Файл: Исаков, В. И. Экономика, организация и планирование работы машиносчетных установок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приборостроения и радиоэлектроники и отдел вычислительной тех­ ники и систем управления. Научно-исследовательская лаборатория механизации статистических работ при ЦСУ СССР реорганизована в Научно-исследовательский институт по проектированию вычисли­ тельных центров и систем экономической информации.

Перед этими органами поставлены важные задачи, которые сво­ дятся к следующему: создать и внедрить автоматизированные си­ стемы обработки информации общегосударственного, отраслевого и ведомственного назначения на базе электронной вычислительной техники, в том числе автоматизированные системы учета, планиро­ вания и управления в народном хозяйстве; организовать сеть вы­ числительных центров, взаимодействующую с системой связи стра­ ны (передача информации по каналам связи); разработать и внед­ рить в хозяйственную практику математические методы и рацио­ нальные способы планирования и управления, унифицированную систему документации и методов кодирования информации, при­ годную для обработки на электронных вычислительных машинах, типовые программы решения задач во всех звеньях народного хо­ зяйства и организовать обмен этими программами; обеспечить в ближайшие годы расширение мощностей, освоение и производство ряда новых типов ЭВМ на полупроводниковых элементах, разрабо­ тать и внедрить в производство вычислительные и информационно­ логические машины.

Однако намеченное быстрое развитие механизации учетно-ста­ тистических и вычислительных работ на базе ЭВМ не исключает, а наоборот, предполагает не менее быстрое развитие ее с примене­ нием перфорационных и клавишных вычислительных машин.

В настоящее время признана также крайне важной всемерная централизация учета предприятий, организаций и учреждений с не­ большим объемом счетных операций при исполкомах Советов депу­ татов трудящихся, их управлениях и отделах, министерствах и ве­ домствах автономных республик, трестах, комбинатах и других хо­ зяйственных объединениях на базе МСС ЦСУ СССР. В столицах союзных республик, краевых и областных центрах и других круп­ ных городах организуются централизованные (отраслевые) бух­ галтерии для однородных, с небольшим объемом учетных работ, предприятий и хозяйственных организаций промышленности, строи­ тельства, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйст­ ва, бытового обслуживания населения и других отраслей с учетом ведомственной подчиненности этих предприятий и организаций.

Намечена также централизация бухгалтерского учета в заводо­ управлениях производственных объединений, крупных и средних предприятий.

Огромное значение в развитии и совершенствовании механиза­ ции учетно-плановых и вычислительных работ имеют решения XXIII и XXIV съездов КПСС, наметивших ясные перспективы в этом важ­ ном деле. XXIII съезд особое внимание уделил необходимости рас­ ширения производства электронно-вычислительных и управляющих машин, выпуска оргтехники и техники для механизации и автома­

12


тизации счетно-вычислительных работ, учета и разработки отчет­ ности.

XXIV съезд поставил важные задачи в области совершенство­ вания экономики путем создания широкой сети автоматизирован­ ных систем управления (АСУ). В Директивах по пятилетнему пла­ ну развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. записано: «В целях совершенствования планирования народного хозяйства и управления обеспечить широкое применение экономико-математи­

ческих методов, использование электронно-вычислительной и орга­ низационной техники и средств связи. Всемерно улучшать систему учета и отчетности, совершенствовать статистику.

Развернуть работы по созданию и внедрению автоматизирован­ ных систем планирования и управления отраслями, территориаль­ ными организациями, объединениями, предприятиями, имея в виду создать общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством на базе государственной сети вычислитель­ ных центров и единой автоматизированной сети связи страны» ’.

В соответствии с этим предусмотрен большой объем работ по созданию АСУ на предприятиях (АСУП) и в отраслях (ОАСУ). За текущее пятилетие намечено внедрить около 2700 АСУ разных уровней и назначений и среди них 700 автоматизированных систем управления технологическими процессами. В настоящее время эта работа ведется в 750 научных и проектных организациях.

В девятой пятилетке намечено увеличение производства ЭВМ в 2,6 раза при общем увеличении выпуска всех средств вычисли­ тельной техники в 2,4 раза по сравнению с выпуском их в прошлой пятилетке.

Можно без преувеличения сказать, что организация широкой сети автоматизированных систем управления становится главным направлением дальнейшего совершенствования планово-учетных, статистических и других вычислительных работ.

Остановимся теперь вкратце на развитии механизации и авто­ матизации планово-учетных и вычислительных работ на основных видах транспорта.

