Файл: Киперман, Г. Я. Экономические показатели промышленных предприятий и объединений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Г. Я. КИПЕРМАН
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ
контрольный/
ЭКЗЕМПЛЯР у
.СТАТИСТИКА* МОСКВА 1974
В книге рассматривается содержание и опыт практического применения важнейших экономиче ских показателей, характеризующих деятельность предприятий, производственных и промышленных объединений. Основное внимание уделено показа телям продукции и эффективности производства.
При определении круга рассматриваемых во просов учитывались актуальность и степень осве щенности их в экономической литературе.
Книга рассчитана па экономистов предприя тий, объединений, министерств и ведомств,^ науч ных работников и преподавателей, широкий круг работников промышленности, интересующихся проблемами совершенствования планирования, статистики, учета и анализа хозяйственной дея тельности.
Гос. пус ,.. |
дл |
научно-те; |
г -к.я |
библиотека |
-г |
ЭК ЗЕМ П ЛЯ Р
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА {
10805—063
К008(01)—74 12—74 @ Издательство «Статистика», 1974 г.
В В Е Д Е Н И Е
В системе мер по обеспечению соответствия форм и методов хозяйственного руководства объективным усло виям и прогрессивным тенденциям развития обществен ного производства важная роль принадлежит совершен ствованию экономических показателей, характеризую щих все стороны общественного воспроизводства. Весь процесс общественного производства, его условия, фак торы и результаты находят отражение в непрерывно совершенствующейся системе статистических показате лей. С развитием производства, изменением стоящих пе ред ним задач изменяются и требования, предъявляемые к системе характеризующих его статистических показа
телей.
Система статистических показателей характеризует все стороны и элементы общественного воспроизводства, начиная с собственно производства и кончая потребле нием. Система показателей характеризует условия про изводства — наличие соответствующих ресурсов (тру довых, материальных, финансовых); их состояние (рас пределение трудовых ресурсов по полу, возрасту, про фессиям, образованию и т. д .); состав основных про изводственных фондов (по видам, возрасту и другим по
казателям) ; степень использования |
(показатели исполь |
|
зования |
труда, основных производственных фондов |
|
и т. д.); |
результаты производства |
(показатели продук |
ции, ее объема, состава, качества).
Каждую из сторон производственного процесса ха рактеризует определенная подсистема статистических показателей, взаимосвязанных между собой и с системой в целом. Степень методологической и методической раз работанности этих подсистем далеко не одинакова, что объясняется их различной сложностью; сравнительно проще охарактеризовать наличие производственных ре сурсов, сложнее — уровень или степень их использова
ния.
3
1*
Система статистических показателей основана на строго научных принципах, на марксистско-ленинской экономической теории, на познании и учете содержания, характера и особенностей действия экономических зако нов в конкретных условиях реальной действительности.
Содержание экономических законов проявляется в соответствующих категориях, исследуемых политической экономией, а показатели конкретизируют эти категории, создают возможность их количественного измерения. На пример, эффективность производства — это экономиче ская категория, содержание которой определяется поли тической экономией. Для ее конкретизации и количест венного измерения применяются различные показатели, например показатель выпуска продукции , в расчете на каждый рубль стоимости используемых производствен ных основных фондов и др. Показатели обеспечивают единство количественной и качественной характеристики действия экономических законов, явлений и процессов общественной жизни.
Экономические категории — это логические абстрак ции, наиболее общие понятия о взаимосвязях явлений и процессов общественного воспроизводства. Изучение этих связей возможно только с помощью научно обос нованной системы показателей. Экономические катего рии отражают наиболее общие свойства явлений и про цессов, а показатели создают возможность их качествен ной и количественной характеристики.
В плановой системе хозяйства статистические пока затели, используемые для оценки и анализа выполне ния плана, являются не пассивным отражением сложив шихся процессов и явлений, а активным фактором их формирования. Являясь основой построения системы статистического наблюдения, учета и анализа, показа тели конкретизируют социально-экономические катего рии марксистско-ленинской политической экономии и позволяют количественно измерить явления и процессы общественной жизни в единстве с их качественной ха рактеристикой и на ее основе.
