Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
или четыре стадии позволяло изыскателям при производ стве своих работ, которые, как подчеркивал Ф. П. Саваренский, имеют исследовательское, творческое начало, обеспечить их взаимосвязь и преемственность, т. е. пол ностью соблюсти сформулированные выше принципы, а тем самым обеспечить эффективность и экономичность изы сканий.
Возрастающие с каждым годом объемы капитального строительства заставляют сокращать сроки проектирова ния путем уменьшения количества стадий составления проекта. Было принято двухстадийное проектирование (про ектное задание и рабочие чертежи) и только для особо важных и ответственных объектов, строительство которых предполагалось осуществить в сложных природных усло виях, разрешалось вводить третью стадию проектирования (технический проект). Именно в это время Л. Д. Белый [20], обобщая опыт инженерно-геологических изысканий для гидроэнергетического строительства, в целях сокраще ния объемов буровых работ и повышения эффективности изысканий предлагал перенести в нашу практику разра ботанный и широко применяемый в геологоразведочном деле «принцип наименьших работ с построением рабочих гипотез». Как было показано выше при обсуждении тех нологической схемы геологоразведочного процесса, исполь зование этого принципа на практике предусматривает по этапное проведение работ с составлением отчетных материа лов по каждому этапу и более мелкому его подразделению. Это значит, что периодически проводится обобщение и ос-
. мысливание промежуточных материалов с корректировкой программ последующих работ в соответствии с полученны ми результатами. Предложение Л. Д. Белого появилось, на наш взгляд, потому, что уже тогда полная привязка изысканий к стадиям проектирования не обеспечивала соблюдения основных принципов производства геологи ческих исследований. В результате этого творческий про цесс изысканий превращался в ремесло, поскольку изыска ния подчинялись не решению каких-либо определенных задач, а выполнению заданных объемов работ в привязке к той или иной стадии составления проекта. Полезное и нуж ное предложение Л. Д. Белого, полностью согласующееся с основной концепцией Ф. П. Саваренского о необходимости использования результатов изысканий не только для обос нования проекта сооружения, но и для целеустремленного планирования изыскательских работ на последующих эта
172
пах изысканий, на практике не было реализовано. В 1962 г. Госстрой СССР утвердил инструкции по инженерным изы сканиям для городского и поселкового (СН 211-62), промышленного (СН 225-62) и линейного строительства (СН 234-62). В них предусмотрено проведение изысканий по этапам (для стадии проектного задания и стадии рабо чих чертежей), но разрыв между результатами работ на от дельных этапах остался, так как регламентировано выпол нение физических объемов работ вне связи с конкретными задачами изысканий и проектирования, к тому же не для всех стадий составления проекта. Так, в инструкции СН 234-62 в разделе, посвященном изысканиям для строи тельства железных дорог, при выборе трассы дороги вообще не предусматривается проведение каких-либо инженерно геологических работ. Их проведение регламентировано только на уже выбранной трассе или на участках местного варьирования трассы при значительном количестве вариан тов. По выбранной трассе предусматривается проведение инженерно-геологической съемки и проходка разведочных выработок на определенном расстоянии друг от друга. Дополнительные требования к инженерно-геологическим изысканиям на выбранной трассе сводятся к следующему. На участках проложения тоннелей, на участках с проявле нием карста или с залеганием вечномерзлых грунтов необходимо предусматривать проходку разведочных выра боток в сочетании с геофизическими методами.
На участках индивидуального проектирования полотна, мостовых переходов, тоннелей и крупных зданий должны производиться необходимые опытные работы и стационар ные наблюдения по специальной программе. На участках местного варьирования трассы инструкция предусматривает проведение инженерно-геологической съемки.
Требования инструкции к производству инженерно геологических изысканий для обоснования проектирования железных дорог на этом полностью исчерпываются. Вы полнив перечисленные работы и сдав отчетные материалы проектировщику, геологу остается только ждать, не пот ребуется ли в дальнейшем проведение дополнительных обследований (для обоснования составления рабочих чер тежей). Инструкция предусматривает, что дополнительные обследования могут потребоваться тогда, когда в контурах проектируемых зданий пройдено недостаточное количество выработок, когда не пройдены выработки под каждую опору больших мостов и когда возникает необходимость
173
производства испытаний грунтов в котлованах. Естествен но, что все эти «когда» полностью определяются проекти ровщиком.
Аналогичные требования рассматриваемая инструкция содержит к инженерно-геологическим изысканиям для обоснования проектирования автомобильных дорог и не сколько более расширенные — для обоснования проекти рования магистральных трубопроводов, линий электропе редач и линий связи.
