Файл: Сельскохозяйственные аэродромы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Норма расхода щебня при этом должна быть также повышена. Если при устройстве грунтогравийных покрытий используется ока­ танный гравий, то в смесь необходимо добавлять щебень.

В зависимости от конкретных условий строительства грунтоще­ беночные и грунтогравийные покрытия могут быть построены по одному из следующих способов: смешением щебня с грунтом летно­ го поля; смешением щебня и грунтовых добавок с грунтом летного поля; смешением щебня с подвезенными грунтовыми добавками без применения грунта летного поля (при наличии улучшенного аэро­ дромного основания). Устройство грунтощебеночных и грунтогра­ вийных покрытий способом смешения на месте состоит из тех же операций и производится таким же комплектом машин, что и устройство покрытий из грунтов оптимального гранулометрического состава.

Для устройства покрытий типа грунтощебеночных могут быть использованы также отходы каменных карьеров.

Отходы каменных карьеров — это щебеночные материалы с при­ месью грунта, выветрившаяся порода вскрыши (дресва), мелкие фракции щебня. В большинстве случаев такие отходы по крупно­ сти материала не нуждаются в переработке или дроблении и их при­ меняют непосредственно для устройства покрытия или основания.

Перед применением надо определить гранулометрический состав и содержание в них грунта. Для устройства покрытий из отходов ка­ менных карьеров применяются те же технология производства работ

икомплект машин, что и при устройстве покрытий из грунтов опти­ мального гранулометрического состава с завозом оптимального грунта из карьера.

Грунтовые покрытия из оптимальных смесей, грунтощебеночные

игрунтогравийные покрытия и покрытия из отходов каменных карьеров устраивают без искусственных оснований непосредственно

на подстилающем грунте, уплотненном на глубину 25—30 см до

максимальной плотности, определенной при стандартном уплот­ нении.

Приемка построенных аэродромных покрытий из грунта опти­ мального состава, грунтогравийных и грунтощебеночных заключает­ ся в проверке геометрических размеров этих покрытий в плане и по

высоте. Допустимые отклонения

размеров покрытия в плане не

должны превышать величин:

 

 

 

Допустимые отклонения

Ширина ВПП . . . .

1/1000

Длина

ВПП...................

1/2000

Уклон

корыта ВПП . .

1/500( + 0,002)

Уклон корыта MC и РД

I/333 (±0,003)

Толщина покрытия . .

Не более 20 мм

Ровность поверхности проверяют трехметровой рейкой; зазоры между поверхностью покрытия и рейкой не должны превышать 5 мм. Толщину грунтощебеночного покрытия проверяют путем пробивки лунок и отбора проб на каждые 400 м2 покрытия. Качество и гра­

6*

147


нулометрический состав материала проверяют лабораторными испы­ таниями не менее чем двух проб, отобранных от каждой партии объемом 1000 м3. Принятые работы оформляют актом после устра­ нения всех выявленных дефектов.

Необходимое условие нормальной работы грунтовых, грунтогра­ вийных и грунтощебеночных покрытий — это систематическое содер­ жание их путем профилирования, добавки недостающих фракций и тщательного уплотнения.

§ 20. СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАВИЙНЫХ И ЩЕБЕНОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ

На аэродромах сельскохозяйственной авиации, наряду с другими

типами покрытий, широко применяют гравийные и щебеночные по­ крытия.

Гравийные покрытия устраивают из местных песчано-гравийных

смесей без какой-либо особой их переработки. Требования к грану­ лометрическому составу гравийного материала могут основываться на теории грунтов оптимального состава.

Для устройства гравийных покрытий лучше применять гравий

карьерный, который имеет в смеси достаточное количество песчаных и пылевато-глинистых частиц для заполнения всех пустот и полу­

чения плотного и прочного покрытия. При использовании речного, морского или озерного гравия оптимальную гравийную смесь сос­ тавляют искусственно добавлением песчаных, глинистых и пылева­ тых частиц.

Для устройства гравийных покрытий рекомендуются составы гравийного материала, приведенные в табл. 5.9. Наибольший размер гравия в смеси не должен превышать половины проектной толщины покрытия. При выборе смесей предпочтение отдают составам № 1—3. Состав № 4 можно применять лишь в районах с сухим климатом и благоприятными гидрогеологическими условиями. Нижний предел содержания в смеси частиц мельче 0,05 мм соответствует для райо­

нов с избыточным увлажнением, а

верхний — для районов с сухим

климатом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.9

 

Количество частиц, проходящих через сито с отверстиями в мм, %

по глассе

№ смесей

50

25

15

5

2

0,5

0,05

 

1

100

45—70

35—55

20—40 15—25

5—15

5—10

2

100-

25-50

20—40

15—25

10—15

5—10

2—7

3

90—100

55-80

35—75

25—60

15—50

10—30

0—5

4

90—100

65—90

30—70

20—55

15—40

0—5

Примечание. Фракция, прошедшая через сито 0,05 мм, должна иметь предел теку­ чести не более 25, а число пластичности 3—6.

148


Если карьерный гравийный материал не удовлетворяет опти­ мальному составу, то его улучшают. Наиболее часто для этой цели

используют способ отгрохотки излишних (крупной или мелкой)

фракций, а также добавления недостающих фракций, обычно песча­ ных, глинистых и пылеватых частиц.

