Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глява II

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

§ 8. ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА

Планирование и учет производственного обучения в учебных заведениях профессионально-технического обра­ зования имеют большое педагогическое значение и явля­ ются основой организации учебного процесса.

Планирование и учет производственного обучения должны проводиться в полном соответствии с инструк­ цией *.

Планирование производственного обучения позволя­ ет обеспечить полное и своевременное выполнение учеб­ ных планов и программ, а также рациональное исполь­ зование учебных помещений, оборудования и материа­ лов.

В соответствии с этим планирование производствен­ ного обучения должно заключаться:

1) в распределении времени для изучения учебного материала программы;

2)в подборе наиболее целесообразных учебно-произ­ водственных заданий учащимся;

3)в определении рабочих мест учащихся, продолжи­ тельности обучения на них и порядка перемещения уча­ щихся по рабочим местам;

4)в установлении необходимой взаимосвязи в учеб­ но-воспитательной работе мастера производственного обучения и преподавателей;

5) в обеспечении наиболее полного и рационального

* «Инструкция о планировании и учете учебной работы в днев­ ных и вечерних профессионально-технических и технических учили­ щах», Государственный комитет Совета Министров СССР по про­ фессионально-техническому образованию. М., «Высшая школа», 1967.

22

использования оборудования, приспособлений, инстру­ мента, материала и технической документации (черте­ жей, карт и др.).

Чтобы подготовить мастерские и мастеров к работе, обеспечивающей качественное освоение учащимися производственных операций, необходимо производ­ ственное обучение запланировать в следующих доку­ ментах:

1)перечне учебно-производственных работ;

2)графике производственного обучения группы;

3)плане урока или работы мастера.

П е р е ч н и у ч е б н ы х р а б о т составляют для того, чтобы определить, какие конкретные учебно-произ­ водственные работы должен выполнять учащийся дан­ ной профессии в учебной мастерской или на учебном участке, чтобы овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения. Каждая работа, включаемая в перечень, должна полностью соответствовать учебным задачам данной темы программы.

Перечни учебных работ составляют на учебное полу­ годие мастера производственного обучения под руко­ водством старшего мастера, обсуждают на педагогиче­ ском совете и утверждают директор или заместитель ди­ ректора по учебно-производственной работе.

При подборе объектов работ и составлении перечня учебно-производственных работ следует предусматри­ вать:

а) наличие материально-технической базы в училище (оборудования, приспособлений, инструментов, изделий, выпускаемых училищем и базовым предприятием) ;

б) использование в каждой новой работе по возмож­ ности всех ранее изученных операций;

в) последовательность нарастания трудности выпол­ няемой работы по степени сложности;

г) совершенствование технологических знаний, уме­

ний и навыков учащихся

в процессе выполнения каждой

новой работы;

 

 

д)

производственную

ценность учебных работ;

е)

возможность нормирования — установления норм

выработки на каждую работу;

 

ж)

повышение на каждом

последующем занятии тех­

нических

требований и

условий в соответствии с про­

граммой

и квалификационной

характеристикой;

23


з) последовательное

развитие

умений и навыков и

овладение передовыми

приемами

и способами

работы;

и) подбор работ, позволяющих внедрять

новейшие

методы труда.

 

 

 

Учебные работы, включаемые в перечни, подбирают из заказов базовых предприятий и организаций, центра­ лизованных производственных заказов, а также из дру­ гих изделий, принятых к производству в училище, напри­ мер: сборка приспособлений, отдельных узлов машин, металлорежущих станков, прессов и т. д.

Объектами работ могут быть учебно-наглядные посо­ бия и приборы для учебных кабинетов и лабораторий училища.

На первом периоде обучения учащихся в учебных ма­ стерских перечень учебных работ составляется по сле­ дующей примерной форме: наименование тем и подтем

программы производственного

обучения;

наименование

учебных работ; нормы времени

на их выполнение (рас­

считанные в соответствии с требованиями

инструкции *

о нормировании учебных работ)

с учетом

производствен­

ных возможностей, производительных режимов работ и передового производственного опыта в соответствии с технологическим процессом.

Потери, возникающие вследствие недостатков орга­ низационно-технического и другого характера, в норму времени не входят. Правильно установленные и техниче­ ски обоснованные нормы времени на работы, выполняе­ мые учащимися в процессе производственного обучения, необходимы для повышения качества подготовки квали­ фицированных рабочих.

