Файл: Кп отрасль права России, совокупность прав норм, закрепляющих и регулирующих общ отношения, которые определяют организационное и функционально единство общества основы конституционного строя рф,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Вопросы исключительного ведения Российской Федерации.

Предметы ведения– закреплённые в К и положениями Федер. договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.

В исключительном ведении РФ находятся основные вопросы регулирования и защиты прав человека, гос. строительства, регулирования экономики и социального развития, внешняя политика и внешнеэк. деятельность, оборона и охрана границ, создание правовой системы и системы правоохранительных органов, вопросы метеорологии, метрологии, бухгалтерского и статистического учета, гос. наград и почетных званий РФ.

По предметам искл. ведения РФ принимаются ФКЗ, ФЗ, иные федеральные нормативные акты.

предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных ФЗ для внесения поправок в К.РФ. По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ. федеральные органы гос. власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.


  1. Вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов.

1. В совместном ведении РФ и субъектов находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных НПА краев, областей, городов федЪ значения, автономной области и округов К. и ФЗ;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав нац. меньшинств; обеспечение законности, правопорядка;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей;

г) разграничение гос. собственности; д) природопользование; с/х; охрана окр среды и обеспечение экологической безопасности;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, эпидемиями;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов; л) кадры судебных и правоохранительных органов
; адвокатура, нотариат;

н) уст. общих принципов организации системы органов гос. власти и местного самоупр.;


  1. Вопросы собственного ведения субъектов.

две группы: субъект РФ правомочен осуществлять опр. полномочия в сферах совместного ведения — на основе и в развитие федеральных НПА; вопросы, не включенные в предыдущую группу.

правило: все, что не отнесено к ведению РФ, относится к ведению субъектов РФ. Компетенция субъектов обычно закрепляется в их конституциях и уставах.

К предметам собственного ведения субъектов их конституциями, уставами отнесены:

— принятие конституции, устава, законов и иных НПА субъекта, контроль за реализацией;

— установление системы ОГВ субъекта, порядка их организации и деятельности.

— административно территориальное устройство субъекта;

— владение, пользование и распоряжение объектами собственности субъекта;

— разработка, утверждение и исполнение бюджета субъекта;

— учреждение и присвоение почетных званий, наград и премий субъекта;

— сотрудничество с др. субъектами РФ;

По закону об общих принципах. По совместному ведению этот закон закрепляет закрытый перечень полномочий субъектов. Например, обеспечивают проведение выборов на уровне субъектов ≤ оплачивают труд всех служащих в рамках этого уровня ГВ, осуществляют надзор за региональными территориями природного назначения, библиотечное обслуживание населения. субъекты все это делают за счёт собственных финансов. Субъекты могут осуществлять «добровольные» полномочия, то есть субъекты могут поучаствовать в осуществлении полномочий РФ По предметам ведения РФ, по предметам совместного ведения, не переданных им.


  1. Конст-прав регулирование изменения состава субъектов. Порядок принятия в состав РФ нового субъекта. Порядок образования нового субъекта.



  1. Административно-территориальное устройство субъектов.

– разделение территории субъекта на опр. части, в соответствии с кот. строится система органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Принципы: - социально – экономический (учет особенностей экономики данной местности, а также специфику традиционной занятости населения);

- географический (выделение границ административно – территориальных единиц с учетом рельефа местности);

- демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц);



- национально – исторический (учет особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения).

Виды административно-терр. единиц: - городские и сельские поселения - городские районы - сельские округа - районы (уезды)

Вопросы административно – территориального устройства решаются субъектами Федерации самостоятельно. Границы между субъектами Федерации и граничащими с ними другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.


  1. Понятие и система органов публ власти. Прин организации и деятельности органов пуб власти.



  1. Президент: основы конст. статуса. Глава государства в системе «сдержек и противовесов» при республиканской форме правления.

Президент Российской Федерации — глава государства, и в этом качестве он: •явл. гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; •принимает меры по охране суверенитета, независимости, гос. целостности РФ; •обеспечивает соглас. функционирование и взаимод. органов гос. власти; •определяет основные направления внутренней и внешней политики; •представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

П. не входит ни в одну из ветвей власти. Президент обладает неприкосновенностью. Полномочия прекращаются в случаях: 1) истечения срока полномочий; 2) отставки П в силу невозможности осущ. свои полномочия по состоянию здоровья; 3) смерти; 4) отрешения П от должности Фед. Собранием.С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента.

