Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных накладных под наименованием станции назначе­ ния грузоотправитель обязан сделать отметку «С пода­ чей на подъездной путь», указав наименование пред­ приятия (организации) — владельца подъездного пути или прирельсовых складов необщего пользования. От­ метку в накладной делают на основании извещения грузополучателя в разнарядке о завозе груза.

Перечень производимых портами и пристанями гру­ зовых операций помещен соответственно в тарифных руководствах 4-м морского транспорта и 4-р речного транспорта.

Кроме того, в Тарифном руководстве 1-р помещен отдельный перечень речных портов и пристаней, откры­ тых для приема и выдачи тяжеловесных грузов и гру­ зов, перевозимых в контейнерах и на поддонах, где, кроме вида операций, указана максимальная масса гру­ зового места, перерабатываемого силами портов и при­ станей.

В Тарифном руководстве морского транспорта в от­ личие от железнодорожного и речного условные обозна­ чения не применяются, а приводится группа портов и описание производимых ими операций.

Следует однако иметь в виду, что более полный пе­ речень портов и производимых ими операций приводит­ ся в опубликованном в этом же тарифном руководстве алфавитном списке морских портов и пунктов, вклю­ ченных в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение.

Поскольку объем операций, осуществляемых порта­ ми, тождествен во всех видах сообщения, этим переч­ нем целесообразно пользоваться также и при перевоз­ ках грузов только морским транспортом.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ПО СТРОЯЩИМСЯ ЖЕЛЕЗНЫМ

ДОРОГАМ И С УЧАСТИЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИИ УЗКОЙ к о л еи

Для перевозок грузов по строящимся железным до­ рогам, а также с участием линий узкой и широкой ко­ леи установлены некоторые исключения из общих правил, вытекающие из специфических условий транс­ портирования грузов по этим путям.

Строящиеся железные дороги открываются для вре­ менной эксплуатации по решению Министерства транс­

20

портного строительства, и груз по ним перевозят по правилам, утвержденным Министерством транспорт­ ного строительства и Министерством путей сообщения по согласованию с ВЦСПС.

Указанные правила разрабатывают с учетом име­ ющихся условий на строящихся линиях, и они могут иметь существенные отклонения от общих правил, по­ этому хлебопродукты и комбикорма по таким линиям надо перевозить только в тех случаях, когда обеспечи­ вается полная их количественная и качественная сох­ ранность.

Об открытии строящихся железных дорог для вре­

менной

эксплуатации

объявляют в местной

печати, а

при их

включении в

прямое

сообщение — в

сборниках

правил

перевозок.

 

железнодорожных линий,

Список новостроящихся

открытых для временной эксплуатации и включенных в прямое сообщение с железными дорогами общей сети МПС, опубликован также в Тарифном руководстве № 4 (книга 2, часть I). В этом списке приводится: а) назва­ ние открытой (строящейся) линии; б) наименование на­ ходящихся на ней станций и объем производимых ими

грузовых операций; в)

станция и

железная

дорога

общей сети, к которым

примыкает

строящаяся

линия;

г) расстояние от станции примыкания до станции строя­ щейся железной дороги.

Ставки провозной платы и сборы за перевозку гру­ зов по строящимся линиям утверждает Министерство транспортного строительства. Обычно эти тарифы зна­ чительно выше действующих на железных дорогах МПС.

На систему министерства заготовок возложена по­ ставка хлебопродуктов и комбикормов только до стан­

ций, портов и

пристаней общего пользования, принятых

в постоянную

эксплуатацию и открытых для производ­

ства соответствующих коммерческих операций на об­ щих основаниях. В связи с этим при завозе указанной продукции по заявкам потребителей на станции строя­ щихся линий железных дорог разница в провозной пла­ те и другие дополнительные расходы относятся за счет потребителей. Аналогичный порядок отнесения расходов действует при завозе хлебопродуктов и комбикормов на ведомственные линии железных дорог, а также нета­ рифные пристани и станции.

21


Со станции отправления груз оформляют к перевоз­ ке до станции общей сети, к которой примыкает строя­ щаяся железная дорога, где грузоотправитель или гру­ зополучатель должен раскредитовать первоначальный перевозочный документ и оформить дальнейшую пере­ возку по новостройке или железной дороге общего пользования новыми документами.

Перевозка грузов по единому (прямому) документу допускается только как исключение при наличии на то специального разрешения Министерства транспортного строительства, согласованного с Министерством путей сообщения.

Заявки на перевозку грузов со строящейся желез­ ной дороги должны представляться соответствующему строительно-монтажному тресту (управлению) и уп­ равлению железной дороги примыкания по форме и в сроки, установленные для планирования перевозок.