И. Г. Ермаков [26], анализируя,нормативные документы по инженерно-геологическим изысканиям для железнодо рожного строительства, приходит к выводу, что все они фактически регламентируют выполнение инженерно-гео логических работ единовременно и в полном объеме для обоснования лишь одной стадии проектирования, что в ко нечном итоге приводит к ухудшению качества исходных для проектирования данных. Причину создавшегося поло жения он видит в недооценке роли изысканий в общем комп лексе строительного производства, в стремлении проектиров щиков сократить сроки проведения изыскательских работ и их объемы. С этим выводом И. Г. Ермакова следует пол ностью согласиться. Поэтому требование о поэтапном вы полнении изысканий в качестве принципиального и основ ного должно включаться в нормативные документы, опре деляющие их производство для основных видов строитель ства. Более того, само построение нормативных документов по инженерным изысканиям должно быть подчинено не стадиям проектирования, как это принято ныне, а этапам изысканий. Это позволит более четко формулировать за дачи изысканий на каждом этапе и излагать основные тре бования, нормы и правила в приложении к сформулиро ванным задачам.
Обоснованию поэтапного проведения инженерно-гео логических изысканий посвящены многочисленные публи кации и выступления Н. В. Коломенского. В своем обоб щающем труде [32] он предлагает подразделять инженер но-геологические исследования (изыскания — С. Абра мов) на три основных цикла (этапа — С. Абрамов): инже нерно-геологические поиски, инженерно-геологическую раз ведку и инженерно-геологическое опробование. При этом он отмечает, что первые два этапа следуют один за другим, а третий этап — параллельно двум первым. В основе та кого подразделения лежит, по мнению Н. В. Коломенского, целевое назначение работ на каждом этапе.
174
Цель инженерно-геологических поисков — отыскание наиболее благоприятных в геологическом отношении мест для размещения сооружений или отдельных его частей. Разведка проводится с целью оценки условий строитель ства в пределах сферы влияния сооружений на горные по роды, а опробование — с целью выявления состава, сос тояния и инженерно-геологических свойств пород, слагаю щих естественные основания сооружений или тела земляных сооружений.
Цели, казалось бы, ясны, но все ли они являются само стоятельными? Можно ли произвести поиск наиболее благо приятных в геологическом отношении мест расположения сооружений, оценить условия строительства в пределах сферы влияния сооружений на горные породы, не выявив состава, состояния и физико-механических свойств пород? Видимо, нет. В любой оценке инженерно-геологических ус ловий района или участка строительства, строительной пло щадки или трассы и их частей в качестве определяющего фактора всегда выступает состав, состояние и физикомеха нические свойства пород. Основную цель разведки Н. В. Ко ломенский подразделяет на следующие составные элементы:
выделение инженерно-геологических элементов; составление расчетной схемы основания сооружений; определение расчетных показателей физико-механи
ческих пород; выбор наиболее рациональных способов борьбы с не
благоприятными инженерно-геологическими и физико геологическими процессами.
А каковы же тогда составные элементы основной цели опробования? Они формулируются Н. В. Коломенским сле дующим образом:
прогноз физико-геологических и инженерно-геологи* • ческих явлений и выявление их причин;
выбор наиболее выгодных расчетных значений показа телей физико-механических свойств пород;
обоснование выбора мер борьбы с неблагоприятными физико-геологическими явлениями и инженерно-геологи ческими процессами.
Если сопоставить между собой частные цели инже нерно-геологической разведки и инженерно-геологического опробования в формулировках Н. В. Коломенского, то ока жется, что по крайней мере две из них повторяются. А это значит, что цели опробования не являются самостоятель ными, они производные от основной цели инженерно-гео
175
логических работ на каждом этапе. Именно поэтому «ин женерно-геологическое опробование проводится на всех стадиях и циклах инженерно-геологических исследований, оно сопутствует съемке и разведке (не поискам, а съемке — С. Абрамов). Детальность его повышается по мере перехода к более поздним стадиям исследования. Естественно, что и методы опробования меняются в зависимости от целей, поставленных перед отдельными стадиями и этапами ин женерно-геологических исследований» [32, стр. 181]. При веденная цитата убедительно свидетельствует о том, что цели опробования меняются от этапа к этапу, т. е. они яв ляются производными от основных целей работ на каждом этапе. Поэтому выделение опробования в самостоятельный этап инженерно-геологических изысканий следует считать нецелесообразным. Опробование — составная часть комлексных видов инженерно-геологических работ: рекогно сцировки, съемки и разведки. Без опробования совершенно невозможно выявить состав и состояние основных генети ческих типов пород, развитых в районе изысканий (цель рекогносцировки), выявить закономерности изменчивости их физико-механических свойств (цель съемки), выделить инженерно-геологические элементы (цель разведки). Все это лишний раз свидетельствует в пользу того положения, что цели опробования нельзя отрывать от целей и задач рекогносцировки, съемки или разведки.
Впредставленной выше схеме геологоразведочного процесса опробование входит как составная часть в каждый его этап и в каждую его стадию. Точно такое же положение опробование должно занимать в технологической схеме процесса инженерно-геологических изысканий.
