Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
сообщил, что составить перечень действующих норматив ных документов по инженерным изысканиям для строи тельства железных и автомобильных дорог можно только при условии финансирования ПНИИИС или Госстроем
СССР этой работы. Собранные же сотрудниками ПНИИИС материалы о ведомственных документах Минтрансстроя показывают, что все ныне действующие документы были составлены и утверждены до 1962 г., т. е. тогда, когда в связи с разработкой и выпуском в свет глав строительных норм и правил наблюдался некоторый подъем в деле тех нического нормирования и стандартизации строительного производства. В последующие годы к этой работе не воз вращались ■— старые документы не пересматривались, новые не разрабатывались.
По общему количеству действующих нормативных до кументов ведомственного характера, по охвату ими ос новных видов инженерно-геологических работ и инженер но-геологических изысканий в целом наиболее благополуч ное положение отмечается в системе Министерства энер гетики и электрификации СССР. Это свидетельствует о по нимании руководством министерства значения инженерногеологических изысканий в общем комплексе строитель ного производства. Но и здесь не проводится системати ческой работы по пересмотру действующих нормативных документов. На это указывает перечень, присланный в ПНИИИС, в который включены документы, утвержден ные в 1950—1953 гг. и даже в 1940 г. (ТУ 24-101-40 «Оп ределение геотехнических характеристик»). Нет сомнения в том, что некоторые нормативные документы могут слу жить в течение длительного времени без существенной переработки. Однако и они должны периодически пересмат риваться и переутверждаться. Что же касается докумен та, утвержденного в 1940 г., то ни по своему названию, ни по содержанию он не соответствует уже требованиям сегодняшнего дня. Относить его к числу действующих до кументов по прошествии 30 лет с момента утверждения недопустимо. Наличие большого количества ведомственных или республиканских нормативных документов предопре деляет необходимость их строгого учета, своевременной проверки, переработки и переутверждения.
При проведении анализа выявилось также, что статут многих используемых ныне документов непонятен. Име ются документы, которые утверждены руководством про ектно-изыскательской организации, но им присвоен ин-
58
деке ведомственных нормативных документов. К их числу относятся «Методические указания по обобщению архивных и литературных материалов и составлению свод ного отчета по инженерно-геологическим изысканиям» (ВСН 12-69) и «Временные указания по полевой докумен тации буровых скважин при производстве инженерно геологических изысканий для строительства сооружений морского транспорта» (ВСН 13-69), утвержденные главным инженером института Союзморниипроект Минморфлота
СССР, но зарегистрированные в качестве ведомственных строительных норм указанного министерства.
Есть документы, которые значатся в перечне действую щих, но неизвестно, кем и когда они были утверждены. Примером такого документа может служить «Инструкция о внутриведомственном контроле и приемке инженерно геологических работ при инженерных изысканиях для строительства» (ВИ 29-68). В самом документе значится: «Инструкция рассмотрена секцией организации и техно логии проектирования Технического Совета Госстроя УССР (протокол № 1 от 26 января 1968 г.), утверждена для обязательного применения в изыскательских и проект но-изыскательских организациях системы -Госстроя УССР
ирекомендована к применению в других проектно-изы скательских институтах УССР». Подобная запись не соот ветствует правилам оформления нормативных документов
ипоэтому не дает верного представления о статуте данной инструкции. Организации, подведомственные Госстрою УССР, могут не принять такой документ, так как секция Технического Совета неправомочна утверждать норматив ные документы.
Известно, что сфера деятельности госстроев союзных республик не ограничивается упорядочением работы толь ко в подведомственных им организациях. Они должны обес печивать проведение единой технической политики во всех организациях республиканского и областного (краевого) подчинения. В этой связи непонятна позиция некоторых республиканских госстроев, которые, утверждая норма тивные документы, ограничивают их применение орга низациями только своего ведомства или группой органи заций и даже одной организацией. По сообщению инсти тута УкрГИИНТИЗ, в его подразделениях используются документы типа «Типовые формы технических заданий на производство инженерно-технических изысканий для жи
лищно-гражданского и промышленного строительства»,
59
«Планы (макеты) типовых программ по инженерным изы сканиям для строительства (для всех видов изыскательских работ, выполняемых УкрГИИНТИЗом)», «Планы (макеты) отчетов о выполненных инженерных изысканиях для стро ительства (для всех видов изыскательских работ, выпол няемых УкрГИИНТИЗом)», которые утверждены (!?) Гос строем УССР в качестве ведомственных. Два последних документа, поскольку их применение в самом названии ог раничивается только одним институтом, вряд ли нужда лись в утверждении Госстроем УССР. Они могли быть утверждены директором или главным инженером инсти тута, что полностью соответствало бы их действительному положению. Первый документ по своему значению далеко выходит за рамки одного ведомства, так как технические задания на изыскания тому же УкрГИИНТИЗ могут вы
даваться проектными организациями других |
министерств |
и ведомств республиканского и союзного |
подчинения. |
В этой ситуации важно соблюдение требований этого доку мента не УкрГИИНТИЗ, а теми организациями, которые эти технические задания выдают,- По этой причине данный документ заслуживает утверждения Госстроем УССР в ка честве республиканских строительных норм.
Большое количество нормативных документов, регла ментирующих производство инжейерно-геологических изы сканий, утверждено Росглавниистройпроектом Госстроя РСФСР, соблюдение требований которых считается обя зательным только для трестов инженерно-строительных изысканий, непосредственно подчиняющихся этому Глав ному управлению. Вряд ли такие документы, как «Вре менные указания по определению подземной коррозии» или «Временные методические указания по применению геофизических методов в инженерно-строительных изы сканиях», имеют узковедомственное значение, поскольку на территории Российской Федерации инженерно-геологи- чебкие изыскания проводят не только специализирован ные тресты Росглавниистройпроекта, но и другие орга низации, подведомственные Госстрою РСФСР, а также другим министерствам и ведомствам республиканского под чинения. Все это предопределяет необходимость разра ботки и утверждения нормативных документов, имеющих статут республиканских строительных норм.
