Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
существенно. Причем во всех зонах с увеличением коэф фициента вариации несущей способности вероятность безотказной работы снижается. Из графика (рис. 30) видно, что увеличение вероятности безотказной работы возможно за счет увеличения отношения средних значе ний несущей способности и действующих внешних сил и снижения коэффициента вариации несущей способности. Снижение коэффициента вариации меньше чем 0,15 обес печивает нечувствительность вероятности безотказной ра боты к запасу прочности. Эта величина является верхним пределом увеличения качества изготовления.
Увеличение вероятности R за счет увеличения сред них значений К показано на рис. 29 при постоянном коэффициенте вариации несущей способности равном 0,3. Как видим, вероятность безотказной работы существен но возрастает при увеличении К от 0,5 до 2, а при К> 3 изменяется мало. Таким образом, повышение средней несущей способности в сравнении со средней действую щей нагрузкой более чем в три раза позволяет ослабить влияние начального качества изготовления детали.
На основании проведенного анализа можно наметить пути повышения надежности машин. Отметим, что коэф фициент вариации несущей способности характеризует стабильность технологии изготовления детали. Его сни жение возможно за счет улучшения существующего тех нологического процесса (сужение поля допуска на чисто ту обработки, точность, твердость, механические харак теристики И Т . д . ) .
Увеличение коэффициента К можно обеспечить при менением материалов с более высокими механическими характеристиками, более эффективных технологических процессов, наплавкой, накаткой, закалкой и т. д.
Полученные условия для внезапных отказов могут быть использованы и для постепенных, поскольку общая формула вероятности безотказной работы при фиксиро ванном i имеет тот же вид, что и для внезапных отка зов (формула 4.17).
Условие для коэффициента запаса будет иметь вид
а + Ы0
где /0 — заданный ресурс детали (v= l).
Если это условие не выполняется, то вводят запасные части. Е1еобходимое среднее число запасных частей п оп-
115
ределяется из того же условия, если подставить вместо to фактический ресурс детали ^ равный
Тогда |
|
|
|
|
|
|
|
и„ |
> 3 |
или |
а с |
1 |
bt0 |
(6.3) |
|
а ф- ft- |
Un |
3 |
Un-n |
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
Как видим, |
качество производственного процесса и |
||||||
уровень его влияют на среднее число |
запасных частей, |
увеличением которых можно обеспечить удовлетворение условия (6.3).
Определим рассеивание начального качества, которое мало влияет на вероятность безотказной работы изде лия. Условие нечувствительности имеет вид:
Отсюда получим: |
|
|
v „ < 0 . 1 5 - / 1 + « . + ( |
> |
• |
где va, vb— коэффициенты вариации величин а, Ь; |
||
К2 — коэффициент равный |
|
. |
|
|
ап |
Заметим, что полученное условие содержит характе ристики начального качества и рассеивания скорости из носа (ов), которые также зависят от начального качест ва изготовления, поэтому начальное качество следует понимать в широком смысле.
Увеличение среднего числа запасных частей повы шает требования к рассеиванию начального качества, поскольку отклонения по всем замененным деталям сум мируются. Поскольку точность изготовления запасных деталей не выше основных, то для обеспечения безотказ
116
ной работы изделия в основном обеспечивают удовлетво рение условия за счет повышенного расхода запасных элементов.
Для усталостных поломок, используя те же рекомен дуемые соотношения по рассеиванию и коэффициенту запаса начального качества, можно получить
п
<0,15.
3 £
Глава VI I . ПОКАЗАТЕЛИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ СРОКОВ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Общие положения
Под ремонтопригодностью, согласно ГОСТу 13377— 67, понимается свойство конструкции, заключающееся в ее приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведе ния технического обслуживания и ремонта. Следователь но, при рассмотрении ремонтопригодности машин необ ходимо изучать практически все вопросы обеспечения надежности машин в эксплуатации—оптимальное время обслуживания и ремонта машин, расчет числа ремонт ных служб, числа и номенклатуры запасных элементов, требования по ремонтопригодности к конструкции созда ваемых машин и т. д.
Известно, что в процессе эксплуатации машин их надежность снижается. Зачастую для поддержания необходимого уровня надежности в эксплуатации мер, принятых на этапе конструирования и производства, не достаточно. Поэтому существуют и специально разра батываются меры по техническому обслуживанию и ремонту машин, которые позволяют обеспечить высокую работоспособность изделий на всем сроке его эксплуата ции вплоть до сроков морального устаревания.
