ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Если фактическая загрузка трактора выше опти мальной загрузки, неизбежны частые переключения рабочих передач. При возрастании тягового сопротив ления агрегата переходят на низшую передачу, а при снижении тягового сопротивления переключаются на высшую передачу. Часто это переключение неизбежно приводит к большим потерям времени на остановки аг
регата, обусловливает излишнюю утомляемость води теля.
Более полная загрузка трактора зависит от способ ности тракторного двигателя преодолевать возросшее тяговое сопротивление. Значительные возрастания этого сопротивления с частой повторяемостью можно преодо левать за счет сил инерции движения тракторного аг регата, не вызывая перегрузки двигателя. Большое воз растание сопротивления с малой частотой (корчевание кустов, деревьев, уборка камней) перегружает дви гатель.
Рекомендуемые значения загрузки тракторов на мелиорации изменяются в больших пределах — от 0,5 до 0,85. Во всех случаях меньшие значения коэффици ентов загрузки относятся к неблагоприятным условиям работы тракторных агрегатов с большими колебаниями загрузки из-за наличия на поле древесных остатков, крупных кочек, связной древесины. Более высокие по казатели загрузки соответствуют относительно благо приятным условиям работы с более равномерным тяго вым сопротивлением.
Тяговое сопротивление машин
Известно, что тяговое |
сопротивление машин-ору |
дий — это сопротивление, |
которое они оказывают при |
передвижении в рабочем или транспортном состоянии. Холостое или транспортное сопротивление возника ет во время заездов и при поворотах, на вспомогатель
ных проходах при корчевании и сгребании выкорчеван ной массы, на бульдозерных и грейдерных работах, при переездах и перевозках машин. Величина холостого тягового сопротивления зависит от веса машины, конст рукции ходового устройства (стальные или пневмати ческие колеса, гусеничный ход, подшипники) и от со стояния поверхности поля (плотность, влажность, мик рорельеф), по которому машина движется.
266
Для расчета холостого сопротивления пользуются формулой
' Ом,
где /?*— холостое (транспортное) сопротивление ма шины, кг;
/ — коэффициент сопротивления передвижению; GM— вес машины, кг.
Навесные машины-орудия (кусторезы, корчеватели, бульдозеры, плуги, дисковые бороны, фрезы и др.) на холостом ходу передвигаются вместе с трактором. По
этому их тяговое |
сопротивление |
на |
холостом |
ходу |
|
определяется как |
произведение коэффициента |
сопро |
|||
тивления передвижению трактора |
в |
данных |
условиях |
||
на вес машины. |
|
возникает |
при |
пере |
|
Рабочее тяговое сопротивление |
движении машины-орудия во время работы с включен ными рабочими органами. Оно зависит от многих фак торов. Кроме веса и конструкции ходового устройства машины, на величину рабочего тягового сопротивления влияют: особенности технологических операций — сре зание древесно-кустарниковой растительности, корчева ние деревьев, пней и камней, подрезание и оборот пласта, рыхление разрывом и резанием, уплотнение по верхности и др.; природно-естественные условия — ми неральные или торфяные почвы, их влажность, видовой состав древесно-кустарниковой растительности, диа метр, высота, наличие кочек, размеры, наличие камней,
рельеф |
поверхности; |
эксплуатационный |
режим — ско |
рость |
передвижения, |
глубина обработки, |
техническое |
состояние и регулировка машин.
Факторы, определяющие тяговое сопротивление ма шин, в большинстве своем переменные. Поэтому и тяговое сопротивление одной и той же машины значи тельно изменяется в зависимости от условий работы и ее технического состояния. При обработке одного уча стка, даже на одном гоне снятые динамограммы пока зывают значительные колебания тяговых сопротив
лений.
Обп^ее рабочее сопротивление машин обычно опре деляют по их удельному сопротивлению. Для большин ства мелиоративных машин (кусторезов, корчевателей, дисковых и зубовых борон, катков и др.) удельное со противление показывают в кг на 1 м ширины рабочего захвата машины.
257
Для плугов, каналокопателей и других землерой ных машин удельное сопротивление определяют в ки лограммах на площадь поперечного сечения пласта или поперечного сечения деформируемого грунта в см2 или м2. Иногда удельное сопротивление плуга рассчи тывают на единицу ширины рабочего захвата.
Среднее и предельные значения тяговых сопротив лений машин-орудий берут применительно к условиям работы данного агрегата. Чем больше степень неравно мерности тягового сопротивления, тем труднее условия работы тракторного агрегата. Характерная особен ность большинства мелиоративных машин: они рабо
тают в |
условиях |
сильно |
колеблющейся |
тяговой |
на |
грузки. |
величина |
тягового |
сопротивления |
некоторых |
|
Так, |
|||||
машин на одном и том же участке часто |
отклоняется |
||||
от среднего значения на 40—50% и больше. А |
при |
вспашке старопахотных минеральных почв степень не равномерности обычно не превышает значений 0,3—0,4. Это необходимо учитывать при комплектовании машин но-тракторных агрегатов на мелиоративных работах.
