ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Особенно сильно увеличивается сопротивление пере движению на избыточно увлажненных торфяниках при отсутствии дернины. На минеральном суглинистом грунте значение коэффициента сопротивления передви жению трактора значительно меньше, чем на торфяни ках, и растет оно с увеличением удельного давления значительно медленнее. Это объясняется тем, что ми неральный грунт более устойчив к восприятию верти кальной нагрузки. Здесь неглубокая колея, работы на смятие грунта затрачивается меньше.
С увеличением глубины колеи увеличивается коэф фициент сопротивления передвижению гусеничного трактора. Следовательно, увеличивается работа на об разование колеи, деформацию грунта, снижается полез ная сила тяги и тяговая мощность трактора. Для грунтов с различными механическими свойствами и несу щей способностью есть оптимальные значения удельно го давления от массы машины и размеров опорной по верхности, при которых гусеничная машина имеет луч шие тяговые и сцепные свойства, т. е. способна нести максимальную нагрузку. Для гусеничных машин сцеп ной вес обычно принимают равным весу машины.
Изменение среднего удельного давления на опорную поверхность гусениц может быть достигнуто изменени ем размеров гусениц. С увеличением длины и ширины гусениц увеличивается опорная поверхность, снижается среднее удельное давление на грунт.
При больших крюковых нагрузках трактор на тор фянике работает со значительным буксованием, проис ходит срыв несущего дернового покрова почвозацепами гусениц. Трактор проседает в торфяник и работает под некоторым углом к поверхности — с диферентом центр давления смещается назад относительно центра сим метрии опорной поверхности трактора.
Гусеничные тракторы на мелиоративных работах
В Нечерноземной зоне на мелиоративных работах широко применяют гусеничные тракторы класса тяги
3 и 6 тс.
На избыточно увлажненных участках со слабой дер ниной или на первичной обработке земель, покрытых кустарником и кочками, на разработке пластов после
256
первичной вспашки гусеничные тракторы общего назна чения не применяются.
По данным испытаний тракторов ДТ-54 и Т-100 в ЦНИИМЭСХ (стерня озимой ржи на минеральной поч ве и на первичной обработке избыточно увлажненного торфяника) отмечены следующие изменения эксплуата ционных показателей:
усилие на передвижение тракторов на избыточно увлажненном торфянике по сравнению со стерней воз растает до 47%;
из-за недостаточного сцепления гусениц тракторов с почвой при обработке торфяника резко увеличивают ся потери на буксование;
тяговое усилие на |
торфяниках по сравнению |
со |
|
стерней по ДТ-54 снижается на 30—50%, |
по Т-100 — |
||
на 50—70%. Тяговая |
мощность трактора |
ДТ-54 |
при |
первичной обработке торфяника снижается до 52%, а
по трактору Т-100 больше чем вдвое. |
избыточно |
|||
В дождливое время года при освоении |
||||
увлажненных участков тракторы общего |
назначения |
|||
часто простаивают. |
Поэтому наряду с |
гусеничными |
||
тракторами |
общего |
назначения |
хозяйства должны |
|
иметь и тракторы болотной модификации. |
|
|||
Тракторы об |
|
Ширина гусе |
Длина опор |
Среднее удельное |
щего назначе |
Масса, кг |
ной поверхно |
давление на опор |
|
ния и болот |
ниц, мм |
сти гусеницы, |
ную поверхность |
|
ные |
|
|
мм |
почвы, кгс/см2 |
ДТ-54А |
5 400 |
390 |
1622 |
0,5 |
ДТ-55А |
6 460 |
530 |
2244 |
0,25 |
ДТ-75 |
6 090 |
390 |
1612 |
0,44 |
ДТ-75Б |
8 160 |
530 |
2480-3200 |
0,24-0,34 |
Т-100М |
11 830 |
500 |
2370 |
0,5 |
Т-100БГС |
14 500 |
975 |
2780 |
0,27 |
В тракторах болотной модификации удлинены гусе ничные тележки и рамы, увеличена длина траков гу сениц, двигатель вынесен по раме несколько вперед. С внесением этих изменений уменьшается среднее удельное давление на опорную поверхность гусениц. Давление по длине гусениц болотных тракторов рас пределяется более равномерно.
