Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
изыскания поставляют лишь часть нужных материалов. Речь, таким образом, может идти только о максимально возможном учете инженерно-геологических условий при выборе места расположения зданий и сооружений проекти руемого комплекса. Поэтому выделение инженерно-геоло гических поисков в качестве самостоятельного этапа изысканий следует считать нецелесообразным.
Когда местоположение зданий и сооружений определе но, в сфере их влияния производится инженерно-геологи ческая разведка. Выделение этого этапа в технологической схеме инженерно-геологических изысканий не только по лезно, но и необходимо, так как позволяет более проду манно и обоснованно подходить к составлению расчетной схемы оснований и выбору нормативных и расчетных ха рактеристик слагающих их грунтов. Однако название этапа по виду работ не совсем удачно.
Таким образом, из выделенных Н. В. Коломенским трех циклов инженерно-геологических изысканий в качестве действительно существующего этапа может рассматривать ся только один — инженерно-геологическая разведка. Два других цикла не могут иметь самостоятельного значения, так как не имеют независимых целей и задач. Их цель и задачи проистекают из целей и задач комплексных видов инженерно-геологических работ, таких, как рекогносци ровка, съемка и разведка.
Идеи Н. В. Коломенского об организации технологи ческого процесса инженерно-геологических изысканий представлены в виде схемы (табл. 5), заимствованной с не которыми сокращениями (без привязки к существовавшим ранее стадиям проектирования) из его обобщающего труда [32]. Анализ этой схемы, сопоставление ее со схемой геоло горазведочного процесса позволяют вскрыть и другие про тиворечия в построениях Н. В. Коломенского. Они сводят ся к следующему.
Всхеме геологоразведочного процесса каждый этап ра бот и каждая стадия имеют определенное целевое назначе ние. В схеме Н. В. Коломенского цели сформулированы только для циклов, а для их подразделений (см. табл. 5, графы 2 и 3) они отсутствуют. Зачем тогда поиски, раз ведку и опробование подразделять на несколько подцик лов?
Вграфе 3 Н. В. Коломенский перечисляет методы инженерно-геологического опробования горных пород, ко торые, по его^мнению, должны применяться на различных
179
со |
Т а б л и ц а 5 |
о |
Циклы инженерно-геологических исследований |
|
Детальность инженерно Циклы геологических поисков
и разведки
—Масштаба 1 : 1 000 000
имельче
Инженер Масштаба но-геологи 1 : 500 000—1 : 50 000
ческие по иски
Методы инженерно-геологи |
|
|
||
ческого опробования |
Способы получения инженерно-геолог.ических данных |
|||
массивов горных пород |
|
|
||
1. |
Косвенный |
Обобщение данных ранее выполненных геоло |
||
2. Инженерно-геоло |
гических, геоморфологических, гидрогеологических |
|||
гических |
аналогий |
исследований |
||
1. |
Косвенный |
1) |
Инженерно-геологическая съемка: |
|
2. |
Инженерно-геоло |
описание местности |
||
гических |
аналогий |
2) |
аэровизуальные наблюдения |
|
3. |
Естественностати |
3) |
аэрофотосъемка |
|
стический |
|
4) |
геоботаническая съемка |
|
|
|
|
5) |
проходка картировочных горно-буровых |
|
|
|
выработок (в том числе и пенетрационных) |
Масштаба |
1 : 25 000 |
1. |
Инженерно-геоло |
1) |
Инженерно-геологическая съемка: |
и крупнее |
|
гических аналогий |
описание местности |
||
|
|
2. |
Естественностати |
2) |
аэрофотосъемка |
|
|
стический |
3) |
проходка картировочных горно-буровых |
|
|
|
3. |
Типизации |
выработок (в том числе пенетрационных) |
|
|
|
|
|
4) |
геофизические методы, |
|
|
|
|
5) |
лабораторные определения классификацион |
ных и косвенно-расчетных показателей физико механических свойств пород
Циклы
Инженер но-геологи ческая раз ведка
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 5 |
|
Детальность инженерно |
Методы инженерно-геологи |
|
|
|
|
|
||
геологических поисков |
ческого опробования |
Способы получения |
инженерно-геологических |
данных |
||||
и разведки |
массивов горных пород |
|
|
|
|
|
||
Предварительная |
1. Инженерно-геоло |
1. Проходка разведочных горно-буровых выра |
||||||
|
гических |
аналогий |
боток |
|
|
|
||
|
2. |
Типизации |
2. Лабораторные определения прямых показа |
|||||
|
3. |
Статистический |
телей физико-механических свойств пород |
|||||
|
4. Механико-матема |
3. |
Стационарные наблюдения |
(начало) |
|
|||
|
тический |
|
|
|
|
|
|
|
Детальная |
1. Инженерно-геоло |
1. Проходка разведочных горно-буровых выра |
||||||
|
гических |
аналогий |
боток |
|
|
|
||
|
2. |
Статистический |