Всвоих построениях Н. В. Коломенский широко ис пользует термин «инженерно-геологические поиски», вы деляя этот вид работ в самостоятельный этап инженерно геологических изысканий. По мнению Н. В. Коломенского, инженерно-геологические поиски выполняются разными ме тодами и практически в течение всего времени проведения изысканий, так как установление местоположения частей сооружений может быть завершено после детальной раз ведки сферы влияния сооружений на грунты. В такой трак товке поиски, как и опробование, должны сопровождать каждый этап инженерно-геологических изысканий, а не вы деляться в самостоятельный этап.
Однако Н. В. Коломенский считает, что поиски про водятся методами инженерно-геологической съемки при
1 7 6
всестороннем изучении особенностей геологического строе ния местности, определяющих инженерно-геологические условия строительства. Более того, «следует считать ин женерно-геологической съемкой все виды работ, которые выполняются с целью поисков наиболее благоприятных мест расположения инженерных сооружений или отдельных его частей» [32, стр. 135].
Вряд ли можно отождествлять понятия «инженерно-гео логические поиски» и «инженерно-геологическая съемка». Даже в разобранной выше технологической схеме геоло горазведочного процесса съемка и поиски рассматривают ся как самостоятельные комплексные виды работ или сле дующие друг за другом этапы единого геологоразведочного процесса. В этой схеме выполнение съемки обеспечивает более направленное проведение поисковых работ на опре деленные полезные ископаемые, на которые по общим гео логическим соображениям, полученным при съемочных ра ботах, перспективен данный район. Месторождения этих полезных ископаемых при производстве геологической съемки могут быть и не выявлены. Поэтому поиски пре следуют цель обнаружения или выявления таких месторож дений, на которых целесообразна постановка разведочных работ для их промышленной оценки.
Н. В. Коломенский прав в том отношении, что полной аналогии между геологоразведочным делом и инженерно геологическими изысканиями быть не может. Однако это обстоятельство не должно служить основанием для отож дествления различных понятий.
Инженерно-геологическая съемка проводится с целью комплексного изучения инженерно-геологических условий района или участка предполагаемого строительства. По материалам, собранным в процессе съемки и обобщенным в виде карт инженерно-геологических условий и инженер но-геологического районирования, можно не только уста новить местоположение сооружений или отдельных его частей, но и решать ряд других задач, например связанных с прогнозом развития физико-геологических процессов. Выбор же места расположения сооружения, причем окон чательный, может быть осуществлен по результатам реко гносцировки, съемки и даже разведки. При наличии по райо ну предполагаемого строительства полноценных материа лов, характеризующих его инженерно-геологические ус ловия, выбор местоположения зданий и сооружений, как правило, осуществляется камерально. Таким образом,
177
окончательное местоположение сооружений или отдельных его частей может быть установлено на разных этапах инже- -нерно-геологических изысканий по результатам различных видов работ в зависимости от следующих факторов: назна чения сооружения, класса его капитальности, сложности инженерно-геологических условий, степени изученности района и т. д. Однако все эти факторы не являются опре деляющими. Выбор местоположения сооружения — за дача в основном экономическая, в решении которой геоло гические факторы используются только для обоснования экономических расчетов. Более того, в соответствии с ос новами земельного законодательства Союза GCP для раз мещения строительных объектов должны, как правило, использоваться неудобные и бросовые земли. В геоло гическом отношении вряд ли можно назвать их «наиболее благоприятными» для размещения сооружений, так как они характеризуются развитием неблагоприятных для строи тельства физико-геологических процессов или распростра нением «слабых» грунтов. И в том и в другом случае их использование невыгодно строителям, поскольку требует дополнительных капиталовложений. Однако для народного хозяйства в целом для строительства новых объектов ис пользование бросовых и неудобных земель экономически оправдано и выгодно. «Землю надо оберегать не только от/зрозии, а и от неправильного, бесхозяйственного ее ис пользования. Об этом приходится напоминать потому, что все еще имеют место факты расточительства и прямого раз базаривания земли. Ряд министерств и ведомств продол жают занимать ценные 'сельскохозяйственные угодья, даже пашню и орошаемые земли, под промышленные и дру гие объекты без крайней к тому необходимости» (из докла да тов. Л. И. Брежнева на Пленуме ЦК КПСС от 30 октяб ря 1968 г. «О ходе выполнения решений XXIII съезда и пленумов ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства». М., Издательство политической литературы, 1968, стр. 30). В этой связи сама постановка вопроса о поиске для разме щения сооружений «наиболее благоприятных» в геологи ческом отношении мест без соответствующих оговорок ста новится не вполне состоятельной. Для правильного и эко номически обоснованного выбора местоположения проек тируемых зданий и сооружений необходимы не инженерно геологические поиски как таковые, а экономические расче ты, обосновывающие целесообразность отвода земель под строительство, для которых инженерно-геологические
178