Файл: Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Точка В располагается на кривой LМ правее кривой IS, значит, н состоянии равновесия находится только денежный рынок. Во всех точках выше (правее) кривой IS фактический уровень выпуска больше планируемых совокупных расходов. Фирмы хотят, но не могут реализовать всю произведенную продукцию, им грозит незапланированный рост товарно-материальных запасов, который в итоге приведет к снижению фактического уровня выпуска. Если это случится, трансакционный спрос ка реальные денежные остатки упадет. При неизменном денежном предложении процентная ставка понизится, и тогда экономика переместится и точку равновесия Е.

Точка С располагается на кривой LМ левее кривой IS, значит, в состоянии равновесия находится также только денежный рынок. Во всех точках левее (ниже) кривой IS фактические совокупные доходы меньше планируемых совокупных расходов. Незапланированное уменьшение товарно-материальных запасов неминуемо. Фирмы станут наращивать объемы производства, фактический уровень национального выпуска поднимется, что стимулирует повышение трансакционного спроса на деньги. При неизменном денежном предложении процесс будет сопровождаться ростом процентной станки, необходимым, чтобы снять накал спекулятивного спроса на реальные денежные остатки. Экономика двинется к точке равновесия Е.

Представленная на рис. модель называется моделью IS-СМ. Но равновесный уровень выпуска Y0 необязательно соответствует выпуску при полной занятости. Ранее отмечалось, что этот выпуск может быть меньше уровня выпуска при полной занятости (наблюдаются дефляционный разрыв и безработица) или больше уровня выпуска при полной занятости (наблюдается инфляционный разрыв и раскручивается инфляция). Для устранения данных проявлений макроэкономической нестабильности необходима активная государственная макроэкономическая политика.


18. Взаимосвязь моделей IS-LM и AD-AS.

Стимулирующая фискальная политика в моделях AD-AS и IS-LM при постоянном уровне цен



Предположим, что для сокращения безработицы правительство увеличивает величину госзакупок товаров и услуг и трансфертов. В модели IS–LM это иллюстрируется сдвигом кривой IS1 в положение IS2. Соответственно, в модели AD–AS кривая AD1 сдвигается в положение AD2. Это обусловливает рост уровня выпуска до Y2. Т.к. ставка % увеличилась на небольшую величину (с r1 до r2) и эффект вытеснения незначительный, стимул. ФП может быть признана эффективной.

Стимулирующая денежно-кредитная политика в моделях AD-AS и IS-LM при постоянном уровне цен




Предположим, что с целью сокращения безработицы ЦБ страны увеличивает величину денежного предложения. В модели IS–LM это иллюстрируется сдвигом кривой LM1 в положение LM2. Соответственно, в модели AD–AS кривая AD1 сдвигается в положение AD2. Это обусловливает рост уровня выпуска до Y2. Но в данном случае стимул. ДКП не может быть признана эффективной, т.к. рост объема выпуска незначителен. 

Стимулирующая фискальная политика в моделях AD-AS и IS-LM при изменении уровня цен



Стимулирующая денежно-кредитная политика в моделях АD-AS и IS-LM в условиях изменения уровня цен





19. Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Фискальная политика - это предпринимаемые правительством меры по изменению государственных расходов, налогообложения, величин льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения инфляции.

Цели политики: стабильный уровень цен, полная занятость, стабильный устойчивый экономический рост, преодоление инфляции, внешнеэкономическое равновесие, воздействие на отдельные сектора и отрасли экономики, выравнивание уровней доходов различных групп населения, другие

Основные инструменты: государственные закупки, трансферты, налоги.

Механизмы фискальной политики связаны с государственным регулированием совокупных расходов, величина которых определяет уровень национального выпуска.

АЕ = C + I + G

Y = a + b(Y +TR – T) + e – dr + γY + G

Виды фиск-ой политик:1)стимул-щая(фиск-ая экспансия) 2)сдержив-щая(фиск-ая рестрикция)

Краткосрочная цель стимулирующей фискальной политики: преодоление циклического спада и безработицы;

Инструменты стимулирующей фискальной политики:

  • увеличение государственных расходов (государственных закупок товаров и услуг и трансфертов);

  • снижение налогов;

  • комбинация этих мер.



Краткосрочная цель сдерживающей фискальной политики: преодоление инфляции.

