Файл: Кп отрасль права России, совокупность прав норм, закрепляющих и регулирующих общ отношения, которые определяют организационное и функционально единство общества основы конституционного строя рф,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Участки образуются главами местных администраций- не более 3 тысяч граждан на кажд участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Территор. (районные, городские) комиссии образуются не позднее 10 дней после издания указа о назначении реф. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются участковыми комиссиями на основании сведений, представ. главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список явл. факт его проживания на территории данного участка. Гражданин мб включен в список только на 1 участке. Списки представл. для ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке. После принятия решения о назначении референдума граждане, общ. объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию: 1) за или против проведения реф; 2) за /против участия в реф; 3) за или против законопроекта, дей. закона.
Голосование производится с 8 до 22 часов по мест. времени в помещениях участ. комиссий по проведению реф. Каждый гражданин голосует лично. Заполн. бюллетень гражданин опускает в ящик для голосования.
По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов, а те - в ЦИК РФ. ЦИК путем суммирования данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения реф определяет результаты.
Решение считается принятым, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. решение и итоги голосования подлежат обнародованию не позднее 3дней после определения результатов. Решение явл. общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
1. Решение, принятое на референдуме, явл. обязательным и не нуждается в доп. утверждении, действует на всей территории РФ.
2. Решение, принятое на референдуме субъекта, действует на территории субъекта, мб отменено или изменено
путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее чем через 2 года после его принятия либо признано недействительным в суд. порядке.
3. Отмена судом решения, принятого на референдуме субъекта, местном реф, мб произведена по основаниям: нарушение устан. ФЗ, законом субъекта, уставом мун. образования порядка проведения референдума субъекта, местного реф., повлекшее невозможность выявить действительную волю участников реф.; 4. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, фед орган гос. власти, орган гос. власти субъекта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на реф, определить срок подготовки и принятия закона. срок не может превышать 3 месяца.
Изб. право имеет 2 значения: •Субъективное -ст 32 К: избирать и быть избранными. 1) пассивное избир право граждан (право быть избранными в органы гос. и муниц власти); 2) активное избир право (право избирать в выборные органы власти).
Активное- каждому гражд РФ, дост 18 лет. Не могут избирать граждане: 1) признанные вступившим в зак силу решением суда недееспособными; 2) в отношении коТ вступил приговор суда за совер преступления, наказанием за кот назначено лишение свободы.
Пассивное- гражданам с момента достижения ими возраста, уст ФЗ для занятия опред должности. право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности, они должны быть указаны в федеральных законах.
•Объективное– совок прав норм, регулирующая опр периоды выборов депутатов зак представ органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.
Сущ. 3 уровня самостоятельных нормат. массивов: Федеральный; Субъекта федерации; Муниц уровень. Избир право регулируется: КРФ (ст. 32), ФЗ (ФЗ «Об основных гарантиях избир прав и права на участие в референдуме граждан», ФЗ «О выборах Президента»), Указы Президента, суд решений КС РФ, Конституции, уставы и законы субъектов, нормативные акты избирательных комиссий, нормативные акты МСУ.
Пр проведения выборов -ст 3 ФКЗ «Об осн гарантиях избир прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: 1.Всеобщее избирательное право. 2.Равное избир право (каждый имеет 1голос). 3.
Прямое избир право. 4.Тайное голосование. 5.Свободное и добровольное участие в выборах. 7.Подлинные выборы. 9.Участие в референдуме независимо от места пребывания.Всеобщее избир право - гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать (активное), а по достижении возраста быть избранным (пассивное) в органы гос. власти и органы МСУ. Возрастные пределы начала осущ пассивного права колеблются от 21 года до 35 лет. депутатом Гос. Думы мб гражданин РФ, достигший 21 года, Президентом РФ - 35 лет, Закрепление равного изб права - граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. каждый гражданин, кем бы он ни был, имеет один голос. Равенство избир прав обеспечивается одинаковыми по количеству избирателей округами, где избирается депутат Гос.Думы, др представ органа.
Прямое избир право - гражданин РФ голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против кандидата (списка кандидатов) непосредственно.
Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Гражданин РФ может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущ и должн положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.
Пр. подлинных выборов - выявление и осущ. свободно выраженной воли народа путем зак закреп технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, призн судом недееспособными.
Избирательная система имеет 2 смысла:
•В шир смысле- совокупность общ отношений, возникающих в процессе выборов органов гос. власти, МСУ и высших д. лиц, организаций, возникающих при этом процессе.
•В узком - способ определения результатов выборов в зависимости от результатов голосования, то есть, технология определения результатов выборов.
Существуют 2 типа:
•при мажоритарной избранными считаются те кандидаты, кот получили большинство голосов избирателей;
•пропорциональная–система, в основе котлежит пр. распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.