2. Лабораторные и полевые определения пря |
|||||
|
■3. Механико-матема |
мых показателей физико-механических свойств |
||||||
|
тический |
|
пород |
|
|
|
||
|
|
|
|
3. |
Опытные работы |
(продолжение) |
||
|
|
|
|
4. |
Стационарные |
наблюдения |
||
В процессе строи |
1. |
Статистический |
1. |
Описание строительных котлованов |
|
|||
тельства |
2. Механико-матема |
2. Проходка контрольных горно-буровых выра |
||||||
|
тической |
|
боток |
|
|
|
||
|
|
|
|
3. Лабораторные и полевые определения пря |
||||
|
|
|
|
мых показателей физико-механических свойств |
||||
|
|
|
|
пород главным образом в целях контроля |
||||
|
|
|
|
4. |
Стационарные |
наблюдения |
(продолжение) |
этапах изысканий. Можно ли все эти методы относить к ме тодам опробования, если под последним понимать «про цесс выявления состава, состояния и инженерно-геологи ческих свойств пород, слагающих естественные основания сооружений или тела земляных сооружений» [32, стр. 181]. Видимо, нет. Такие методы, как косвенный, инженерно геологических аналогий, типизации, обычно используются как методы предварительной оценки инженерно-геологи ческих условий территории предполагаемого строительства. Естественно-статистический и статистический — это ме тоды получения обобщенного значения показателей физи ко-механических свойств грунтов. Механико-математичес кие—это методы расчета основания сооружений или само го сооружения. Ни один из этих методов сам по себе не направлен на выявление состава, состояния и свойств по род, поэтому рассматривать их как методы опробования нельзя.
В схеме Н . В. Коломенского не совсем четко проведено разграничение в способах получения информации в под циклах. Так, например, поиски, проводимые в разных масштабах, отличаются друг от друга только тем, что в одном случае в состав работ входят аэровизуальные наблюдения и геоботаническая съемка, а в другом не входят. Но разве возможность и полезность аэровизуальных наблюдений и геоботанической съемки определяются масштабом инже нерно-геологической съемки, а не тем, что эти методы мо гут дать в конкретных условиях района производства ра бот?
В заключение разбора предложений Н. В. Коломенского необходимо отметить, что использование им для обозначе ния одного и того же понятия нескольких терминов (этап, цикл, стадия) не вносит большей ясности в обсуждае мую проблему.
Наличие в схеме Н. В. Коломенского несоответствий с принятым толкованием и пониманием отдельных тер минов, противоречий в суждениях и построениях объясня ется прежде всего стремлением выйти за рамки укоренив шихся привычек, по-новому осмыслить и оценить стихийно сложившийся технологический процесс инженерно-гео логических изысканий, наметить и обосновать пути его даль нейшего совершенствования. При таком стремлении не которые издержки всегда неизбежны. Их устранение на ос нове использования отечественного и зарубежного опыта производства инженерно-геологических изысканий — одна
182
из основных задач ведущих научно-исследовательских, проектно-изыскательских и изыскательских организаций.
Обобщая зарубежный опыт дорожных изысканий, В. В. Космин и Н. Г. Несветайлова [33] отмечают, что при меняемые в зарубежной практике варианты технологи ческих схем производства изыскательских работ различны в зависимости от обеспеченности территории отдельных стран инженерно-геологическими картами крупного масшштаба, сложности района изысканий в инженерно-геологи ческом отношении, его доступности, сроков производства работ, а также сложности проектируемого объекта. Кроме того, характерна многоэтапность производства изысканий. Причем особое внимание уделяется проведению инженерно геологических работ на самых ранних, рекогносцировоч ных этапах. Именно на них составляется обзорная инже нерно-геологическая карта по результатам съемки, выпол няемой по всей полосе возможного варьирования трассы (ширина ее составляет 30—40%, а иногда до 60% общей длины трассы). Это обеспечивает выбор действительно наилучшего варианта и . выявление месторождений строи тельных материалов.
Указанные авторы отмечают, что для дорожного строи тельства в США и Канаде принята четырехэтапная схема изысканий:
рекогносцировочные изыскания — выбор наиболее пер спективных вариантов из числа возможных;
предварительные изыскания — изучение вариантов, отобранных на первом этапе, и выбор путем сравнивания оптимального варианта;
окончательные изыскания — проработка выбранного оп тимального варианта трассы;
предпостроечные изыскания — вынос окончательного положения трассы на местность.