На железнодорожном транспорте масштабы и темпы перевозоч­ ной работы продолжают быстро возрастать, планирование и учет деятельности многочисленных хозяйственных единиц связаны с пе­ реработкой огромных потоков информации. Выполнить эту работу возможно лишь с помощью современных средств вычислительной и другой организационной техники.

Вычислительная техника на железнодорожном транспорте на­ чала применяться с 1927 г. В то время был установлен один ком­ плект перфорационных вычислительных машин в Центральном от­ деле статистики и картографии НКПС и один комплект машин — в управлении бывшей Московско-Курской железной дороги. На1

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Издательство политической литера­ туры, 1971, с. 298.


базе этих машин приступили к опытным работам по механизации статистического учета. В 1928 г. в Москве была организована пер­ вая ФМС для обслуживания железных дорог Московского узла. В 1929 г. были организованы ФМС в Ленинграде и Харькове. Сна­ чала начали механизировать учет перевозок грузов, пассажиров, багажа и доходов от перевозок, что обусловливалось особенно большой массовостью первичных документов, сложностью и многоразрезностью их обработки. Несколько позднее стали механизиро­ вать статистический учет пробега вагонов, поездов и локомотивов, учет расхода топлива на паровозах.

Благодаря применению вычислительных машин в учете резко сокращены сроки разработки статистической отчетности о перевоз­ ках грузов, пассажиров, багажа, об использовании подвижного со­ става и расхода топлива на локомотивах.

Вскоре после создания ФМС была признана необходимой орга­ низация их филиалов на наиболее крупных паровозных депо. В 1937 г. насчитывалось более 340 филиалов, которые спустя неко­ торое время были реорганизованы в группу оперативно-техническо­ го учета и в 1959 г. переданы в непосредственное ведение депо.

Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте начали ме­ ханизировать в 1947 г. В первую очередь был механизирован при помощи ПВМ учет материальных ценностей на складах Главного управления материально-технического обеспечения Министерства путей сообщения СССР. В 1950 г. сектор фабрик механизированно­ го счета отдела учета и отчетности МПС разработал проекты меха­ низации учета труда и заработной платы, материальных ценностей и учета затрат на производство для вагоноремонтных заводов. Эти проекты были внедрены на заводе им. Войтовича, на котором имел­ ся филиал Московской ФМС.

В 1951 г. были механизированы упомянутые участки учета на вагоноремонтном заводе им. Памяти революции 1905 г., Харьков­ ском, Орджоникидзевском, Киевском, Октябрьском, Пролетарском паровозоремонтных заводах. На этих же предприятиях в то время были организованы филиалы ФМС для вычислительной обработки первичных документов и заготовки перфокарт. Тогда же был меха­ низирован учет материальных ценностей на главных материальных складах Московской окружной и Северной железных дорог.

К 1953 г. относится начало создания МСС на Львовском и Во­ логодском паровозовагоноремонтных заводах (ПВРЗ) и Ростовском вагоноремонтном заводе (ВРЗ), где имелись филиалы фабрик ме­ ханизированного счета, а на Дарницком ВРЗ, Полтавском и Воро­ нежском тепловозоремонтных заводах (ТРЗ) и Люблинском литей­ но-механическом заводе машиносчетные станции организованы за­ ново.

Теперь обрабатываются данные примерно для 700 линейных хо­ зяйств и других предприятий и организаций системы МПС. При помощи вычислительных машин обрабатывают сведения примерно

70% документов оперативно-статистического и около 25% бухгал­ терского учета.

14


Все это позволило улучшить организацию статистического и бух­ галтерского учета, значительно сократить численность счетных ра­ ботников.

В 1972 г. на железнодорожном транспорте функционировали 29 ФМС, около 90 МСС и примерно 220 МСБ. Все ФМС и МСС яв­ ляются кустовыми. В среднем каждая фабрика разрабатывает ста­ тистическую отчетность по 245 железнодорожным станциям, 15 ло­ комотивным депо, 6—7 отделениям дорог и 10—12 другим линей­ ным хозяйствам. Кроме того, ФМС механизируют бухгалтерский учет в локомотивных и вагонных депо, на главных и участковых материальных складах. МСС обслуживает в среднем 1 ремонтный завод, по 1—2 локомотивных и вагонных депо к 2—3 материальных склада.

Кроме того, на железнодорожном транспорте имеется около 450 групп оперативно-технического учета локомотивных депо, оснащен­ ных клавишными вычислительными машинами для подготовки пер­ вичных документов с целью последующей обработки на ПВМ, 59 расчетно-товарных контор отделений железных дорог и свыше 190 групп учета и отчетности по продаже пассажирских билетов. Эти ячейки снабжены КВМ, в том числе бухгалтерскими машинами.

