Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
вать конкретными примерами принцип выбора |
сборочных |
|||
баз, с которых |
начинается |
сборка. Необходимо |
подчерк |
|
нуть |
важность правильно |
выбранной базы |
для каче^ |
|
ства |
сборки |
машин. При |
сборке токарно-винторезного |
станка базой является станина, при сборке двигателя
автомобиля — корпус, |
суппорта — каретка, |
задней баб |
ки — плита. |
|
|
Рассматривая сборочные чертежи и демонстрируя |
||
деталь или узел, надо |
обратить внимание |
учащихся на |
монтажные и посадочные размеры. По технологическим картам определить последовательность сборки, приме няемые приспособления, инструменты и показать приемы пользования ими.
Несмотря на то, что точность сборки проверялась в течение всего, процесса сборки, в собранной машине вновь проверяется точность установки всех узлов. Мож
но предложить, учащимся в качестве домашнего зада |
|
ния |
самостоятельно составить таблицы, аналогичные |
табл. |
7. |
После окончательного контроля собранную машину подвергают регулированию и испытанию. Регулирование проводят для достижения согласованности работы отдельных механизмов машин, а целью испытания яв ляется не только проверка качества сборки, но и общая проверка качества машины, т. е. ее надежность и спо собность выполнять определенные функции, характери зуемые установленными показателями, и отвечать опре деленным техническим требованиям, разработанным с учетом назначения этой машины.
Во время испытаний машины учащиеся должны быть особенно внимательными и осторожными. Учащимся ка тегорически запрещается включать двигатели без разре шения мастера.
Испытание проводится на холостом ходу и под на грузкой.
Упражнения и текущий инструктаж
В процессе инструктажа мастеру следует объяснить учащимся, что в зависимости от характера машин и типа производства регулировка и испытание могут проводить ся как в сборочных цехах, так и в специальных испыта тельных отделениях (станциях). В том и другом случаях для этого отводится специальное оборудование, стенды
16 Макиенко Н. И, |
241 |
или фундаменты, по специальным трубопроводам по дается вода и воздух.
При испытаниях используют тормозные устройства, динамометры, крепежные детали и инструменты и т. д.; при проверке манометры — для измерения давления, та хометры—для измерения числа оборотов, индикаторы—• для измерения биения и т. д. По возможности необходи мо показать приемы пользования указанными инстру ментами и приспособлениями.
Чтобы проверить правильность взаимодействия частей машины и приработать трущиеся поверхности, машину необходимо испытать на холостом ходу. Для этого ма шину нужно установить на испытательном стенде и вклю чить электродвигатель (скорость вращения должна быть вначале небольшой), обращая внимание на работу отдельных частей машины, действие смазочной системы, состояние трущихся поверхностей (подшипников, на правляющих, зубчатых зацеплений). Затем постепен но следует увеличить скорость до полного числа оборо тов; время, в течение которого скорость вращения долж на быть полной, предусмотрено инструкционной картой испытаний. Если все части машины работают нормально, испытания закончить.
Наиболее часто встречаются следующие неполадки в работе испытываемых машин:
чрезмерный стук и шум при работе машин, которые вызываются неправильностью сборки и задеванием ча стей друг о друга;
значительный нагрев подшипников, являющийся, как правило, следствием неправильно установленных зазо ров, не отвечающих чертежу;
протекание масла из-за неплотности в местах соеди нения.
При обнаружении каких-либо неполадок в работе машины испытание прекратить, устранить недостатки, произвести регулировку и повторно провести испытание.
Под нагрузкой машину испытывают в несколько эта пов: при нормальной нагрузке обрабатывают несколько образцов, допуская при этом кратковременные перегруз ки на 25% номинальной мощности; обрабатывают с определенной точностью в единицу времени определен ное количество изделий, т. е. проверяется производитель ность; определяют мощность, развиваемую станком, используя тормоз и тахометр.
242
. |
При испытании машины под нагрузкой могут быть |
||
|
обнаружены те же неполадки, что и при |
испытании на |
|
|
холостом ходу. Объяснить учащимся причины их возник |
||
|
новения и показать способы устранения. |
|
|
|
Закончив испытание машины, мастер должен научить |
||
|
учащихся составлять акт испытания. |
|
|
|
„Упражнения |
по сборке рекомендуется |
проводить на |
|
токарном станке, поскольку он наиболее |
распространен |
|
|
и включает типичные узлы и механизмы. |
|
|
|
Упражнение |
1. Подготовка машины к |
испытанию: |
1)изучить чертежи, технологические карты и техни ческие условия;
2)подготовить узлы к сборке — очистить, проверить, соответствуют ли они чертежу и техническим требова ниям;
3)установить станину на фундамент;
4)осуществить монтаж узла салазок;
5)осуществить предварительный монтаж реек;
6)осуществить монтаж фартука;
7)проверить правильность зацепления зубчатого колеса фартука с рейкой;
8)произвести окончательное закрепление рейки. Упражнение 2. Сборка коробки подач:
1)осуществить предварительный монтаж коробки подач и кронштейнов;
2)установить ходовые винты и валы;
3)проверить параллельность ходовых валов и винта направляющим станины;
4) произвести окончательный монтаж коробки подач.