Экономические показатели должны соответствовать сущности социалистических производственных отноше ний. Отдельный показатель, как правило, характеризует отдельную качественно определенную сторону объекта, процесса или явления. И только система взаимосвязан
4
ных показателей (сгруппированных в свою очередь во взаимосвязанные подсистемы) позволяет характеризовать те или иные стороны общественного воспроизводства. Единство системы показателей основано на единстве об щественного воспроизводства, наличии единой теоретиче ской основы их построения — марксистско-ленинской экономической теории, на единстве требований научно сти и объективности каждого показателя и применения в соответствии с его экономическим содержанием.
Так как экономические отношения развиваются, из меняются, то и система показателей носит исторический характер, ее относительная стабильность не исключает, а, напротив, предполагает определенную гибкость, подвиж ность по содержанию, форме, составу и сочетанию пока зателей. Это обеспечивает соответствие системы показа телей объективным условиям развития общества.
В системе экономических показателей важное место занимает подсистема показателей планирования и оцен ки деятельности предприятий и объединений. Ее совер шенствованию всегда уделялось большое внимание.
Оценка работы предприятия или объединения долж на носить комплексный характер. Ни один показатель, рассматриваемый вне связи с другими, не может служить основанием для положительной или отрицательной оцен ки работы предприятия, объединения. Именно поэтому к системе показателей предъявляются такие требования, чтобы все они отличались внутренним методологическим и методическим единством, дополняли друг друга, не дублировали и не противоречили друг другу.
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый показатель наиболее полно отражал сущность, экономическую при роду характеризуемых с его помощью процессов и явле ний. Он должен применяться в строгом соответствии с его экономическим содержанием и назначением, с уче том специфики отрасли и других конкретных условий, а система показателей в целом должна обеспечивать объ ективную оценку работы предприятий и объединений, соответствия результатов их деятельности плану, важ нейшим задачам экономического развития страны. Ра боту отдельного предприятия, входящего в состав объе динения, необходимо оценивать с учетом того, в какой мере ее результаты отвечают задаче повышения эффек тивности деятельности объединения в целом.
5
Один из важнейших элементов хозяйственной рефор мы как взаимосвязанного комплекса мероприятий по совершенствованию форм и методов хозяйственного ру ководства — развитие системы показателей планирования и оценки деятельности предприятий.
Перечень показателей, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, был установлен Постанов лением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ок тября 1965 г. «О совершенствовании планирования и уси лении экономического стимулирования промышленного производства». В ходе осуществления хозяйственной ре формы в этот перечень были внесены уточнения, осно ванные на обобщении опыта предприятий, работающих в новых условиях планирования и экономического сти мулирования производства. Так, существенные измене ния в перечень утверждаемых показателей были внесе ны Постановлением Совета Министров СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного про
изводства».
Теперь наряду с общим объемом реализуемой про дукции предприятиям и производственным объединениям устанавливаются (в том числе) задания по объему реа лизации новой продукции, отвечающей по своим техни ко-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники (продукция выс шей категории качества). В планах должно предусмат риваться повышение удельного веса этой продукции в общем объеме производства, поэтому кроме объема про дукции высшей категории качества в абсолютном выра жении (в тыс. руб.) в плане устанавливается также ее удельный вес (в процентах к общему объему реализуе мой продукции)
В пятилетних планах предприятиям и объединениям установлены задания по росту производительности труда на каждый год в процентах к уровню 1970 (базис ного) года. Кроме того, с учетом конкретных условий ми-
1 В объем реализации включается и продукция, не подлежащая аттестации: производимая по разовым заказам, работы промыш ленного характера на сторону и др. Поэтому более правильно было бы определять удельный вес продукции 1высшей категории не по
отношению к общему объему реализации, а по отношению к объему продукции, подлежащей аттестации.
6
ннстерства устанавливают предприятиям уточненные за дания по росту производительности труда в планируе мом году по сравнению с предыдущим годом.
Кроме утверждаемых показателей предприятиям и производственным объединениям устанавливаются так же нормативы отчислений от прибыли в фонды эконо мического стимулирования (фонд материального поощ рения, фонд социально-культурных мероприятий и жи лищного строительства, фонд развития производства), нормы отчислений от амортизации в фонд развития про изводства, нормы платы за фонды, а также в необходи мых случаях — фиксированные платежи.
На формирование экономических показателей пред приятий и производственных объединений большое вли яние оказывает наличие утверждаемых в установленном порядке норм амортизационных отчислений от стоимо сти основных промышленно-производственных фондов (эти отчисления включаются в себестоимость продук ции) ; тарифных ставок и окладов, в определенной сте пени регламентирующих уровень оплаты труда и вли яющих на себестоимость продукции; заданий по сниже нию норм расхода важнейших материальных ресурсов, сокращению расходов на содержание административно управленческого персонала и др.