Тяговое сопротивление кусторезов пассивного дейст вия зависит от видового состава срезаемой древесной растительности и густоты насаждений, от диаметра стволов деревьев. На тяговое сопротивление кустореза влияют условия его проходимости: рельеф, наличие дернового или мохового покрова, влажность почвы. Тя говое сопротивление кусторезов на низинном торфяни ке (влажность поверхностного слоя до 81,5%) следу ющее.
|
|
Удельное сопротивле- |
Степень |
|
|
|
пие, |
кгс/м |
неравно- |
|
Кустарник |
|
|
мерности |
|
|
максималь- |
тягового |
|
|
|
среднее |
сопротив- |
|
|
|
ное |
ления |
|
Смешанный, березово-ивово-ольховый, |
|
|
|
|
на 1 га 12 240 стволов, суммарное |
390 |
552 |
0,83 |
|
поперечное сечение стволов 11,09 м2 |
||||
Смешанный, березово-ивово-ольховый |
|
|
|
|
на 1 га 23 150 стволов, суммарное |
770 |
1030 |
0,67 |
|
поперечное сечение стволов 21,93 м2 |
||||
Смешанный, |
березово-ивово-ольхо- |
|
|
|
вый, на 1 |
га 42 370 стволов, сум |
|
|
|
марное поперечное сечение стволов |
1120 |
1540 |
0,55 |
|
35,58 м2 .............................................. |
268
С увеличением густоты кустарника при одинаковом видовом составе удельное сопротивление кустореза уве личивается. При увеличении густоты насаждений сте пень неравномерности тягового сопротивления снижа ется.
Тяговое усилие корчевателей-собирателей па корче вании древесно-кустарниковой растительности крайне неравномерно. Усилие на «вырывание» куста зависит от древесной породы, диаметра и числа стволов в ку сте, от почвенных условий.
Среднее тяговое сопротивление на корчевании бере зы, ивы и лозы на минеральных почвах значительно больше, чем на торфяниках. Здесь ольха с развитой корневой системой вызывает более высокие усилия по сравнению с минеральными почвами. При равных сум мах диаметров стволов в кусте наибольших усилий для «вырывания» требует ольха, затем береза, ива и наи меньших — лоза. Степень неравномерности тяговых усилий для корчевания деревьев отдельных пород из меняется в пределах от 0,93 (лоза на торфянике) до 8,78 (ива на торфянике). Разность между максималь ным и минимальным тяговым сопротивлением может быть почти в 9 раз выше среднего тягового усилия на корчевании.
Тяговое сопротивление болотно-кустарниковых плу гов зависит от природно-естественных условий: мине ральные или торфяно-болотные почвы, задернелость и связность поверхностного слоя, состав древесно-кустар никовой растительности, кочки, влажность пахотного горизонта. Влияют также и технологические факторы: плуги прицепные или навесные, их конструктивные па раметры, число корпусов, ширина захвата, глубина обработки. Все это влияет на величину среднего удель ного и общего тягового сопротивления плугов, на сте пень неравномерности тяговых сопротивлений.
Во всех случаях удельное сопротивление плугов на первичной вспашке минеральных почв значительно вы ше по сравнению со вспашкой болотно-торфяных почв. Первичная вспашка характеризуется большой степенью неравномерности тяговых сопротивлений: на минераль ных почвах она достигает 0,68—0,85, на торфяных 1,26—1,46. Большие колебания тяговых сопротивлений на первичной вспашке объясняются наличием в почве камней, пней, корней.
