Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
пишет, что «в правильном понимании взаимосвязи соци альных различий и социальных общностей доминирую щим является вопрос о том, через какую решающую общ ность конкретно проявляют себя социальные различия. Это главный оселок для принципиального размежевания между марксистскими и буржуазными взглядами на со циальное разделение общества, между марксистским и буржуазным подходом к изучению поведения. Марксизм такой главной общностью считает общественный класс, буржуазная социология — слой»1. Лишь понятие класса позволяет безошибочно разобраться во всей сложной и подчас запутанной картине общественного сознания, не прямо и опосредованно — «незеркально», «немеханиче ски»— отражающего общественное бытие людей.
Известно, что отражение общественного бытия в раз ные эпохи, у разных общественных групп и их представи телей имеет разную степень адекватности, включает предрассудки, иллюзии, заблуждения, тенденциозные ис кажения. Но и эти искажения, не прямо, а косвенно, опо средованно, отражают общественное бытие, которое определяет духовное производство. Общественное созна ние в целом, все его стороны марксизм объясняет из об щественного бытия, вскрывая механизм и условия функционирования этого сознания.
Разумеется, определение общественного сознания как отражения общественного бытия есть преимущественно гносеологическое определение. Однако анализ этого отно шения выявляет специфические формы обусловленности духовной жизни общества его материальной жизнью, закономерности духовного производства как особой сфе ры деятельности людей, специфику идеологического отра жения социальных потребностей и интересов. Эта сторона дела освещена в ряде советских исследований2.
Излагая суть учения К. Маркса о материалистическом понимании истории, В. И. Ленин писал: «Если материа лизм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества ма териализм требовал объяснения общественного сознания
из общественного |
бытия»3. Оценивая |
этот исходный321 |
||
1 В. С. |
Се ме нов . |
Капитализм и классы, стр. 36. |
||
2 См.: |
А. К. Уле до в . |
О принципах изучения общественного |
||
сознания. В сб.: «Очерки методологии познания |
социальных явле |
|||
ний». М.г 1970, стр. 95—97. |
собр. соч., т. 26, стр. 55—56. |
|||
3 В. И. Л е н и и. Поли. |
30
принцип марксистского понимания истории, Ленин ука зывал, что уже сама по себе эта идея материализма в со циологии была гениальной идеей. Но К. Маркс, как из вестно, пошел дальше: он создал научное понимание ис тории, в том числе и истории развития человеческого сознания.
В общественном сознании можно выделить два основ ных уровня — общественную психологию и идеологию.
Общественная психология как массовое обыденное сознание стихийно складывается у людей в ходе их сов местной деятельности, под влиянием непосредственных условий их жизни; она генетически и функционально представляет собой как бы первый уровень общественно го сознания. Идеология ■— его второй уровень. Идеология есть систематизированный и имеющий четкую социаль ную направленность компонент общественного сознания, непосредственно связанный с решением более или менее ясно сознаваемых социальных задач. В отличие от обще ственной психологии идеология не простая совокупность, а система взглядов; она является результатом деятель ности идеологов, но в конечном счете любая идеология обусловливается социальным положением людей — клас сов и социальных групп внутри классов. Идеология мо жет быть истинным или ложным отражением действи тельности, в ней могут сочетаться элементы истинного и ложного отражения.
Идеология имеет своих конкретных социальных носи телей. Но и общественное сознание в целом в классовом обществе также имеет таковых—это различные классы и социальные группы. По словам К. Маркса, «над различ ными формами собственности, над социальными условия ми существования возвышается целая надстройка раз личных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений» Отсюда, в частности, и важ ность учета не только идеологических конструкций, но и психики тех или иных социальных групп, их «практиче ского сознания». Это предмет такой самостоятельной нау ки, как социальная психология. Ее научные данные и ре
комендации могут |
и должны учитываться |
в партийной, |
государственной и воспитательной работе.1* |
||
В идеологии теоретически отображаются, осознаются |
||
1 К. Ма р к с и Ф. |
Энг е ль с . Соч., т. 8, стр. |
145. |
31
и защищаются потребности и интересы того или иного класса. К идеологическим формам общественного созна ния относятся: политические, правовые, этические, эсте тические и философские учения, а также религиозные взгляды.
