Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных «главенствующих» идеи или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тен денций в состоянии материальных производительных
сил» ’.
Наличие исторической необходимости, законов разви тия общества не исключает, конечно, исторических слу чайностей. Одиако их роль ограничена действием основ
ных факторов, обусловливающих |
развитие общества. |
С другой стороны, под влиянием |
случайных обстоя |
тельств (в свою очередь поддающихся материалистиче скому объяснению) историческая необходимость высту пает не в форме жесткой детерминации, а в форме исто рической тенденции, родственной статистической законо мерности. Ленин писал, что в социальных явлениях закономерность не может проявляться иначе как в среднем.
Марксизм-ленинизм отводит познанию социальных за конов первостепенное место. И это понятно. Не зная зако нов развития человеческого общества, не опираясь на них, нельзя по-настоящему эффективно воздействовать на исторический процесс, нельзя преобразовать мир. А именно в этом марксизм-ленинизм видит свою главную задачу. Величайший вклад К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина в социологию состоял в том, что они откры ли объективные закономерности общественного развития. Выделив производственные отношения в качестве основ ных, определяющих все остальные общественные отноше ния, классики марксизма-ленинизма тем самым утверди ли материализм в социологии, превратив ее в подлинную науку.
В этом плане становится как нельзя более очевидным смысл ленинских слов о том, что уже сама по себе идея материализма в социологии была гениальной идеей.
Открытие взаимосвязи деятельности людей с объек тивными условиями этой деятельности и с законами об щественного развития позволило преодолеть как волюн таристский, так и пассивно-созерцательный подход к об щественной жизни. С точки зрения марксизма, природа человека, его сущность раскрываются в его предметной деятельности; общественная жизнь носит, по существу, практический характер. Поэтому всякое социальное
1 В. И. Л е п н н. Поли. собр. соч., т. 26, стр. 57—58.
64
исследование начинается с изучения практической дея тельности людей и имеет своей задачей, с одной стороны, понять, почему люди действуют так, а не иначе, а с дру гой — указать трудящимся путь борьбы за лучшее буду щее. Материалистический подход к истории, согласно ко торому способ производства материальных благ в конеч ном счете детерминирует все другие стороны обществен ной жизни, позволил преодолеть идеалистический взгляд на историю, концентрирующий внимание на действиях изолированных личностей и объявляющий последней при чиной исторических изменений их нравственные и т. п. мотивы поведения.
Творцы научной социологии последовательно придер живались принципа материалистического детерминизма. Они подчеркивали, что человечество не в состоянии про извольно выбирать пути своего развития. «Общество,— писал К. Маркс, — если даже оно напало на след естест венного закона своего развития... не может ни пере скочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами»
Это положение вызывало и вызывает особенно актив ное противодействие буржуазных социологов. При этом буржуазные обществоведы, которые сами сплошь и рядом подменяют закономерности общества закономерностями физики и биологии, обвиняют марксизм в «переносе» на общество принципов естествознания.
Представители субъективной социологии нападали в прошлом и особенно рьяно нападают в наше время на марксистский детерминизм, ибо в их представлении при знание объективности законов общественного развития якобы сводит на нет роль личности в истории. Между тем лишь познание объективных закономерностей функциони рования и развития общества создает предпосылки для действительно сознательной, целеустремленной деятель ности человека. «Детерминизм, — указывает В. И. Ле нин,— не только не предполагает фатализма, а, напро тив, именно и дает почву для разумного действования» 21.
Впрошлом такого рода аргументы против марксизма
ив особенности против исторического материализма вы двигали неокантианцы (достаточно вспомнить Р. Штам-
лера, |
который утверждал, что борьба за |
социалистиче |
|
1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. |
Соч., т. 23, стр. |
10. |
|
2 |
В. И. Ленин. Поли. собр. |
соч., т. 1, стр. |
440. |
3—30 |
|
|
65 |
ское переустройство общества лишена смысла, если оно действительно неизбежно). В настоящее время яростные атаки на историческую необходимость предпринимают ся неопозитивизмом. Укажем для примера иа известную двухтомную работу К. Поппера «Открытое общество и его враги», в которой понятие исторической закономерности, исторической необходимости трактуется как социальный миф, восходящий к первобытным религиозным представ лениям и «закрывающий» обществу путь «открытого» развития, будто бы обусловленного одними лишь желани ями большинства членов общества.