Являясь эффективным средством повышения надеж ности машин, обслуживание и ремонт вместе с тем
117
существенно уменьшают фонд времени, в течение кото рого машина может использоваться по прямому назна чению, то есть уменьшают коэффициент готовности и
коэффициент технического использования (формулы
(3.19) и (3.20).
Кроме того, для выполнения указанных работ тре буется большой штат специалистов, дорогое оборудова ние и, следовательно, большие эксплуатационные рас ходы.
На рис. 31 показан принципиальный характер изме нения вероятности безотказной работы R(t), коэффи циента технического использования Кт. и и эксплуата ционных расходов С в зависимости от объемов техниче ского обслуживания и ремонта машин Q, уровня ремон топригодности П.
Из рис. 31 следует, что все показатели надежности существенно зависят от уровня ремонтопригодности, объема обслуживания и ремонта машин. Чем выше ремонтопригодность машин, тем лучше их надежность, меньше затраты при одном и том же объеме обслужива ния и ремонта.
Актуальность проблемы повышения ремонтопригод ности непрерывно возрастает в связи с усложнением машин и ростом требований к их надежности, поскольку возрастает объем профилактики, усложняется процесс обнаружения и устранения отказов, увеличивается объем запасных частей и т. д.
Основные пути решения проблемы ремонтопригодно сти следующие:
исследование тенденций развития систем техническо
118
го обслуживания, ремонта машин и разработка опти мальных стратегий. Анализ ремонтопригодности конст рукций действующих машин, оборудования и сбор ин формации в условиях эксплуатации;
разработка технических требований и рекомендаций по обеспечению ремонтопригодности при создании ма шин.
Комплекс мероприятий по техническому обслужива нию и ремонту машин условно можно разделить на две группы: I — работы, связанные в основном с предупреж дением отказов (плановые технические уходы и ремонты для сезонно работающих машин, обслуживание и ремонт
во внесезонное время); |
II — работы по обнаружению |
и устранению внезапных |
отказов (текущий ремонт во |
время эксплуатации).
По характеру работ различают профилактику с при нудительной заменой агрегатов, узлов и с заменой по их техническому состоянию. Последний способ является весьма перспективным, поскольку позволяет сохранить в эксплуатации большее число работоспособных узлов и деталей. При этом способе требуются уточненные мето ды определения состояния изделия (желательно безразборные) и прогнозирования его будущего состояния. Такое направление в технике обслуживания является весьма перспективным. Его называют технической ди агностикой.
2. Факторы, определяющие ремонтопригодность и требования к конструкции по ее обеспечению
Применительно к сложным сельскохозяйственным машинам ремонтопригодность означает:
приспособленность конструкции машины к прогрес сивным методам выполнения технического обслуживания и ремонта при эксплуатации (в сезоне работы);
приспособленность машины к выполнению отдельных плановых и внеплановых операций обслуживания и ре монта.
Ремонтопригодность в общем плане может быть оце нена показателями, введенными в третьей главе.. Для того, чтобы повысить ремонтопригодность изделия недо статочно только оценить уровень ремонтопригодности. Необходимо проанализировать факторы, определяющие
119
ремонтопригодность конструкции с тем, чтобы выявить «узкие» места.
К числу основных факторов, определяющих ремонто пригодность, относят: доступность к объектам обслужи вания, их контролепригодность и легкосъемность; взаимо заменяемость агрегатов и узлов; преемственность конт рольно-проверочного оборудования; унификацию систем, узлов, агрегатов машин.
Доступность к объектам обслуживания и ремонта.
Для оценки доступности пользуются коэффициентом доступности Кц
Кд = |
(7.1) |
где Тлоп — трудоемкость дополнительных работ при ремонте, обслуживании, из-за ухудшенной доступности, чел-ч;
7"1осн — основная трудоемкость выполнения работ при ремонте и обслуживании, чел-ч.
Коэффициент доступности находится в пределах 0,5— 0,6 для машины, узла. Для отдельных узлов он дости гает максимальных значений 0,9, а минимальных —
0,15.
Легкосъемность агрегатов, узлов. Не следует смеши вать легкосъемность с доступностью.
