ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
Днища сталеразливочных ковшей делают штампованными. В них имеются отверстия для огнеупорных стаканов, через которые сталь выпускается из ковша в изложницы. С наружной стороны эти отверстия защищают чугунными фланцами, на которые опираются разливочные стаканы. Обычно днище усиливают ребрами жесткости, которые предотвращают его прогиб от нагрузки футеровки ковша, столба жидкой стали и шлака. Для свободного схода металла днище ковша делают с уклоном в направлении к стакану в пределах не менее 30 мм на 1 м диаметра ковша. В 220-т сварных ковшах общий уклон составляет 150 мм.
К днищу ковша крепятся кантовочная скоба и кантовочное при способление.
Ковши емкостью от 50 до 480 т изготовляют сварными на Жда новском заводе тяжелого машиностроения (ЖЗТМ) и на ЮжноУральском машиностроительном заводе (ЮУМЗ).
В последнее время назначение сталеразливочных ковшей рас ширилось, они становятся агрегатом для завершения физико-хими ческих процессов рафинирования, раскисления, легирования и обработки жидкой стали синтетическими шлаками, инертными газами, а также вакуумирования жидкой стали в открытых и за крытых ковшах.
При определении емкости сталеразливочного ковша, предназна ченного только для разливки, считали плотность стали 6,9 т/м3. При определении емкости ковша с учетом использования его как агрегата для проведения операций рафинирования стали, прини мают плотность жидкой стали 6,4 т/м3, что обеспечивает более 5% запаса емкости. Наличие свободного объема позволяет вести в стале разливочном ковше перемешивание, подогрев и рафинирование стали.
Обработка жидкой стали в ковше приводит к повышенному износу футеровки ковша и стопора, футеровку ковша для рафинирования стали делают толще, подбирая более стойкий кирпич, а стопор изго товляют с воздушным охлаждением.
Данные об основных параметрах современных сталеразливочных ковшей приведены в табл. 3.
Перед каждой установкой ковша для приемки металла мастер, старший разливщик и старший ковшевой тщательно проверяют состо яние металлической части и огнеупорной кладки. Ковшевой парк осматривают работники механической службы цеха по установлен ному графику. Под особым наблюдением должны находиться днище и цапфы ковша.
Цапфы два раза в год замеряют, изношенные более чем на 10% заменяют.
Один раз в неделю мастер-механик контролирует надежность крепления боковин несущего пояса, выявляет дефекты на цапфах, тщательно проверяет швы сварных ковшей, днище, исправность кантовочной скобы и ее крепление, осматривает плоскости опор ных рам.
Старший разливщик следит за состоянием стопорных механиз мов, их креплением к ковшу, смазкой стопорного механизма, исправ-
29
Таблица 3
Характеристика современных сталеразливочных ковшей
Емкость ковшей, т
Показатели
90 |
150 |
250 |
300 |
430 |
450 |
Масса, т:
металла при нормальном наполнении ковша шлака при нормальном наполнении ковша порожнего футерованно го ковша • ...................
ковша, наполненного сталью и шлаком с пере грузом до сливного нос ка ...................................
металлической части ков ша ...............................
футеровки ...................
Габариты, мм:
общая высота кожуха высота кожуха со стопо рами ...........................
ширина ковша по цапфам расстояние по осям крю ков ...............................
диаметр |
цапф |
. . . . |
Коэффициент тары, |
% |
|
Толщина футеровки, мм: |
||
верхнего |
пояса . . . . |
|
среднего |
пояса . . . . |
нижнего пояса . . . .
д н и щ а ............................
Число стопоров ................
