Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных «главенствующих» идеи или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тен­ денций в состоянии материальных производительных

сил» ’.

Наличие исторической необходимости, законов разви­ тия общества не исключает, конечно, исторических слу­ чайностей. Одиако их роль ограничена действием основ­

ных факторов, обусловливающих

развитие общества.

С другой стороны, под влиянием

случайных обстоя­

тельств (в свою очередь поддающихся материалистиче­ скому объяснению) историческая необходимость высту­ пает не в форме жесткой детерминации, а в форме исто­ рической тенденции, родственной статистической законо­ мерности. Ленин писал, что в социальных явлениях закономерность не может проявляться иначе как в среднем.

Марксизм-ленинизм отводит познанию социальных за­ конов первостепенное место. И это понятно. Не зная зако­ нов развития человеческого общества, не опираясь на них, нельзя по-настоящему эффективно воздействовать на исторический процесс, нельзя преобразовать мир. А именно в этом марксизм-ленинизм видит свою главную задачу. Величайший вклад К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина в социологию состоял в том, что они откры­ ли объективные закономерности общественного развития. Выделив производственные отношения в качестве основ­ ных, определяющих все остальные общественные отноше­ ния, классики марксизма-ленинизма тем самым утверди­ ли материализм в социологии, превратив ее в подлинную науку.

В этом плане становится как нельзя более очевидным смысл ленинских слов о том, что уже сама по себе идея материализма в социологии была гениальной идеей.

Открытие взаимосвязи деятельности людей с объек­ тивными условиями этой деятельности и с законами об­ щественного развития позволило преодолеть как волюн­ таристский, так и пассивно-созерцательный подход к об­ щественной жизни. С точки зрения марксизма, природа человека, его сущность раскрываются в его предметной деятельности; общественная жизнь носит, по существу, практический характер. Поэтому всякое социальное

1 В. И. Л е п н н. Поли. собр. соч., т. 26, стр. 57—58.

64

исследование начинается с изучения практической дея­ тельности людей и имеет своей задачей, с одной стороны, понять, почему люди действуют так, а не иначе, а с дру­ гой — указать трудящимся путь борьбы за лучшее буду­ щее. Материалистический подход к истории, согласно ко­ торому способ производства материальных благ в конеч­ ном счете детерминирует все другие стороны обществен­ ной жизни, позволил преодолеть идеалистический взгляд на историю, концентрирующий внимание на действиях изолированных личностей и объявляющий последней при­ чиной исторических изменений их нравственные и т. п. мотивы поведения.

Творцы научной социологии последовательно придер­ живались принципа материалистического детерминизма. Они подчеркивали, что человечество не в состоянии про­ извольно выбирать пути своего развития. «Общество,— писал К. Маркс, — если даже оно напало на след естест­ венного закона своего развития... не может ни пере­ скочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами»

Это положение вызывало и вызывает особенно актив­ ное противодействие буржуазных социологов. При этом буржуазные обществоведы, которые сами сплошь и рядом подменяют закономерности общества закономерностями физики и биологии, обвиняют марксизм в «переносе» на общество принципов естествознания.

Представители субъективной социологии нападали в прошлом и особенно рьяно нападают в наше время на марксистский детерминизм, ибо в их представлении при­ знание объективности законов общественного развития якобы сводит на нет роль личности в истории. Между тем лишь познание объективных закономерностей функциони­ рования и развития общества создает предпосылки для действительно сознательной, целеустремленной деятель­ ности человека. «Детерминизм, — указывает В. И. Ле­ нин,— не только не предполагает фатализма, а, напро­ тив, именно и дает почву для разумного действования» 21.

Впрошлом такого рода аргументы против марксизма

ив особенности против исторического материализма вы­ двигали неокантианцы (достаточно вспомнить Р. Штам-

лера,

который утверждал, что борьба за

социалистиче­

1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с.

Соч., т. 23, стр.

10.

2

В. И. Ленин. Поли. собр.

соч., т. 1, стр.

440.

3—30

 

 

65


ское переустройство общества лишена смысла, если оно действительно неизбежно). В настоящее время яростные атаки на историческую необходимость предпринимают­ ся неопозитивизмом. Укажем для примера иа известную двухтомную работу К. Поппера «Открытое общество и его враги», в которой понятие исторической закономерности, исторической необходимости трактуется как социальный миф, восходящий к первобытным религиозным представ­ лениям и «закрывающий» обществу путь «открытого» развития, будто бы обусловленного одними лишь желани­ ями большинства членов общества.

В действительности признание закономерности обще­ ственного развития не отрицает значения субъективной деятельности масс и даже отдельных личностей. Марк­ сизм исходит из того, что в своем функционировании и развитии общество подчиняется законам, «не только не зависящим от воли, сознания и намерений людей, а, на­ против, определяющим их волю, сознание и намерения» ‘. Это, прежде всего, законы экономики, базиса всей соци­ альной структуры. Но отсюда чрезвычайно далеко до приписываемого марксизму плоского экономического де­ терминизма. История человеческого общества есть исто­ рия самих же людей, их деятельности и ее результатов, которые «оказывают обратное влияние на все обществен­ ное развитие, даже на экономическое»12.

Маркс, отмечает В. И. Ленин, объясняя строение и развитие данной общественной формации производствен­ ными отношениями, постоянно проележивал развитие соответствующей этим производственным отношениям надстройки, облекал скелет плотью и кровью, постоянно учитывал роль субъективного фактора, его динамику, место в конкретных условиях исторического развития общества в целом и различных его подсистем.

Признание объективной закономерности общественно­ го развития вовсе не означает, что из сферы социального исследования должно быть изгнано изучение социально­ психологических явлений, политических и иных институ­ тов, воздействующих на ход социальных процессов. Как раз наоборот: В. И. Ленин настаивал вслед за К. Марк­ сом и Ф. Энгельсом на всестороннем исследовании всей многообразной деятельности людей. Объектом социаль­

1 В. И. Л е н и и.

Поли. собр. соч., т. 1, стр. 166.

2 К. Ма р к с и

Ф. Энг ельс . Соч., т. 37, стр. 419.

66


ного анализа должны быть люди, но «люди, взятые не в какой-то фантастической замкнутости и изолированно­ сти, а в своем действительном, наблюдаемом эмпири­ чески, процессе развития, протекающем в определенных условиях» '.

Познание всей многогранной деятельности людей, их поведения, их психологии возможно только на базе уста­ новленных марксизмом фундаментальных законов обще­ ства. Всякая попытка иного подхода обречена на беспло­ дие, что и иллюстрируют многочисленные школы буржу­ азной социологии.

Так, например, школа социального поведения сводит все человеческое поведение к неким «психологическим основам», а задачи социального анализа — к выявлению этих основ. Впадая в биологизм, эта школа, игнорирую­ щая собственно социальные характеристики различных групп общества, выявила свою методологическую и прак­ тическую беспомощность.

На сходных позициях стоит и так называемая анали­ тическая школа, получившая за последние годы весьма широкое распространение. Согласно концепции одного из ее основателей, американского социолога польского про­ исхождения Ф. Знанецкого, объектом исследования явля­ ются психологические состояния людей, которые и состав­ ляют смысл общественных институтов и общественных процессов. Близок к данному пониманию объекта эмпи­ рического исследования и американский социальный пси­ холог Леон Фестингер, который считает объектом социо­ логического исследования наиболее общие черты психо­ логии человека, исследование внутренней структуры мотиваций его социального поведения.

Пожалуй, наиболее отчетливо выразил присущее это­ му направлению понимание социальной реальности анг­ лийский социолог Э. Тиракьян. Согласно его точке зре­ ния, «социальная реальность является в сущности своей глобальным феноменом интерсубъективного сознания, то есть социально-психологической реальностью... Феномен — это то, что появилось или явилось сознанию, то, что возникло... чтобы стать здесь и теперь для субъекта...

Для феномена возникнуть из основы, структурализирую-

щей

его явление, значит быть воспринятым»12.

1 К. М а р к с и Ф. Э и г е л ь с.

Соч., т. 3, стр. 25.

2

Е. T i r y a k i a n . Structural

Sociology. On Theoretical Sociolo­

gy. Perspectiver and Developments. N. Y., 1971, p. 117.

3*

 

67


Под социальной структурой Э. Тиракьян понимает не что иное, как культуру, определяемую в качестве системы символов, каждый из которых выражает ценностные ори­ ентации. Но ведь главный вопрос как раз и заключается в том, откуда берутся, почему возникают эти ценностные установки. На этот вопрос у феноменологической школы ответа нет, ибо нельзя же считать ответом ссылку на «глу­ бинный уровень личностных структур» *.

Наряду с феноменологическим подходом к объекту социального исследования большое распространение име­ ет семантическое истолкование социальной реальности, согласно которому основное внимание при эмпирическом исследовании придается «значениям», которые люди свя­ зывают с окружающей действительностью и которыми руководствуются в процессе своего социального пове­ дения.

Известно, что этот подход к социальной действитель­ ности в свое время подвергался серьезной критике со сто­ роны К. Маркса. Некий добрый господин вообразил себе, говорил К. Маркс, что люди оттого тонут в воде, что их тяготит мысль о тяжести. Если бы они выбросили из голо­ вы это воображение, провозгласили его, например, за предрассудок, за религиозное верование, то миновали бы всякой опасности утонуть, и в течение всей своей жизни этот господин боролся с предрассудками тяжести, находя в статистике все новые примеры ее печальных послед­ ствий.

Согласно точке зрения большинства современных бур­ жуазных социологов, предметом социального исследова­ ния является социальное или групповое поведение. Со­ циология рассматривается как наука о социальном (груп­ повом) поведении, а ее отправным понятием является понятие социального взаимодействия. Однако в понима­ нии природы общественных групп сторонники этого на­ правления стоят на тех же психологических позициях. Так, один из виднейших социологов США Курт Лев оп­ ределял социальную группу как «психологическую цель­ ность». Такой подход служит затушевыванию объектив­ ных материальных основ классовой дифференциации в

■капиталистическом обществе.

(Т. Парсонс, Э. Шилз,

«Функциональная» школа

Р. Мертон и др.) утверждает,

что сущность «группового

1 Е. Т i г у a k i a ri. Structural Sociology. On

Theoretical Sociolo­

gy. Perspectiver'arid Developments. N. Y., 1971,

p. 117.


поведения» заключается в функциях его элементов, осу­ ществляемых во имя упрочения и сохранения той или иной социальной структуры. Выяснить роль тех или иных элементов данной структуры в ее сохранении и упроче­ нии— таков подход функционалистов к задачам эмпири­ ческого социального исследования. Политической основой данной школы является социальный консерватизм, а ее характерной чертой — антикоммунистическая направлен­ ность: свобода конкуренции провозглашается основным механизмом нормального функционирования любой соци­ альной системы.

Весьма характерно, что большинство буржуазных со­ циологов конструируемые ими закономерности рассмат­ ривает исключительно как закономерности функциониро­ вания общества, а не его развития, изменения. Это понят­ но: отправляясь от психологии как первоначала, нельзя объяснить причин изменения самой психологии. Только марксистское учение о способе производства позволяет вскрыть первоисточник движения общества, его про­ гресса.

Правда, в последнее время наблюдаются попытки ввести в круг исследования буржуазной социологии изме­ нения, динамику общества. Так, некоторые структурные функционалисты пытаются совместить положение о «ста­ бильности» социальной системы с положением об ее изменении. В этой связи в структурно-функциональную теорию вводится понятие «социального изменения».

Например, американский социолог Нелль Смелсер, один из сотрудников и последователей основателя «функ­ циональной школы» Т. Парсонса, сформулировал новую «общую теорию социального изменения» в рамках струк­ турно-функциональной теории. При этом решающим фак­ тором социального изменения у него выступает система социального контроля и управления. Нелль Смелсер пи­ шет, что если можно приписать какой-либо переменной свойство определять долговременные направления изме­ нения, то такой переменной может быть лишь аппарат управления и контроля в социальной системе. Как видно, начальный толчок приводит систему к определенного ро­ да изменению, однако направление изменения носит чрезвычайно неопределенный характер. Направление изменения на каждой стадии в значительной степени за­

висит от аппарата управления и контроля, от планирова­ ния.

69