Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вать конкретными примерами принцип выбора

сборочных

баз, с которых

начинается

сборка. Необходимо

подчерк­

нуть

важность правильно

выбранной базы

для каче^

ства

сборки

машин. При

сборке токарно-винторезного

станка базой является станина, при сборке двигателя

автомобиля — корпус,

суппорта — каретка,

задней баб­

ки — плита.

 

 

Рассматривая сборочные чертежи и демонстрируя

деталь или узел, надо

обратить внимание

учащихся на

монтажные и посадочные размеры. По технологическим картам определить последовательность сборки, приме­ няемые приспособления, инструменты и показать приемы пользования ими.

Несмотря на то, что точность сборки проверялась в течение всего, процесса сборки, в собранной машине вновь проверяется точность установки всех узлов. Мож­

но предложить, учащимся в качестве домашнего зада­

ния

самостоятельно составить таблицы, аналогичные

табл.

7.

После окончательного контроля собранную машину подвергают регулированию и испытанию. Регулирование проводят для достижения согласованности работы отдельных механизмов машин, а целью испытания яв­ ляется не только проверка качества сборки, но и общая проверка качества машины, т. е. ее надежность и спо­ собность выполнять определенные функции, характери­ зуемые установленными показателями, и отвечать опре­ деленным техническим требованиям, разработанным с учетом назначения этой машины.

Во время испытаний машины учащиеся должны быть особенно внимательными и осторожными. Учащимся ка­ тегорически запрещается включать двигатели без разре­ шения мастера.

Испытание проводится на холостом ходу и под на­ грузкой.

Упражнения и текущий инструктаж

В процессе инструктажа мастеру следует объяснить учащимся, что в зависимости от характера машин и типа производства регулировка и испытание могут проводить­ ся как в сборочных цехах, так и в специальных испыта­ тельных отделениях (станциях). В том и другом случаях для этого отводится специальное оборудование, стенды

16 Макиенко Н. И,

241


или фундаменты, по специальным трубопроводам по­ дается вода и воздух.

При испытаниях используют тормозные устройства, динамометры, крепежные детали и инструменты и т. д.; при проверке манометры — для измерения давления, та­ хометры—для измерения числа оборотов, индикаторы—• для измерения биения и т. д. По возможности необходи­ мо показать приемы пользования указанными инстру­ ментами и приспособлениями.

Чтобы проверить правильность взаимодействия частей машины и приработать трущиеся поверхности, машину необходимо испытать на холостом ходу. Для этого ма­ шину нужно установить на испытательном стенде и вклю­ чить электродвигатель (скорость вращения должна быть вначале небольшой), обращая внимание на работу отдельных частей машины, действие смазочной системы, состояние трущихся поверхностей (подшипников, на­ правляющих, зубчатых зацеплений). Затем постепен­ но следует увеличить скорость до полного числа оборо­ тов; время, в течение которого скорость вращения долж­ на быть полной, предусмотрено инструкционной картой испытаний. Если все части машины работают нормально, испытания закончить.

Наиболее часто встречаются следующие неполадки в работе испытываемых машин:

чрезмерный стук и шум при работе машин, которые вызываются неправильностью сборки и задеванием ча­ стей друг о друга;

значительный нагрев подшипников, являющийся, как правило, следствием неправильно установленных зазо­ ров, не отвечающих чертежу;

протекание масла из-за неплотности в местах соеди­ нения.

При обнаружении каких-либо неполадок в работе машины испытание прекратить, устранить недостатки, произвести регулировку и повторно провести испытание.

Под нагрузкой машину испытывают в несколько эта­ пов: при нормальной нагрузке обрабатывают несколько образцов, допуская при этом кратковременные перегруз­ ки на 25% номинальной мощности; обрабатывают с определенной точностью в единицу времени определен­ ное количество изделий, т. е. проверяется производитель­ ность; определяют мощность, развиваемую станком, используя тормоз и тахометр.

242

.

При испытании машины под нагрузкой могут быть

 

обнаружены те же неполадки, что и при

испытании на

 

холостом ходу. Объяснить учащимся причины их возник­

 

новения и показать способы устранения.

 

 

Закончив испытание машины, мастер должен научить

 

учащихся составлять акт испытания.

 

 

„Упражнения

по сборке рекомендуется

проводить на

 

токарном станке, поскольку он наиболее

распространен

 

и включает типичные узлы и механизмы.

