ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
Норма расхода щебня при этом должна быть также повышена. Если при устройстве грунтогравийных покрытий используется ока танный гравий, то в смесь необходимо добавлять щебень.
В зависимости от конкретных условий строительства грунтоще беночные и грунтогравийные покрытия могут быть построены по одному из следующих способов: смешением щебня с грунтом летно го поля; смешением щебня и грунтовых добавок с грунтом летного поля; смешением щебня с подвезенными грунтовыми добавками без применения грунта летного поля (при наличии улучшенного аэро дромного основания). Устройство грунтощебеночных и грунтогра вийных покрытий способом смешения на месте состоит из тех же операций и производится таким же комплектом машин, что и устройство покрытий из грунтов оптимального гранулометрического состава.
Для устройства покрытий типа грунтощебеночных могут быть использованы также отходы каменных карьеров.
Отходы каменных карьеров — это щебеночные материалы с при месью грунта, выветрившаяся порода вскрыши (дресва), мелкие фракции щебня. В большинстве случаев такие отходы по крупно сти материала не нуждаются в переработке или дроблении и их при меняют непосредственно для устройства покрытия или основания.
Перед применением надо определить гранулометрический состав и содержание в них грунта. Для устройства покрытий из отходов ка менных карьеров применяются те же технология производства работ
икомплект машин, что и при устройстве покрытий из грунтов опти мального гранулометрического состава с завозом оптимального грунта из карьера.
Грунтовые покрытия из оптимальных смесей, грунтощебеночные
игрунтогравийные покрытия и покрытия из отходов каменных карьеров устраивают без искусственных оснований непосредственно
на подстилающем грунте, уплотненном на глубину 25—30 см до
максимальной плотности, определенной при стандартном уплот нении.
Приемка построенных аэродромных покрытий из грунта опти мального состава, грунтогравийных и грунтощебеночных заключает ся в проверке геометрических размеров этих покрытий в плане и по
высоте. Допустимые отклонения |
размеров покрытия в плане не |
|
должны превышать величин: |
|
|
|
|
Допустимые отклонения |
Ширина ВПП . . . . |
1/1000 |
|
Длина |
ВПП................... |
1/2000 |
Уклон |
корыта ВПП . . |
1/500( + 0,002) |
Уклон корыта MC и РД |
I/333 (±0,003) |
|
Толщина покрытия . . |
Не более 20 мм |
Ровность поверхности проверяют трехметровой рейкой; зазоры между поверхностью покрытия и рейкой не должны превышать 5 мм. Толщину грунтощебеночного покрытия проверяют путем пробивки лунок и отбора проб на каждые 400 м2 покрытия. Качество и гра
6* |
147 |
нулометрический состав материала проверяют лабораторными испы таниями не менее чем двух проб, отобранных от каждой партии объемом 1000 м3. Принятые работы оформляют актом после устра нения всех выявленных дефектов.
Необходимое условие нормальной работы грунтовых, грунтогра вийных и грунтощебеночных покрытий — это систематическое содер жание их путем профилирования, добавки недостающих фракций и тщательного уплотнения.
§ 20. СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАВИЙНЫХ И ЩЕБЕНОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ
На аэродромах сельскохозяйственной авиации, наряду с другими
типами покрытий, широко применяют гравийные и щебеночные по крытия.
Гравийные покрытия устраивают из местных песчано-гравийных
смесей без какой-либо особой их переработки. Требования к грану лометрическому составу гравийного материала могут основываться на теории грунтов оптимального состава.
Для устройства гравийных покрытий лучше применять гравий
карьерный, который имеет в смеси достаточное количество песчаных и пылевато-глинистых частиц для заполнения всех пустот и полу
чения плотного и прочного покрытия. При использовании речного, морского или озерного гравия оптимальную гравийную смесь сос тавляют искусственно добавлением песчаных, глинистых и пылева тых частиц.
Для устройства гравийных покрытий рекомендуются составы гравийного материала, приведенные в табл. 5.9. Наибольший размер гравия в смеси не должен превышать половины проектной толщины покрытия. При выборе смесей предпочтение отдают составам № 1—3. Состав № 4 можно применять лишь в районах с сухим климатом и благоприятными гидрогеологическими условиями. Нижний предел содержания в смеси частиц мельче 0,05 мм соответствует для райо
нов с избыточным увлажнением, а |
верхний — для районов с сухим |
||||||
климатом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 5.9 |
|
|
Количество частиц, проходящих через сито с отверстиями в мм, % |
по глассе |
|||||
№ смесей |
50 |
25 |
15 |
5 |
2 |
0,5 |
0,05 |
|
|||||||
1 |
100 |
45—70 |
35—55 |
20—40 15—25 |
5—15 |
5—10 |
|
2 |
100- |
25-50 |
20—40 |
15—25 |
10—15 |
5—10 |
2—7 |
3 |
90—100 |
55-80 |
35—75 |
25—60 |
15—50 |
10—30 |
0—5 |
4 |
— |
90—100 |
65—90 |
30—70 |
20—55 |
15—40 |
0—5 |
Примечание. Фракция, прошедшая через сито 0,05 мм, должна иметь предел теку чести не более 25, а число пластичности 3—6.
148
Если карьерный гравийный материал не удовлетворяет опти мальному составу, то его улучшают. Наиболее часто для этой цели
используют способ отгрохотки излишних (крупной или мелкой)
фракций, а также добавления недостающих фракций, обычно песча ных, глинистых и пылеватых частиц.