Поскольку стандарты и нормативные документы, рег ламентирующие производство инженерно-геологических изысканий в целом или отдельные виды этих работ, не обра
130
зуют единой стройной системы, то некоторые из них дубли руют друг друга. Так, например, с выходом в свет главы СНиП II-A. 13-69 «Инженерные изыскания для строитель ства. Основные положения» из-за несогласованности пози ций Отдела технического нормирования и стандартиза ции и Отдела типового проектирования и организации проектно-изыскательских работ Госстроя СССР не были отменены «Общие положения к инструкциям по инженер
ным изысканиям для основных |
видов строительства» |
|
СН 210-62. С 1970 г. |
оба этих документа находятся в пе |
|
речне действующих, |
хотя глава СНиП более полно и на |
|
современном уровне |
устанавливает |
основные требования |
к изысканиям. При наличии общесоюзного нормативного документа по инженерным изыканиям для линейного стро ительства (СН 234-62), устанавливающего основные тре бования к производству инженерных изысканий для обо снования проектов железных и автомобильных дорог, ма гистральных трубопроводов, линий электропередач и свя зи, действуют нормативные документы более низких ка тегорий, посвященные тем же самым вопросам («Техни ческие правила изысканий новых железных дорог» Минтрансстроя СССР, «Инструкция по изысканиям трасс воз душных линий электропередач 35—500 кВ» Минэнерго
СССР и ряд других). Составленные и утвержденные в раз ные годы, они отличаются между собой не только назва нием, но и содержанием, различными принципами подхода к установлению одних и тех же параметров.
Все приведенные в данном параграфе факты и примеры свидетельствуют не только о неудовлетворительном со стоянии технического нормирования и стандартизации ин женерно-геологических изысканий, о несоответствии ра бот в этой области их целям и задачам, но и об отсутствии четких представлений у специалистов, занимающихся раз работкой стандартов и нормативных документов, по многим
основополагающим |
вопросам технического нормирования |
и стандартизации |
вообще.' Эти вопросы будут освещены |
в последующих главах данной работы. Для их обсуждения будет привлечен дополнительный материал, характеризую щий состояние технического нормирования инженерно геологических изысканий как у нас в стране, так и в не которых социалистических и капиталистических странах.
61
Г Л А В А IV
КАТЕГОРИИ И ВИДЫ СТАНДАРТОВ
ИНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1.КАТЕГОРИИ И ВИДЫ СТАНДАРТОВ
В ГОСТ 1.0—68 «Государственная система стандар тизации. Основные положения» определены категории и ви ды стандартов.
Стандарты в СССР подразделяются на следующие кате гории:
государственные стандарты Союза ССР (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСТ); республиканские стандарты (РСТ); стандарты предприятий (СТП).
Государственные стандарты являются обязательными для применения всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР
и союзных республик. Право утверждения государствен ных стандартов предоставлено Совету Министров СССР, который утверждает особо важные государственные стан дарты в соответствии с утвержденным им перечнем, Госу дарственному комитету стандартов СССР и Государствен ному комитету Совета Министров СССР по делам строитель ства (Госстрою СССР).
Отраслевые стандарты обязательны для всех предприя тий и организаций данной отрасли, а также для организа ций других отраслей (заказчиков), применяющих (потреб ляющих) продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющимся ведущим в производстве данного вида продукции, в соот ветствии с отраслевой принадлежностью. Важно отметить, что под отраслью здесь понимается совокупность пред приятий и организаций, независимо от их территориаль ного расположения и ведомственной принадлежности, раз рабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, относящиеся к номенклатуре продукции, за крепленной за министерством, являющимся ведущим в ее производстве.
Республиканские стандарты союзных республик обя зательны для всех предприятий и организаций республи
62
канского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности. Ут верждаются республиканские стандарты советами мини стров союзных республик или по их поручению Госпланами союзных республик.
Стандарты предприятий обязательны только для оп ределенного предприятия. Утверждаются они руковод ством этого предприятия.
Из всех категорий стандартов в практике инженерно геологических изысканий применяются только государ ственные стандарты.
В зависимости от содержания предусматриваемых тре бований стандарты разделяются на следующие виды:
стандарты технических условий (всесторонних техни ческих требований);
стандарты параметров (размеров); стандарты типов и основных параметров (размеров); стандарты марок; стандарты сортамента;
стандарты конструкции и размеров; стандарты технических требований; стандарты правил приемки;
стандарты методов испытаний (контроля, анализа, из мерений); ’
стандарты правил маркировки, упаковки, транспор тирования и хранения;
стандарты на методы и средства поверки измерительных приборов;
стандарты правил эксплуатации и ремонта; стандарты типовых технологических процессов.
Стандарты, посвященные общетехническим и органи зационно-методическим вопросам, на виды не подразде ляются.
Основным видом стандарта на выпускаемую продукцию является стандарт технических условий, который устанав ливает технические требования к продукции при ее изго товлении, поставке и использовании (эксплуатации), в том числе потребительские (эксплуатационные) характеристи ки, правила приемки, методы проверки ее качества, тре бования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии поставщика.
Если для разработки таких стандартов нет всех необ ходимых данных, то разрабатываются отдельные стандар ты указанных выше видов, содержание которых полностью
6 3