Файл: Кп отрасль права России, совокупность прав норм, закрепляющих и регулирующих общ отношения, которые определяют организационное и функционально единство общества основы конституционного строя рф,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2008: Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, их переименованием.
- Президент избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избир. права при тайном голосовании;
-Гос.Дума избирается на 5 лет.
- «О контрольных полномочиях ГД в отношении Правительства РФ» — ввел правило о том, что к ведению ГД относится заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным ГД.
В 2014-- году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора. от 5 февраля 2014 г. – объединение ВС и ВАС, глава 7 называется «Судебная власть и прокуратура». Президент представляет СФ кандидатуры для назначения на должность не только Генерального прокурора, но и его заместителей, а также назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров, кроме городов.
от 21 июля 2014 г. – о представителях РФ в СФ. Они назначаются президентом и их число составляет не более 10 процентов от числа членов СФ. Полномочия членов СФ – на срок полномочий органов, их назначивших.
-
Порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции Российской Федерации 1993г.
Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государ-ства или его части осущ в соотв. с международным договором, заключенным РФ с данным ин государством. Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта ин. государства или его части является данное иностранное государство. П. после поступления предложения уведомляет о нем Совет Федерации Фед. Собрания, Гос. Думу Фед. Собрания, Правительство. До подписания межд. договора П. обращ. в КС с запросом о проверке соответствия К. данного международного договора. междун. договор вместе с проектом федерального констит. закона о принятии в РФ нового субъекта вносится в Гос.Думу на ратификацию.
изменение ст. 65, опред. состав РФ, принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта, наименование субъектов РФ. изменение ч. 1 ст. 65 вносится: в случае, если речь идет о принятии в РФ, образовании в ее составе нового субъекта или об изменении констит-прав статуса субъекта РФ, то это осущ на основании ФКЗ; а в случае изменения наим. субъекта РФ новое наименование этого субъекта подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке. Как разъяснил КС РФ в конце ноября 1995 г., изменение наименования субъектов РФ в тексте ч. 1 ст. 65 К производится указом П. на основании решения субъекта РФ. На основе указами Президента от 9 января 1996 г. были включены в К. новые наименования двух республик: Республика Ингушетия (вместо Ингушская Респуб). в указанном пост КС отмечается, что такой упрощенный порядок применим лишь тогда, когда изменение наименования субъекта не затрагивает основы констит строя, права человека и гражданина, интересы других субъектов, РФ в целом, интересы др. государств, не предполагает изменение состава РФ или констит-правов статуса ее субъектов.
Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения соответствующих консультаций с П. данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ. П. вносится проект ФКЗ в Гос. Думу. В случае изменения наим. республики, края, области, г. фед. значения, автон. области, автон. округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65.
-
Конституционная реформа в России 2020 года: сущность и особенности.
изменения, касающиеся: 1) системы органов публичной власти: — введено понятие единой публичной власти;
2) должности Президента: — закреплены обязанности по поддержанию мира и согласия ; —присяга приносится П., в присутствии сенаторов; — ужесточены требования к кандидату в Президенты; — ограничена возможность занимать должность П. в принципе более 2 сроков, за исключением действующего П; — добавлены и расширены полномочия П: по осуществлению общего руководства Правител.; освобождению от должности Председателя Прав. без отставки последнего; представлению Совету Федерации и ГД кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счет палаты; закреплена неприкосновенность П. после отставки.
3) Федерального Собрания: — разрешено быть пожизненными сенаторами бывшим президентам, — ужесточены требования к сенаторам; — установлен срок для работы сенатором; — ужесточены требования к депутатам; — введена неприкосновенность сенаторов; — расширены полномочия сенаторов (предоставлено право лишать бывшего П. неприкосновенности); 4) Правительства: — ужесточены требования к Председателю Правительства, министрам; — введена персональная ответственность Председателя Правительства перед П.; — закреплено право для членов Правительства продолжить работу после отставки по решению П.;
5) судебной системы: — закреплен перечень судов, кот. составляют судебную систему ; — ужесточены требования к судьям ; — уменьшен количественный состав судей КС;
6) органов прокуратуры:
— закреплены определение «прокуратура»; — изменен порядок назначения Ген. прокурора;
7) специфики местного самоуправления: — закреплено распр. действия фз на деятельность местного самоуп;
традиций, языка и культуры: — включены положения, согласно которым: Россия явл правопреемником Советского Союза; сохраняет память предков; признает детей важнейшим приоритетом гос. политики; русский язык рассматривается языком государствообраз. народа,;
9.4) социальных гарантий и экономического роста: — закреплена гарантия минимальной оплаты труда размером не менее прожиточного минимума ; — определено, что пенсии индексируются не реже 1 раза в год ;
выделить ряд особенностей:
— усилена роль П. путем расширения его полномочий и закрепления возможности оказания влияния на все ветви власти. закреплен ряд гарантий для бывших президентов, а именно неприкосновенность после отставки и возможность быть пожизн. сенаторами;
— укреплены позиции органов публичной власти, в частности Фед. Совета, ГДумы, за счет наделения доп. компетенцией. Сенаторам гарантирована неприкосновенность. Дополнительно им предоставлено право лишать бывшего Президента неприкосновенности, а депутатам ГД – выдвигать обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности.; — расширены полномочия Правительства;
— усовершенствована система контроля, за деятельностью органов публ. власти со стороны органов судебной власти и прокуратуры;
— скорректировано соотношение законодательства и международных договоров, что направлено на повышение роли К. России и обеспечение ее приоритета.
