Файл: Кп отрасль права России, совокупность прав норм, закрепляющих и регулирующих общ отношения, которые определяют организационное и функционально единство общества основы конституционного строя рф,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Элементы: 1) коллективный субъект – граждане РФ; 2) объект – власть.
Формы: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.
Непосредственное нар. –прямое волеизъявление народа /части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общ. жизни. Виды: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации; 4) народная правотвор. инициатива в органы мест самоупр., инициатива граждан по проведению референдума; 5) индив и коллек обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Высшие формы непоср демок: референдум и выборы. Конституц гарантии народовл– выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования. В зав. от сод института институты прямой демократии мб: 1) способами принятия обязат. и оконч решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения нар. мнениями имеющими консультативное, но необяз значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации).
Представит демократия– осущ. власти народом через представ. органы гос.власти и мест. самоупр. Орган: 1) высшие коллег органы зак власти (ГД ФС РФ, парламенты субъектов РФ); 2) единолич органы (П. РФ, презид республик в составе РФ, губернаторы, мэры городов.). В зависимости от непосредственности волеизъяв граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (ГД, П.); 2) органы, образуемые представит.органами 1 степени (Правит, Уполномоч по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами 2степени (Счетная палата). Формы косвенного: 1) обсуждение проектов законов и др вопросов общ. жизни государства; 2) народная правотвор инициатива в зак органы; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоупр, общ организ; 4) индив и коллек обращения граждан в органы гос власти и органы местного самоупр (ОМСУ не явл. гос. властью) по всем вопросам.
Непосредственная демократия – общ. отношения, возникающие в процессе решения по опр. вопросам гос и общ жизни субъектами гос власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непоср властного волеизъявления, результат кот не нуждается в каком-либо утверждении для его всеобщ использования.
Институты делятся на 2 группы:
1.К императивным формам относятся формы, решение кот явл окончательным, обязательным и не подлежит какому-либо утверждению гос. органами /органами МСУ: императивный референдум, выборы депутатов и выборных дл.2.Консультативные формы– выявление воли народа в целях принятия оптимального решения гос.органом /органом МСУ. окончательное решение принадлежит органам гос. власти и органам МСУ.
Виды: 1.Референдум и выборы.
Референдум –форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам гос. и местного значения в целях принятия решения, осущ. посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме. Выборы — форм. органов гос. власти и наделение полномочиями дл. посредством волеизъявления граждан.
2.Митинг - массовое собрание граждан для публ выражения отношений к действиям лиц и организаций и событиям общественно-политической жизни.
Собрания – там могут принимать разнообразные решения: полит, эк, соц и т.п. (выдвижение кандидатов, принятие законопроекта).
Шествия - организованное массовое движение людей по пешеходной /проезжей части улицы с целью проявления внимания к какой-либо общю проблеме.
Демонстрации - форма непоср демократии, публично выражается группой лиц общественно-полит настроение с исп наглядной форма агитации (лозунгов.).
Пикетирования - массовое собрание граждан направленных на блокирование какого-либо здания с целью воспрепятствования в его проникновение.
3. Индив и коллек обращения в органы гос. власти, обжалования действий дл, забастовки.
4. Революции. 5. Зак инициатива, всенародные обсуждения, петиции.
Противоположность - представительная демократия (народовластие) – осущ власти народом через представительные органы гос.власти и МСУ.
Референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам гос и местного значения в целях принятия решений, осущ посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме. Виды:
I.По предмету референдума (вопросы, выносимые на референдум):
•Конституционный
– то, что предусмотрено Конституцией как обязательный референдум;
•Зак. референдум – вопросы, предусм законом как обязательные для обсуждения на реф;
•Международно-правовой – вопросы заключения междун договоров, союзов и т.д.;
•Административно-прав –административно-территориальное деление обязательно с учетом мнения населения.
II. По территориальному признаку:
•Общегосударственный референдум, проводимый на территории государства;
•Регион реф проводятся на основе ФКЗ «Об основных гарантиях избир прав и прав на участие в референдуме» и Закона субъекта федерации о референдуме;
•Местный. III. От времени их проведения: До принятия закона парламентом; После принятия закона парламентом.
IV.По юр. последствиям: Консультативный; Императивный.
V.По способу проведения- •Обязательные (по вопросам, указанным в законе); Факультативные. VI. По субъектам инициативы (Глава государства, Парламент и т.д.).