В действительности признание закономерности обще ственного развития не отрицает значения субъективной деятельности масс и даже отдельных личностей. Марк сизм исходит из того, что в своем функционировании и развитии общество подчиняется законам, «не только не зависящим от воли, сознания и намерений людей, а, на против, определяющим их волю, сознание и намерения» ‘. Это, прежде всего, законы экономики, базиса всей соци альной структуры. Но отсюда чрезвычайно далеко до приписываемого марксизму плоского экономического де терминизма. История человеческого общества есть исто рия самих же людей, их деятельности и ее результатов, которые «оказывают обратное влияние на все обществен ное развитие, даже на экономическое»12.
Маркс, отмечает В. И. Ленин, объясняя строение и развитие данной общественной формации производствен ными отношениями, постоянно проележивал развитие соответствующей этим производственным отношениям надстройки, облекал скелет плотью и кровью, постоянно учитывал роль субъективного фактора, его динамику, место в конкретных условиях исторического развития общества в целом и различных его подсистем.
Признание объективной закономерности общественно го развития вовсе не означает, что из сферы социального исследования должно быть изгнано изучение социально психологических явлений, политических и иных институ тов, воздействующих на ход социальных процессов. Как раз наоборот: В. И. Ленин настаивал вслед за К. Марк сом и Ф. Энгельсом на всестороннем исследовании всей многообразной деятельности людей. Объектом социаль
1 В. И. Л е н и и. |
Поли. собр. соч., т. 1, стр. 166. |
2 К. Ма р к с и |
Ф. Энг ельс . Соч., т. 37, стр. 419. |
66
ного анализа должны быть люди, но «люди, взятые не в какой-то фантастической замкнутости и изолированно сти, а в своем действительном, наблюдаемом эмпири чески, процессе развития, протекающем в определенных условиях» '.
Познание всей многогранной деятельности людей, их поведения, их психологии возможно только на базе уста новленных марксизмом фундаментальных законов обще ства. Всякая попытка иного подхода обречена на беспло дие, что и иллюстрируют многочисленные школы буржу азной социологии.
Так, например, школа социального поведения сводит все человеческое поведение к неким «психологическим основам», а задачи социального анализа — к выявлению этих основ. Впадая в биологизм, эта школа, игнорирую щая собственно социальные характеристики различных групп общества, выявила свою методологическую и прак тическую беспомощность.
На сходных позициях стоит и так называемая анали тическая школа, получившая за последние годы весьма широкое распространение. Согласно концепции одного из ее основателей, американского социолога польского про исхождения Ф. Знанецкого, объектом исследования явля ются психологические состояния людей, которые и состав ляют смысл общественных институтов и общественных процессов. Близок к данному пониманию объекта эмпи рического исследования и американский социальный пси холог Леон Фестингер, который считает объектом социо логического исследования наиболее общие черты психо логии человека, исследование внутренней структуры мотиваций его социального поведения.
Пожалуй, наиболее отчетливо выразил присущее это му направлению понимание социальной реальности анг лийский социолог Э. Тиракьян. Согласно его точке зре ния, «социальная реальность является в сущности своей глобальным феноменом интерсубъективного сознания, то есть социально-психологической реальностью... Феномен — это то, что появилось или явилось сознанию, то, что возникло... чтобы стать здесь и теперь для субъекта...
