Файл: Механизация лугомелиоративных работ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенно сильно увеличивается сопротивление пере­ движению на избыточно увлажненных торфяниках при отсутствии дернины. На минеральном суглинистом грунте значение коэффициента сопротивления передви­ жению трактора значительно меньше, чем на торфяни­ ках, и растет оно с увеличением удельного давления значительно медленнее. Это объясняется тем, что ми­ неральный грунт более устойчив к восприятию верти­ кальной нагрузки. Здесь неглубокая колея, работы на смятие грунта затрачивается меньше.

С увеличением глубины колеи увеличивается коэф­ фициент сопротивления передвижению гусеничного трактора. Следовательно, увеличивается работа на об­ разование колеи, деформацию грунта, снижается полез­ ная сила тяги и тяговая мощность трактора. Для грунтов с различными механическими свойствами и несу­ щей способностью есть оптимальные значения удельно­ го давления от массы машины и размеров опорной по­ верхности, при которых гусеничная машина имеет луч­ шие тяговые и сцепные свойства, т. е. способна нести максимальную нагрузку. Для гусеничных машин сцеп­ ной вес обычно принимают равным весу машины.

Изменение среднего удельного давления на опорную поверхность гусениц может быть достигнуто изменени­ ем размеров гусениц. С увеличением длины и ширины гусениц увеличивается опорная поверхность, снижается среднее удельное давление на грунт.

При больших крюковых нагрузках трактор на тор­ фянике работает со значительным буксованием, проис­ ходит срыв несущего дернового покрова почвозацепами гусениц. Трактор проседает в торфяник и работает под некоторым углом к поверхности — с диферентом центр давления смещается назад относительно центра сим­ метрии опорной поверхности трактора.

Гусеничные тракторы на мелиоративных работах

В Нечерноземной зоне на мелиоративных работах широко применяют гусеничные тракторы класса тяги

3 и 6 тс.

На избыточно увлажненных участках со слабой дер­ ниной или на первичной обработке земель, покрытых кустарником и кочками, на разработке пластов после

256

первичной вспашки гусеничные тракторы общего назна­ чения не применяются.

По данным испытаний тракторов ДТ-54 и Т-100 в ЦНИИМЭСХ (стерня озимой ржи на минеральной поч­ ве и на первичной обработке избыточно увлажненного торфяника) отмечены следующие изменения эксплуата­ ционных показателей:

усилие на передвижение тракторов на избыточно увлажненном торфянике по сравнению со стерней воз­ растает до 47%;

из-за недостаточного сцепления гусениц тракторов с почвой при обработке торфяника резко увеличивают­ ся потери на буксование;

тяговое усилие на

торфяниках по сравнению

со

стерней по ДТ-54 снижается на 30—50%,

по Т-100 —

на 50—70%. Тяговая

мощность трактора

ДТ-54

при

первичной обработке торфяника снижается до 52%, а

по трактору Т-100 больше чем вдвое.

избыточно

В дождливое время года при освоении

увлажненных участков тракторы общего

назначения

часто простаивают.

Поэтому наряду с

гусеничными

тракторами

общего

назначения

хозяйства должны

иметь и тракторы болотной модификации.

 

Тракторы об­

 

Ширина гусе­

Длина опор­

Среднее удельное

щего назначе­

Масса, кг

ной поверхно­

давление на опор­

ния и болот­

ниц, мм

сти гусеницы,

ную поверхность

ные

 

 

мм

почвы, кгс/см2

ДТ-54А

5 400

390

1622

0,5

ДТ-55А

6 460

530

2244

0,25

ДТ-75

6 090

390

1612

0,44

ДТ-75Б

8 160

530

2480-3200

0,24-0,34

Т-100М

11 830

500

2370

0,5

Т-100БГС

14 500

975

2780

0,27

В тракторах болотной модификации удлинены гусе­ ничные тележки и рамы, увеличена длина траков гу­ сениц, двигатель вынесен по раме несколько вперед. С внесением этих изменений уменьшается среднее удельное давление на опорную поверхность гусениц. Давление по длине гусениц болотных тракторов рас­ пределяется более равномерно.

Трактор ДТ-75Б оборудован передней гидронавес­ ной системой и валом отбора мощности с приводом от

17 З а к а з № 6682

257


переднего конца коленчатого вала двигателя. В трак­ торе установлен механизм для подъема и опускания передних колес. Это позволяет изменять опорную по­ верхность гусениц в зависимости от условий движения трактора. Для снижения больших лобовых сопротивле­ ний при переездах через воронки и каналы или стволы крупных деревьев, при поворотах трактора поднимают передние колеса. На труднопроходимых переувлажнен­ ных участках передние колеса опускают, опорная по­ верхность гусениц увеличивается, снижается среднее удельное давление на грунт с 0,34 до 0,24 кгс/см2, уменьшается глубина колеи, улучшается проходимость трактора.

Эксплуатация болотных тракторов ДТ-55А и Т-100Б показала, что использование их с мелиоративными машинами в условиях пониженной проходимости в 1,5—1,2 раза уменьшает стоимость мелиоративных ра­ бот по сравнению с применением в этих условиях трак­

торов общего

назначения.

 

ДТ-55,

ДТ-75Б

и

Тракторы

болотной

модификации

Т-100МБ по удельному давлению

(0,25—0,3

кгс/см2)

на

опорную

поверхность гусениц удовлетворяют

требова­

ния работы на осушенных торфяниках.

 

 

 

 

Для работы на неосушенном болоте тракторы дол­

жны быть более мощными с удельным

давлением

на

опорную

поверхность

гусениц

в

пределах

0,14—

0,18 кгс/см2.

