Файл: Исаков, В. И. Экономика, организация и планирование работы машиносчетных установок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Первая очередь АСУЖТ должна быть создана и внедрена уже в 1974 г. К основным подсистемам этой отраслевой автоматизиро ванной системы, к разработке которых привлечены дорожные вы числительные центры и лаборатории, научно-исследовательские и учебные институты, относятся следующие: многосуточное прогно зирование вагонопотоков; текущее планирование работы сортиро вочных станций; сменно-суточное планирование работы железных дорог и их отделений; номерной учет простоя вагонов на подъезд ных путях крупных промышленных предприятий; всесторонняя об работка маршрутов машинистов, дорожных ведомостей и натурных листов; оперативное планирование работы грузосортировочных платформ; планирование и учет материально-технического обеспе чения железных дорог; финансирование и анализ деятельности предприятий железнодорожного транспорта; бухгалтерский учет в линейных предприятиях железных дорог.
В результате внедрения АСУЖТ ожидается резкое улучшение управления всеми сторонами деятельности железнодорожного транспорта, в том числе планирования, статистического, оператив ного и бухгалтерского учета, эксплуатации железных дорог.
Вопросами механизации и автоматизации экономических расче тов и других работ в системе МПС занимается Всесоюзный трест по организации и механизации учета на железнодорожном транс порте Министерства путей сообщения («Трансоргмашучет»), под чиненный финансовому управлению МПС.
Трест «Трансоргмашучет» является хозрасчетной организацией, осуществляющей свою деятельность за счет отчислений подчинен ных ему фабрик механизированного счета дорог, Центральной фаб рики механизированного счета (ЦФМС) и мастерской по ремонту клавишных и перфорационных вычислительных машин.
О своей финансово-хозяйственной деятельности трест «Трансорг машучет» отчитывается перед финансовым управлением Министер ства путей сообщения СССР по утвержденным формам бухгалтер ской, статистической и оперативной отчетности. Права, обязанно сти и ответственность треста определены в его уставе.
К основным обязанностям треста «Трансоргмашучет» относятся планирование механизации и автоматизации планово-учетных, ста тистических и вычислительных работ и контроль за выполнением плановых заданий всеми предприятиями и организациями железно дорожного транспорта. Трест занимается также обобщением пере дового опыта в деле применения в экономических расчетах совре менной вычислительной техники, разработкой типовых проектов ор ганизации МСУ, механизацией и автоматизацией всех видов учета и вычислительных работ, совершенствованием их технологии, про ведением экспериментальных работ с целью их дальнейшего внед рения на МСУ (в МСБ, МСС, ФМС, ВЦ и др.). Он осуществляет общее методологическое руководство деятельностью всех подчинен ных ему предприятий и организаций, контроль за этой деятельно стью, техническим состоянием и правильным использованием вы числительной техники и другого оборудования, расходованием ма
17
териалов й запасных частей для ремонта вычислительных машин. Трест также определяет потребность и представляет заявки в ЦСУ
СССР и другие организации на вычислительные машины, запасные части, перфокарты, перфоленты, магнитные ленты, бумагу и т. п., снабжает всем этим свои МСУ, группы механизации учета продажи билетов и иные подразделения, организует ремонт клавишных, пер форационных и электронных вычислительных машин.
Одной из обязанностей треста является определение потребно сти в кадрах по механизации учетно-плановых, статистических и вычислительных работ, а также разработка учебных планов и про грамм для курсов повышения квалификации работников МСУ и организация таких курсов.
Вычислительные и другие средства оргтехники получили значи тельное применение в учете и вычислительных работах на пред приятиях и в организациях речного, морского и автомобильного транспорта.