Упражнение 3. Монтаж передней бабки:
1)установить и закрепить переднюю бабку;
2)проверить параллельность оси шпинделя направ ляющим станины;
3)произвести сборку и монтаж гитары;
4)проверить, правильно ли установлена гитара по отношению к коробке подач и передней бабки.
Упражнение |
4, Монтаж |
суппортов: |
|
||
1) |
произвести |
монтаж |
верхней части |
суппорта; |
|
2) |
установить |
резцедержатель и проверить его поло |
|||
жение |
относительно каретки; |
|
|||
3) |
проверить |
|
состояние суппорта и |
резцедержателя, |
а также перпендикулярность резца относительно шпин деля;
16* |
243 |
4) произвести монтаж трубопровода для охлаждения. Упражнение 5. Монтаж задней бабки:
1) установить заднюю бабку на станину и проверить, правильно ли она установлена;
2)проверить, совпадают ли центры задней и перед ней бабок;
3)установить тумбы и электрооборудование (элек тродвигатель и ограждение).
Упражнение 6. Испытание станка:
1)подготовить станок к испытанию;
2)провести испытание на холостом ходу;
3)проверить узлы станка;
4)отрегулировать станок и устранить неполадки.
Упражнение 7. Испытание станка под нагрузкой:
1)подготовить станок к испытанию;
2)испытать под нагрузкой;
3)проверить станок после работы;
4)отрегулировать станок и устранить неполадки;
5)повторно провести испытание станка;
6)заполнить акт проверки.
Испытания станков должны производиться только в присутствии мастера производственного обучения и за водского мастера-инструктора. Поузловую сборку могут выполнять самостоятельно только лучшие учащиеся, однако следует периодически проверять правильность выполнения ими заданий.
К числу наиболее распространенных ошибок относят ся следующие: неправильное чтение чертежа, установле ние неверных допусков, несоблюдение последовательно сти сборки и проверки собранных узлов.
Некоторые дефекты в работе собранных машин (дви гателей, станков) можно определить на слух. Характер стука деталей собранных машин при прослушивании с помощью стетоскопа резко меняется по сравнению с вос приятием этого же стука без стетоскопа. Поэтому масте ру следует особое внимание уделять специфическим осо бенностям стука деталей машин (зубчатых колес, кри- вошипно-шатунного механизма, клапанного устройства и др.). Для развития технического слуха учащихся сле дует произвести магнитофонную запись сначала пра вильной работы собранной машины или механизма, а затем сравнить с записью неправильной работы (стук, шум), вызванной нарушением зазоров, неправильными соединениями и т. д.
214
Прослушивание следует проводить после изучения учащимися технологии устройства и работы машин, взаи модействия их деталей на уроках спецтехнологии.
Учитывая, что у учащихся нет еще достаточных навы ков, прослушивание надо проводить с постепенным переходом от более простых к более сложным упражне ниям.
Лучше начинать с ознакомления с внешними звуковы ми признаками, более доступными для слухового восприя тия, такими, как стук зубчатых колес, клапанов, а за тем перейти к демонстрации более трудных для слухо вого восприятия звуковых признаков, например, стук поршня, подшипников, нарушений различных регули ровок.
Восприятие внешних признаков различных неисправ ностей идет быстрее, когда фрагмент звукозаписи вос производится 3—5 раз. В дальнейшем воспроизведение этой записи сокращают до одного раза.
Заслуживает внимания разработанный С. А. Шапоринским и экспериментально проверенный в ГПТУ № 1 и № 11 тренажер для определения неисправностей де талей, механизмов и машин, описанный в книге «Вопро
сы |
профессиональной педагогики», под |
редакцией |
M. |
Н. Скаткина, «Высшая школа», 1968 (стр. |
261). |
§45. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СБОРОЧНЬ(Х РАБОТАХ
На улучшение условий труда и на всевозможные ме роприятия по охране труда и технике безопасности каж дое предприятие выделяет значительные средства. Боль шое внимание соблюдению всех требований техники без опасности уделяют работники предприятий, профсоюзные организации цехов и предприятий, благодаря чему усло вия труда на заводах все время улучшаются, а травма тизм и несчастные случаи стали исключительно редки ми. Однако полное предотвращение несчастных случаев на любом производстве во время работы возможно толь ко при условии, если не будет ослабевать внимание ру ководителей предприятий, мастеров производственного обучения и самих учащихся, работающих на предприя тиях.
