Файл: Кп отрасль права России, совокупность прав норм, закрепляющих и регулирующих общ отношения, которые определяют организационное и функционально единство общества основы конституционного строя рф,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовой статус депутата – спец. вид статуса, кот. наделяют опред. категорию граждан ввиду их особого положения и рода деятельности.

в широком смысле – положение депутата, обусловленное соц.-политич. сущностью общества и регламентируемое прав. и иными нормами, дополненное соответств. гарантиями. 

Права: - Внесение законопроектов в ГД РФ, парламентского и депутатского запроса;

- Участие депутата в заседаниях, в парламентских, специальных комиссиях; - Обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты ФС РФ; - Обращение в сми.

Обязанности: - Соблюдение правил этики, правил; - Отчитываться перед избирателями; Представлять декларацию о доходах на имущество.

Депутатский иммунитет – особый вид привилегий, совокуп. особых прав.преимуществ.

Депутатский индемнитет – сов. соц. гарантий, обеспечивают независимость депутата, способствуют утверждению депутата, как личности, являются вознаграждением за его труд.

Избираются на основе равного, всеобщего и прямого избир. права при исп. норм тайного голосования. Право на участие в избрании имеет каждый гражданин РФ, 18 лет и имеющий право принимать участие в выборах согласно законодательству. Прекращение полномочий депутата может быть связано с началом работы ГД нового созыва либо досрочно по основаниям: Добровольное сложение полномочий – оформляется письменным заявлением; Утрата гражданства РФ/приобретение гражданства иного государства; Ограничение дееспособности; Признание депутата безвестно отсутствующим либо умершим по решению суда, вступившего в зак. силу.

Депутатский мандат – офиц. документ, кот. удостоверяет законные полномочия депутата

Для депутатов ГД характерно свободный мандат - его обладатель явл. представителем всего народа, не мб связан наказами свих избирателей и не мб отозван ими, если не оправдал их доверия. Для депутатов-представителей органов мун. образований - императивный - представительство избирателей своего избир. округа и ответственность перед избирателями.


  1. Институт парламентского контроля: цели, субъекты, формы и порядок осуществления.

Основными целями: 1) обеспечение соблюдения К, исполнения фкз, фз; 2) защита гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина;3)
укрепление законности и правопорядка; 4) выявление ключ проблем в деятельности гос. органов, повышение эффективности системы гос. управления и привлечение внимания гос. органов и д.лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения; 5) противодействие коррупции; 6) изучение практики применения законодательства.

Субъекты: 1) палаты Фед Собрания - Совет Федерации и Гос. Дума; 2) комитеты и комиссии палат Фед. Собрания; 3) парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств; 4) члены Совета Федерации, депутаты ГДумы. 2. Счетная палата, постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита.

Формы - 1) рассмотрение ГД вопроса о доверии Правительству;

2) проведение палатами Фед. Собрания, комитетами палат Фед. Собрания, Счетной палатой мероприятий по осущ. предварительного парламентского контроля; 3) заслушивание ГДумой ежегодных отчетов Правительства о результатах деятельности; 4) рассмотрение ГД годовых отчетов Центрального банка и принятие решений по ним; 7) направление палатами Фед. Собрания парламентских запросов; 12) осуществление палатами Фед. Собрания взаимодействия со Счетной палатой 17) проведение парламентских слушаний. Планирование мероприятий по осущ. парламентского контроля

1. Мероприятия по осущ. парламентского контроля могут быть постоянными и разовыми. 2. Мероприятия по осуществлению постоянного парламентского контроля могут включаться в план мероприятий палат Федерального Собрания по письменным предложениям фракций в ГД, комитетов и комиссий палат Фед Собрания, членов Совета Федерации, депутатов ГД. 3. Мероприятия по осуществлению постоянного парламентского контроля, проводимые палатами Федерального Собрания с участием Счетной палаты.



  1. Правительство: состав, порядок формирования, компетенция. Отставка и выражение недоверия Правительству.


Правительство РФ - высший исп. орган гос. власти РФ. осуществляет деятельность на основе К.РФ, фкз фз, нормативных указов П. РФ. является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. руководит работой фед.министерств и других фед. органов исп. власти (гос.комитетов, федеральных служб, федеральных агентств.

