Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Глява II
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
§ 8. ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА
Планирование и учет производственного обучения в учебных заведениях профессионально-технического обра зования имеют большое педагогическое значение и явля ются основой организации учебного процесса.
Планирование и учет производственного обучения должны проводиться в полном соответствии с инструк цией *.
Планирование производственного обучения позволя ет обеспечить полное и своевременное выполнение учеб ных планов и программ, а также рациональное исполь зование учебных помещений, оборудования и материа лов.
В соответствии с этим планирование производствен ного обучения должно заключаться:
1) в распределении времени для изучения учебного материала программы;
2)в подборе наиболее целесообразных учебно-произ водственных заданий учащимся;
3)в определении рабочих мест учащихся, продолжи тельности обучения на них и порядка перемещения уча щихся по рабочим местам;
4)в установлении необходимой взаимосвязи в учеб но-воспитательной работе мастера производственного обучения и преподавателей;
5) в обеспечении наиболее полного и рационального
* «Инструкция о планировании и учете учебной работы в днев ных и вечерних профессионально-технических и технических учили щах», Государственный комитет Совета Министров СССР по про фессионально-техническому образованию. М., «Высшая школа», 1967.
22
использования оборудования, приспособлений, инстру мента, материала и технической документации (черте жей, карт и др.).
Чтобы подготовить мастерские и мастеров к работе, обеспечивающей качественное освоение учащимися производственных операций, необходимо производ ственное обучение запланировать в следующих доку ментах:
1)перечне учебно-производственных работ;
2)графике производственного обучения группы;
3)плане урока или работы мастера.
П е р е ч н и у ч е б н ы х р а б о т составляют для того, чтобы определить, какие конкретные учебно-произ водственные работы должен выполнять учащийся дан ной профессии в учебной мастерской или на учебном участке, чтобы овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения. Каждая работа, включаемая в перечень, должна полностью соответствовать учебным задачам данной темы программы.
Перечни учебных работ составляют на учебное полу годие мастера производственного обучения под руко водством старшего мастера, обсуждают на педагогиче ском совете и утверждают директор или заместитель ди ректора по учебно-производственной работе.
При подборе объектов работ и составлении перечня учебно-производственных работ следует предусматри вать:
а) наличие материально-технической базы в училище (оборудования, приспособлений, инструментов, изделий, выпускаемых училищем и базовым предприятием) ;
б) использование в каждой новой работе по возмож ности всех ранее изученных операций;
в) последовательность нарастания трудности выпол няемой работы по степени сложности;
г) совершенствование технологических знаний, уме
ний и навыков учащихся |
в процессе выполнения каждой |
|||
новой работы; |
|
|
||
д) |
производственную |
ценность учебных работ; |
||
е) |
возможность нормирования — установления норм |
|||
выработки на каждую работу; |
|
|||
ж) |
повышение на каждом |
последующем занятии тех |
||
нических |
требований и |
условий в соответствии с про |
||
граммой |
и квалификационной |
характеристикой; |
23
з) последовательное |
развитие |
умений и навыков и |
|
овладение передовыми |
приемами |
и способами |
работы; |
и) подбор работ, позволяющих внедрять |
новейшие |
||
методы труда. |
|
|
|
Учебные работы, включаемые в перечни, подбирают из заказов базовых предприятий и организаций, центра лизованных производственных заказов, а также из дру гих изделий, принятых к производству в училище, напри мер: сборка приспособлений, отдельных узлов машин, металлорежущих станков, прессов и т. д.
Объектами работ могут быть учебно-наглядные посо бия и приборы для учебных кабинетов и лабораторий училища.
На первом периоде обучения учащихся в учебных ма стерских перечень учебных работ составляется по сле дующей примерной форме: наименование тем и подтем
программы производственного |
обучения; |
наименование |
учебных работ; нормы времени |
на их выполнение (рас |
|
считанные в соответствии с требованиями |
инструкции * |
|
о нормировании учебных работ) |
с учетом |
производствен |
ных возможностей, производительных режимов работ и передового производственного опыта в соответствии с технологическим процессом.
Потери, возникающие вследствие недостатков орга низационно-технического и другого характера, в норму времени не входят. Правильно установленные и техниче ски обоснованные нормы времени на работы, выполняе мые учащимися в процессе производственного обучения, необходимы для повышения качества подготовки квали фицированных рабочих.