Машиносчетные бюро организованы при финансовых службах дорог, в отделениях дорог, на пассажирских станциях, на вагоно­ ремонтных и локомотиворемонтных заводах и т. д. Первое такое бюро было создано в 1952 г. при финансовой службе Южно-Ураль­ ской железной дороги, а в течение двух последующих лет МСБ были организованы при финансовых службах всех железных дорог. За 1959—1960 гг. было организовано более 90 МСБ на вагоноре­ монтных и локомотиворемонтных заводах, на заводах треста «Транссигналсвязьзаводы», на крупных пассажирских станциях, от­ делениях дорог.

В настоящее время развернута большая работа по организации централизованных бухгалтерий при отделениях железных дорог для учета с помощью вычислительных машин деятельности всех входя­ щих в отделения предприятий. Для этой цели продолжается интен­ сивное создание отделенческих МСС. Создаются централизованные бухгалтерии бюджетных учреждений. Кроме того, в 1971 г. имелось 157 узловых расчетных групп, ведущих механизацию учета труда и заработной платы и обработку материалов с помощью клавишных вычислительных машин (в том числе бухгалтерских и фактурных) для 1234 предприятий.

Создание ЦБ при отделениях железных дорог, оснащенных вы­ числительными машинами, является одним из важных направлений совершенствования учета. По расчетам кафедры «Автоматизирован­ ные системы планирования и учета» Московского института инже­ неров железнодорожного транспорта, должно быть организовано более 200 таких централизованных бухгалтерий.

Железнодорожный транспорт с каждым годом все больше осна­ щается ЭВМ, начало которым положено в 1963 г. Так, с помощью этих машин составлено несколько десятков оптимальных планов

15


перевозок различных грузов, исключающих нерациональные пере­

возки и обеспечивающих минимальные

транспортные

издержки.

С помощью ЭВМ разработаны схемы

регулирования

порожних

полувагонов, позволяющие значительно сократить порожний про­ бег, имеется опыт в составлении оптимальных планов формирова­ ния и графиков движения поездов, в результате чего достигаются минимальные величины оборота вагонов, затрат маневровых средств, максимальная скорость продвижения грузов и т. д.

Некоторые достижения имеются и в применении ЭВМ для реше­ ния таких задач, как выбор наивыгоднейших вариантов увеличения провозной способности на отдельных полигонах сети, веса, скоро­ сти поездов, размещения сортировочных станций и т. п. Вычисли­ тельные центры организованы при Всесоюзном научно-исследова­ тельском институте железнодорожного транспорта, при Московском и Новосибирском, Днепропетровском и Хабаровском институтах ин­ женеров железнодорожного транспорта; имеются ВЦ при управле­ ниях Белорусской, Горьковской, Куйбышевской, Московской, Сверд­ ловской, Октябрьской и Южно-Уральской железных дорог. Созда­ ются ВЦ и на ряде других дорог. Кроме того, на некоторых доро­ гах организованы и действуют лаборатории вычислительной тех­ ники. К таким дорогам, в частности, относятся: Восточно-Сибир­ ская, Закавказская, Казахская, Львовская, Прибалтийская и Сред­ неазиатская.

Научно-исследовательскими и учебными институтами, а также ВЦ и лабораториями вычислительной техники подготавливаются и решаются многие транспортные задачи. Такие же задачи решают на ЭВМ вычислительные центры Центрального экономико-матема­ тического института Академии наук СССР, Института кибернетики Академии наук УССР и Госплана СССР. Так, Московский институт инженеров железнодорожного транспорта совместно с Главным грузовым управлением МПС и Институтом кибернетики Академии наук УССР еще в 1964—1965 гг. разработал общесетевые схемы оптимальных грузопотоков 22 видов грузов.

В Центральном научно-исследовательском институте МПС и в других институтах подготовлены алгоритмы и программы для ре­ шения на ЭВМ большого числа плановых, финансовых, учетных и статистических задач, значительная часть которых уже внедрена или находится в стадии апробации.

Однако уровень механизации и автоматизации обработки эко­ номической информации все еще отстает от запросов железнодо­ рожного транспорта.

В настоящее время развернута работа по проектированию авто­ матизированной системы управления железнодорожным транспор­ том (АСУЖТ), которая войдет в качестве составной части в обще­ государственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хо* зяйством на базе государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны, как это намечено Директивами XXIV съезда КПСС.

16