Установленные нормы и степень выполнения их уча­ щимися являются важными показателями, характеризу­ ющими уровень организации производственного обуче­ ния.

Нормирование для производственного процесса имеет большое значение не только с технической, но и с педа­ гогической стороны.

Педагогическое значение нормирования учебно-произ­ водственных работ заключается в том, что., требуя от учащихся выполнения каждого задания в установленное

* «Инструкция по нормированию учебно-производственных ра­ бот учащихся учебных заведений профессионально-технического об­ разования». Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Москва, 13.11.1969.

24


нормой время, мастер приучает их к прилежной работе, побуждает осваивать высокопроизводительные способы труда, воспитывает настойчивость в достижении цели, развивает творческие способности.

Практика учебной работы подтверждает, что недо­ оценка нормирования производственных работ приводит к снижению производительности труда учащихся, к отста­ ванию от современных требований промышленности.

Нормирование учебно-производственных работ дает возможность установить объективные показатели для оценки того, насколько овладели учащиеся профессио­ нальными навыками и умениями.

Многолетняя практика работы профессионально-тех­ нических училищ дает много примеров того, как, стре­ мясьвыполнить и перевыполнить установленные нормы, учащиеся вносят предложения о рационализации техно­ логического процесса, совершенствуют инструмент и при­ способления, улучшают приемы и способы работ.

Для каждой работы, включенной в перечень, следует обязательно разрабатывать соответствующую техноло­ гическую документацию (чертежи, инструкционные и технологические карты) и определить нормы времени (выработки), соответствующие учебному периоду и при­ меняемому технологическому процессу.

Целесообразно иметь в мастерских училища не толь­ ко перечень учебно-производственных работ, но и разра­ ботанный по каждой специальности альбом учебно-про­ изводственных работ, которым могли бы пользоваться мастера и учащиеся.

В целях оказания методической помощи работникам училищ в правильном подборе учебно-производственных работ Государственным комитетом Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию разработаны инструктивные указания в виде таблиц (включая единую форму перечня) *.

В этих таблицах учебная программа расчленяется на темы и подтемы и по каждой подтеме даны эскизы дета­ лей, учебно-технические и технологические требования к подбираемым деталям, исходя из требований учебной

* Перечни учебно-производственных работ для подготовки слесарей механосборочных работ, слесарей-жестянщиков, кузнецов, токарей с инструктивными указаниями по составлению. М., Госу­ дарственный' комитет Совета Министров РСФСР по профтехобра­ зованию.

25

программы для училищ профтехобразования. Эти мате­ риалы значительно облегчат работу мастеров производ­ ственного обучения по подбору учебных работ.

При проведении производственного обучения учащих­ ся непосредственно на предприятиях перечень работ должен содержать общую характеристику рабочих мест или объектов, на которых учащиеся будут обучаться, и работ, которые они должны выполнять по каждой теме или разделу программы.

Г р а ф и к и

п р о и з в о д с т в е н н о г о

о б у ч е н и я

составляют в тех случаях, когда отсутствует

возможность

фронтального обучения учащихся отдельным видам ра­ бот.

В графике перемещения учащихся по рабочим местам или бригадам указывается перечень рабочих мест или участков, наименование или виды работ, которые должны быть изучены учащимися в течение учебного периода, а также намечается порядок расстановки и сроки перево­ да учащихся по рабочим местам, бригадам или участ­ кам.

В графике перемещения указывают фамилии учащих­ ся, темы программ, наименование рабочих мест, участков или наименование работ и продолжительность обучения на данном рабочем месте.

П л а н и р о в а н и е р а б о т ы м а с т е р а . Учебновоспитательные цели на уроках производственного обу­ чения могут быть достигнуты, если мастер систематиче­ ски и продуманно готовится к их проведению.

Подготовка мастера к занятиям по производственно­ му обучению включает следующие этапы:

1)общая подготовка к учебному году, учебному пе­

риоду;

2)подготовка к прохождению темы учебной про­ граммы;

3)подготовка к очередному занятию.

Прежде чем приступить к обучению, мастер должен отчетливо представлять себе: чему он должен учить, как учить и когда учить?