Инструменты сдерживающей фискальной политики:

  • снижение государственных расходов (государственных закупок товаров и услуг и трансфертов);

  • рост налогов;

комбинация этих мер.


В долгосрочной перспективе стимулирующая фискальная политика может способствовать расширению экономического потенциала.

В долгосрочной перспективе сдерживающая фискальная политика может стать основой для снижения совокупного предложения и развертывания стагфляции.

20. Дискреционная фискальная политика. Мультипликаторы фискальной политики.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема выпуска и темпов инфляции.

-государственные закупки товаров и услуг не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;

-чистый экспорт равен нулю;

- уровень цен постоянен;

- первоначально в экономике не существует налогов;

- фискальная политика оказывает воздействие на совокупный спрос, но не на совокупное предложение.


Мультипликатор государственных закупок:

характеризует пропорцию изменения ВВП в результате изменения государственных расходов на одну денежную единицу.

Если в экономике подоходные налоги, индуцированные инвестиции и чистый экспорт равны нулю, то мультипликатор государственных закупок равен:

МG = 1/(1 – MPC)

Предположим введение автономного (аккордного) налога (подоходный налог отсутствует). Это налог в строго заданной сумме, величина которой остается постоянной при изменении национального дохода.

Мультипликатор автономных налогов (при отсутствии подоходных налогов):

Мультипликатор автономных налогов характеризует пропорцию изменения ВВП в результате изменения налогов на одну денежную единицу.

Мультипликатор автономных налогов равен:

МТа = - МРС/(1 – MPC)



Мультипликатор трансфертов:

Действует аналогично мультипликатору автономных налогов и равен:

МTr = МРС/(1 – MPC)

Полная налоговая функция:

T = Ta + tY, где

Та – автономные налоги, не зависящие от величины текущего дохода;

t – предельная налоговая ставка.

Мультипликатор пропорциональных налогов:

После введения налога изменяется угол наклона кривой совокупных расходов и равновесие устанавливается в новой точке (Е2).

При этом изменение совокупных расходов на 1 ед. приводит к изменению дохода на величину: 1/(1 - МРС‘ ) = 1/1 – (1 - t) МРС

После изъятия налога доход уменьшился на величину: tY1

Потребительские, а следовательно и совокупные расходы уменьшились на величину: - МРС t Y1

Изменение дохода в результате введения пропорционального налога составит: ΔY = Y2 - Y1 = - МРС t Y1 / 1 – (1 - t) МРС



Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1

21. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она основывается на действии встроенных стабилизаторов, которые обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла. Данная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от решений государственных органов.


«Встроенный стабилизатор» – это любое воздействие, которое увеличивает дефицит государственного бюджета (или сокращает его избыток) в периоды спада и увеличивает его избыток (или уменьшает дефицит) в периоды инфляции без каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

«Встроенные стабилизаторы»:

- прогрессивная шкала налогообложения в условиях экономического подъёма автоматически обеспечивает увеличение налоговых отчислений, что сокращает величину совокупных расходов и оказывает антиинфляционное воздействие на экономику.

- пособия по безработице и другие социальные выплаты (трансфертные платежи)

- система участия в прибылях ?



По мере роста ВВП автоматически возрастающие налоговые поступления формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию его профицита, что способствует уменьшению возможной инфляции. Таким образом бюджетный профицит помогает бороться с перегревом экономики, инфляцией, оказывает сдерживающее воздействие на экономику.
На практике правительства развитых стран реализуют комбинированную фискальную политику.

22. Дефицит гос. бюджета. Структурный и циклический дефицит. Источники финансирования дефицита гос. бюджета

Баланс бюджета: доходы=расходам.

Профицит: доходы > расходов.

Дефицит: доходы < расходов.

Бюджетный дефицит (BD) — это та сумма, на которую в текущем году расходы государственного бюджета превысили доходы, его рассчитывают по формуле:

BD = G - Т, где G — все государственные расходы; Т —налоги, т.е. доходы бюджета.

Причин появления бюджетного дефицита несколько:

1)осуществление крупных гос.программ развития экономики (дефицит оправдан ,т.к. рост гос. расходов способствует подъему экономики в будущем)

2)спад экономики: сокращение объема выпуска и уменьшение налоговых поступлений

3)рост темпов инфляции (гос-во увеличивает расходы, обесценение налог. поступлений)

4)милитаризация экономики, войны, стихийные бедствия и другие ЧП

и другие.