Установленные нормы и степень выполнения их уча щимися являются важными показателями, характеризу ющими уровень организации производственного обуче ния.
Нормирование для производственного процесса имеет большое значение не только с технической, но и с педа гогической стороны.
Педагогическое значение нормирования учебно-произ водственных работ заключается в том, что., требуя от учащихся выполнения каждого задания в установленное
* «Инструкция по нормированию учебно-производственных ра бот учащихся учебных заведений профессионально-технического об разования». Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Москва, 13.11.1969.
24
нормой время, мастер приучает их к прилежной работе, побуждает осваивать высокопроизводительные способы труда, воспитывает настойчивость в достижении цели, развивает творческие способности.
Практика учебной работы подтверждает, что недо оценка нормирования производственных работ приводит к снижению производительности труда учащихся, к отста ванию от современных требований промышленности.
Нормирование учебно-производственных работ дает возможность установить объективные показатели для оценки того, насколько овладели учащиеся профессио нальными навыками и умениями.
Многолетняя практика работы профессионально-тех нических училищ дает много примеров того, как, стре мясьвыполнить и перевыполнить установленные нормы, учащиеся вносят предложения о рационализации техно логического процесса, совершенствуют инструмент и при способления, улучшают приемы и способы работ.
Для каждой работы, включенной в перечень, следует обязательно разрабатывать соответствующую техноло гическую документацию (чертежи, инструкционные и технологические карты) и определить нормы времени (выработки), соответствующие учебному периоду и при меняемому технологическому процессу.
Целесообразно иметь в мастерских училища не толь ко перечень учебно-производственных работ, но и разра ботанный по каждой специальности альбом учебно-про изводственных работ, которым могли бы пользоваться мастера и учащиеся.
В целях оказания методической помощи работникам училищ в правильном подборе учебно-производственных работ Государственным комитетом Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию разработаны инструктивные указания в виде таблиц (включая единую форму перечня) *.
В этих таблицах учебная программа расчленяется на темы и подтемы и по каждой подтеме даны эскизы дета лей, учебно-технические и технологические требования к подбираемым деталям, исходя из требований учебной
* Перечни учебно-производственных работ для подготовки слесарей механосборочных работ, слесарей-жестянщиков, кузнецов, токарей с инструктивными указаниями по составлению. М., Госу дарственный' комитет Совета Министров РСФСР по профтехобра зованию.
25
программы для училищ профтехобразования. Эти мате риалы значительно облегчат работу мастеров производ ственного обучения по подбору учебных работ.
При проведении производственного обучения учащих ся непосредственно на предприятиях перечень работ должен содержать общую характеристику рабочих мест или объектов, на которых учащиеся будут обучаться, и работ, которые они должны выполнять по каждой теме или разделу программы.
Г р а ф и к и |
п р о и з в о д с т в е н н о г о |
о б у ч е н и я |
составляют в тех случаях, когда отсутствует |
возможность |
фронтального обучения учащихся отдельным видам ра бот.
В графике перемещения учащихся по рабочим местам или бригадам указывается перечень рабочих мест или участков, наименование или виды работ, которые должны быть изучены учащимися в течение учебного периода, а также намечается порядок расстановки и сроки перево да учащихся по рабочим местам, бригадам или участ кам.
В графике перемещения указывают фамилии учащих ся, темы программ, наименование рабочих мест, участков или наименование работ и продолжительность обучения на данном рабочем месте.
П л а н и р о в а н и е р а б о т ы м а с т е р а . Учебновоспитательные цели на уроках производственного обу чения могут быть достигнуты, если мастер систематиче ски и продуманно готовится к их проведению.
Подготовка мастера к занятиям по производственно му обучению включает следующие этапы:
1)общая подготовка к учебному году, учебному пе
риоду;
2)подготовка к прохождению темы учебной про граммы;
3)подготовка к очередному занятию.
Прежде чем приступить к обучению, мастер должен отчетливо представлять себе: чему он должен учить, как учить и когда учить?