Разные формы общественного сознания содержат элементы общественной психологии и идеологии в раз ном соотношении и степени.
Политическое сознание общества наряду с политиче ской идеологией включает в себя и социально-психологи ческие установки класса по отношению к политике, по литическим институтам и т. д.
Правовое сознание охватывает и воззрение классов и социальных групп на правовые нормы, и теоретически неоформленное отношение к правовым институтам, нор мам и т. п. Нравственное сознание, непосредственно отра жая психологию социальных групп (моральные чувства, привычки, традиции и т. д.), включает в себя и этические теории, взгляды, которые обосновываются теоретиками данного класса. В религиозное сознание входят элементы религиозной психологии народов, наций, этнических общ ностей (религиозные чувства, привычки, нормы пове дения) и религиозной идеологии или теологии, которой противостоит атеистическое мировоззрение. Искусство от ражает не только психологический элемент жизни наро дов, классов, социальных групп, но и в конечном счете их идеологию (отсюда классовое содержание и националь ная форма произведений искусства). Идеологическое со держание эстетического сознания наиболее полно выра жается в эстетических и искусствоведческих теориях. Фи лософия, как специфическое мировоззрение тех или иных классов общества, всегда имеет ярко выраженный идео логический характер, будучи тесно связанной с полити ческой идеологией класса. При этом методологическая сторона и функция философии имеют более опосредован ную связь с политической идеологией.
Чем теснее и непосредственнее связаны те или иные формы общественного сознания с экономическим базисом общества, тем большую роль в их структуре играет идео логия. Так, наиболее велика роль идеологии в политиче ском и правовом сознании, непосредственно связанных с господствующими в обществе производственными отно шениями. В эстетическом же сознании преобладают эле менты социально-психологические.
32
Понимание этого обстоятельства имеет большое мето дологическое значение для анализа закономерностей функционирования и развития общественного сознания. Сама идеология ие может рассматриваться как жестко детерминированная в каждом своем проявлении развити ем базиса. Анализируя соотношение базиса и надстрой ки, Ф. Энгельс отмечал, что «чем дальше удаляется от экономической та область, которую мы исследуем, чем больше она приближается к чисто абстрактно-идеологи ческой, тем больше будем мы находить в ее развитии случайностей, тем более зигзагообразной является ее кривая. Если Вы начертите среднюю ось кривой, то найдете, что чем длиннее изучаемый период, чем шире изучаемая область, тем более приближается эта ось к оси экономического развития, тем более параллельно ей она идет» '.
Общественные науки тесно связаны с идеологией и об щественной психологией. В естественных науках связь с идеологией и общественной психологией более опосредоваина. Она обнаруживается прежде всего в методологи ческих вопросах (например, в философских вопросах ес тествознания). История естествознания свидетельствует также о том, что определенные научные открытия (на пример, гелиоцентрическая система Коперника, дарви низм) выполняют определенную идеологическую функ цию, поскольку они вступают в конфликт с господствую щей идеологией и социальной психологией. Воздействие общественной психологии на естественные науки нахо дит свое выражение в отношении классов, социальных групп к развитию этих наук, в оценке престижности тех или иных научных направлений и необходимости их сти мулирования. Кроме того, что немаловажно, социально психологические установки, восприятия классов и соци альных групп и т. и. предопределяют в большой степени готовность ученых-естествоиспытателей к коренному пе ресмотру тех или иных сложившихся и устоявшихся на учных систем и концепций. Вопрос о соотношении обще ственного сознания и идеологии настолько сложен и в то же время настолько важен для социального познания, что заслуживает отдельного детального рассмотрения.
В. И. Ленин неоднократно подчеркивал значение изу чения общественного сознания. Ленинские принципы по
1 К- М а р к с и Ф. Э н гель с. Соч., т. 39, стр. 176.