является коллегиальным органом, состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и фед. министров. Председатель назначается Президентом РФ с согласия ГД, освобождается от должности Президентом. Заместители Председателя и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложениям Председателя Правительства. Особенность рос Правительства - беспартийный характер. Решающее влияние на формирование Правительства оказывает беспартийный Президент, формируя его по профессиональному, а не по партийно-коалиционному принципу. Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение на всей территории РФ.

Полномочия- 1. разработка и представления Гос. Думе фед. бюджета, обеспечение его исполнения 2. представляет в Думе отчет об исполнении фед. бюджета. 3.Без заключения Правительства не мб внесены в Гос. Думу законопроекты о введении /отмене налогов, освобождении от их уплаты. 4.обесп. проведение в единой финансовой, кредитной и денежной политики. 4. создает условия для свободного предпринимательства на основе рац. сочетания форм собственности. 6.обесп. проведение в РФ единой гос. политики в соц. областях: культура, наука, образование. 5.осуществляются: контроль за реализацией гос. программ поддержки культуры, науки и образования. 6.осущ. меры по обеспечению обороны страны, гос. безопасности.

1. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется П.

2. Президент может принять решение об отставке Правительства.

3. ГД может выразить недоверие Правительству. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГД. После выражения ГД недоверия Правительству П вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением ГД.

4. Председатель Правительства вправе поставить перед ГД вопрос о доверии Правительству, который подлежит рассмотрению в течение 7 дней.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.


6. ГД не может выразить недоверие Правительству, а Председатель Правительства не может ставить перед ГД вопрос о доверии Правительству.


  1. Конституционные основы судебной власти.

Права и свободы человека и граж. опр. смысл, содержание и прим. законов, деятельность зак. и исп. власти, МСУ и обесп. правосудием. Правосудие достигается деятельностью судов.

Суд. власть в РФ согласно прин. разделения властей явл. самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия. Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная власть осущ. посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном составах.

Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только КРФ и ФЗ и обладают особым статусом судьи. Судьи осущ. деятельность в соотв. с принципами:  1) правосудие осуществляется только судом;  2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Основные принципы судопроизводства в РФ:

1) гласность судопроизводства (суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица; 2) непосредственное рассмотрение дел судами (недопустимость проведения заочн. разбирательства угол. дел и гражд. в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинт. в качестве санкции за их виновное поведение); 3) состязательность и равноправие сторон (стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны). Суды РФ образуют суд. систему РФ - совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Федеральные суды: 1) КС РФ; 2) ВС РФ, верховные суды субъектов, районные суды, военные суды, составляющие систему фед. судов общей юрисдикции; 3) Система арбитр. судов (ВАС уже нет, есть комиссия в ВС), фед. арбит. суды округов (арбитражные касс. суды), арбитражные апелл. суды, арбит. суды субъектов РФ. Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.


  1. Система органов государственной власти субъектов.


ФЗ от 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных и исп органов гос власти субъектов РФ".

Общие принципы: а) гос. и территориальная целостность РФ (субъекты не вправе формировать органы власти, не установленные К РФ; недопустимо уст. иных границ между отд. субъектами РФ); б) распр. суверенитета РФ на всю ее территорию (РФ осущ. свои полномочия во всех субъектах одновременно);

в) верховенство КРФ и ФЗ на всей территории РФ (при формировании органов гос. власти необходимо соблюдать положения Конституции РФ; г) единство системы гос. власти; д) разделение гос. власти на 3 ветви (пр разделения должен действовать при формировании и органов гос. власти субъектов);  ж) самостоятельное осущ. органами гос. власти субъектов РФ и органами МСУ принадлежащих им полномочий.

Система органов гос. власти субъекта РФ: законодательный орган гос. власти субъекта РФ; высший исп орган гос. власти субъекта РФ; иные органы гос. власти субъекта, образуемые в соотв. с конституцией субъекта. Зак. орган гос. власти явл постоянно действующим высшим и ед органом зак. власти субъекта РФ.

Число депутатов уст. конституцией субъекта РФ и опр. в зависимости от чис. избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ. Установленное число депутатов должно составлять: а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек; б) 25 - 70 - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек; в) 35 - 90 - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек; г) 45 - 110 - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Срок полномочий депутатов одного созыва – уст. конституцией субъекта РФ и не может превышать 5 лет.

Орган обладает правами юр. лица, имеет герб. печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Орган является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Принципы избрания законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ---

1) Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и облад активным избир правом. 2) Депутатом мб избран гражданин РФ, обладающий пассивным избир правом. 3) Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избир. права при тайном голосовании.