На вопрос — чему |
учить даст ответ |
квалификацион |
ная характеристика и учебная программа. |
||
Квалификационная |
характеристика |
указывает, каким |
требованиям в отношении теоретических знаний, произ водственных умений и навыков должен удовлетворять молодой рабочий, окончивший- профессионально-техниче-
26
ское училище по квалификации слесаря механосбороч ных работ.
Учебная программа устанавливает объем учебного
материала, подлежащего |
изучению и распределенного |
по темам, и отводит время |
на изучение каждой темы. |
Изучая учебную программу, мастер знакомится с перечнем тем, включенных в программу, и содержанием тем, в которых указано большое и сравнительно разно образное количество рабочих приемов, подлежащих изу чению.
Материал учебной программы может быть изучен различными методами на различных учебных объектах. Поэтому для правильной постановки обучения недоста точно ответить только на вопрос — чему учить, надо от ветить и на вопрос — как учить. На этот вопрос и должно ответить данное пособие. Кроме этого, мастеру рекомен дуется познакомиться с существующими методиками и учебными пособиями.
Подготавливаясь к каждой теме, следует использо вать пособия, освещающие опыт новаторов. Изучая по учебникам и пособиям содержание отдельных наиболее трудных тем, а также новый материал, мастер записы вает определенные выводы, положения и делает заметки, которые использует в процессе учебной работы.
При подборе учебных объектов (разнообразных дета лей, механизмов и узлов) следует помнить о том, что на них нужно показать рабочие приемы в различных соче таниях и различной сложности.
Наконец, |
на вопрос — когда учить, |
ответ |
дает учеб |
ный план, в |
котором предусмотрено |
время, |
отводимое |
на изучение каждого предмета по полугодиям и неделям.
Таким образом, при подготовке |
к учебному |
году |
ма |
|
стер должен: |
|
|
|
|
а) изучить квалификационную |
характеристику |
сле |
||
саря механосборочных работ; |
|
|
|
|
б) изучить учебные программы для подготовки в |
||||
профессионально-технических училищах |
слесарей меха |
|||
носборочных работ; |
|
|
|
|
в) изучить учебный и сводно-тематический планы |
для |
|||
подготовки слесарей механосборочных работ; |
|
|
||
г) подобрать в соответствии с программами |
объекты |
|||
работ; |
|
|
|
|
д) проверить и привести в порядок |
оборудование, |
|||
приспособления и инструмент; |
|
|
|
|
27
е) организовать свое рабочее место и рабочие места учащихся;
ж) принять участие в составлении вместе со старшим мастером плана производственного обучения группы на основе перечня объектов учебных работ;
з) ознакомиться с учебниками, методическими посо биями и литературой по передовому опыту слесарно-сбо- рочных работ.
П о д г о т о в к а м а с т е р а к о ч е р е д н о й т е м е учебной программы включает следующее:
1. Изучение и анализ учебного материала темы, рас пределение его по занятиям и определение цели каждого занятия.
Многие темы программы включают большое количе ство подлежащих изучению разнообразных трудовых приемов, операций и видов работ. Их изучают продол жительное время, поэтому целесообразно материалы та ких тем разбивать на отдельные подтемы.
Каждая подтема включает определенную часть ма териала изучаемой темы и отличается от другой. Напри мер, тема «Сборка узлов, включающих детали механиз мов преобразования движения», рассчитанная на 60 ч, т. е. 10 дней, может быть расчленена на следующие подтемы: сборка винтового механизма, сборка порш невой группы, сборка эксцентрикового механизма, сбор
ка кулисного |
механизма, сборка храпового |
меха |
низма и сборка |
гидравлических и пневматических |
при |
водов. |
|
|
2.Составление перечня работ с учетом, что за время изучения тем и подтем учащиеся будут осваивать лишь вполне определенные операции и, как правило, не будут выпускать готовой продукции, а лишь отрабатывать ра бочие приемы и выполнять часть технологического про цесса.
3.Изучение учебной, технической, педагогической и методической литературы по теме.
4.Установление, на какие знания учащихся можно
опереться в процессе производственного обучения. 5. Организацию изучения темы:
а) упражнения, которые следует провести с учащи*. мися, определение их длительности и организации (фронтальные и индивидуальные) ;
б) определение объема работы, порядка и времени выполнения ее учащимися;
28