 

 

 

 

когда

работу

При осушении болот бывают случаи,

выполняют на труднопроходимых топких участках ме­ лиоративными машинами, требующими больших тяго­ вых усилий, например каналокопателями. На таких участках болотные тракторы проходят только на холо­ стом ходу. Для работы в указанных условиях ЦНИИМЭСХ предложил тяговую реверсивную лебедку к тракторам Т-100Б, Т-100МБГ. Тяговое усилие лебед­ ки 12 тс, канатоемкость 100 м.

В этом устройстве, погруженном в грунт, наиболь­ шая горизонтальная упорная сила возникает при угле наклона упорных штанг к горизонту около 25°. Увели­ чение угла нежелательно, так как при этом возрастают вертикальные реакции, они стремятся приподнять зад­ нюю часть трактора и уменьшить сцепление гусениц трактора с грунтом. Якорное устройство с трактором Т-100Б на минеральных почвах обеспечивает сопротив­

258


ление сдвигу до 28 тс, а на

торфяно-болотных

грун­

тах — до 22 тс.

тракторы

класса

6 тс.

 

 

Гусеничные

Трактор

Т-ЮОМГС — усовершенствованная

модель

трактора

Т-100БГС. На нем установлен более

мощный

 

дизель

(108 л. с.), отличающийся новым образованием

рабо­

чей смеси. Пуск двигателя от карбюраторного бензи­ нового двигателя с электростартером. Коробка передач трактора с пятью скоростями вперед и четырьмя назад. Поворачивают трактор при помощи бортовых фрикци­ онов. Передняя часть подрессорена балансирным уст­ ройством.

Трактор выпускают в трех вариантах:

Т-100МГС-1

с гидравлической системой и Т-ЮОМГС с

гидравличе­

ской системой и механизмом сельскохозяйственной на­ вески для мелиоративных машин, Т-ЮОМГП с перед­ ней навеской.

Для работы с прицепными машинами трактор обо­ рудован маятниковым прицепом, обеспечивающим трак­

тору большую маневренность, особенно при

больших

нагрузках.

 

 

Трактор

Т-ЮОМБГС — модификация

трактора

Т-ЮОМГС, предназначен для работы на болотах и за­ болоченных землях при их осушении и обработке. Он имеет более широкую (970 мм) гусеницу. Удельное давление на грунт 0,27 кгс/см2.

По сравнению с двигателем трактора Т-100ГС дви­ гатель трактора Т-ЮОМБГС сдвинут вперед на 406мм. В связи с этим удлинены лонжероны рамы. Увеличена база — расстояние между осями натяжного и ведущих колес. Коробка передач имеет четыре скорости вперед (пятая заблокирована) и четыре назад.

Так же как и трактор Т-ЮОМГС, трактор Т-ЮОМБГС имеет трехточечное навесное устройство и маятниковый прицеп.

Тракторы Т-ЮОМГП и Т-ЮОМБГП — последняя бо­ лотная модификация с передней навеской.

Комплектование машинно-тракторных агрегатов на мелиоративных работах. Такое комплектование надо выполнять с учетом тяговых свойств трактора и тяго­ вых сопротивлений машин и орудий, чтобы обеспечива­ лись максимальная производительность и экономич­ ность агрегатов.

17!

259



Тяговые свойства тракторов

Наиболее полно отражаются тяговые свойства трак­ торов в их характеристиках по результатам испытаний на первичной обработке осваиваемых площадей: уда­

ляют древесно-кустарниковую растительность,

корчуют

и убирают камни, пашут и т. д. на тракторах

на це­

линных минеральных и торфяно-болотных почвах. Ра­ бота тракторов в этих условиях отражается тяговыми характеристиками, снятыми на целинном низинном бо­ лоте или на осваиваемом участке с минеральными поч­ вами. Первичная вспашка после раскорчевки и уборки древесной растительности, разделка пластов, выравни­ вание поверхности, прикатывание, повторное фрезеро­ вание — все это выполняют по взрыхленной поверхно­ сти почв. В таких условиях работа тракторов отража­ ется тяговыми характеристиками, снятыми на осваива­ емых участках после первичной вспашки.

К основным эксплуатационным показателям тракто­

ра относятся: тяговое усилие трактора

на

крюке Ркр,

измеряемое

в

кгс; скорость

передвижения

Vp, м/с или

км/ч; тяговая

мощность NKp, л. с.; расход

топлива —

часовой G,

кг/ч

и удельный

в расчете

на

тяговую ло­

шадиную

силу за

1 ч работы

gK, г/л. с. ч;

буксование

ведущих

колес

или гусениц б, %,

которое

возникает

из-за недостаточного сцепления их с почвогрунтом.

При работе

трактора ДТ-55 на

вспаханном низин­

ном участке по сравнению с работой на целинном уча­ стке ухудшаются эксплуатационные показатели: сни­ жается тяговая мощность по передачам с 39,7—30,2 до 36,1—29,3 л. с., увеличивается удельный расход топли­ ва с 287—374 до 310—382 г/л. с. ч.

Коэффициент сопротивления передвижению тракто­ ра по целинному участку в пределах 0,115—0,142, сред­ нее значение 0,126, а на вспаханном участке 0,122—0,151 при среднем его значении 0,137. Соответственно увели­ чивается буксование гусениц по передачам с 1,2—4,2

до 1,8—5,1%.

Значительные преимущества по эксплуатационным показателям трактора ДТ-55А имеет трактор такого же класса — Д-75Б.

На тракторе ДТ-75Б по сравнению с ДТ-55А более мощный двигатель и модернизированное ходовое уст­ ройство, позволяющее снижать среднее удельное дав-

260