Трактор ДТ-75Б оборудован передней гидронавес ной системой и валом отбора мощности с приводом от
17 З а к а з № 6682 |
257 |
переднего конца коленчатого вала двигателя. В трак торе установлен механизм для подъема и опускания передних колес. Это позволяет изменять опорную по верхность гусениц в зависимости от условий движения трактора. Для снижения больших лобовых сопротивле ний при переездах через воронки и каналы или стволы крупных деревьев, при поворотах трактора поднимают передние колеса. На труднопроходимых переувлажнен ных участках передние колеса опускают, опорная по верхность гусениц увеличивается, снижается среднее удельное давление на грунт с 0,34 до 0,24 кгс/см2, уменьшается глубина колеи, улучшается проходимость трактора.
Эксплуатация болотных тракторов ДТ-55А и Т-100Б показала, что использование их с мелиоративными машинами в условиях пониженной проходимости в 1,5—1,2 раза уменьшает стоимость мелиоративных ра бот по сравнению с применением в этих условиях трак
торов общего |
назначения. |
|
ДТ-55, |
ДТ-75Б |
и |
||||
Тракторы |
болотной |
модификации |
|||||||
Т-100МБ по удельному давлению |
(0,25—0,3 |
кгс/см2) |
на |
||||||
опорную |
поверхность гусениц удовлетворяют |
требова |
|||||||
ния работы на осушенных торфяниках. |
|
|
|
|
|||||
Для работы на неосушенном болоте тракторы дол |
|||||||||
жны быть более мощными с удельным |
давлением |
на |
|||||||
опорную |
поверхность |
гусениц |
в |
пределах |
0,14— |
||||
0,18 кгс/см2. |
|
|
|
|
когда |
работу |
|||
При осушении болот бывают случаи, |
выполняют на труднопроходимых топких участках ме лиоративными машинами, требующими больших тяго вых усилий, например каналокопателями. На таких участках болотные тракторы проходят только на холо стом ходу. Для работы в указанных условиях ЦНИИМЭСХ предложил тяговую реверсивную лебедку к тракторам Т-100Б, Т-100МБГ. Тяговое усилие лебед ки 12 тс, канатоемкость 100 м.
В этом устройстве, погруженном в грунт, наиболь шая горизонтальная упорная сила возникает при угле наклона упорных штанг к горизонту около 25°. Увели чение угла нежелательно, так как при этом возрастают вертикальные реакции, они стремятся приподнять зад нюю часть трактора и уменьшить сцепление гусениц трактора с грунтом. Якорное устройство с трактором Т-100Б на минеральных почвах обеспечивает сопротив
258
ление сдвигу до 28 тс, а на |
торфяно-болотных |
грун |
|||
тах — до 22 тс. |
тракторы |
класса |
6 тс. |
|
|
Гусеничные |
Трактор |
||||
Т-ЮОМГС — усовершенствованная |
модель |
трактора |
|||
Т-100БГС. На нем установлен более |
мощный |
|
дизель |
||
(108 л. с.), отличающийся новым образованием |
рабо |
чей смеси. Пуск двигателя от карбюраторного бензи нового двигателя с электростартером. Коробка передач трактора с пятью скоростями вперед и четырьмя назад. Поворачивают трактор при помощи бортовых фрикци онов. Передняя часть подрессорена балансирным уст ройством.
Трактор выпускают в трех вариантах: |
Т-100МГС-1 |
с гидравлической системой и Т-ЮОМГС с |
гидравличе |
ской системой и механизмом сельскохозяйственной на вески для мелиоративных машин, Т-ЮОМГП с перед ней навеской.