Гравийное покрытие, как правило, устраивают на уплотненном естественном основании. При устройстве гравийных покрытий, обра ботанных вяжущими материалами, их целесообразно укладывать на укрепленное основание. Однослойные гравийные покрытия устраивают толщиной до 18 см. При необходимости устройства по крытий толщиной больше 18 см их устраивают двухслойными; при этом толщина верхнего слоя должна быть не менее 10 см.
Сооружают гравийные покрытия захватками длиной 300 м и бо
лее и шириной равной ширине ВПП. Разравнивают и планируют
гравийный материал тяжелым автогрейдером или бульдозером. Вначале гравийный материал уплотняют легкими катками массой 5—6 т за 6—8 проходов по одному следу, а окончательное — тяже
лыми моторными гладкими катками или самоходными катками на пневматических шинах за 8—10 проходов. Прекращают укатку по крытия, когда перестает образовываться колея от прохода тяжелого катка. Образующиеся неровности покрытия устраняют дополнитель ной планировкой поверхности автогрейдером. Лучшее уплотнение покрытия достигается при оптимальной влажности смеси. Если со держание влаги в гравийном материале ниже оптимального значе ния, его увлажняют во время укатки до оптимальной влажности.
Покрытие укатывают от краев к середине с перекрытием предыду
щих следов примерно на 1∕3 ширины прохода катка.
Щебеночные покрытия устраивают по принципу расклинцовки (послойной заклинки крупных щебенок более мелкими) из чистого однородного по прочности щебня, подобранного по фракциям и ука
танного во влажном состоянии. При этом крупный щебень не дол жен превышать размера 75 мм. Связность щебенок обеспечивается за счет внутреннего трения расклинцованного щебня и цементирую
щего действия каменной пыли.
Щебеночные покрытия из прочных горных пород укладывают на
песчаные основания. При использовании для оснований местных
материалов малой прочности (кирпичного щебня, шлака, ракушеч ника и пр.) песчаный слой обычно не устраивают. Толщина покры тия зависит от интенсивности и характера движения. На аэродромах сельскохозяйственной авиации щебеночные покрытия устраивают, как правило, в один слой и толщиной до 18 см.
Различают разновидности щебня по крупности его фракций:
Крупный |
с размером фракций ...... |
40—70 мм |
|
Мелкий с размером фракций ........................ |
20(25)—40 мм |
||
Клинец |
» |
» ........................ |
10(15)—20(25) мм |
Каменная мелочь |
» ........................ |
3(5)—10(15) мм. |
|
Высевки |
|
» ........................ |
0—3(5) мм |
149
Щебень, применяемый для строительства аэродромных покры тий, должен удовлетворять требованиям ГОСТ 8267—64. Перед на чалом работ по устройству щебеночного покрытия основание долж
но быть полностью спланировано и укатано до плотности не менее 0,98 от стандартного уплотнения.
Для устройства щебеночного покрытия без применения органи ческих вяжущих сначала на подготовленное основание автомобиля ми-самосвалами завозят крупный щебень, разравнивают его буль дозером или автогрейдером по основанию на всю ширину полосы слоем требуемой толщины и укатывают. Рассыпанный и распреде ленный щебень не должен оставаться неуплотненным более одних суток. Щебень по основанию можно распределить самоходным рас пределителем щебня или асфальтоукладчиком, которые не только распределяют, но и частично уплотняют укладываемый слой.
В процессе укатки щебеночного слоя сначала происходит сбли жение отдельных щебенок, а затем уплотнение с заполнением пустот каменной мелочью. Укатку щебеночного покрытия начинают легкими моторными катками массой 5—6 т (прикатка) за 6—10 проходов катка по одному следу, затем — тяжелыми массой 12—15 т
за 15—30 проходов и с поливкой поверхности щебеночного слоя водой. Скорость движения катка не должна превышать 2 км/ч.
Внешними признаками достаточного уплотнения служат отсутствие
подвижности щебенок и следа при проходе катка. Щебенка, брошен ная под задний валец катка, должна быть раздавлена. По этим признакам можно прекратить укатку щебня, чтобы не вызвать пе рекат, при котором происходит округление фракций и расстройство укатанного слоя.
После укатки слоя из крупного щебня для образования плотной щебеночной корки в верхний слой покрытий вводят клинец в коли
честве до 1 м3 на 100 м2. Рассыпанный клинец необходимо распре делить по поверхности покрытия с внедрением в пустоты механиче скими щеткам« и приступить к его укатке. После россыпи и укатки клинца приступают к созданию защитного цементирующего слоя
путем россыпи каменной мелочи или высевок из слабых известко
вых каменных пород в количестве до 1,0 м3 |
на 100 м2. Укатку клинца |
и каменной мелочи (высевок) производят |
средними и тяжелыми |
моторными катками с поливкой водой за 5—8 проходов по одном/
следу. Примерный расход воды на поливку при уплотнении состав ляет 20—50 л на 1 м2 уплотняемой площади. Признаком достаточ ной влажности служит влажное состояние нижних граней лежащего сверху щебня.
Для увеличения прочности и устойчивости гравийных и щебеноч
ных покрытий их обрабатывают органическими вяжущими материа лами или дают поверхностную обработку (одиночную или двойную).
C применением органических вяжущих щебеночное покрытие устраивают по способу пропитки. При этом, в зависимости от нали чия материалов и назначения покрытия пропитка делается глубокой (6,5—8 см) или облегченной (4—6 см). При глубокой пропитке россыпь щебня производят в 3—4 приема, не считая поверхностной
150