-
Правовая охрана Конституции Российской Федерации: понятие, формы, субъекты.
Правовая охрана К. – совок. юр. средств, обеспеч. выполнение всех норм К и строгое соблюдение режима конституционной законности.
субъекты: 1) П РФ (является гарантом);
2) Фед. Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ.;
3) Уполномоч по правам человека в РФ, назначаемый Гос. Думой;
4) КС – особый субъект правовой охраны. разрешает дела о соотв. К. всех НПА государства, разрешает споры о компетенции между органами гос. власти, дает толкование Констит.
2 формы прав. охраны: констит. контроль и надзор.
Кон. контроль
– деятельность уполном. органов государства, преследуют цель выявления и пресечения не согласованных с К.НПА. Органы вправе: принимать оконч. решение о констит., отменять антиконстит. акты, давать императ. указания об их отмене, приводить к наложению санкций за нарушение констит. положений. контроль осуществляет КС РФ. 2 процедуры последующего контроля: 1) путем «действия» (абстрактный) – после издания закона можно немедленно возбудить вопрос о признании его противоречащим конституции; 2) путем «возражения» (конкр. –ждать, пока соотв. органы применят закон к конкр. случаю. КС осущ. абстрактный и конкретный контроль.
Кон. надзор – деятельность уполном. органов государства по выявлению не соответ. К НПА. Орган констит. надзора может вынести аргументир. заключение о констит. закона, но не может его аннулировать.
-
Конституционный контроль: понятие и виды.
Кон. контроль – деятельность комп. гос. органов по проверке, выявлению и устранению несоотв. НА Кон. законам, органы правомочены отменять несоответствия. Виды: Предварительный (пров. до вступления в силу). Последующий (распр. на все вступ. в силу акты) .
2)Обязательный (референдум ---Президент----КС). Факультативный – по инициативе опред. круга лиц
3) Абстрактный (проверка констит-ти закона/НПА с каким-то делом). Конкретный (в связи с конкр. делом при разрешении кот. Применен опред. НПА. 4) Материальный (по сод. акта). Формальный (по способу, по вступ. в силу).
-
КС РФ: порядок формирования, структура, полномочия.
КС - высший суд. орган кон. контроля в РФ, осущ. Суд. власть самостоятельно и независимо посредством констит. Судопроиз. в целях защиты основ констит. строя, осн. прав и свобод человека и гражд, обесп. верховенства и прямого действия К. РФ на всей территории рф
Структура и порядок формирования: - 11 судей, вкл. Председателя КС и заместителя. Судьи КС назначаются на должность Сов Фед. по представлениюП.
КС правомочен осущ деятельность при наличии не менее 8 судей. Если в случае выбытия судьи из состава КС число судей окажется меньше 8, представление о назнач. др. лица на вакантное место судьи вносится П. в СФ не позднее 1 м. со дня открытия вакансии.
- мб гражданин РФ, достигший не менее 40 лет, с безупр. репутацией, высшее юр. и стаж работы по юр. профессии не менее 15 лет, постоянно прожив в РФ, не имеющий гражданства ин. государства либо вида на жительство.
-
Поводы и основания к рассмотрению дел в КС РФ.
Поводом к рассмотрению дела в КС явл обращение в КС в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ о КС.
Основание: - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли К.РФ закон, иной на, договор между органами гос. власти, не вступивший в силу междун. договор; - обнаруж. противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;
- обнаруж. неопределенность в понимании положений КРФ;
- выдвижение ГД обвинения ПРФ в гос. измене.
КС по запросам ПРФ, Совета Фед, ГД, одной пятой членов Совета Фед или депутатов, Правительства, ВС, органов зак. и исп. власти субъектов разрешает дела о соотв. К:
а) ФЗ, НА ПРФ, Совета Федерации, ГД, Правительства;
б) к. республик, уставов, законов и иных НА субъектов, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос власти субъектов;
в) договоров между органами гос власти и органами гос власти субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов;
г) не вступивших в силу междун. договоров РФ.
КС РФ по жалобам на нарушение констит. прав и свобод граждан по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкр. деле. КС РФ по запросам ПРФ, Совета Фед, ГД, Правительства, органов зак.власти субъектов РФ дает толкование КРФ.
КС РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Решение КС мб официально разъяснено только самим К.С по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в КС, других органов и лиц, которым оно направлено. О разъяснении решения выносится определение, излагаемое в виде отд. документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение.
-
Решения КС РФ: понятие, виды, юр. сила. Порядок прин и вступл в силу. Прав позиции КС РФ.