На формирование экономических показателей пред приятий большое влияние оказывает уровень, соотно шения и динамика оптовых цен, устанавливаемых цент ральными, республиканскими и отраслевыми государст венными органами. Таким образом, государство регла ментирует производственно-хозяйственную деятельность предприятий не только путем утверждения ряда важней ших показателей, но и с помощью взаимосвязанной си стемы норм и нормативов, обязательных положений, ин струкций, методических указаний и т. п.
В настоящее время перевод промышленных предпри ятий на новые условия хозяйствования в основном за вершен. К началу 1973 г. в новых условиях работало свыше 43000 промышленных предприятий и производст венных объединений. Их доля в общем количестве пред приятий составила 87%, в объеме производства — 94%; Не переведена в основном лишь часть предприятий мест ной промышленности, опытные и экспериментальные заводы.
7
На XXIV съезде КПСС особо подчеркивалась насто ятельная необходимость дальнейшего совершенствова ния системы управления, планирования и экономического стимулирования производства. Крупным шагом в направ лении решения этих ответственных задач явится реали зация принятого в марте 1973 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых меро приятиях по дальнейшему совершенствованию управле ния промышленностью». Постановлением определены мероприятия по дальнейшему совершенствованию орга низации управления промышленностью путем укрупне ния предприятий, создания производственных объедине ний (комбинатов), всесоюзных и республиканских про мышленных объединений, приближения органов хозяйст венного руководства к производству, более четкого раз граничения прав и обязанностей между различными звеньями отраслевого управления, повышения оператив ности и гибкости в работе управленческого аппарата.
Концентрация и централизация производства — за кономерный и прогрессивный процесс, отвечающий усло виям современной научно-технической революции, зада чам повышения эффективности производства. Органиче ское соединение в единых хозяйственных комплексах (объединениях) производства, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций будет способ ствовать значительному росту производительности труда, повышению качества продукции, снижению ее себестои мости и улучшению других технико-экономических пока зателей.
В промышленности сложилось много разнообразных типов и форм объединений. Но для планирования и ста тистики решающее значение имеет установленное наз ванным выше постановлением принципиальное разграни чение двух основных видов объединений:
производственное объединение (комбинат), в состав которого входят фабрики, заводы, научно-исследователь ские, конструкторские, проектно-конструкторские, тех нологические и другие производственные единицы. На входящие в состав производственного объединения про изводственные единицы не распространяется действие Положения о социалистическом государственном произ водственном предприятии. Расчеты с бюджетом, с по ставщиками и покупателями, кредитные отношения, а
8
также контроль со стороны банков за расходованием фонда заработной платы и хозяйственно-финансовой дея тельностью осуществляются по объединению в целом, независимо от места нахождения его производственных единиц. В порядке исключения в производственные объе динения могут входить отдельные самостоятельные пред приятия, пользующиеся правами, предусмотренными По ложением о социалистическом государственном произ водственном предприятии. Производственное объедине ние наряду с правами, установленными для предприятий, пользуется также правами, которыми оно наделяется в установленном порядке;
промышленное объединение (всесоюзное или респуб ликанское) — единый производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из самостоятельных промышленных предприятий, научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций. В состав промышленного объединения мо гут входить производственные объединения. Промышлен ное объединение действует на началах хозяйствен ного расчета, обеспечивает полное возмещение затрат на производство и получение прибыли. На входящие в со став промышленного объединения предприятия пол ностью распространяется действие Положения о социа листическом государственном производственном предпри ятии, а само объединение действует на основе «Общего положения о всесоюзном и республиканском промышлен ных объединениях».
Промышленное объединение — это объединение са мостоятельных предприятий. Показатели оценки и ана лиза его деятельности должны строиться с учетом того, что на них большое влияние оказывает изменение удель ного веса отдельных предприятий в объеме продукции, в численности работающих, в стоимости основных фон дов объединения и т. д.
Кроме того, промышленные объединения — это круп ные комплексы, включающие в свой состав не только предприятия, но и научно-исследовательские, проектно технологические и другие институты и организации. В со став промышленного объединения могут входить все пред приятия отрасли (подотрасли); таким, например, может быть объединение шинной промышленности, объединение турбинной промышленности, объединение подшипниковой
9