9 0,0 |
151,2 |
250,0 |
300,0 |
430 ,0 |
480,0 |
4,0 |
5,4 |
7 ,5 |
8,5 |
11,83 |
14,5 |
30,0 |
42,74 |
6 2,0 |
72,6 |
111,24 |
136,3 |
124,0 |
199,34 |
319 ,5 |
380,1 |
553,07 |
630,8 |
11,785 |
2 1,5 |
31,0 |
36,84 |
54,24 |
74,0 |
14,215 |
21,24 |
3 1,0 |
35,7 6 |
57,0 |
62,3 |
3246 |
4370 |
4790 |
4396 |
5230 |
5400 |
3876 |
5045 |
5605 |
6091 |
6318 |
6790 |
3900 |
4550 |
5340 |
6731 |
6628 |
7140 |
3620 |
4150 |
4900 |
5000 |
6000 |
6300 |
305 |
440 |
470 |
470 |
560 |
730 |
13,1 |
14,0 |
12,4 |
12,3 |
12,6 |
15,4 |
190 |
205 |
178 |
203 |
250 |
251 |
— |
230 |
210 |
235 |
300 |
295 |
230 |
280 |
295 |
319 |
350 |
349 |
330 |
408 |
400 |
420 |
500 |
555 |
1 |
1— 2 |
1— 2 |
2 |
2 |
2 |
ностью валиков и щек, кантовочного приспособления, креплением скобы. Он проверяет также фланцы под стаканами, крепление носка к корпусу ковша, футеровку ковша, лестницу, а также механи ческую часть и футеровку перед каждой постановкой ковша под плавку.
За подготовку сталеразливочных ковшей к плавке отвечает стар ший разливщик. Он должен выполнять следующие работы: подтя нуть болты, заменить фланец под стаканом, установить вилку, смазать механизм, цапфы, определить пригодность (качество про сушки и толщину) футеровки носка, стенки ковша, днища.
Сталеразливочные ковши устанавливают на стенды, размещенные против сталевыпускных отверстий печей для одного, двух и трех ковшей с металлом под одной печью (в зависимости от емкости печи). Эти стенды называют рабочими (рис. 25). Они представляют собой сооружение из двух стальных литых опор, установленных на мас сивные литые стальные или чугунные подушки, которые опираются
30
на плиты и крепятся к фундаменту анкерными болтами. Опоры имеют пустоты, заполняемые огнеупорным кирпичом с незначительными выступами наружу. Верхнюю опорную часть стенда устанавливают на подушку на все болты и крепят только угловыми гайками. По душки фиксируют болтами фундамента и гайками не закрепляют, так как во время ремонтов печей или в аварийных случаях их при ходится снимать. Не закрытые грунтом части подушек, проемы, окна,
пазухи |
в стойках и подушках фу |
|
||||||||
теруют. |
|
|
|
|
|
|
на за |
|
||
Порожние ковши стоят |
|
|||||||||
пасных |
стендах, которые нахо |
|
||||||||
дятся |
в промежутке между двумя |
|
||||||||
печами. |
Стационарные |
запасные |
|
|||||||
стенды |
устанавливают |
непосред |
|
|||||||
ственно на железобетонную опору, |
|
|||||||||
а переносные — на стальную пли |
|
|||||||||
ту, которая лежит на грунте. За |
|
|||||||||
пасные стенды укрепляют болтами. |
|
|||||||||
В |
районе |
запасных |
|
стендов |
|
|||||
размещают вспомогательное обору |
|
|||||||||
дование, необходимое при горячих |
|
|||||||||
ремонтах и сушке сталеразливоч |
|
|||||||||
ных |
ковшей. |
запасные |
стенды |
|
||||||
Переносные |
|
|||||||||
во время |
ремонта |
печей |
прихо |
|
||||||
дится |
убирать. |
|
|
|
|
мар |
|
|||
В |
разливочных пролетах |
Рис. 25. Рабочие стенды для сталеразли |
||||||||
теновских |
цехов с |
качающимися |
вочных ковшей: |
|||||||
1 — фундамент; 2 — подушка; 3 — стенд |
||||||||||
печами, |
в |
конвертерных |
|
и элек |
||||||
|
|
|||||||||
тросталеплавильных |
цехах |
име |
выпуск ковши подают в подве |
|||||||
ются только запасные стенды, а под |
шенном положении на крюках кранов. В кислородно-конвертерных цехах ковши под выпуск подают на сталевозных тележках.