На вопрос — чему

учить даст ответ

квалификацион­

ная характеристика и учебная программа.

Квалификационная

характеристика

указывает, каким

требованиям в отношении теоретических знаний, произ­ водственных умений и навыков должен удовлетворять молодой рабочий, окончивший- профессионально-техниче-

26


ское училище по квалификации слесаря механосбороч­ ных работ.

Учебная программа устанавливает объем учебного

материала, подлежащего

изучению и распределенного

по темам, и отводит время

на изучение каждой темы.

Изучая учебную программу, мастер знакомится с перечнем тем, включенных в программу, и содержанием тем, в которых указано большое и сравнительно разно­ образное количество рабочих приемов, подлежащих изу­ чению.

Материал учебной программы может быть изучен различными методами на различных учебных объектах. Поэтому для правильной постановки обучения недоста­ точно ответить только на вопрос — чему учить, надо от­ ветить и на вопрос — как учить. На этот вопрос и должно ответить данное пособие. Кроме этого, мастеру рекомен­ дуется познакомиться с существующими методиками и учебными пособиями.

Подготавливаясь к каждой теме, следует использо­ вать пособия, освещающие опыт новаторов. Изучая по учебникам и пособиям содержание отдельных наиболее трудных тем, а также новый материал, мастер записы­ вает определенные выводы, положения и делает заметки, которые использует в процессе учебной работы.

При подборе учебных объектов (разнообразных дета­ лей, механизмов и узлов) следует помнить о том, что на них нужно показать рабочие приемы в различных соче­ таниях и различной сложности.

Наконец,

на вопрос — когда учить,

ответ

дает учеб­

ный план, в

котором предусмотрено

время,

отводимое

на изучение каждого предмета по полугодиям и неделям.

Таким образом, при подготовке

к учебному

году

ма­

стер должен:

 

 

 

 

а) изучить квалификационную

характеристику

сле­

саря механосборочных работ;

 

 

 

 

б) изучить учебные программы для подготовки в

профессионально-технических училищах

слесарей меха­

носборочных работ;

 

 

 

 

в) изучить учебный и сводно-тематический планы

для

подготовки слесарей механосборочных работ;

 

 

г) подобрать в соответствии с программами

объекты

работ;

 

 

 

 

д) проверить и привести в порядок

оборудование,

приспособления и инструмент;

 

 

 

 

27


е) организовать свое рабочее место и рабочие места учащихся;

ж) принять участие в составлении вместе со старшим мастером плана производственного обучения группы на основе перечня объектов учебных работ;

з) ознакомиться с учебниками, методическими посо­ биями и литературой по передовому опыту слесарно-сбо- рочных работ.

П о д г о т о в к а м а с т е р а к о ч е р е д н о й т е м е учебной программы включает следующее:

1. Изучение и анализ учебного материала темы, рас­ пределение его по занятиям и определение цели каждого занятия.

Многие темы программы включают большое количе­ ство подлежащих изучению разнообразных трудовых приемов, операций и видов работ. Их изучают продол­ жительное время, поэтому целесообразно материалы та­ ких тем разбивать на отдельные подтемы.

Каждая подтема включает определенную часть ма­ териала изучаемой темы и отличается от другой. Напри­ мер, тема «Сборка узлов, включающих детали механиз­ мов преобразования движения», рассчитанная на 60 ч, т. е. 10 дней, может быть расчленена на следующие подтемы: сборка винтового механизма, сборка порш­ невой группы, сборка эксцентрикового механизма, сбор­

ка кулисного

механизма, сборка храпового

меха­

низма и сборка

гидравлических и пневматических

при­

водов.

 

 

2.Составление перечня работ с учетом, что за время изучения тем и подтем учащиеся будут осваивать лишь вполне определенные операции и, как правило, не будут выпускать готовой продукции, а лишь отрабатывать ра­ бочие приемы и выполнять часть технологического про­ цесса.

3.Изучение учебной, технической, педагогической и методической литературы по теме.

4.Установление, на какие знания учащихся можно

опереться в процессе производственного обучения. 5. Организацию изучения темы:

а) упражнения, которые следует провести с учащи*. мися, определение их длительности и организации (фронтальные и индивидуальные) ;

б) определение объема работы, порядка и времени выполнения ее учащимися;

28