Моментом окончания срока полномочий П признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом. Добровольная отставка возможна по причине тяжелого физ. состояния Главы государства. Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения ГДумой обвинения против Президента РФ. Обвинение ГД в отношении П. выдвигается при наличии заключения ВС о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключения КС о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения на основании инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов ГД.


Президент по вопросам своего ведения принимает: 1) указы Президента РФ – нпа, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов фед исп власти, о гражданстве, предоставлении полит. убежища, награждении.; 2) распоряжения Президента – акты индив. характера, изданные в отношении конкретных либо опр. лиц, т. е. по оперативным, организационным и кадровым вопросам. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, фкз и фз.

Указы и распоряжения имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ и регулируют отношения по организации и функционированию исполнительной власти в РФ. Главное отличие указов и распоряжений Президента РФ, состоит в предмете регулирования акта: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение – по оперативным вопросам. Указы П. подлежат обязательному официальному опубликованию.

Официальное опубликование – э публикация текста указов Президента РФ в редакции, подписанной Главой государства, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Тексты актов Президента публикуются в течение 10 дней со дня их подписания. Указы вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого офиц. опубликования. Не подлежат проверке Конституционным Судом акты Президента РФ по жалобам граждан и ненормативные его акты.


  1. Полномочия Президента по созданию и формированию гос. органов, назначению д.л

  • назначает Председателя Правительства с согласия ГД (П представляет ГД предложение о кандидатуре и с согласия своим указом назначает Председ., поручая ему предоставить предложения по составу Правит.)

  • назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, фед. министров, иных рук., их заместителей.

  •  вправе уст. систему и структуру фед. органов исп. власти

  •  принимает решение об отставке Правительства РФ (два варианта 1. Правит само уходит в отставку, в случае несогласия П.продолжает работу. 2.Уходит по решению П.)

  • представляет Г.Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, ставит вопрос об освобождении от должности, (назначается на 5 лет больш. голосов, кандидатуру – П. за 3 месяца до истечения сроков действующего).

  • предоставляет кандидатуры для назначения на должности судей КС РФ, ВС ; назначает судей других фед. судов – все на 6 лет. 

  •  предоставляет Совету Федерации кандидатуру Ген. прокурора, заместителей, вносит в СФ предложения об освобождении его от должности. Прокуроры субъектов – П. по представлению Генпрокурора, освобождаются Президентом.

  • играет роль в назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты РФ и заместителя Председателя. Назначается на должность ГДумой по представлению Президента РФ на 6 лет..

  •  формирует и назначает Совет Безопасности.   формирует Администрацию Президента и утверждает Положение

  • назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, осущ. руководство деятельностью полиции.




  1. Полномочия П. в области внутренней политики страны и во взаимоотн. с др. гос. органами.

Вопросы внутренней политики. «опр. основные направления внутренней и внешней политики государства». Но он не подменяет иные гос. органы, иногда сам принимает решения, иногда сам инициатор разработки законопроекта.

Может осущ. нормативно- правовое регулирование общ. отношений – издаёт указы и распоряжения. Назначение референдума – вносит в КС, получив предложение от инициаторов.

Федеральное Собрание. Президент обращается к ФС с ежегодными посланиями – на совместном заседании СФ и ГД. П. вправе реализовывать право зак. инициативы – может определить как первоочер. и они внеочередно рассм. ГД, участвовать в заседаниях ГД и СФ, в том числе и закрытых, выступать на заседаниях.

П. подписывает и обнародует законы РФ о поправках, ФКЗ, ФЗ, право отлагательного вето.

П. назначает выборы ГД. СФ назначает выборы П. – если не назначены – они все равно будут проведены ЦИК.

У Президента есть право распустить Государственную Думу.

ГД - недоверие Правительству РФ большинство голосов, Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением ГД. В случае если ГД в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает ГД.

Председатель Правительства РФ перед ГД вопрос о доверии Правительству РФ, ГД - отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске ГД и назначении новых выборов.

Если ГД 3-кратно отклонила кандидатуру Председателя Правите, представленные П., он назначает Председателя Правительства, распускает ГГ и назначает новые выборы.