Кпримеру, на речном транспорте с помощью перфорационных
иклавишных вычислительных машин полностью механизированы весьма трудоемкие и разнообразные работы по статистике и опера тивному учету перевозок и тарифов. На вычислительных машинах распределяются доходы между смежными пароходствами по про возным платежам и подсчитываются причитающиеся им суммы за
аренду флота. На ряде предприятий (порты, пассажирские агент ства, ремонтно-эксплуатационные базы флота, судостроительные, судоремонтные и судоремонтно-механические заводы) успешно внедрена таблично-перфокарточная форма учета. С помощью пер форационных вычислительных машин на многих предприятиях учи тывают заработную плату, материальные ценности, денежные сред ства в кассах и учреждениях Госбанка, расчеты с поставщиками, составляются оборотные балансы и др.
Отдельные МСБ с помощью клавишных вычислительных (бух галтерских) машин также осуществляют почти все операции бух галтерского учета, составляя оборотные ведомости по материаль ным ценностям, расчетно-платежные ведомости на заработную пла ту, журналы-ордера, главную книгу и т. п.
Значительное применение получили фактурные машины в кон торах и отделах материального снабжения, а также в отделах ра бочего снабжения для выписки счетов-фактур, составления расчет но-платежных ведомостей и других документов.
Применение ЭВМ для обработки экономических данных в систе ме речного флота пока находится в стадии изучения и отдельных
экспериментов. |
1 |
На морском транспорте почти полностью механизированы учет но-статистические операции по перевозке грузов и доходов от пере возок, для чего имеется сеть МСС, обслуживающая морские бас сейны. При многих морских портах, судостроительно-судоремонт ных и других предприятиях организованы МСБ, а при некоторых — МСС, на которых механизируют наиболее трудоемкие участки уче та (труд и заработная плата, материалы и т. д.).
18
Механизация обработки экономических данных в организациях и предприятиях автомобильного транспорта развита недостаточно. Так, в системе Министерства автотранспорта и шоссейных дорог РСФСР в 1968 г. было всего лишь 6 МСС и 71 МСБ, которые обра батывали около 10% учетной документации. Механизация учета осуществлялась примерно в 25% автохозяйств и предприятий, из которых 15% пользовались услугами МСС ЦСУ СССР. Еще ниже уровень механизации учета в автохозяйствах других союзных рес публик.
При помощи машин производится счетная обработка данных путевых листов и товарно-транспортных накладных, составляются отчетные показатели об использовании грузового автотранспорта, расходе топлива, о выполнении плана перевозок и для расчетов с грузоотправителями за выполненные услуги. Отдельные МСУ транспортных хозяйств и предприятий учитывают труд и заработ ную плату, расход резины, движение других материальных ценно стей и т. д.
Главным направлением в расширении и совершенствовании ме ханизации учета и вычислительных работ на автомобильном транс порте должно быть прикрепление к МСС ЦСУ СССР автохозяйств и предприятий. Перспективным здесь, как впрочем и для других видов транспорта, является широкое внедрение в учетные и вычис лительные работы ЭВМ и математических методов. Самым же пер спективным является создание автоматизированной системы плани рования, учета и управления работой автотранспорта. Над реше нием этих проблем занимается ряд организаций (Центральный эко номико-математический институт АН СССР, Институт кибернетики АН УССР, Московский автомобильно-дорожный институт и др.).
Механизация и автоматизация обработки экономических расче тов за годы Советской власти прошла большой путь развития. До стижения в этом деле бесспорны. Вместе с тем жизнь выдвигает новые требования по дальнейшему повышению уровня планирова ния и учета. Так, предстоит еще многое сделать по совершенство ванию автоматизации планово-учетных и других работ за счет ши рокого применения ЭВМ и периферийных средств сбора и передачи исходных данных, по разработке автоматизированных систем управления.
Г л а в а I
ХАРАКТЕРИСТИКА МАШИНОСЧЕТНЫХ УСТАНОВОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАШИНОСЧЕТНЫХ УСТАНОВКАХ
ИПРИНЦИПЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ
Вычислительные машины можно сосредоточить в одном месте или рассредоточить по цехам и отделам предприятий и организа ций. Первый способ предполагает централизованное использование вычислительной техники и ведет к организации машиносчетной установки, второй — к индивидуальному использованию вычисли тельной техники. Обычно в индивидуальном пользовании находят ся клавишные машины (вычислительные и суммирующие). Инди видуальное использование машин следует применять, поскольку по вышается производительность и культура управленческого труда работников. Однако индивидуальное использование вычислитель ных машин менее эффективно, чем централизованное, потому что работа на них производится от случая к случаю (коэффициент ис пользования очень низок — 2—3 часа в сутки).