 

 

Упражнение

1. Подготовка машины к

испытанию:

1)изучить чертежи, технологические карты и техни­ ческие условия;

2)подготовить узлы к сборке — очистить, проверить, соответствуют ли они чертежу и техническим требова­ ниям;

3)установить станину на фундамент;

4)осуществить монтаж узла салазок;

5)осуществить предварительный монтаж реек;

6)осуществить монтаж фартука;

7)проверить правильность зацепления зубчатого колеса фартука с рейкой;

8)произвести окончательное закрепление рейки. Упражнение 2. Сборка коробки подач:

1)осуществить предварительный монтаж коробки подач и кронштейнов;

2)установить ходовые винты и валы;

3)проверить параллельность ходовых валов и винта направляющим станины;

4) произвести окончательный монтаж коробки подач.

Упражнение 3. Монтаж передней бабки:

1)установить и закрепить переднюю бабку;

2)проверить параллельность оси шпинделя направ­ ляющим станины;

3)произвести сборку и монтаж гитары;

4)проверить, правильно ли установлена гитара по отношению к коробке подач и передней бабки.

Упражнение

4, Монтаж

суппортов:

 

1)

произвести

монтаж

верхней части

суппорта;

2)

установить

резцедержатель и проверить его поло­

жение

относительно каретки;

 

3)

проверить

 

состояние суппорта и

резцедержателя,

а также перпендикулярность резца относительно шпин­ деля;

16*

243


4) произвести монтаж трубопровода для охлаждения. Упражнение 5. Монтаж задней бабки:

1) установить заднюю бабку на станину и проверить, правильно ли она установлена;

2)проверить, совпадают ли центры задней и перед­ ней бабок;

3)установить тумбы и электрооборудование (элек­ тродвигатель и ограждение).

Упражнение 6. Испытание станка:

1)подготовить станок к испытанию;

2)провести испытание на холостом ходу;

3)проверить узлы станка;

4)отрегулировать станок и устранить неполадки.

Упражнение 7. Испытание станка под нагрузкой:

1)подготовить станок к испытанию;

2)испытать под нагрузкой;

3)проверить станок после работы;

4)отрегулировать станок и устранить неполадки;

5)повторно провести испытание станка;

6)заполнить акт проверки.

Испытания станков должны производиться только в присутствии мастера производственного обучения и за­ водского мастера-инструктора. Поузловую сборку могут выполнять самостоятельно только лучшие учащиеся, однако следует периодически проверять правильность выполнения ими заданий.

К числу наиболее распространенных ошибок относят­ ся следующие: неправильное чтение чертежа, установле­ ние неверных допусков, несоблюдение последовательно­ сти сборки и проверки собранных узлов.

Некоторые дефекты в работе собранных машин (дви­ гателей, станков) можно определить на слух. Характер стука деталей собранных машин при прослушивании с помощью стетоскопа резко меняется по сравнению с вос­ приятием этого же стука без стетоскопа. Поэтому масте­ ру следует особое внимание уделять специфическим осо­ бенностям стука деталей машин (зубчатых колес, кри- вошипно-шатунного механизма, клапанного устройства и др.). Для развития технического слуха учащихся сле­ дует произвести магнитофонную запись сначала пра­ вильной работы собранной машины или механизма, а затем сравнить с записью неправильной работы (стук, шум), вызванной нарушением зазоров, неправильными соединениями и т. д.

214


Прослушивание следует проводить после изучения учащимися технологии устройства и работы машин, взаи­ модействия их деталей на уроках спецтехнологии.

Учитывая, что у учащихся нет еще достаточных навы­ ков, прослушивание надо проводить с постепенным переходом от более простых к более сложным упражне­ ниям.

Лучше начинать с ознакомления с внешними звуковы­ ми признаками, более доступными для слухового восприя­ тия, такими, как стук зубчатых колес, клапанов, а за­ тем перейти к демонстрации более трудных для слухо­ вого восприятия звуковых признаков, например, стук поршня, подшипников, нарушений различных регули­ ровок.

Восприятие внешних признаков различных неисправ­ ностей идет быстрее, когда фрагмент звукозаписи вос­ производится 3—5 раз. В дальнейшем воспроизведение этой записи сокращают до одного раза.

Заслуживает внимания разработанный С. А. Шапоринским и экспериментально проверенный в ГПТУ № 1 и № 11 тренажер для определения неисправностей де­ талей, механизмов и машин, описанный в книге «Вопро­

сы

профессиональной педагогики», под

редакцией

M.

Н. Скаткина, «Высшая школа», 1968 (стр.

261).