Начальникам организаций, ведущих строительство железной дороги, в случаях производственной необхо­ димости предоставлено право временно прекращать или

ограничивать перевозку грузов как по всей

линии, так

и на отдельных участках или станциях.

 

О прекращении или ограничении перевозок грузов

должно быть сообщено дороге примыкания

за 5 дней

до наступления срока, которая, в свою очередь, уведом­ ляет об этом все заинтересованные управления желез­ ных дорог.

Кроме того, не позже чем за 24 ч до наступления срока прекращения или ограничения перевозок грузов на станциях новостройки должно быть вывешено соот­ ветствующее объявление.

Грузы, прибывшие после прекращения или ограни­ чения перевозок по новостройке:

а) выдаются грузополучателям на станции примы­ кания, если они были приняты к перевозке после на­ ступления срока прекращения или ограничения;

б) доставляются по новостройке до станции назна­ чения, если они были приняты к перевозке до указан­ ного срока.

Претензии по коммерческим актам за недостачу, порчу или утрату груза оформляют через дорогу при­ мыкания, которая должна рассмотреть их в установлен­ ном порядке или если будет установлена ответствен-

22

ность новостройки, направить

ее строительному уп­

равлению (тресту).

управлений и трестов

Начальникам строительных

предоставлено право сдавать

в аренду участки земли

в пределах полосы отвода для хранения грузов и воз­ ведения в р е м е н н ы х складских помещений, однако это право ограничено сроком, установленным для сда­ чи линии в постоянную эксплуатацию.

Для строительства в полосе отвода постоянных зда­ ний и сооружений, кроме строительной организации, необходимо также согласие и дороги примыкания.

Взаимоотношения сторон, участников перевозок гру­ зов по строящейся железной дороге, не предусмотрен­ ные особыми правилами, регулируются нормами Уста­ ва и правилами, действующими на железнодорожном транспорте.

В частности, это относится к порядку и срокам рас­ смотрения строительными управлениями претензий за недостачу, порчу и утрату грузов, правил оформления коммерческих актов и т. д.

Отклонения от общих правил при перевозках с уча­ стием линий узкой и широкой колеи связаны главным образом с необходимостью перевалки грузов на стан­ циях примыкания.

Одним из основных признаков, по которому опреде­ ляют порядок оформления перевозочных документов, является то, чьими средствами (железной дороги или грузовладельца) должен быть перегружен груз из ваго­ нов одной колеи в вагоны другой колеи.

Если перегруз осуществляют силами железной доро­ ги, груз от станции отправления и до станции назначе­ ния перевозят по единой накладной на весь путь сле­ дования.

В тех случаях, когда перегруз является обязанностью грузополучателя или грузоотправителя, перевозку офор­ мляют отдельно до станции примыкания, а затем по новым документам — до станции назначения.

Перечень грузов, перегруз которых входит в обязан­ ность железной дороги, содержится в Правилах пере­ возки грузов с участием железнодорожных линий узкой колеи (раздел 33 Правил перевозок грузов). К ним от­ носятся грузы, перевозимые в контейнерах, все тарные и штучные, а также некоторые грузы, перевозимые на­ сыпью и навалом.

23


Силами станций примыкания производится, в част* ности, перегруз ржи, пшеницы, овса, ячменя, гречихи, кукурузы в зерне, гороха, фасоли, бобов чечевицы, ви­ ки, подсолнечника и сои (за исключением станций: Казахской, Одесско-Кишиневской и Прибалтийской же­ лезных дорог, указанных в Правилах, где перегруз зерна производится силами предприятий хлебопро­ дуктов).

Другие зерновые грузы, а также комбикорма и от­ руби перегружают силами станций только при перевоз­ ке их в таре.

При перевозке грузов по узкой и широкой колее имеются и некоторые особенности заполнения железно­ дорожной накладной. На каждую партию груза, от­ правляемую со станций узкой колеи и равную вмести­ мости или грузоподъемности двухосного или четырех­ осного вагона широкой колеи, оформляют одну общую накладную.

В верхней части накладной должны быть указаны номера всех вагонов узкой колеи, в которых находится груз по данной накладной. Другие данные о вагонах узкой колеи в накладную не заносят, а данные о грузе (масса, количество и т. д.) в каждом узкоколейном ва­ гоне указывают на обратной стороне накладной и заверяют подписью грузоотправителя. При перегрузке груза в вагон широкой колеи указанные в накладной номера вагонов узкой колеи зачеркивают, а записывают номер и другие данные о вагоне широкой колеи.

Указанный порядок формирования партий и оформ­ ления перевозки грузов с линий узкой колеи снижает затраты на транспортирование, так как тариф в этом случае взыскивается: а) за общее расстояние от стан­ ции узкой колеи до станции широкой колеи, б) по ставкам повагонной отправки вагона соответствующей грузоподъемности широкой колеи.

