Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сообщил, что составить перечень действующих норматив­ ных документов по инженерным изысканиям для строи­ тельства железных и автомобильных дорог можно только при условии финансирования ПНИИИС или Госстроем

СССР этой работы. Собранные же сотрудниками ПНИИИС материалы о ведомственных документах Минтрансстроя показывают, что все ныне действующие документы были составлены и утверждены до 1962 г., т. е. тогда, когда в связи с разработкой и выпуском в свет глав строительных норм и правил наблюдался некоторый подъем в деле тех­ нического нормирования и стандартизации строительного производства. В последующие годы к этой работе не воз­ вращались ■— старые документы не пересматривались, новые не разрабатывались.

По общему количеству действующих нормативных до­ кументов ведомственного характера, по охвату ими ос­ новных видов инженерно-геологических работ и инженер­ но-геологических изысканий в целом наиболее благополуч­ ное положение отмечается в системе Министерства энер­ гетики и электрификации СССР. Это свидетельствует о по­ нимании руководством министерства значения инженерногеологических изысканий в общем комплексе строитель­ ного производства. Но и здесь не проводится системати­ ческой работы по пересмотру действующих нормативных документов. На это указывает перечень, присланный в ПНИИИС, в который включены документы, утвержден­ ные в 1950—1953 гг. и даже в 1940 г. (ТУ 24-101-40 «Оп­ ределение геотехнических характеристик»). Нет сомнения в том, что некоторые нормативные документы могут слу­ жить в течение длительного времени без существенной переработки. Однако и они должны периодически пересмат­ риваться и переутверждаться. Что же касается докумен­ та, утвержденного в 1940 г., то ни по своему названию, ни по содержанию он не соответствует уже требованиям сегодняшнего дня. Относить его к числу действующих до­ кументов по прошествии 30 лет с момента утверждения недопустимо. Наличие большого количества ведомственных или республиканских нормативных документов предопре­ деляет необходимость их строгого учета, своевременной проверки, переработки и переутверждения.

При проведении анализа выявилось также, что статут многих используемых ныне документов непонятен. Име­ ются документы, которые утверждены руководством про­ ектно-изыскательской организации, но им присвоен ин-

58

деке ведомственных нормативных документов. К их числу относятся «Методические указания по обобщению архивных и литературных материалов и составлению свод­ ного отчета по инженерно-геологическим изысканиям» (ВСН 12-69) и «Временные указания по полевой докумен­ тации буровых скважин при производстве инженерно­ геологических изысканий для строительства сооружений морского транспорта» (ВСН 13-69), утвержденные главным инженером института Союзморниипроект Минморфлота

СССР, но зарегистрированные в качестве ведомственных строительных норм указанного министерства.

Есть документы, которые значатся в перечне действую­ щих, но неизвестно, кем и когда они были утверждены. Примером такого документа может служить «Инструкция о внутриведомственном контроле и приемке инженерно­ геологических работ при инженерных изысканиях для строительства» (ВИ 29-68). В самом документе значится: «Инструкция рассмотрена секцией организации и техно­ логии проектирования Технического Совета Госстроя УССР (протокол № 1 от 26 января 1968 г.), утверждена для обязательного применения в изыскательских и проект­ но-изыскательских организациях системы -Госстроя УССР

ирекомендована к применению в других проектно-изы­ скательских институтах УССР». Подобная запись не соот­ ветствует правилам оформления нормативных документов

ипоэтому не дает верного представления о статуте данной инструкции. Организации, подведомственные Госстрою УССР, могут не принять такой документ, так как секция Технического Совета неправомочна утверждать норматив­ ные документы.