§45. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СБОРОЧНЬ(Х РАБОТАХ

На улучшение условий труда и на всевозможные ме­ роприятия по охране труда и технике безопасности каж­ дое предприятие выделяет значительные средства. Боль­ шое внимание соблюдению всех требований техники без­ опасности уделяют работники предприятий, профсоюзные организации цехов и предприятий, благодаря чему усло­ вия труда на заводах все время улучшаются, а травма­ тизм и несчастные случаи стали исключительно редки­ ми. Однако полное предотвращение несчастных случаев на любом производстве во время работы возможно толь­ ко при условии, если не будет ослабевать внимание ру­ ководителей предприятий, мастеров производственного обучения и самих учащихся, работающих на предприя­ тиях.

Учащиеся до работы на предприятии получили основ­ ные понятия о правилах техники безопасности на уроках

245

специальной технологии, но практически они с этим еще не сталкивались.

Мастер производственного обучения несет полную ответственность за безопасные условия работы учащихся на предприятии, поэтому он должен проводить соответ­ ствующий инструктаж.

Инструктаж по технике безопасности бывает пяти видов: вводный, или предварительный; инструктаж непо­ средственно на рабочем месте; повседневный — наблю­ дение за приемами работы, сочетаемое с текущим инструктажом; инструктаж при переводе с одной работы на другую; повторный периодический инструктаж.

Мастеру следует помнить, что все перечисленные ин­ структажи дополняют друг друга и при правильной орга­ низации труда обеспечивают твердое усвоение учащи­ мися правил и навыков безопасной работы. Важным моментом в обучении учащихся безопасным методам работы является систематическая проверка знаний пра­ вил техники безопасности. Учащихся, не знающих пра­ вил техники безопасности, следует отстранять от работы.

Об ознакомлении учащихся с правилами техники без­ опасности в специальных журналах или личной карточке учащегося должна быть роспись учащегося, а о прово­ димых текущих инструктажах запись в журнале мастера.

Учащимся

надо напомнить и

требовать выполнения

следующих правил.

 

Т е х н и к а

б е з о п а с н о с т и

н а т е р р и т о р и и

п р е д п р и я т и я :

 

внимательно следить за предупредительными свето­ выми и звуковыми сигналами вблизи транспорта и в зоне действия подъемно-транспортных сооружений.

исполнять указания и надписи о безопасности дви­

жения;

 

 

 

 

не ходить по железнодорожным

путям

и возле

них,

а также по проезжей части автодорог;

 

 

не ходить через узкие проходы между автомашинами,

железнодорожными

вагонами, а

также

в зоне

дей­

ствия грузоподъемных машин;

 

 

 

перед переходом через пути убедиться в отсутствии

приближающегося

транспорта;

 

 

 

не подходить близко к плавильным, кузнечным и

тер­

мическим печам, местам разливки расплавленного ме­ талла, к ваннам с электролитами для покрытия деталей металлами, к кузнечным и штамповочным молотам, при-

246


водным ножницам и отрезным машинам, транспортным конвейерам;

не останавливаться под поднятым грузом; не касаться частей электрических машин и устройств,

электропроводов, трансформаторов, а также неизолиро­

ванных

мест рубильников, выключателей;

 

не наступать

на

электро­

 

провода

переносных

инстру­

 

ментов, передвижных

машин

 

и

аппаратов

 

электрической

 

сварки;

 

 

 

 

 

 

 

 

не смотреть

 

на

открытое

 

пламя,

дугу

 

электрической

 

сварки,

ртутные

лампы, эк­

 

раны

мощных

 

осветителей,

 

быстро проходить мимо.

 

 

Т е х н и к а

 

б е з о п а с ­

 

н о с т и

п р и

 

в ы п о л н е ­

 

н и и с б о р о ч н ы х р а б о т :

 

 

содержать

свое

рабочее

 

место в чистоте и порядке, не

 

допускать

загроможденно-

 

сти

и захламленности

его;

 

 

работать

только

исправ­

Рис. 102. Безопасная работа

ным

инструментом;

 

 

 

не

включать

подачу воз­

электродрелью

духа,

прежде

чем пневмоин-

 

струмент не будет упираться в обрабатываемую поверх­ ность, иначе инструмент будет выброшен из машины, что может быть причиной травмы;

не работать электродрелью или другой машиной с электроприводом без заземления (рис. 102);

удалять опилки или стружки с верстака, станка и об­ рабатываемой детали только щеткой, а не рукой. Нельзя

сдувать их, так как они могут попасть в глаз;

 

заточные станки, наждачные

и обдирочные

точила

должны иметь кожухи, экраны и подручники;

 

защищать глаза и лицо защитным щитком при

работе

с электросварщиком, так как от

света сварочной дуги

можно ослепнуть;

 

 

категорически запрещается работа по запрессовке де­ талей путем охлаждения без точного специального ин­

структажа

по обслуживанию

охлаждающих установок,

о порядке

работы на них и

мерах предосторожности.

247