольку инструкции должны отвечать на вопрос «что надо делать?», то они тем самым являются основным техническим документом (тех­ ническим законом), в котором отражаются основные тре­

68

бования и допуски, предъявляемые к топографо-геодези­ ческим работам на различных стадиях строительства. Само собой разумеется, что выполнение этих требований яв­ ляется строго обязательным.

По мнению Л. Д. Белого, документ, отвечающий на вопрос «как делать?» или «как нужно делать?», должен иметь ярко выраженный методический характер. В нем должно быть показано и разъяснено, как следует решать ту или иную задачу, посредством каких методов, как не­ обходимо обрабатывать полученные результаты. Изло­ жение методов производства работ должно осуществлять­ ся в сопоставлении друг с другом. Из этого сопоставления можно будет определить условия применения каждого метода. В этом же документе должны быть указаны тех­ нические средства, необходимые при выполнении работ тем или иным методом.

Помнению авторов работы [65], методические ука­ зания, которые на их взгляд лучше называть наставле­ ниями, должны отвечать в основном на вопрос «как делать те или иные виды работ, предусмотренные в инструкции?». В соответствии с этим в наставлениях должна найти отра­ жение подобная технология измерения углов, расстояний, превышений, позволяющая обеспечить требуемую точ­ ность, методика и техника обработки результатов натур­ ных измерений, а также рекомендуемые измерительные инструменты, их поверки, юстировки и компарирование, и т. д.

Краткий разбор представлений Л. Д. Белого и авторов работы [65] о содержании двух видов нормативных доку­ ментов и их сопоставление показывают, что даже при на­ личии одной и той же основы (инструкции отвечают на вопрос «что делать?», указания — «как делать?») отме­ чаются существенные расхождения в понимании как на­ значения, так и содержания документов. Оказывается, что на один и тот же вопрос можно ответить совершенно по-разному, субъективно. Это указывает на несостоятель­ ность определения содержания видов нормативных доку­ ментов по какому-либо одному вопросу. А на такой вопрос, как «сколько делать?», не оговорив предварительно, что надо делать и как, ответить практически нельзя. Напри­ мер, запись такого рода: «При инженерно-геологических изысканиях следует применять геофизические методы в не­ обходимом и достаточном объеме» — слишком неконкрет­ ная и общая. Для практического использования ее необ­

69


ходимо детализировать примерно таким образом: «Опре­ деление мощности зоны выветривания скальных пород («что делать?») производится в основном методами сей­ сморазведки. Работы осуществляются по многоточечной системе («как делать?») при шаге между приборами 2—5 м. Расстояние между профилями должно составлять 15—30 м («сколько делать?»).

При внимательном рассмотрении этой фразы можно заметить, что расстановка основных вопросов в ней не­ сколько условна, особенно двух последних. Поскольку указание на шаг между приборами и на расстояние между профилями имеет как количественный, так и методический аспекты, оба эти вопроса более уместно было бы объеди­ нить и поставить в конец фразы.

Аналогичны указания о количестве наблюдательных скважин при производстве кустовых откачек и расстоя­ ниях между ними, о количестве понижений при откачках, о числе и длине интервалов фильтрационного опробования при выполнении нагнетаний и т. п. Практически каждая техническая норма в инженерных изысканиях имеет ме­ тодический аспект, поэтому использовать при составле­ нии нормативных документов принцип их разделения на виды по основному вопросу, на который они должны от­ вечать, не представляется возможным.

В практической работе, при обсуждении нормативных документов и их подготовке к утверждению, приходится сталкиваться и с другими взглядами на содержание раз­ личных видов нормативных документов и их отличия друг от друга. Согласно одним воззрениям указания и ин: струкция по своему содержанию одно и то же, но в ука­ заниях содержатся обязательные требования, а в инструк­ ции могут содержаться необязательные к исполнению ре­ комендации. Еще более обязательные требования, под­ лежащие неукоснительному исполнению, содержатся в строительных нормах и правилах. Таким образом, раз­ ницы в содержании того или иного вида нормативных до­ кументов нет. Они отличаются лишь по степени обязатель­ ности. Поэтому один вид нормативного документа по мере апробации на практике может перейти в другой вид: ин­ струкция — в указания, а указания — в СНиП. По дру­ гим воззрениям указания имеют сугубо технический ха­ рактер, тогда как инструкция наряду с техническими требованиями регламентирует вопросы организации про­ изводства. Ни та, ни другая точки зрения не могут быть

70