Во Франции и Швеции принята трехэтапная техноло гическая схема изысканий, которая состоит из:
выбора направления (Швеция) или предварительных изысканий (Франция);
предварительных изысканий (Швеция), уточнения по ложения трассы (Франция);
определения окончательного положения трассы или рабочего (окончательного) проектирования.
При обсуждении технологических схем изысканий, при нятых в ФРГ и Швейцарии, авторы обзора оперируют не этапами изысканий, а стадиями проектирования, выделяя
183
предварительное проектирование и составление техниче ского (Швейцария) или детального (ФРГ) проектов. Этот факт является весьма симптоматичным, поскольку при об суждении трехэтапной схемы уже наметилась тенденция подмены этапа изысканий стадией проектирования (см. третий этап во французской и шведской схемах). Объяс нение этому факту следует, видимо, искать в неразработан ности вопроса об этапах изысканий и их соотношения со стадиями проектирования.
Сокращение этапов изысканий (стадий проектирования) в ФРГ и Швейцарии по сравнению с другими странами ав торы обзора объясняют тем, что территории этих стран сплошь покрыты крупномасштабной съемкой. Однако на личие крупномасштабных карт не исключает задач по вы бору вариантов трассы, изучению и сравнительной оценке выбранных вариантов, проработку выбранного варианта. Все эти задачи могут быть решены в этом случае камерально без производства полевых работ. Ведь и по схеме, принятой в США и Канаде, рекогносцировочные и предварительные изыскания осуществляются только камерально на основе дешифрирования аэрофотоснимков и использования геоло гических карт, а также других материалов, имеющихся по району изысканий. В ФРГ и Швейцарии существенно ограничены протяженность трасс и возможность выбора конкурирующих вариантов, что предопределено главным образом густотой существующей дорожной сети, а не де тальностью изученности территории. В сложных природ ных условиях при проектировании дороги, которая долж на соединять весьма отдаленные друг от друга центры, в Швейцарии и в ФРГ также необходимо решать вопросы, связанные с выбором вариантов трассы, их сравнением между собой и изучением выбранного наиболее оптималь ного варианта. Во всех капиталистических странах, а тем более в густонаселенных и высокоразвитых, решение этихвопросов при наличии частной собственности на землю значительно усложняется. Поэтому сравнение вариантов трассы и выбор оптимального превращаются в рроблему сугубо экономическую, в решении которой роль изысканий ограничивается -лишь сбором сведений, необходимых для экономических расчетов.
Обсуждая вопрос об этапах изысканий, принятых в Ве ликобритании и США для обоснования промышленно гражданского строительства, Р. Fookes [70] отмечает воз можность выделения трех этапов, которые обеспечивают
184
соблюдение нормального технологического процесса изыс каний. Все три этапа относятся к изысканиям на уже вы бранной строительной площадке.
Первый этап — предварительное обследование строи тельной площадки — включает следующие основные виды работ:
обзор литературы и карт; пешее обследование;
схематическое геологическое картирование; сбор образцов для классификационных испытаний; изучение имеющихся аэрофотоснимков.
Такие работы, как бурение скважин, геофизические ис следования и другие, выполняются, когда необходимо обос новать планирование изысканий на последующем этапе, или когда отсутствует в полной программе изысканий вто рой этап.
По итогам работ на этапе обязательно составляется от чет, в котором могут содержаться предварительные расчеты, облегчающие планирование работ на последующем этапе.
Второй этап — детальные изыскания на строительной площадке — включает все основные работы, обеспечиваю щие составление полных проектов зданий и сооружений, а именно1:
инженерно-геологическое картирование; аэрофотосъемку; геофизические исследования;
. проходку горных выработок и буровых скважин; лабораторные работы; опытные полевые работы.
Этот этап изысканий также завершается составлением отчета, на основе которого помимо обоснования полного проекта определяется необходимость производства дальней ших изыскательских работ. Поскольку на этом этапе про водятся основные по физическим объемам и стоимости изыс кательские работы, особенно важным является соблюде ние определенной последовательности их выполнения. Сначала необходимо проводить картирование, сопровож дающееся бурением скважин для выяснения геологических условий и лишь на этой основе планировать проведение более дорогих и трудоемких исследований и т. д. Только
вэтом сл) чае можно избежать непроизводительные затраты.
1Перечень работ указан в обобщенном виде по принятой в
СССР терминологии.
'185