В кислородно-конвертерных цехах, для передачи ковшей со сталью от конвертера в разливочный пролет, применяют самоход ные сталевозы. При помощи самоходного сталевоза передвигают шлаковоз.
Сталевоз (рис. 26) состоит из сварной рамы 2, установленной на двух тележках, смонтированных в четырех балансирах 3 и на восьми скатах 4; двух приводов передвижения, скребка 5 с приводом подъема; автосцепки 6 с расцепным устройством; токоприемника 7 и плитного настила 8, укладываемого на раму для защиты привода передвижения от попадания стали и шлака.
Каждый привод, состоящий из электродвигателей 9, вертикаль ного редуктора 10 и тормоза, соединен промежуточными валами 11 с двумя крайними скатами.
Скребок, предназначенный для очистки пола цеха от мусора и шлака на участке передвижения сталевоза, оборудован четырьмя цожами, очищающими рельсы, по которым передвигается сталевоз.
31
со
мш
Рис. 26. Сталевоз самоходный для ковшей емкостью 280 т
При необходимости скребок может быть поднят при помощи при вода, состоящего из электродвигателя, редуктора и рычажной системы.
Смазка осей рычагов производится через три масленки. В нижнем положении скребка между ножами и головками рельсов устанавли вается зазор в 5— 10 мм, который регулируется двумя гайками. Расцепной механизм автосцепки приводится в действие через си стему рычагов дистанционно от электромагнитов 12 или вручную рукояткой 19. Управление сталевозами осуществляется с централь ного пульта.
Передаточными тележками называют сталевозы, служащие для транспортировки сталеразливочных и чугуновозных ковщей из про лета в пролет.
Стопорные механизмы, бесстопорные ковши
Для открывания и закрывания канала разливочного стакана в сталеразливочном ковше служит стопорное устройство (рис. 27). Оно состоит из стопора — металлического стержня с набранными на нем огнеупорными трубками, вилки, направляющей трубы и
ползуна, связанного с вилкой. |
|
быть |
|
|||||
Рычаг стопорного |
механизма должен |
7 1 |
||||||
направлен в сторону незаполненных изложниц. |
.11 И |
|||||||
Желательно, |
чтобы рычаги были поворотными |
|
||||||
и разливщик мог подходить к ковшу с любой |
|
|||||||
стороны. Закрепляют рычаги при помощи паль |
|
|||||||
цев, прикрепляемых к стопорным механизмам |
|
|||||||
на цепочках. |
разливки |
во |
многом зависит от |
|
||||
Качество |
|
|||||||
правильности сборки стопора. На нижнем конце |
|
|||||||
металлического стержня укрепляют стопорную |
|
|||||||
пробку. |
|
распространенными |
способами |
|
||||
Наиболее |
|
|||||||
крепления пробки к металлическому стержню |
|
|||||||
являются: навинчивание пробки на червячную5* |
|
|||||||
Рис. 27. Стопорный механизм |
сталеразливочного |
ковша |
боль |
|
||||
|
|
шой |
емкости: |
|
|
|
||
1 — вилка; |
2 — направляющая труба; |
3 — ползун; 4 — рычаг; |
|
|||||
5 — стопор; |
6 — гидравлический |
цилиндр двойного действия; |
|
|||||
7 — гайка |
крепления стопора к вилке; 8 — нижняя зажимная |
|
||||||
|
|
гайка |
|
|
|
|
коническую или цилиндрическую резьбу, анкерное крепление и крепление при помощи шпильки (рис. 28). Крепление пробки на червячной резьбе металлического стержня считается наиболее про стым и надежным.
Затем на стержень набирают стопорные трубки. Они плотно соединяются при помощи замкового устройства (рис. 29) — буртика
3 Н . Н. Заверюха |
33 |