Различают структурный и циклический бюджетные дефициты.

Структурный дефицит – это гипотетический дефицит, который гос-во имело бы при текущей финансовой политике(при текущих налог. ставках), если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Реальный дефицит может оказаться больше структурного вследствие нестабильного развития экономики. Разность между реальным и структурным дефицитами называют циклическим дефицитом.

Наряду с официально измеряемым может существовать и скрытый (квазифискальный)дефицит. Его причины – квазифискальные операции, проводимые ЦБ страны.(например, предоставление льготных кредитов правительству). Наличие скрытого дефицита снижает величину официального, и не позволяет реально оценивать финансовое состояние экономики.

Источники финансирования гос. бюджета:

1)Повышение налоговых ставок, введение специальных налогов.

Способ, к которому нельзя прибегать часто, т.к. они снижают деловую активность и в конечном счете снижают объем выпуска.

2)Долговое финансирование

Бывает внутренним и внешним. Внутреннее – выпуск гос.ценных бумаг и их продажа на открытом фондовом рынке. По ценным бумагам выплачивается доход, источником которого являются средства бюджета. Если этот процесс будет проходить очень активно, то он может привести к инфляции. В странах с высокой инфляцией стоимость ценных бумаг быстро падает, и добровольный спрос на них сокращается. Внешнее – продажа гос.ценных бумаг экономическим субъектам и правительствам других стран.

3)Монетизация бюджетного дефицита

Либо путем прямой эмиссии денег(сейчас почти не используется), либо как выдача ЦБ страны кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита. В случае монетизации бюджета нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег.

4)Внешние займы

5)Средства от приватизации гос. союственности

3 основных концепции регулирования бюджетного дефицита

  1. Бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. в каждый финансовый год должно соблюдаться равенство доходов и расходов.

  2. Бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла.

  3. Главной целью гос. финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, поэтому можно не обращать внимание на бюджетный дефицит.

Финансовое положение страны считается нормальным, если дефицит не превышает 2-3% ВВП, 8-10% расходной части гос. бюджета. Бюджетные дефициты порождают гос. долг.
23. Государственный долг, его виды. Воздействие гос. долга на экономику

Бюджетные дефициты порождают государственный долг.

Гос. долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным экономическим субъектам, правительствами других стран. Рост гос. долго наблюдается практические во всех странах мира, что объясняется хроническими бюджетными дефицитами этих стран.

Связь между бюджетными дефицитами и государственным долгом выражена в формуле:


B = (G-T)+r*D

B – бюджетный дефицит

G – гос. расходы

T - налоги

r – реальная ставка процента по гос.долгу

D – гос. долг

Уравнение показывает, на какую сумму увеличивается гос. долг в текущем году.

Для гос-ва важен не столько абсолютный размер гос. долга, сколько его доля в совокупном доходе(выпуске). Отношение D/ВВП называется “бремя государственного долга”. При его положительной динамике все большая доля ВВП используется для погашения долга, что негативно сказывается на экономике страны. Для того, чтобы доля гос. долга в ВВП оставалась стабильной, разница между темпами роста долга и дохода должны быть равна нулю.

Различают внешний и внутренний долг.

Внутренний государственный долг – сумма задолженности страны своим экономическим субъектам. Иными словами, это общий объем непогашенных государственных ценных бумаг.

Структура внутреннего долга:

- кредит Центрального банка правительству

- гос. долговые обязательства юр. лицам

- облигации внутренних гос. займов

- казначейские векселя и обязательства

- вклады населения в гос. сбербанке

Рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, т.к. это долг самим себе, кроме того гос-во всегда может профинансировать его путем повышения налоговых ставок, эмиссии денег, рефинансирования.

Негативные последствия внутреннего долга: опасен для страны с низким уровнем доходов, так как покупка экономическими субъектами гос. ценных бумаг является альтернативой инвестирования свободных денежных средств в производство. Другая опасность связана с тем, что гос-во, продавая ценные бумаги, конкурирует с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного проценат повышается , а это сокращает частные инвестиции (эффект вытеснения).

