Файл: Исаков, В. И. Экономика, организация и планирование работы машиносчетных установок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первая очередь АСУЖТ должна быть создана и внедрена уже в 1974 г. К основным подсистемам этой отраслевой автоматизиро­ ванной системы, к разработке которых привлечены дорожные вы­ числительные центры и лаборатории, научно-исследовательские и учебные институты, относятся следующие: многосуточное прогно­ зирование вагонопотоков; текущее планирование работы сортиро­ вочных станций; сменно-суточное планирование работы железных дорог и их отделений; номерной учет простоя вагонов на подъезд­ ных путях крупных промышленных предприятий; всесторонняя об­ работка маршрутов машинистов, дорожных ведомостей и натурных листов; оперативное планирование работы грузосортировочных платформ; планирование и учет материально-технического обеспе­ чения железных дорог; финансирование и анализ деятельности предприятий железнодорожного транспорта; бухгалтерский учет в линейных предприятиях железных дорог.

В результате внедрения АСУЖТ ожидается резкое улучшение управления всеми сторонами деятельности железнодорожного транспорта, в том числе планирования, статистического, оператив­ ного и бухгалтерского учета, эксплуатации железных дорог.

Вопросами механизации и автоматизации экономических расче­ тов и других работ в системе МПС занимается Всесоюзный трест по организации и механизации учета на железнодорожном транс­ порте Министерства путей сообщения («Трансоргмашучет»), под­ чиненный финансовому управлению МПС.

Трест «Трансоргмашучет» является хозрасчетной организацией, осуществляющей свою деятельность за счет отчислений подчинен­ ных ему фабрик механизированного счета дорог, Центральной фаб­ рики механизированного счета (ЦФМС) и мастерской по ремонту клавишных и перфорационных вычислительных машин.

О своей финансово-хозяйственной деятельности трест «Трансорг­ машучет» отчитывается перед финансовым управлением Министер­ ства путей сообщения СССР по утвержденным формам бухгалтер­ ской, статистической и оперативной отчетности. Права, обязанно­ сти и ответственность треста определены в его уставе.

К основным обязанностям треста «Трансоргмашучет» относятся планирование механизации и автоматизации планово-учетных, ста­ тистических и вычислительных работ и контроль за выполнением плановых заданий всеми предприятиями и организациями железно­ дорожного транспорта. Трест занимается также обобщением пере­ дового опыта в деле применения в экономических расчетах совре­ менной вычислительной техники, разработкой типовых проектов ор­ ганизации МСУ, механизацией и автоматизацией всех видов учета и вычислительных работ, совершенствованием их технологии, про­ ведением экспериментальных работ с целью их дальнейшего внед­ рения на МСУ (в МСБ, МСС, ФМС, ВЦ и др.). Он осуществляет общее методологическое руководство деятельностью всех подчинен­ ных ему предприятий и организаций, контроль за этой деятельно­ стью, техническим состоянием и правильным использованием вы­ числительной техники и другого оборудования, расходованием ма­

17


териалов й запасных частей для ремонта вычислительных машин. Трест также определяет потребность и представляет заявки в ЦСУ

СССР и другие организации на вычислительные машины, запасные части, перфокарты, перфоленты, магнитные ленты, бумагу и т. п., снабжает всем этим свои МСУ, группы механизации учета продажи билетов и иные подразделения, организует ремонт клавишных, пер­ форационных и электронных вычислительных машин.

Одной из обязанностей треста является определение потребно­ сти в кадрах по механизации учетно-плановых, статистических и вычислительных работ, а также разработка учебных планов и про­ грамм для курсов повышения квалификации работников МСУ и организация таких курсов.

Вычислительные и другие средства оргтехники получили значи­ тельное применение в учете и вычислительных работах на пред­ приятиях и в организациях речного, морского и автомобильного транспорта.