Для феномена возникнуть из основы, структурализирую-
щей |
его явление, значит быть воспринятым»12. |
|
1 К. М а р к с и Ф. Э и г е л ь с. |
Соч., т. 3, стр. 25. |
|
2 |
Е. T i r y a k i a n . Structural |
Sociology. On Theoretical Sociolo |
gy. Perspectiver and Developments. N. Y., 1971, p. 117. |
||
3* |
|
67 |
Под социальной структурой Э. Тиракьян понимает не что иное, как культуру, определяемую в качестве системы символов, каждый из которых выражает ценностные ори ентации. Но ведь главный вопрос как раз и заключается в том, откуда берутся, почему возникают эти ценностные установки. На этот вопрос у феноменологической школы ответа нет, ибо нельзя же считать ответом ссылку на «глу бинный уровень личностных структур» *.
Наряду с феноменологическим подходом к объекту социального исследования большое распространение име ет семантическое истолкование социальной реальности, согласно которому основное внимание при эмпирическом исследовании придается «значениям», которые люди свя зывают с окружающей действительностью и которыми руководствуются в процессе своего социального пове дения.
Известно, что этот подход к социальной действитель ности в свое время подвергался серьезной критике со сто роны К. Маркса. Некий добрый господин вообразил себе, говорил К. Маркс, что люди оттого тонут в воде, что их тяготит мысль о тяжести. Если бы они выбросили из голо вы это воображение, провозгласили его, например, за предрассудок, за религиозное верование, то миновали бы всякой опасности утонуть, и в течение всей своей жизни этот господин боролся с предрассудками тяжести, находя в статистике все новые примеры ее печальных послед ствий.
Согласно точке зрения большинства современных бур жуазных социологов, предметом социального исследова ния является социальное или групповое поведение. Со циология рассматривается как наука о социальном (груп повом) поведении, а ее отправным понятием является понятие социального взаимодействия. Однако в понима нии природы общественных групп сторонники этого на правления стоят на тех же психологических позициях. Так, один из виднейших социологов США Курт Лев оп ределял социальную группу как «психологическую цель ность». Такой подход служит затушевыванию объектив ных материальных основ классовой дифференциации в
■капиталистическом обществе. |
(Т. Парсонс, Э. Шилз, |
«Функциональная» школа |
|
Р. Мертон и др.) утверждает, |
что сущность «группового |
1 Е. Т i г у a k i a ri. Structural Sociology. On |
Theoretical Sociolo |
gy. Perspectiver'arid Developments. N. Y., 1971, |
p. 117. |
поведения» заключается в функциях его элементов, осу ществляемых во имя упрочения и сохранения той или иной социальной структуры. Выяснить роль тех или иных элементов данной структуры в ее сохранении и упроче нии— таков подход функционалистов к задачам эмпири ческого социального исследования. Политической основой данной школы является социальный консерватизм, а ее характерной чертой — антикоммунистическая направлен ность: свобода конкуренции провозглашается основным механизмом нормального функционирования любой соци альной системы.
Весьма характерно, что большинство буржуазных со циологов конструируемые ими закономерности рассмат ривает исключительно как закономерности функциониро вания общества, а не его развития, изменения. Это понят но: отправляясь от психологии как первоначала, нельзя объяснить причин изменения самой психологии. Только марксистское учение о способе производства позволяет вскрыть первоисточник движения общества, его про гресса.
Правда, в последнее время наблюдаются попытки ввести в круг исследования буржуазной социологии изме нения, динамику общества. Так, некоторые структурные функционалисты пытаются совместить положение о «ста бильности» социальной системы с положением об ее изменении. В этой связи в структурно-функциональную теорию вводится понятие «социального изменения».
Например, американский социолог Нелль Смелсер, один из сотрудников и последователей основателя «функ циональной школы» Т. Парсонса, сформулировал новую «общую теорию социального изменения» в рамках струк турно-функциональной теории. При этом решающим фак тором социального изменения у него выступает система социального контроля и управления. Нелль Смелсер пи шет, что если можно приписать какой-либо переменной свойство определять долговременные направления изме нения, то такой переменной может быть лишь аппарат управления и контроля в социальной системе. Как видно, начальный толчок приводит систему к определенного ро да изменению, однако направление изменения носит чрезвычайно неопределенный характер. Направление изменения на каждой стадии в значительной степени за
висит от аппарата управления и контроля, от планирова ния.
69