ЗаконОД. РФ о референдумах составляют Конституция, ФКЗ «О референдуме», ФЗ «Об основных гарантиях избир прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституции (уставы), законы субъектоВ, иные НПА о референдумах, принимаемые в РФ (ст. 11 п. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избир прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
Вопросы не должны ограничивать/ отменять права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации прав и свобод. Вопросы реф субъекта не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
8. На референдум субъекта РФ, местный референдум не Мб вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении/ продлении срока полномочий органов гос власти субъекта, органов мест самоупР, о приостановлении осуществления полномочий;
в) об избрании депутатов и должностных лиц;
г) о принятии /об изменении бюджета, исполнении и изменении фин обязательств субъекта;
д) о принятии чрезв и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку; 2) назначение референдума; 3) образование участков референдума, формирование комиссий, составление списков участников реф; 4) проведение агитации; 5) голосование и определение результатов; 6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.
Субъектами права инициативы проведения референдума явл: 1) не менее 2миллионов граждан РФ, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 %из них; 2) Констит. Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой К. РФ на всенародное голосование.
Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп не менее 100 человек. Инициаторами мб гражданин или группа граждан. Инициативная группа после проведения собрания обращается в избир. комиссию субъекта, на территории которого проживает большинство членов, с ходатайством о регистрации, в кот. указывает вопрос. Избир. комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистр. свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения группой положений К.
После получения свидетельства группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения реф. Срок действия свидетельства и срок сбора подписей – 3 месяца. По окончании сбора подписей группа представляет подписные листы в избир. комиссии субъектов, кот. проверяют соблюдение требований законод. при сборе подписей и выносят постановление. комиссия субъекта в течение 15 дней направляет листы в ЦИК.
ЦИК в течение 15 дней со дня поступления листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства и направляет их со своим заключением П. либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число подписей меньше 2 миллионов.
2)- назначение референдума- . Правом назначения обладает только П. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК документов П. направляет их с запросом в КС, кот.проверяет соблюдение требований, предусм. КРФ, и в течение месяца направляет П. решение. В случае полож. решения КС ПРФ назначает реф. в течение 15 дней после поступления к нему решения КСуда, а в случае отрицательного решения - процесс прекращается. П. издает указ о назначении реф, в кот. определяет дату его проведения. Голосование мб назначено на любой вых. день в период от 2 до 3 месяцев со дня опублик. указа.
-образование участков референдума-, комиссий и составление списков участников
Формы: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.
Непосредственное нар. –прямое волеизъявление народа /части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общ. жизни. Виды: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации; 4) народная правотвор. инициатива в органы мест самоупр., инициатива граждан по проведению референдума; 5) индив и коллек обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Высшие формы непоср демок: референдум и выборы. Конституц гарантии народовл– выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования. В зав. от сод института институты прямой демократии мб: 1) способами принятия обязат. и оконч решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения нар. мнениями имеющими консультативное, но необяз значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации).
Представит демократия– осущ. власти народом через представ. органы гос.власти и мест. самоупр. Орган: 1) высшие коллег органы зак власти (ГД ФС РФ, парламенты субъектов РФ); 2) единолич органы (П. РФ, презид республик в составе РФ, губернаторы, мэры городов.). В зависимости от непосредственности волеизъяв граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (ГД, П.); 2) органы, образуемые представит.органами 1 степени (Правит, Уполномоч по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами 2степени (Счетная палата). Формы косвенного: 1) обсуждение проектов законов и др вопросов общ. жизни государства; 2) народная правотвор инициатива в зак органы; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоупр, общ организ; 4) индив и коллек обращения граждан в органы гос власти и органы местного самоупр (ОМСУ не явл. гос. властью) по всем вопросам.
-
Понятие, система и правовое регулирование институтов прямой демократии.
Непосредственная демократия – общ. отношения, возникающие в процессе решения по опр. вопросам гос и общ жизни субъектами гос власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непоср властного волеизъявления, результат кот не нуждается в каком-либо утверждении для его всеобщ использования.
Институты делятся на 2 группы:
1.К императивным формам относятся формы, решение кот явл окончательным, обязательным и не подлежит какому-либо утверждению гос. органами /органами МСУ: императивный референдум, выборы депутатов и выборных дл.2.Консультативные формы– выявление воли народа в целях принятия оптимального решения гос.органом /органом МСУ. окончательное решение принадлежит органам гос. власти и органам МСУ.
Виды: 1.Референдум и выборы.
Референдум –форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам гос. и местного значения в целях принятия решения, осущ. посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме. Выборы — форм. органов гос. власти и наделение полномочиями дл. посредством волеизъявления граждан.