2—30 |
33 |
знания общества нашли свое яркое выражение в анализе идеологии и общественной психологии.
В классовом обществе ведущее место занимает поли тическое сознание, представляющее собой единство поли тической идеологии и политической психологии классов и социальных групп. При анализе общественного созна ния классики марксизма уделяли большое внимание по иску взаимодействия между политической идеологией и социальной психологией различных общественных групп. В. И. Ленин дал замечательные примеры анализа обще ственного сознания.
В работе «Что делать?» Ленин полностью посвящает раздел выяснению связи политической психологии и идео логии рабочего класса, соотношению стихийности и со знательности в рабочем движении. Он показывает, что своими силами рабочие могут выработать не социал-де мократическое, а тред-юнионистское сознание, т. е. со знание своих ближайших, локальных интересов. Полити ческую идеологию класса, включая стратегию и тактику его политической борьбы, может выработать лишь соци ал-демократия и внести ее извне в рабочее движение, про водя среди масс политическую агитацию и пропаганду с учетом психологии рабочих.
Сила и влияние идеологии зависят от ее связи с кон кретной психологией того класса, интересы которого эта идеология выражает. Поэтому класс стихийно идет имен но к тон идеологии, которая отвечает его интересам и по требностям.
В. И. Ленин отмечал две основные ошибки, две край ности в политическом руководстве массами: с одной сто роны, неумение учесть и использовать их социальную психологию, что приводит к недейственности политиче ского руководства; с другой — преклонение перед сти хийно складывающейся психологией. Блестящим приме ром политической линии партии, выработанной с учетом особенностей психологии крестьянских масс, явился ле нинский кооперативный план. Это был наиболее простой и доступный для крестьян способ перехода к социализму. Кооперация учитывала психологию крестьян и способ ствовала их перевоспитанию, формированию у них ново го, социалистического сознания.
Активность различных форм общественного сознания имеет две основные стороны, две функции: познаватель ную (отражательную) и практнчески-волевую, деятель-
34
костную, или, выражаясь кибернетическими терминами, информационную и управляющую (регулирующую) функ ции. Исходя из марксистского положения о решающей роли народных масс в историческом процессе, В. И. Ле нин много внимания уделял вопросам повышения соци альной активности трудящихся. Ниспровержение капита лизма и построение социалистического общества В. И. Ле нин связывал с активизацией революционной психологии
рабочего класса.
Отсюда вытекает важное требование к обществознапию — не ограничиваться только исследованием идеоло гической формы общественного сознания; необходимо глубоко познавать социальную психологию классов и со циальных групп.
Категориальный аппарат и методический инструмен тарий социальной психологии ориентированы на изучение особенностей групповой (коллективной, массовой) психи ки, проявляющейся в совместной деятельности, поведе нии и переживаниях людей, в способах их духовного об щения и взаимовлияния. К категориям социальной психо логии, раскрывающим особенности сознания различных социальных групп данного общества, относятся: общест венные потребности и интересы; идеалы и убеждения; влечения и побуждения; чувства и настроения («умонаст роения»); общественный характер и воля; привычки; предрассудки, традиции и т. д. и т. п. Каждая из этих ка тегорий имеет свое содержание в зависимости от характе ра соответствующей социальной группы, исторического периода или ситуации. Таковы, например, чувства инди видуализма или коллективизма, антагонизма или соли дарности, анархической распущенности или дисциплини рованности и т. п. В ленинских работах, посвященных конкретным событиям общественной жизни, большое вни мание уделяется анализу фактора общественной психоло гии, которому отводится значительная роль в проведении той или иной политики.
Как мы уже подчеркивали, марксистская оценка об щественной роли тех или иных классов немыслима без учета их социальной психологии. Блестящие образцы ее анализа даны во многих ленинских работах. Известны его острые характеристики помещичьей и буржуазной психологии, а также психологии мелкой буржуазии с ее половинчатостью, неустойчивостью, колебаниями, вызван ными двойственностью ее классового положения.
2* |
35 |