Легкосъемность означает пригодность агрегата, узла к замене с минимальными затратами труда и времени.
Легкосъемность во многом определяется системой крепления узлов, конструкцией соединений, весом и габаритами съемных элементов.
Необходимо, чтобы все изнашивающиеся детали, а также часто отказывающие элементы были в эксплуата ции легкосъемными. Легкосъемность проявляется глав ным образом при замене отказавших элементов и ремон
те машины. |
производится с |
помощью |
Оценка легкосъемности |
||
коэффициента легкосъемности (Кл~0,б4-0,7) |
|
|
*л = Т |
4- А Т |
(7.2) |
1 д—м . э ^ 1 д—м |
|
где Тд—м, э — трудоемкость демонтажно-монтажных ра бот по агрегату (эталонная), чел.-ч. Эталонной считается трудоемкость, при емлемая для данного класса машин);
120
А7д_м — повышение трудоемкости демонтажно монтажных работ по агрегату в сравнении с эталонным значением, чел-ч.
Для комплексной оценки технического обслуживания и ремонта используется коэффициент ремонтопригод ности
К0
где Га — активная часть трудоемкости, затраченной на восстановление и сохранение работо способности;
Тб — балластная часть трудоемкости обслужива ния за цикл эксплуатации (например, до первого капитального ремонта).
Разработка требований по обеспечению ремонтопри годности создаваемых машин — одна из важных и сложных задач. Рассмотрим основные из них:
1. Требования в отношении приспособленности маши ны к прогрессивным методам выполнения технического обслуживания.
В конструкциях машин должна предусматриваться возможность широкого применения при эксплуатации: агрегатно-узлового метода ремонта, метода замены и ремонта агрегатов по фактическому техническому сос тоянию, метода проверки параметров агрегатов без съемки с машины.
2. Требования к выполнению смазочных контрольно крепежных, контрольно-регулировочных операций:
минимизировать количество и унифицировать типы применяемых смазок, масленок и других устройств для смазки;
обеспечить легкий доступ к резьбовым соединениям, требующим проверки момента затяжки болтов, сокра тить количество типоразмеров крепежных деталей, уни фицировать размеры под ключ-шоловок болтов и гаек;
обеспечить выводные устройства в агрегатах, изде лиях для замера определяющих технических параметров при техническом обслуживании без их съемки с машины, унифицировать присоединительные места для подсоеди нения к машине контрольно-измерительной аппаратуры.
3. Требования к конструктивному выполнению и раз мещению на машине отдельных агрегатов:
121
обеспечить доступность, легкосъемность и взаимоза меняемость агрегатов.
Оценка уровня ремонтопригодности машины осу ществляется путем сравнения количественных показате лей, полученных для данной машины, с уровнем, задан ным в требованиях, или со значениями, полученными для аналогичного образца, принятого за эталон.
3. Планирование номенклатуры и расчет числа запасных элементов
Показатели ремонтопригодности изделий существен но зависят от обеспечения их необходимым количеством запасных элементов. При эксплуатации машины необ ходимо иметь полный комплект запасных частей к наи более часто отказывающим и изнашивающимся узлам и деталям. Однако создание больших запасов деталей и узлов экономически невыгодно, так как при этом про исходит «замораживание» огромных средств и зачастую дефицитных элементов.
Таким образом имеются две противоположные тен денции, с одной стороны — стремление увеличить число запасных частей для повышения ремонтопригодности, с другой — уменьшить их с целью сокращения излишних расходов и трудозатрат на изготовление. Поэтому воз никает задача оптимального выбора запасных частей по числу и номенклатуре. Оптимальной системой обес
печения запасными частями |
является такая, которая |
при наименьших затратах ' |
материально-технических и |
временных ресурсов позволяет наилучшим образом сни жать возможность возникновения отказов и обеспечи вать необходимое восстановление изделий в более ко роткие сроки.
Применение системы запасных частей представляет собою один из видов резервирования — резервирование замещением, поскольку запасные части ожидают уста новки взамен изъятых негодных деталей.
Рассмотрим методику расчета числа запасных частей. Пусть средний срок службы (ресурс) детали равен Тэ =3 года, а потребный Ти—6 годам. Тогда на весь срок
службы машины потребуется 2 детали |
(1 основная |
плюс одна запасная), если рассматривать |
средние сро |
122