Гравийное покрытие, как правило, устраивают на уплотненном естественном основании. При устройстве гравийных покрытий, обра­ ботанных вяжущими материалами, их целесообразно укладывать на укрепленное основание. Однослойные гравийные покрытия устраивают толщиной до 18 см. При необходимости устройства по­ крытий толщиной больше 18 см их устраивают двухслойными; при этом толщина верхнего слоя должна быть не менее 10 см.

Сооружают гравийные покрытия захватками длиной 300 м и бо­

лее и шириной равной ширине ВПП. Разравнивают и планируют

гравийный материал тяжелым автогрейдером или бульдозером. Вначале гравийный материал уплотняют легкими катками массой 5—6 т за 6—8 проходов по одному следу, а окончательное — тяже­

лыми моторными гладкими катками или самоходными катками на пневматических шинах за 8—10 проходов. Прекращают укатку по­ крытия, когда перестает образовываться колея от прохода тяжелого катка. Образующиеся неровности покрытия устраняют дополнитель­ ной планировкой поверхности автогрейдером. Лучшее уплотнение покрытия достигается при оптимальной влажности смеси. Если со­ держание влаги в гравийном материале ниже оптимального значе­ ния, его увлажняют во время укатки до оптимальной влажности.

Покрытие укатывают от краев к середине с перекрытием предыду­

щих следов примерно на 1∕3 ширины прохода катка.

Щебеночные покрытия устраивают по принципу расклинцовки (послойной заклинки крупных щебенок более мелкими) из чистого однородного по прочности щебня, подобранного по фракциям и ука­

танного во влажном состоянии. При этом крупный щебень не дол­ жен превышать размера 75 мм. Связность щебенок обеспечивается за счет внутреннего трения расклинцованного щебня и цементирую­

щего действия каменной пыли.

Щебеночные покрытия из прочных горных пород укладывают на

песчаные основания. При использовании для оснований местных

материалов малой прочности (кирпичного щебня, шлака, ракушеч­ ника и пр.) песчаный слой обычно не устраивают. Толщина покры­ тия зависит от интенсивности и характера движения. На аэродромах сельскохозяйственной авиации щебеночные покрытия устраивают, как правило, в один слой и толщиной до 18 см.

Различают разновидности щебня по крупности его фракций:

Крупный

с размером фракций ......

40—70 мм

Мелкий с размером фракций ........................

20(25)—40 мм

Клинец

»

» ........................

10(15)—20(25) мм

Каменная мелочь

» ........................

3(5)—10(15) мм.

Высевки

 

» ........................

0—3(5) мм

149



Щебень, применяемый для строительства аэродромных покры­ тий, должен удовлетворять требованиям ГОСТ 8267—64. Перед на­ чалом работ по устройству щебеночного покрытия основание долж­

но быть полностью спланировано и укатано до плотности не менее 0,98 от стандартного уплотнения.

Для устройства щебеночного покрытия без применения органи­ ческих вяжущих сначала на подготовленное основание автомобиля­ ми-самосвалами завозят крупный щебень, разравнивают его буль­ дозером или автогрейдером по основанию на всю ширину полосы слоем требуемой толщины и укатывают. Рассыпанный и распреде­ ленный щебень не должен оставаться неуплотненным более одних суток. Щебень по основанию можно распределить самоходным рас­ пределителем щебня или асфальтоукладчиком, которые не только распределяют, но и частично уплотняют укладываемый слой.

В процессе укатки щебеночного слоя сначала происходит сбли­ жение отдельных щебенок, а затем уплотнение с заполнением пустот каменной мелочью. Укатку щебеночного покрытия начинают легкими моторными катками массой 5—6 т (прикатка) за 6—10 проходов катка по одному следу, затем — тяжелыми массой 12—15 т

за 15—30 проходов и с поливкой поверхности щебеночного слоя водой. Скорость движения катка не должна превышать 2 км/ч.

Внешними признаками достаточного уплотнения служат отсутствие

подвижности щебенок и следа при проходе катка. Щебенка, брошен­ ная под задний валец катка, должна быть раздавлена. По этим признакам можно прекратить укатку щебня, чтобы не вызвать пе­ рекат, при котором происходит округление фракций и расстройство укатанного слоя.

После укатки слоя из крупного щебня для образования плотной щебеночной корки в верхний слой покрытий вводят клинец в коли­

честве до 1 м3 на 100 м2. Рассыпанный клинец необходимо распре­ делить по поверхности покрытия с внедрением в пустоты механиче­ скими щеткам« и приступить к его укатке. После россыпи и укатки клинца приступают к созданию защитного цементирующего слоя

путем россыпи каменной мелочи или высевок из слабых известко­

вых каменных пород в количестве до 1,0 м3

на 100 м2. Укатку клинца

и каменной мелочи (высевок) производят

средними и тяжелыми

моторными катками с поливкой водой за 5—8 проходов по одном/

следу. Примерный расход воды на поливку при уплотнении состав­ ляет 20—50 л на 1 м2 уплотняемой площади. Признаком достаточ­ ной влажности служит влажное состояние нижних граней лежащего сверху щебня.

Для увеличения прочности и устойчивости гравийных и щебеноч­

ных покрытий их обрабатывают органическими вяжущими материа­ лами или дают поверхностную обработку (одиночную или двойную).

C применением органических вяжущих щебеночное покрытие устраивают по способу пропитки. При этом, в зависимости от нали­ чия материалов и назначения покрытия пропитка делается глубокой (6,5—8 см) или облегченной (4—6 см). При глубокой пропитке россыпь щебня производят в 3—4 приема, не считая поверхностной

150