2.Митинг - массовое собрание граждан для публ выражения отношений к действиям лиц и организаций и событиям общественно-политической жизни.
Собрания – там могут принимать разнообразные решения: полит, эк, соц и т.п. (выдвижение кандидатов, принятие законопроекта).
Шествия - организованное массовое движение людей по пешеходной /проезжей части улицы с целью проявления внимания к какой-либо общю проблеме.
Демонстрации - форма непоср демократии, публично выражается группой лиц общественно-полит настроение с исп наглядной форма агитации (лозунгов.).
Пикетирования - массовое собрание граждан направленных на блокирование какого-либо здания с целью воспрепятствования в его проникновение.
3. Индив и коллек обращения в органы гос. власти, обжалования действий дл, забастовки.
4. Революции. 5. Зак инициатива, всенародные обсуждения, петиции.
Противоположность - представительная демократия (народовластие) – осущ власти народом через представительные органы гос.власти и МСУ.
-
Референдум в РФ: понятие, виды, прав регулирование. Вопросы, кот не мб вынесены на референдум.
Референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам гос и местного значения в целях принятия решений, осущ посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме. Виды:
I.По предмету референдума (вопросы, выносимые на референдум):
•Конституционный
– то, что предусмотрено Конституцией как обязательный референдум;
•Зак. референдум – вопросы, предусм законом как обязательные для обсуждения на реф;
•Международно-правовой – вопросы заключения междун договоров, союзов и т.д.;
•Административно-прав –административно-территориальное деление обязательно с учетом мнения населения.
II. По территориальному признаку:
•Общегосударственный референдум, проводимый на территории государства;
•Регион реф проводятся на основе ФКЗ «Об основных гарантиях избир прав и прав на участие в референдуме» и Закона субъекта федерации о референдуме;
•Местный. III. От времени их проведения: До принятия закона парламентом; После принятия закона парламентом.
IV.По юр. последствиям: Консультативный; Императивный.
V.По способу проведения- •Обязательные (по вопросам, указанным в законе); Факультативные. VI. По субъектам инициативы (Глава государства, Парламент и т.д.).
ЗаконОД. РФ о референдумах составляют Конституция, ФКЗ «О референдуме», ФЗ «Об основных гарантиях избир прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституции (уставы), законы субъектоВ, иные НПА о референдумах, принимаемые в РФ (ст. 11 п. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избир прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
Вопросы не должны ограничивать/ отменять права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации прав и свобод. Вопросы реф субъекта не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
8. На референдум субъекта РФ, местный референдум не Мб вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении/ продлении срока полномочий органов гос власти субъекта, органов мест самоупР, о приостановлении осуществления полномочий;
в) об избрании депутатов и должностных лиц;
г) о принятии /об изменении бюджета, исполнении и изменении фин обязательств субъекта;
д) о принятии чрезв и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
-
Основ стадии референдумного процесса. Юр сила решений, принятых на референдуме.
1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку; 2) назначение референдума; 3) образование участков референдума, формирование комиссий, составление списков участников реф; 4) проведение агитации; 5) голосование и определение результатов; 6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.
Субъектами права инициативы проведения референдума явл: 1) не менее 2миллионов граждан РФ, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 %из них; 2) Констит. Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой К. РФ на всенародное голосование.
Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп не менее 100 человек. Инициаторами мб гражданин или группа граждан. Инициативная группа после проведения собрания обращается в избир. комиссию субъекта, на территории которого проживает большинство членов, с ходатайством о регистрации, в кот. указывает вопрос. Избир. комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистр. свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения группой положений К.
После получения свидетельства группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения реф. Срок действия свидетельства и срок сбора подписей – 3 месяца. По окончании сбора подписей группа представляет подписные листы в избир. комиссии субъектов, кот. проверяют соблюдение требований законод. при сборе подписей и выносят постановление. комиссия субъекта в течение 15 дней направляет листы в ЦИК.
ЦИК в течение 15 дней со дня поступления листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства и направляет их со своим заключением П. либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число подписей меньше 2 миллионов.
2)- назначение референдума- . Правом назначения обладает только П. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК документов П. направляет их с запросом в КС, кот.проверяет соблюдение требований, предусм. КРФ, и в течение месяца направляет П. решение. В случае полож. решения КС ПРФ назначает реф. в течение 15 дней после поступления к нему решения КСуда, а в случае отрицательного решения - процесс прекращается. П. издает указ о назначении реф, в кот. определяет дату его проведения. Голосование мб назначено на любой вых. день в период от 2 до 3 месяцев со дня опублик. указа.
-образование участков референдума-, комиссий и составление списков участников