Достоинство мажоритарной
: связь избирателей с конкретным депутатом. Депутат хорошо знает избирателей, отдавших за него голос и поэтому граждане чаше приходят к нему на прием, имеют право потребовать от депутата конкретных действий. Недостаток: отсутствует единый перспек план развития всей территории, депутатом от которой он является.
Достоинство пропорциональной: представительный орган имеет цельный перспективный план развития территории. Недостаток: ослаблены личные связи и персональную ответственность депутата перед избирателями.
для лучшего развития парламентаризма в России имеет место баланс этих 2х систем.
Мажоритарная имеет 3 разновидности: 1. Относит большинства (получение большинства голосов относительно др кандидата). 2.Абсолютного большинства (50% + один голос). 3.Квалифицированного большинства (2/3 или 3/4 всех голосов избирателей).
Пропорциональная имеет огромное колич разновидностей. После распределения мандатов между партийными списками встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые получаю мандаты депутатов. Существует 2 вида списков:
1.Жесткие (очередность кандидатов определяется партией в момент формирования списка; депутаты, указанные в списке не подлежат переносу). 2.Гибкие (список мб изменен внутри кандидатов).
Избирательный процесс – совокуп форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в гос. органы и органы местного самоупр.
Стадии: 1) назначение выборов. назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Фед.Собрание, ГД – Президент, представ органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего длица – представительный орган этого субъекта РФ. День голосования - воскресенье.
2) составление списков избирателей. В выборах принимают участие граждане РФ, 18 лет. Проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане, обладающие активным избир правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.
3) образование избир округов и участков. Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избир округ. Округа делятся на избирательные участки.
4) создание избирательных комиссий.Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых явл. Центральная избирательная комиссия. Избир комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки организующие и обеспеч подготовку и проведение выборов. Деятельность комиссий осуществляется в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обяз опубликованию в гос. или муниципальных СМИ.
5) выдвижение кандидатов и их регистрация. Кандидаты и полит партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Полит партии и блоки регистрируются цик.
6) предвыборная агитация. После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.
7)голосование. Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту жительства, он может получить в участковой избир комиссии открепительное удостоверение.
8) подсчет голосов и определение результатов выборов. Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы цик в течение 3 недель со дня выборов.
Факультативной стадией явл. повторное голосование, кот проводится при исп. мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.
Субъект – лицо, обладающее правами и обязанностями, связанными с подготовкой и проведением выборов. условием реализации избиР. прав и
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются участковыми комиссиями на основании сведений, представ. главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список явл. факт его проживания на территории данного участка. Гражданин мб включен в список только на 1 участке. Списки представл. для ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке. После принятия решения о назначении референдума граждане, общ. объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию: 1) за или против проведения реф; 2) за /против участия в реф; 3) за или против законопроекта, дей. закона.
Голосование производится с 8 до 22 часов по мест. времени в помещениях участ. комиссий по проведению реф. Каждый гражданин голосует лично. Заполн. бюллетень гражданин опускает в ящик для голосования.
По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов, а те - в ЦИК РФ. ЦИК путем суммирования данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения реф определяет результаты.
Решение считается принятым, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. решение и итоги голосования подлежат обнародованию не позднее 3дней после определения результатов. Решение явл. общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
1. Решение, принятое на референдуме, явл. обязательным и не нуждается в доп. утверждении, действует на всей территории РФ.
2. Решение, принятое на референдуме субъекта, действует на территории субъекта, мб отменено или изменено
путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее чем через 2 года после его принятия либо признано недействительным в суд. порядке.
3. Отмена судом решения, принятого на референдуме субъекта, местном реф, мб произведена по основаниям: нарушение устан. ФЗ, законом субъекта, уставом мун. образования порядка проведения референдума субъекта, местного реф., повлекшее невозможность выявить действительную волю участников реф.; 4. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, фед орган гос. власти, орган гос. власти субъекта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на реф, определить срок подготовки и принятия закона. срок не может превышать 3 месяца.
-
Избир право как конституционно-прав институт. Принципы избир. права и проведения референдума в РФ.
Изб. право имеет 2 значения: •Субъективное -ст 32 К: избирать и быть избранными. 1) пассивное избир право граждан (право быть избранными в органы гос. и муниц власти); 2) активное избир право (право избирать в выборные органы власти).
Активное- каждому гражд РФ, дост 18 лет. Не могут избирать граждане: 1) признанные вступившим в зак силу решением суда недееспособными; 2) в отношении коТ вступил приговор суда за совер преступления, наказанием за кот назначено лишение свободы.
Пассивное- гражданам с момента достижения ими возраста, уст ФЗ для занятия опред должности. право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности, они должны быть указаны в федеральных законах.
•Объективное– совок прав норм, регулирующая опр периоды выборов депутатов зак представ органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.