В настоящее время, когда процессы обработки информации сдерживаются из-за отсутствия в достаточном количестве вычисли тельных машин, указанный способ не может быть рекомендован к широкому распространению.
Машиносчетная установка представляет систему вычислитель ных машин и другой техники, которые связаны между собой еди ным технологическим процессом по обработке различных видов ин формации.
Машиносчетные установки (МСУ) различаются по видам и мощ ности основной эксплуатируемой вычислительной техники, кругу обслуживаемых заказчиков, территориальному размещению машин, построению технологического процесса, методам хозяйствования, по объему выполняемых работ и др.
Главным признаком классификации МСУ является используе мая основная вычислительная техника ’. Различают следующие формы машиносчетных установок: машиносчетные бюро (МСБ), машиносчетные станции (МСС), фабрики механизированного счета или учета (ФМС, ФМУ), вычислительные или информационно-вы числительные центры (ВЦ, ИВЦ), лаборатории электронно-вычис лительной техники (ЛЭВТ). Перечисленные виды МСУ характерны
идля железнодорожного транспорта.1
1Под «основными» вычислительными машинами понимают машины, пред назначенные для получения результатной информации.
20
Машиносчетные бюро (МСБ) оснащены клавишными машина ми (вычислительными, суммирующими, бухгалтерскими и фактур ными) и функционируют в основном на пассажирских станциях, небольших предприятиях железнодорожного транспорта и отделе ниях дорог. МСБ используются для механизации учетно-статисти ческих работ.
Машиносчетные станции (МСС) и фабрики механизированного счета (ФМС) в отличие от МСБ кроме клавишных оснащены пер форационными вычислительными машинами и некоторыми средст вами оргтехники. Первые созданы при отделениях дорог и на неко торых крупных предприятиях железнодорожного транспорта, вто рые— при управлениях дорог.
МСС и ФМС являются более эффективными формами исполь зования вычислительной техники, поскольку автоматизируются та кие операции, как вычислительная обработка, сортировка инфор мации, составление отчетных сводок, занимаются механизацией го раздо большего круга задач учетно-статистического и планового характера.
На фабриках механизированного счета производят обработку различной статистической и учетной информации, на МСС — пре-, имущественно бухгалтерской информации.
Вычислительные центры являются наиболее совершенной фор мой использования вычислительной техники. Они оснащаются пре имущественно электронно-вычислительными машинами и средства ми периферийной и организационной техники; сопутствующей тех никой в ВЦ являются перфорационные и клавишные машины. ВЦ создаются при управлениях дорог, научно-исследовательских и про ектных организациях, высших учебных заведениях. Например, соз даны вычислительные центры при управлениях Московской, Куй бышевской, Октябрьской, Горьковской и Свердловской дорог, в Мо сковском институте инженеров железнодорожного транспорта и т. п.
Информационно-вычислительный центр (ИВЦ) представляет структурное подразделение предприятия, организации, объедине ния, предназначенное для обработки информации в условиях авто матизированной системы управления на основе применения элек тронных вычислительных машин, средств организационной и пери ферийной техники. ИВЦ создаются преимущественно на промыш ленных предприятиях.
Лаборатории и группы электронно-вычислительной техники яв ляются переходной формой использования вычислительной техни-' ки. На железнодорожном транспорте они создаются при управле ниях дорог или одном из предприятий дороги и постепенно будут преобразовываться в дорожные вычислительные центры.
По сфере обслуживания машиносчетные установки подразделя ются на локальные (индивидуальные) и кустовые. Первые предна значены для обслуживания только одного заказчика (предприятия или организации), вторые — для нескольких заказчиков.
21