Известно, что сфера деятельности госстроев союзных республик не ограничивается упорядочением работы толь­ ко в подведомственных им организациях. Они должны обес­ печивать проведение единой технической политики во всех организациях республиканского и областного (краевого) подчинения. В этой связи непонятна позиция некоторых республиканских госстроев, которые, утверждая норма­ тивные документы, ограничивают их применение орга­ низациями только своего ведомства или группой органи­ заций и даже одной организацией. По сообщению инсти­ тута УкрГИИНТИЗ, в его подразделениях используются документы типа «Типовые формы технических заданий на производство инженерно-технических изысканий для жи­

лищно-гражданского и промышленного строительства»,

59


«Планы (макеты) типовых программ по инженерным изы­ сканиям для строительства (для всех видов изыскательских работ, выполняемых УкрГИИНТИЗом)», «Планы (макеты) отчетов о выполненных инженерных изысканиях для стро­ ительства (для всех видов изыскательских работ, выпол­ няемых УкрГИИНТИЗом)», которые утверждены (!?) Гос­ строем УССР в качестве ведомственных. Два последних документа, поскольку их применение в самом названии ог­ раничивается только одним институтом, вряд ли нужда­ лись в утверждении Госстроем УССР. Они могли быть утверждены директором или главным инженером инсти­ тута, что полностью соответствало бы их действительному положению. Первый документ по своему значению далеко выходит за рамки одного ведомства, так как технические задания на изыскания тому же УкрГИИНТИЗ могут вы­

даваться проектными организациями других

министерств

и ведомств республиканского и союзного

подчинения.

В этой ситуации важно соблюдение требований этого доку­ мента не УкрГИИНТИЗ, а теми организациями, которые эти технические задания выдают,- По этой причине данный документ заслуживает утверждения Госстроем УССР в ка­ честве республиканских строительных норм.

Большое количество нормативных документов, регла­ ментирующих производство инжейерно-геологических изы­ сканий, утверждено Росглавниистройпроектом Госстроя РСФСР, соблюдение требований которых считается обя­ зательным только для трестов инженерно-строительных изысканий, непосредственно подчиняющихся этому Глав­ ному управлению. Вряд ли такие документы, как «Вре­ менные указания по определению подземной коррозии» или «Временные методические указания по применению геофизических методов в инженерно-строительных изы­ сканиях», имеют узковедомственное значение, поскольку на территории Российской Федерации инженерно-геологи- чебкие изыскания проводят не только специализирован­ ные тресты Росглавниистройпроекта, но и другие орга­ низации, подведомственные Госстрою РСФСР, а также другим министерствам и ведомствам республиканского под­ чинения. Все это предопределяет необходимость разра­ ботки и утверждения нормативных документов, имеющих статут республиканских строительных норм.

Поскольку стандарты и нормативные документы, рег­ ламентирующие производство инженерно-геологических изысканий в целом или отдельные виды этих работ, не обра­

130



зуют единой стройной системы, то некоторые из них дубли­ руют друг друга. Так, например, с выходом в свет главы СНиП II-A. 13-69 «Инженерные изыскания для строитель­ ства. Основные положения» из-за несогласованности пози­ ций Отдела технического нормирования и стандартиза­ ции и Отдела типового проектирования и организации проектно-изыскательских работ Госстроя СССР не были отменены «Общие положения к инструкциям по инженер­

ным изысканиям для основных

видов строительства»

СН 210-62. С 1970 г.

оба этих документа находятся в пе­

речне действующих,

хотя глава СНиП более полно и на

современном уровне

устанавливает

основные требования

к изысканиям. При наличии общесоюзного нормативного документа по инженерным изыканиям для линейного стро­ ительства (СН 234-62), устанавливающего основные тре­ бования к производству инженерных изысканий для обо­ снования проектов железных и автомобильных дорог, ма­ гистральных трубопроводов, линий электропередач и свя­ зи, действуют нормативные документы более низких ка­ тегорий, посвященные тем же самым вопросам («Техни­ ческие правила изысканий новых железных дорог» Минтрансстроя СССР, «Инструкция по изысканиям трасс воз­ душных линий электропередач 35—500 кВ» Минэнерго

СССР и ряд других). Составленные и утвержденные в раз­ ные годы, они отличаются между собой не только назва­ нием, но и содержанием, различными принципами подхода к установлению одних и тех же параметров.