Сущ. 3 уровня самостоятельных нормат. массивов: Федеральный; Субъекта федерации; Муниц уровень. Избир право регулируется: КРФ (ст. 32), ФЗ (ФЗ «Об основных гарантиях избир прав и права на участие в референдуме граждан», ФЗ «О выборах Президента»), Указы Президента, суд решений КС РФ, Конституции, уставы и законы субъектов, нормативные акты избирательных комиссий, нормативные акты МСУ.
Пр проведения выборов -ст 3 ФКЗ «Об осн гарантиях избир прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: 1.Всеобщее избирательное право. 2.Равное избир право (каждый имеет 1голос). 3.
Прямое избир право. 4.Тайное голосование. 5.Свободное и добровольное участие в выборах. 7.Подлинные выборы. 9.Участие в референдуме независимо от места пребывания.Всеобщее избир право - гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать (активное), а по достижении возраста быть избранным (пассивное) в органы гос. власти и органы МСУ. Возрастные пределы начала осущ пассивного права колеблются от 21 года до 35 лет. депутатом Гос. Думы мб гражданин РФ, достигший 21 года, Президентом РФ - 35 лет, Закрепление равного изб права - граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. каждый гражданин, кем бы он ни был, имеет один голос. Равенство избир прав обеспечивается одинаковыми по количеству избирателей округами, где избирается депутат Гос.Думы, др представ органа.
Прямое избир право - гражданин РФ голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против кандидата (списка кандидатов) непосредственно.
Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Гражданин РФ может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущ и должн положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.
Пр. подлинных выборов - выявление и осущ. свободно выраженной воли народа путем зак закреп технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, призн судом недееспособными.
-
Понятие избир системы. Виды и особенности избир систем, применяемых на выборах в РФ.
Избирательная система имеет 2 смысла:
•В шир смысле- совокупность общ отношений, возникающих в процессе выборов органов гос. власти, МСУ и высших д. лиц, организаций, возникающих при этом процессе.
•В узком - способ определения результатов выборов в зависимости от результатов голосования, то есть, технология определения результатов выборов.
Существуют 2 типа:
•при мажоритарной избранными считаются те кандидаты, кот получили большинство голосов избирателей;
•пропорциональная–система, в основе котлежит пр. распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.
Достоинство мажоритарной
: связь избирателей с конкретным депутатом. Депутат хорошо знает избирателей, отдавших за него голос и поэтому граждане чаше приходят к нему на прием, имеют право потребовать от депутата конкретных действий. Недостаток: отсутствует единый перспек план развития всей территории, депутатом от которой он является.
Достоинство пропорциональной: представительный орган имеет цельный перспективный план развития территории. Недостаток: ослаблены личные связи и персональную ответственность депутата перед избирателями.
для лучшего развития парламентаризма в России имеет место баланс этих 2х систем.
Мажоритарная имеет 3 разновидности: 1. Относит большинства (получение большинства голосов относительно др кандидата). 2.Абсолютного большинства (50% + один голос). 3.Квалифицированного большинства (2/3 или 3/4 всех голосов избирателей).
Пропорциональная имеет огромное колич разновидностей. После распределения мандатов между партийными списками встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые получаю мандаты депутатов. Существует 2 вида списков:
1.Жесткие (очередность кандидатов определяется партией в момент формирования списка; депутаты, указанные в списке не подлежат переносу). 2.Гибкие (список мб изменен внутри кандидатов).
-
Понятие и основные стадии избирательного процесса.
Избирательный процесс – совокуп форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в гос. органы и органы местного самоупр.
Стадии: 1) назначение выборов. назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Фед.Собрание, ГД – Президент, представ органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего длица – представительный орган этого субъекта РФ. День голосования - воскресенье.
2) составление списков избирателей. В выборах принимают участие граждане РФ, 18 лет. Проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане, обладающие активным избир правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.
3) образование избир округов и участков. Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избир округ. Округа делятся на избирательные участки.
4) создание избирательных комиссий.Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых явл. Центральная избирательная комиссия. Избир комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки организующие и обеспеч подготовку и проведение выборов. Деятельность комиссий осуществляется в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обяз опубликованию в гос. или муниципальных СМИ.
5) выдвижение кандидатов и их регистрация. Кандидаты и полит партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Полит партии и блоки регистрируются цик.
6) предвыборная агитация. После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.
7)голосование. Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту жительства, он может получить в участковой избир комиссии открепительное удостоверение.
8) подсчет голосов и определение результатов выборов. Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы цик в течение 3 недель со дня выборов.
Факультативной стадией явл. повторное голосование, кот проводится при исп. мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.
-
Субъекты избирательного процесса: понятие, виды, особенности правового статуса.
Субъект – лицо, обладающее правами и обязанностями, связанными с подготовкой и проведением выборов. условием реализации избиР. прав и