Для работы с прицепными машинами трактор обо рудован маятниковым прицепом, обеспечивающим трак
тору большую маневренность, особенно при |
больших |
|
нагрузках. |
|
|
Трактор |
Т-ЮОМБГС — модификация |
трактора |
Т-ЮОМГС, предназначен для работы на болотах и за болоченных землях при их осушении и обработке. Он имеет более широкую (970 мм) гусеницу. Удельное давление на грунт 0,27 кгс/см2.
По сравнению с двигателем трактора Т-100ГС дви гатель трактора Т-ЮОМБГС сдвинут вперед на 406мм. В связи с этим удлинены лонжероны рамы. Увеличена база — расстояние между осями натяжного и ведущих колес. Коробка передач имеет четыре скорости вперед (пятая заблокирована) и четыре назад.
Так же как и трактор Т-ЮОМГС, трактор Т-ЮОМБГС имеет трехточечное навесное устройство и маятниковый прицеп.
Тракторы Т-ЮОМГП и Т-ЮОМБГП — последняя бо лотная модификация с передней навеской.
Комплектование машинно-тракторных агрегатов на мелиоративных работах. Такое комплектование надо выполнять с учетом тяговых свойств трактора и тяго вых сопротивлений машин и орудий, чтобы обеспечива лись максимальная производительность и экономич ность агрегатов.
17! |
259 |
Тяговые свойства тракторов
Наиболее полно отражаются тяговые свойства трак торов в их характеристиках по результатам испытаний на первичной обработке осваиваемых площадей: уда
ляют древесно-кустарниковую растительность, |
корчуют |
и убирают камни, пашут и т. д. на тракторах |
на це |
линных минеральных и торфяно-болотных почвах. Ра бота тракторов в этих условиях отражается тяговыми характеристиками, снятыми на целинном низинном бо лоте или на осваиваемом участке с минеральными поч вами. Первичная вспашка после раскорчевки и уборки древесной растительности, разделка пластов, выравни вание поверхности, прикатывание, повторное фрезеро вание — все это выполняют по взрыхленной поверхно сти почв. В таких условиях работа тракторов отража ется тяговыми характеристиками, снятыми на осваива емых участках после первичной вспашки.
К основным эксплуатационным показателям тракто
ра относятся: тяговое усилие трактора |
на |
крюке Ркр, |
||||||
измеряемое |
в |
кгс; скорость |
передвижения |
Vp, м/с или |
||||
км/ч; тяговая |
мощность NKp, л. с.; расход |
топлива — |
||||||
часовой G, |
кг/ч |
и удельный |
в расчете |
на |
тяговую ло |
|||
шадиную |
силу за |
1 ч работы |
gK, г/л. с. ч; |
буксование |
||||
ведущих |
колес |
или гусениц б, %, |
которое |
возникает |
||||
из-за недостаточного сцепления их с почвогрунтом. |
||||||||
При работе |
трактора ДТ-55 на |
вспаханном низин |
ном участке по сравнению с работой на целинном уча стке ухудшаются эксплуатационные показатели: сни жается тяговая мощность по передачам с 39,7—30,2 до 36,1—29,3 л. с., увеличивается удельный расход топли ва с 287—374 до 310—382 г/л. с. ч.
Коэффициент сопротивления передвижению тракто ра по целинному участку в пределах 0,115—0,142, сред нее значение 0,126, а на вспаханном участке 0,122—0,151 при среднем его значении 0,137. Соответственно увели чивается буксование гусениц по передачам с 1,2—4,2
до 1,8—5,1%.
Значительные преимущества по эксплуатационным показателям трактора ДТ-55А имеет трактор такого же класса — Д-75Б.
На тракторе ДТ-75Б по сравнению с ДТ-55А более мощный двигатель и модернизированное ходовое уст ройство, позволяющее снижать среднее удельное дав-
260