Учащиеся до работы на предприятии получили основ ные понятия о правилах техники безопасности на уроках
245
специальной технологии, но практически они с этим еще не сталкивались.
Мастер производственного обучения несет полную ответственность за безопасные условия работы учащихся на предприятии, поэтому он должен проводить соответ ствующий инструктаж.
Инструктаж по технике безопасности бывает пяти видов: вводный, или предварительный; инструктаж непо средственно на рабочем месте; повседневный — наблю дение за приемами работы, сочетаемое с текущим инструктажом; инструктаж при переводе с одной работы на другую; повторный периодический инструктаж.
Мастеру следует помнить, что все перечисленные ин структажи дополняют друг друга и при правильной орга низации труда обеспечивают твердое усвоение учащи мися правил и навыков безопасной работы. Важным моментом в обучении учащихся безопасным методам работы является систематическая проверка знаний пра вил техники безопасности. Учащихся, не знающих пра вил техники безопасности, следует отстранять от работы.
Об ознакомлении учащихся с правилами техники без опасности в специальных журналах или личной карточке учащегося должна быть роспись учащегося, а о прово димых текущих инструктажах запись в журнале мастера.
Учащимся |
надо напомнить и |
требовать выполнения |
следующих правил. |
|
|
Т е х н и к а |
б е з о п а с н о с т и |
н а т е р р и т о р и и |
п р е д п р и я т и я : |
|
внимательно следить за предупредительными свето выми и звуковыми сигналами вблизи транспорта и в зоне действия подъемно-транспортных сооружений.
исполнять указания и надписи о безопасности дви
жения; |
|
|
|
|
не ходить по железнодорожным |
путям |
и возле |
них, |
|
а также по проезжей части автодорог; |
|
|
||
не ходить через узкие проходы между автомашинами, |
||||
железнодорожными |
вагонами, а |
также |
в зоне |
дей |
ствия грузоподъемных машин; |
|
|
|
|
перед переходом через пути убедиться в отсутствии |
||||
приближающегося |
транспорта; |
|
|
|
не подходить близко к плавильным, кузнечным и |
тер |
мическим печам, местам разливки расплавленного ме талла, к ваннам с электролитами для покрытия деталей металлами, к кузнечным и штамповочным молотам, при-
246
водным ножницам и отрезным машинам, транспортным конвейерам;
не останавливаться под поднятым грузом; не касаться частей электрических машин и устройств,
электропроводов, трансформаторов, а также неизолиро
ванных |
мест рубильников, выключателей; |
||||||||
|
не наступать |
на |
электро |
|
|||||
провода |
переносных |
инстру |
|
||||||
ментов, передвижных |
машин |
|
|||||||
и |
аппаратов |
|
электрической |
|
|||||
сварки; |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
не смотреть |
|
на |
открытое |
|
||||
пламя, |
дугу |
|
электрической |
|
|||||
сварки, |
ртутные |
лампы, эк |
|
||||||
раны |
мощных |
|
осветителей, |
|
|||||
быстро проходить мимо. |
|
||||||||
|
Т е х н и к а |
|
б е з о п а с |
|
|||||
н о с т и |
п р и |
|
в ы п о л н е |
|
|||||
н и и с б о р о ч н ы х р а б о т : |
|
||||||||
|
содержать |
свое |
рабочее |
|
|||||
место в чистоте и порядке, не |
|
||||||||
допускать |
загроможденно- |
|
|||||||
сти |
и захламленности |
его; |
|
||||||
|
работать |
только |
исправ |
Рис. 102. Безопасная работа |
|||||
ным |
инструментом; |
|
|
||||||
|
не |
включать |
подачу воз |
электродрелью |
|||||
духа, |
прежде |
чем пневмоин- |
|
струмент не будет упираться в обрабатываемую поверх ность, иначе инструмент будет выброшен из машины, что может быть причиной травмы;
не работать электродрелью или другой машиной с электроприводом без заземления (рис. 102);
удалять опилки или стружки с верстака, станка и об рабатываемой детали только щеткой, а не рукой. Нельзя
сдувать их, так как они могут попасть в глаз; |
|
|
заточные станки, наждачные |
и обдирочные |
точила |
должны иметь кожухи, экраны и подручники; |
|
|
защищать глаза и лицо защитным щитком при |
работе |
|
с электросварщиком, так как от |
света сварочной дуги |
|
можно ослепнуть; |
|
|
категорически запрещается работа по запрессовке де талей путем охлаждения без точного специального ин
структажа |
по обслуживанию |
охлаждающих установок, |
о порядке |
работы на них и |
мерах предосторожности. |
247