Кпримеру, на речном транспорте с помощью перфорационных

иклавишных вычислительных машин полностью механизированы весьма трудоемкие и разнообразные работы по статистике и опера­ тивному учету перевозок и тарифов. На вычислительных машинах распределяются доходы между смежными пароходствами по про­ возным платежам и подсчитываются причитающиеся им суммы за

аренду флота. На ряде предприятий (порты, пассажирские агент­ ства, ремонтно-эксплуатационные базы флота, судостроительные, судоремонтные и судоремонтно-механические заводы) успешно внедрена таблично-перфокарточная форма учета. С помощью пер­ форационных вычислительных машин на многих предприятиях учи­ тывают заработную плату, материальные ценности, денежные сред­ ства в кассах и учреждениях Госбанка, расчеты с поставщиками, составляются оборотные балансы и др.

Отдельные МСБ с помощью клавишных вычислительных (бух­ галтерских) машин также осуществляют почти все операции бух­ галтерского учета, составляя оборотные ведомости по материаль­ ным ценностям, расчетно-платежные ведомости на заработную пла­ ту, журналы-ордера, главную книгу и т. п.

Значительное применение получили фактурные машины в кон­ торах и отделах материального снабжения, а также в отделах ра­ бочего снабжения для выписки счетов-фактур, составления расчет­ но-платежных ведомостей и других документов.

Применение ЭВМ для обработки экономических данных в систе­ ме речного флота пока находится в стадии изучения и отдельных

экспериментов.

1

На морском транспорте почти полностью механизированы учет­ но-статистические операции по перевозке грузов и доходов от пере­ возок, для чего имеется сеть МСС, обслуживающая морские бас­ сейны. При многих морских портах, судостроительно-судоремонт­ ных и других предприятиях организованы МСБ, а при некоторых — МСС, на которых механизируют наиболее трудоемкие участки уче­ та (труд и заработная плата, материалы и т. д.).

18


Механизация обработки экономических данных в организациях и предприятиях автомобильного транспорта развита недостаточно. Так, в системе Министерства автотранспорта и шоссейных дорог РСФСР в 1968 г. было всего лишь 6 МСС и 71 МСБ, которые обра­ батывали около 10% учетной документации. Механизация учета осуществлялась примерно в 25% автохозяйств и предприятий, из которых 15% пользовались услугами МСС ЦСУ СССР. Еще ниже уровень механизации учета в автохозяйствах других союзных рес­ публик.

При помощи машин производится счетная обработка данных путевых листов и товарно-транспортных накладных, составляются отчетные показатели об использовании грузового автотранспорта, расходе топлива, о выполнении плана перевозок и для расчетов с грузоотправителями за выполненные услуги. Отдельные МСУ транспортных хозяйств и предприятий учитывают труд и заработ­ ную плату, расход резины, движение других материальных ценно­ стей и т. д.

Главным направлением в расширении и совершенствовании ме­ ханизации учета и вычислительных работ на автомобильном транс­ порте должно быть прикрепление к МСС ЦСУ СССР автохозяйств и предприятий. Перспективным здесь, как впрочем и для других видов транспорта, является широкое внедрение в учетные и вычис­ лительные работы ЭВМ и математических методов. Самым же пер­ спективным является создание автоматизированной системы плани­ рования, учета и управления работой автотранспорта. Над реше­ нием этих проблем занимается ряд организаций (Центральный эко­ номико-математический институт АН СССР, Институт кибернетики АН УССР, Московский автомобильно-дорожный институт и др.).

Механизация и автоматизация обработки экономических расче­ тов за годы Советской власти прошла большой путь развития. До­ стижения в этом деле бесспорны. Вместе с тем жизнь выдвигает новые требования по дальнейшему повышению уровня планирова­ ния и учета. Так, предстоит еще многое сделать по совершенство­ ванию автоматизации планово-учетных и других работ за счет ши­ рокого применения ЭВМ и периферийных средств сбора и передачи исходных данных, по разработке автоматизированных систем управления.

Г л а в а I

ХАРАКТЕРИСТИКА МАШИНОСЧЕТНЫХ УСТАНОВОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАШИНОСЧЕТНЫХ УСТАНОВКАХ

ИПРИНЦИПЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

Вычислительные машины можно сосредоточить в одном месте или рассредоточить по цехам и отделам предприятий и организа­ ций. Первый способ предполагает централизованное использование вычислительной техники и ведет к организации машиносчетной установки, второй — к индивидуальному использованию вычисли­ тельной техники. Обычно в индивидуальном пользовании находят­ ся клавишные машины (вычислительные и суммирующие). Инди­ видуальное использование машин следует применять, поскольку по­ вышается производительность и культура управленческого труда работников. Однако индивидуальное использование вычислитель­ ных машин менее эффективно, чем централизованное, потому что работа на них производится от случая к случаю (коэффициент ис­ пользования очень низок — 2—3 часа в сутки).