Все приведенные в данном параграфе факты и примеры свидетельствуют не только о неудовлетворительном со­ стоянии технического нормирования и стандартизации ин­ женерно-геологических изысканий, о несоответствии ра­ бот в этой области их целям и задачам, но и об отсутствии четких представлений у специалистов, занимающихся раз­ работкой стандартов и нормативных документов, по многим

основополагающим

вопросам технического нормирования

и стандартизации

вообще.' Эти вопросы будут освещены

в последующих главах данной работы. Для их обсуждения будет привлечен дополнительный материал, характеризую­ щий состояние технического нормирования инженерно­ геологических изысканий как у нас в стране, так и в не­ которых социалистических и капиталистических странах.

61


Г Л А В А IV

КАТЕГОРИИ И ВИДЫ СТАНДАРТОВ

ИНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1.КАТЕГОРИИ И ВИДЫ СТАНДАРТОВ

В ГОСТ 1.0—68 «Государственная система стандар­ тизации. Основные положения» определены категории и ви­ ды стандартов.

Стандарты в СССР подразделяются на следующие кате­ гории:

государственные стандарты Союза ССР (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСТ); республиканские стандарты (РСТ); стандарты предприятий (СТП).

Государственные стандарты являются обязательными для применения всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР

и союзных республик. Право утверждения государствен­ ных стандартов предоставлено Совету Министров СССР, который утверждает особо важные государственные стан­ дарты в соответствии с утвержденным им перечнем, Госу­ дарственному комитету стандартов СССР и Государствен­ ному комитету Совета Министров СССР по делам строитель­ ства (Госстрою СССР).

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприя­ тий и организаций данной отрасли, а также для организа­ ций других отраслей (заказчиков), применяющих (потреб­ ляющих) продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющимся ведущим в производстве данного вида продукции, в соот­ ветствии с отраслевой принадлежностью. Важно отметить, что под отраслью здесь понимается совокупность пред­ приятий и организаций, независимо от их территориаль­ ного расположения и ведомственной принадлежности, раз­ рабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, относящиеся к номенклатуре продукции, за­ крепленной за министерством, являющимся ведущим в ее производстве.

Республиканские стандарты союзных республик обя­ зательны для всех предприятий и организаций республи­

62

канского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности. Ут­ верждаются республиканские стандарты советами мини­ стров союзных республик или по их поручению Госпланами союзных республик.

Стандарты предприятий обязательны только для оп­ ределенного предприятия. Утверждаются они руковод­ ством этого предприятия.

Из всех категорий стандартов в практике инженерно­ геологических изысканий применяются только государ­ ственные стандарты.

В зависимости от содержания предусматриваемых тре­ бований стандарты разделяются на следующие виды:

стандарты технических условий (всесторонних техни­ ческих требований);

стандарты параметров (размеров); стандарты типов и основных параметров (размеров); стандарты марок; стандарты сортамента;

стандарты конструкции и размеров; стандарты технических требований; стандарты правил приемки;

стандарты методов испытаний (контроля, анализа, из­ мерений); ’

стандарты правил маркировки, упаковки, транспор­ тирования и хранения;

стандарты на методы и средства поверки измерительных приборов;

стандарты правил эксплуатации и ремонта; стандарты типовых технологических процессов.

Стандарты, посвященные общетехническим и органи­ зационно-методическим вопросам, на виды не подразде­ ляются.

Основным видом стандарта на выпускаемую продукцию является стандарт технических условий, который устанав­ ливает технические требования к продукции при ее изго­ товлении, поставке и использовании (эксплуатации), в том числе потребительские (эксплуатационные) характеристи­ ки, правила приемки, методы проверки ее качества, тре­ бования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии поставщика.

Если для разработки таких стандартов нет всех необ­ ходимых данных, то разрабатываются отдельные стандар­ ты указанных выше видов, содержание которых полностью

6 3