269
Тяговое сопротивление плугов на первичной вспашке
|
|
|
|
|
Минеральные почвы |
Болотно-торфяные |
|||
Условия испытании |
|
удельное |
степень |
удельное |
степень не |
||||
|
|
|
|
|
сопротив |
сопротив |
|||
|
|
|
|
|
ление, |
неравно |
ление, |
равномерности |
|
|
|
|
|
|
кгс/сма |
мерности |
кгс/сма |
||
Плуги |
ПКБ-56, |
|
|
0,89-1 |
0,36-0,68 0,75-0,77 |
0,61-0,67 |
|||
ПКБ-2-54, Приокская |
|
|
|
|
|
||||
пойма Рязанской |
об |
|
|
|
|
|
|||
ласти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плуги ПБН-60, ПБН-2-54, |
— |
— |
0,39-0,68 |
0,94-1,26 |
|||||
П'риокская пойма |
|
|
|
|
|
|
|||
Плуги ПКБ-56 и |
|
|
|
0,66 - 0,72 |
0,58-0,84 |
||||
ПКБ-2-54, |
|
вспашка |
|
|
|
|
|
||
низинного |
закустарен- |
|
|
|
|
|
|||
ного |
болота, |
Минская |
|
|
|
|
|
||
область. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плуги |
ПКБ-56, |
|
|
0,74—1 |
0,73-0,85 0,62—0,63 |
0,93-1,46 |
|||
ПКБ-2-54, Яхромская |
|
|
|
|
|
||||
пойма Московской |
об |
|
|
|
|
|
|||
ласти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плуг ПКБН-100, запаш |
0,49 |
0,29 |
0,52 |
|
0,28 |
||||
ка густого |
ивнякового |
|
|
|
|
|
|||
кустарника, |
высота |
до |
|
|
|
|
|
||
5 м, |
глубина |
пахоты |
|
|
|
|
|
||
40—50 см, |
Приокская |
|
|
|
|
|
|||
пойма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тяговое сопротивление тяжелых дисковых борон |
|||||||||
более |
равномерно. Их |
применяют |
на предпахотном |
||||||
дисковании для разделки задернелого слоя и |
на |
раз |
|||||||
делке пластов после первичной вспашки. В |
большин |
||||||||
стве случаев почву дискуют в 2—4 следа. |
|
|
|||||||
Тяговое сопротивление тяжелых дисковых борон за |
|||||||||
висит |
от |
состояния |
поверхности |
обрабатываемого |
|||||
слоя |
его |
плотности, |
связности и влажности, |
от |
глу |
бины обработки и наличия древесных остатков, направ ления движения относительно пластов и от прохода бороны первым или повторным следом.
Тяговое сопротивление тяжелых дисковых борон на иболее полно характеризуется удельным сопротивле нием на единицу поперечного сечения обработанного слоя почвы (кгс/м2). Наиболее высокое удельное со противление (0,24—0,31 кгс/см2) возникает на дискова нии сильно задернелого луга и разделке пластов ни зинного болота с древесными остатками.
270
Степень неравномерности тяговых сопротивлений из меняется в пределах 0,14—0,75. Среднее удельное со противление дисковых борон при первом и повторных проходах почти не изменяется. Но при повторных про ходах дисковых борон и дисковании боронами, при цепленными вслед, степень неравномерности тяговых сопротивлений значительно ниже — тяговое сопротивле ние более стабильно.
Тяжелые дисковые бороны
|
|
|
|
|
Удельное сопротивле |
Степень |
|
|
|
|
|
|
ние |
||
|
|
|
|
|
|
|
неравно- |
|
Условия работы |
|
|
кгс/см2 с |
мерности |
||
|
|
|
тягового |
||||
|
|
|
|
|
кгс/м |
учетом |
сопротив |
|
|
|
|
|
глубины |
ления |
|
|
|
|
|
|
|
обработки |
|
БДТ-2,2, предпахотное дискование |
394 |
0,31-0,24 |
0,75 |
||||
задернелого луга в Приокской пой |
|
|
|
||||
ме на глубину 13—16 см |
|
|
|
||||
БДТ-2,2, разделка пластов задерне |
|
|
|
||||
лого луга на глубину 16—20 см: |
427 |
0,27- 0,21 |
0,75 |
||||
одна |
борона |
|
|
||||
две бороны вслед |
|
420 |
0,26-0,21 |
0,38 |
|||
БДТ-2,2, разделка пластов на низин |
|
|
|
||||
ных торфяно-болотных почвах: |
499-750 0,29-0,36 |
0,4 |
|||||
первый след, глубина 17—11 см |
|||||||
второй след, глубина 19—26 см |
553—798 0,29-0,31 |
0,36 |
|||||
БДТ-2,2, разделка пластов на низин |
|
|
|
||||
ном болоте с древесными остатка |
|
|
|
||||
ми: |
|
|
|
19,5 см |
740 |
0,38 |
0,47 |
первый след, глубина |
|||||||
второй след, глубина 22 см |
805 |
0,37 |
0,43 |
||||
БДНГ-3,5, разделка пластов на ни |
340-412 |
0,17-0,21 |
0,14 |
||||
зинном |
торфянике |
без |
древесных |
|
|
|
|
остатков, |
глубина |
обработки 20 см |
|
|
|
||
ДТ-3, разделка пластов с запахан |
|
|
|
||||
ным ивняковым густым кустарни |
|
|
|
||||
ком вдоль |
пластов: |
|
|
353-411 |
0,14-0,21 0,11-0,22 |
||
первый след, глубина 20—25 см |
|||||||
вто*рой след, глубина |
20—25 см |
243-340 |
0,12-0,17 0,11—0,13 |
Сопротивление фрезерных машин можно разделить на два вида: тяговое при перемещении вращающейся фрезы и сопротивление при вращении рабочих органов, преодолеваемое усилием (мощностью) от вала отъема мощности трактора.
271