В настоящее время, когда процессы обработки информации сдерживаются из-за отсутствия в достаточном количестве вычисли­ тельных машин, указанный способ не может быть рекомендован к широкому распространению.

Машиносчетная установка представляет систему вычислитель­ ных машин и другой техники, которые связаны между собой еди­ ным технологическим процессом по обработке различных видов ин­ формации.

Машиносчетные установки (МСУ) различаются по видам и мощ­ ности основной эксплуатируемой вычислительной техники, кругу обслуживаемых заказчиков, территориальному размещению машин, построению технологического процесса, методам хозяйствования, по объему выполняемых работ и др.

Главным признаком классификации МСУ является используе­ мая основная вычислительная техника ’. Различают следующие формы машиносчетных установок: машиносчетные бюро (МСБ), машиносчетные станции (МСС), фабрики механизированного счета или учета (ФМС, ФМУ), вычислительные или информационно-вы­ числительные центры (ВЦ, ИВЦ), лаборатории электронно-вычис­ лительной техники (ЛЭВТ). Перечисленные виды МСУ характерны

идля железнодорожного транспорта.1

1Под «основными» вычислительными машинами понимают машины, пред­ назначенные для получения результатной информации.

20


Машиносчетные бюро (МСБ) оснащены клавишными машина­ ми (вычислительными, суммирующими, бухгалтерскими и фактур­ ными) и функционируют в основном на пассажирских станциях, небольших предприятиях железнодорожного транспорта и отделе­ ниях дорог. МСБ используются для механизации учетно-статисти­ ческих работ.

Машиносчетные станции (МСС) и фабрики механизированного счета (ФМС) в отличие от МСБ кроме клавишных оснащены пер­ форационными вычислительными машинами и некоторыми средст­ вами оргтехники. Первые созданы при отделениях дорог и на неко­ торых крупных предприятиях железнодорожного транспорта, вто­ рые— при управлениях дорог.

МСС и ФМС являются более эффективными формами исполь­ зования вычислительной техники, поскольку автоматизируются та­ кие операции, как вычислительная обработка, сортировка инфор­ мации, составление отчетных сводок, занимаются механизацией го­ раздо большего круга задач учетно-статистического и планового характера.

На фабриках механизированного счета производят обработку различной статистической и учетной информации, на МСС — пре-, имущественно бухгалтерской информации.

Вычислительные центры являются наиболее совершенной фор­ мой использования вычислительной техники. Они оснащаются пре­ имущественно электронно-вычислительными машинами и средства­ ми периферийной и организационной техники; сопутствующей тех­ никой в ВЦ являются перфорационные и клавишные машины. ВЦ создаются при управлениях дорог, научно-исследовательских и про­ ектных организациях, высших учебных заведениях. Например, соз­ даны вычислительные центры при управлениях Московской, Куй­ бышевской, Октябрьской, Горьковской и Свердловской дорог, в Мо­ сковском институте инженеров железнодорожного транспорта и т. п.

Информационно-вычислительный центр (ИВЦ) представляет структурное подразделение предприятия, организации, объедине­ ния, предназначенное для обработки информации в условиях авто­ матизированной системы управления на основе применения элек­ тронных вычислительных машин, средств организационной и пери­ ферийной техники. ИВЦ создаются преимущественно на промыш­ ленных предприятиях.

Лаборатории и группы электронно-вычислительной техники яв­ ляются переходной формой использования вычислительной техни-' ки. На железнодорожном транспорте они создаются при управле­ ниях дорог или одном из предприятий дороги и постепенно будут преобразовываться в дорожные вычислительные центры.

По сфере обслуживания машиносчетные установки подразделя­ ются на локальные (индивидуальные) и кустовые. Первые предна­ значены для обслуживания только одного заказчика (предприятия или организации), вторые — для нескольких заказчиков.

21