Увеличение внутреннего гос.долга ведет также к усилению дифференциации доходов населения, т.к. гос. ценные бумаги покупают обеспеченные слои населения.

Чтобы последствия внутреннего гос. долга не стали слишом тяжелыми для экономики, правительство должно управлять им. Стабилизировать и уменьшить гос. долг можно след способами:

  • Увеличить доходы бюджета и уменьшить его расходы, чтобы сократить первичный дефицит и, даже, получить изилишек.

  • Осуществить монетизацию бюджетного дефицита.

  • Полностью или частично отказаться от уплаты долга либо перенести платежи на отдаленное будущее. Такие случаи, как правило, связаны с войнами и другими ЧП.


Внешний государственный долг возникает по двум основным причинам:

  1. В результате прямого заимствования средств у иностранных государств.

  2. Путем продажи государственных ценных бумаг иностранным государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего. Государство вынуждено оплачивать проценты и погашать долг ценными т/у, что снижает уровень жизни собственного населения. Для смягчения негативных последствий внешнего заимствования государства законодательно устанавливают лимит долга. Сумма долга несущественна, обычно оценивают его долю в ВВП и отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, это отношение не должно превышать 25%.

Большой внешний долг вредит авторитету страны и осложняет получение новых иностранных займов. Поэтому предпринимаются все попытки поддерживать приемлемый уровень внешнего долга.

Существуют различные пути погашения внешнего долга:

-выплата за счет золотовалютных резервов;

-консолидация внешнего долга — изменение усло­вий заимствования, связанное с изменением сроков по­гашения, когда краткосрочные обязательства (облига­ции) превращаются в долго- и среднесрочные.;

-конверсия внешнего долга — сокращение общей величины внешней задолженности государства посред­ством изменения условий предоставления кредита, форм и сроков его возвращения, процентных ---ставок, т.е. условий, касающихся доходности;

-обращение к международным банкам (региональ­ному, всемирному и т.д.).

24. Использование модели IS-LM для анализа последствий фискальной политики в условиях постоянных и гибких цен. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения.

Использование модели IS-LM для анализа последствий фискальной политики в условиях постоянных цен.

Допустим, что первоначально общее равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке при процентной ставке
и доходе .



Экономическая ситуация потребовала проведения стимулирующей фискальной политики. Правительство приняло решение увеличить гос закупки на ∆G, оставив все другие элементы совокупных расходов неизменными. Эти меры обусловили рост совокупных расходов, а следовательно, и совокупных доходов. Кривая IS сдвинулась вправо. Если бы процентная ставка осталась прежней, то равновесие было бы достигнуто в точке Е3. Однако вследствие роста дохода вырос спрос на реальные денежные остатки. В условиях постоянного предложения денег спрос на них превысил предложение, что привело к повышению процентной ставки.

На товарном рынке рост совокупных расходов и дохода побуждает предпринимателей увеличивать индуцированные инвестиции. Однако повышение ставки процента сдерживает этот процесс, заставляя сокращать планируемый при процентной ставке прирост инвестиций. Рост процентной ставки уменьшает и спрос потребителей на товары длительного пользования. Из-за этих процессов сокращаются планируемые совокупные расходы, а за ними и доход. Ставка процента продолжает расти до уровня , при котором рынки товаров и денег достигают равновесия. Новая точка равновесия – Е2, а равновесный уровень дохода (выпуска) – Y2. Следовательно, фактическое увеличение совокупного дохода составило (Y2-Y1), т.е. меньше планируемого.

Таким образом, модель IS-LM показывает, что с ростом гос расходов растёт и доход, и процентная ставка, причём совокупный доход – в меньшей степени, чем ожидается. Дело в том, что увеличивающаяся процентная ставка снижает мультипликационный эффект гос закупок: их прирост частично вытесняет планируемые частные инвестиции и потребительские расходы, т.е. наблюдается эффект вытеснения (равен отрезку Y3Y2) – сокращение объёма планируемых частных расходов в связи с повышением процентной ставки в условиях стимулирующей фискальной политики.

Сдерживающая фискальная политика порождает обратный эффект: совокупные расходы сокращаются (кривая IS сдвигается влево), совокупный доход уменьшается, процентная ставка снижается.

Относительную эффективность фискальной политики определяют масштабы эффекта вытеснения: