Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пишет, что «в правильном понимании взаимосвязи соци­ альных различий и социальных общностей доминирую­ щим является вопрос о том, через какую решающую общ­ ность конкретно проявляют себя социальные различия. Это главный оселок для принципиального размежевания между марксистскими и буржуазными взглядами на со­ циальное разделение общества, между марксистским и буржуазным подходом к изучению поведения. Марксизм такой главной общностью считает общественный класс, буржуазная социология — слой»1. Лишь понятие класса позволяет безошибочно разобраться во всей сложной и подчас запутанной картине общественного сознания, не­ прямо и опосредованно — «незеркально», «немеханиче­ ски»— отражающего общественное бытие людей.

Известно, что отражение общественного бытия в раз­ ные эпохи, у разных общественных групп и их представи­ телей имеет разную степень адекватности, включает предрассудки, иллюзии, заблуждения, тенденциозные ис­ кажения. Но и эти искажения, не прямо, а косвенно, опо­ средованно, отражают общественное бытие, которое определяет духовное производство. Общественное созна­ ние в целом, все его стороны марксизм объясняет из об­ щественного бытия, вскрывая механизм и условия функционирования этого сознания.

Разумеется, определение общественного сознания как отражения общественного бытия есть преимущественно гносеологическое определение. Однако анализ этого отно­ шения выявляет специфические формы обусловленности духовной жизни общества его материальной жизнью, закономерности духовного производства как особой сфе­ ры деятельности людей, специфику идеологического отра­ жения социальных потребностей и интересов. Эта сторона дела освещена в ряде советских исследований2.

Излагая суть учения К. Маркса о материалистическом понимании истории, В. И. Ленин писал: «Если материа­ лизм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества ма­ териализм требовал объяснения общественного сознания

из общественного

бытия»3. Оценивая

этот исходный321

1 В. С.

Се ме нов .

Капитализм и классы, стр. 36.

2 См.:

А. К. Уле до в .

О принципах изучения общественного

сознания. В сб.: «Очерки методологии познания

социальных явле­

ний». М.г 1970, стр. 95—97.

собр. соч., т. 26, стр. 55—56.

3 В. И. Л е н и и. Поли.

30


принцип марксистского понимания истории, Ленин ука­ зывал, что уже сама по себе эта идея материализма в со­ циологии была гениальной идеей. Но К. Маркс, как из­ вестно, пошел дальше: он создал научное понимание ис­ тории, в том числе и истории развития человеческого сознания.

В общественном сознании можно выделить два основ­ ных уровня — общественную психологию и идеологию.

Общественная психология как массовое обыденное сознание стихийно складывается у людей в ходе их сов­ местной деятельности, под влиянием непосредственных условий их жизни; она генетически и функционально представляет собой как бы первый уровень общественно­ го сознания. Идеология ■— его второй уровень. Идеология есть систематизированный и имеющий четкую социаль­ ную направленность компонент общественного сознания, непосредственно связанный с решением более или менее ясно сознаваемых социальных задач. В отличие от обще­ ственной психологии идеология не простая совокупность, а система взглядов; она является результатом деятель­ ности идеологов, но в конечном счете любая идеология обусловливается социальным положением людей — клас­ сов и социальных групп внутри классов. Идеология мо­ жет быть истинным или ложным отражением действи­ тельности, в ней могут сочетаться элементы истинного и ложного отражения.

Идеология имеет своих конкретных социальных носи­ телей. Но и общественное сознание в целом в классовом обществе также имеет таковых—это различные классы и социальные группы. По словам К. Маркса, «над различ­ ными формами собственности, над социальными условия­ ми существования возвышается целая надстройка раз­ личных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений» Отсюда, в частности, и важ­ ность учета не только идеологических конструкций, но и психики тех или иных социальных групп, их «практиче­ ского сознания». Это предмет такой самостоятельной нау­ ки, как социальная психология. Ее научные данные и ре­

комендации могут

и должны учитываться

в партийной,

государственной и воспитательной работе.1*

В идеологии теоретически отображаются, осознаются

1 К. Ма р к с и Ф.

Энг е ль с . Соч., т. 8, стр.

145.

31


и защищаются потребности и интересы того или иного класса. К идеологическим формам общественного созна­ ния относятся: политические, правовые, этические, эсте­ тические и философские учения, а также религиозные взгляды.

Разные формы общественного сознания содержат элементы общественной психологии и идеологии в раз­ ном соотношении и степени.

Политическое сознание общества наряду с политиче­ ской идеологией включает в себя и социально-психологи­ ческие установки класса по отношению к политике, по­ литическим институтам и т. д.

Правовое сознание охватывает и воззрение классов и социальных групп на правовые нормы, и теоретически неоформленное отношение к правовым институтам, нор­ мам и т. п. Нравственное сознание, непосредственно отра­ жая психологию социальных групп (моральные чувства, привычки, традиции и т. д.), включает в себя и этические теории, взгляды, которые обосновываются теоретиками данного класса. В религиозное сознание входят элементы религиозной психологии народов, наций, этнических общ­ ностей (религиозные чувства, привычки, нормы пове­ дения) и религиозной идеологии или теологии, которой противостоит атеистическое мировоззрение. Искусство от­ ражает не только психологический элемент жизни наро­ дов, классов, социальных групп, но и в конечном счете их идеологию (отсюда классовое содержание и националь­ ная форма произведений искусства). Идеологическое со­ держание эстетического сознания наиболее полно выра­ жается в эстетических и искусствоведческих теориях. Фи­ лософия, как специфическое мировоззрение тех или иных классов общества, всегда имеет ярко выраженный идео­ логический характер, будучи тесно связанной с полити­ ческой идеологией класса. При этом методологическая сторона и функция философии имеют более опосредован­ ную связь с политической идеологией.

Чем теснее и непосредственнее связаны те или иные формы общественного сознания с экономическим базисом общества, тем большую роль в их структуре играет идео­ логия. Так, наиболее велика роль идеологии в политиче­ ском и правовом сознании, непосредственно связанных с господствующими в обществе производственными отно­ шениями. В эстетическом же сознании преобладают эле­ менты социально-психологические.

32

Понимание этого обстоятельства имеет большое мето­ дологическое значение для анализа закономерностей функционирования и развития общественного сознания. Сама идеология ие может рассматриваться как жестко детерминированная в каждом своем проявлении развити­ ем базиса. Анализируя соотношение базиса и надстрой­ ки, Ф. Энгельс отмечал, что «чем дальше удаляется от экономической та область, которую мы исследуем, чем больше она приближается к чисто абстрактно-идеологи­ ческой, тем больше будем мы находить в ее развитии случайностей, тем более зигзагообразной является ее кривая. Если Вы начертите среднюю ось кривой, то найдете, что чем длиннее изучаемый период, чем шире изучаемая область, тем более приближается эта ось к оси экономического развития, тем более параллельно ей она идет» '.

Общественные науки тесно связаны с идеологией и об­ щественной психологией. В естественных науках связь с идеологией и общественной психологией более опосредоваина. Она обнаруживается прежде всего в методологи­ ческих вопросах (например, в философских вопросах ес­ тествознания). История естествознания свидетельствует также о том, что определенные научные открытия (на­ пример, гелиоцентрическая система Коперника, дарви­ низм) выполняют определенную идеологическую функ­ цию, поскольку они вступают в конфликт с господствую­ щей идеологией и социальной психологией. Воздействие общественной психологии на естественные науки нахо­ дит свое выражение в отношении классов, социальных групп к развитию этих наук, в оценке престижности тех или иных научных направлений и необходимости их сти­ мулирования. Кроме того, что немаловажно, социально­ психологические установки, восприятия классов и соци­ альных групп и т. и. предопределяют в большой степени готовность ученых-естествоиспытателей к коренному пе­ ресмотру тех или иных сложившихся и устоявшихся на­ учных систем и концепций. Вопрос о соотношении обще­ ственного сознания и идеологии настолько сложен и в то же время настолько важен для социального познания, что заслуживает отдельного детального рассмотрения.

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал значение изу­ чения общественного сознания. Ленинские принципы по­

1 К- М а р к с и Ф. Э н гель с. Соч., т. 39, стр. 176.

2—30

33


знания общества нашли свое яркое выражение в анализе идеологии и общественной психологии.

В классовом обществе ведущее место занимает поли­ тическое сознание, представляющее собой единство поли­ тической идеологии и политической психологии классов и социальных групп. При анализе общественного созна­ ния классики марксизма уделяли большое внимание по­ иску взаимодействия между политической идеологией и социальной психологией различных общественных групп. В. И. Ленин дал замечательные примеры анализа обще­ ственного сознания.

В работе «Что делать?» Ленин полностью посвящает раздел выяснению связи политической психологии и идео­ логии рабочего класса, соотношению стихийности и со­ знательности в рабочем движении. Он показывает, что своими силами рабочие могут выработать не социал-де­ мократическое, а тред-юнионистское сознание, т. е. со­ знание своих ближайших, локальных интересов. Полити­ ческую идеологию класса, включая стратегию и тактику его политической борьбы, может выработать лишь соци­ ал-демократия и внести ее извне в рабочее движение, про­ водя среди масс политическую агитацию и пропаганду с учетом психологии рабочих.

Сила и влияние идеологии зависят от ее связи с кон­ кретной психологией того класса, интересы которого эта идеология выражает. Поэтому класс стихийно идет имен­ но к тон идеологии, которая отвечает его интересам и по­ требностям.

В. И. Ленин отмечал две основные ошибки, две край­ ности в политическом руководстве массами: с одной сто­ роны, неумение учесть и использовать их социальную психологию, что приводит к недейственности политиче­ ского руководства; с другой — преклонение перед сти­ хийно складывающейся психологией. Блестящим приме­ ром политической линии партии, выработанной с учетом особенностей психологии крестьянских масс, явился ле­ нинский кооперативный план. Это был наиболее простой и доступный для крестьян способ перехода к социализму. Кооперация учитывала психологию крестьян и способ­ ствовала их перевоспитанию, формированию у них ново­ го, социалистического сознания.

Активность различных форм общественного сознания имеет две основные стороны, две функции: познаватель­ ную (отражательную) и практнчески-волевую, деятель-

34

костную, или, выражаясь кибернетическими терминами, информационную и управляющую (регулирующую) функ­ ции. Исходя из марксистского положения о решающей роли народных масс в историческом процессе, В. И. Ле­ нин много внимания уделял вопросам повышения соци­ альной активности трудящихся. Ниспровержение капита­ лизма и построение социалистического общества В. И. Ле­ нин связывал с активизацией революционной психологии

рабочего класса.

Отсюда вытекает важное требование к обществознапию — не ограничиваться только исследованием идеоло­ гической формы общественного сознания; необходимо глубоко познавать социальную психологию классов и со­ циальных групп.

Категориальный аппарат и методический инструмен­ тарий социальной психологии ориентированы на изучение особенностей групповой (коллективной, массовой) психи­ ки, проявляющейся в совместной деятельности, поведе­ нии и переживаниях людей, в способах их духовного об­ щения и взаимовлияния. К категориям социальной психо­ логии, раскрывающим особенности сознания различных социальных групп данного общества, относятся: общест­ венные потребности и интересы; идеалы и убеждения; влечения и побуждения; чувства и настроения («умонаст­ роения»); общественный характер и воля; привычки; предрассудки, традиции и т. д. и т. п. Каждая из этих ка­ тегорий имеет свое содержание в зависимости от характе­ ра соответствующей социальной группы, исторического периода или ситуации. Таковы, например, чувства инди­ видуализма или коллективизма, антагонизма или соли­ дарности, анархической распущенности или дисциплини­ рованности и т. п. В ленинских работах, посвященных конкретным событиям общественной жизни, большое вни­ мание уделяется анализу фактора общественной психоло­ гии, которому отводится значительная роль в проведении той или иной политики.

Как мы уже подчеркивали, марксистская оценка об­ щественной роли тех или иных классов немыслима без учета их социальной психологии. Блестящие образцы ее анализа даны во многих ленинских работах. Известны его острые характеристики помещичьей и буржуазной психологии, а также психологии мелкой буржуазии с ее половинчатостью, неустойчивостью, колебаниями, вызван­ ными двойственностью ее классового положения.

2*

35