При отгрузке таких отправок по единому документу на весь путь следования провозную плату взыскивают на станции отправления за общее расстояние перевозки по узкой и широкой колее (имеется в виду кратчайшее расстояние) по ставкам, установленным для вагона ши­ рокой колеи соответствующей грузоподъемности.

Если груз перевозят по двум накладным, на стан­ ции отправления взыскивают провозную плату за рас­ стояние до станции перегруза по ставкам на вагон

24

широкой колеи соответствующей грузоподъемности. При оформлении новой накладной станции перегруза рас­ считывает провозную плату за общее расстояние ог станции отправления узкой колеи и до станции назна­ чения широкой колеи по ставкам для вагона широкой колеи той грузоподъемности, на которую была состав­ лена первая накладная.

Из провозной платы, рассчитанной таким способом, вычитают сумму, полученную при отправлении груза, а разницу взыскивают с грузополучателя.

Такой же порядок оформления перевозочных доку­ ментов и провозной платы установлен и при перевозке грузов со станций широкой на станции узкой колеи. На партию груза, прибывшую в вагоне широкой колеи, составляют одну накладную независимо от того, в ка­ кое количество вагонов узкой колеи он перегружен. Отправка считается повагонной даже в том случае, когда количество груза не обеспечивает полное исполь­ зование грузоподъемности всех необходимых для пере­ возки вагонов узкой колеи.

Если для перегрузки и дальнейшего транспортиро­ вания грузов необходимы дополнительные материалы и приспособления (дверные заграждения, крепления и т. п.), их предоставление входит в обязанность сторо­ ны, производящей перегруз; стоимость материалов и приспособлений, затраченных железной дорогой, зано­ сят в накладную и взыскивают с грузополучателя, од­ нако необходимо иметь в виду, что за предоставление хлебных щитов дополнительную плату не взыскивают.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ

Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении является одним из важных средств рационального рас­ пределения работы между отдельными видами транс­ порта.

В навигационный период такие перевозки способст­ вуют разгрузке железных дорог, расположенных парал­ лельно водным путям и дают возможность обеспечить перевозки возросшего потока сезонных грузов.

При перевозках в прямых смешанных сообщениях во многих случаях сокращается и общая дальность транс­ портирования груза, что приносит народному хозяйст-

25


ву значительную экономию трудовых, материальных и денежных средств.

Вместе с тем транспортирование грузов в прямом смешанном сообщении создает удобства для грузоот­ правителей и грузополучателей, так как при этом не надо производить перевалку груза и оформлять само­ стоятельные документы на перевозку груза разными видами транспорта. Кроме того, в определенных случа­ ях им предоставляется скидка с провозных платежей.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении имеют особенности, которые регулируются нормами: раздела V Устава железных дорог; раздела VIII Устава внутреннего водного транспорта; раздела VII Устава автомобильного транспорта РСФСР, а также изданными на их основании Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и Вре­ менными правилами перевозок грузов в прямом сме­ шанном железнодорожно-автомобильном сообщении.

При использовании указанных материалов следует иметь в виду, что ряд статей соответствующих разде­ лов Устава железных дорог и Устава внутреннего вод­ ного транспорта по-разному регулируют одни и те же взаимоотношения. В таких случаях должны применять­ ся статьи Устава железных дорог, как нормативного акта, изданного позже Устава внутреннего водного транспорта.

Взаимоотношения, не предусмотренные указанными выше документами, регулируются общими нормами ус­ тава, Кодекса, правил и тарифных руководств соответ­ ствующего вида транспорта.

В прямом смешанном железнодорожно-водном сооб­ щении перевозят грузы, как правило, не требующие специальных условий транспортирования и особых пре­ досторожностей. К перевозке в этом виде сообщения не принимают взрывчатые и сильно действующие ядови­ тые вещества, некоторые виды огнеопасных и легко­ горючих грузов и т. д. (см. § 5 Правил перевозок гру­ зов в прямом смешанном железнодорожно-водном сооб­ щении). Из продукции, заготовляемой хлебоприемными предприятиями, не принимаются к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении сено и солома.

При необходимости поставки сена со станций же­ лезных дорог в районы, к которым подходят только

26

водные пути сообщения, потребитель должен указать в разнарядке, до какой станции перевалки должен быть доставлен груз и какой находящейся там организации выдан для дальнейшей отправки водным транспортом.

В прямое смешанное сообщение включены все же­ лезнодорожные станции, открытые для производства грузовых операций. Указанное обстоятельство не изме­ няет объемы грузовых операций, осуществляемых стан­ циями, а следовательно, при планировании и организа­ ции перевозок в прямом смешанном сообщении необхо­ димо учитывать и характер операций.

На морском и речном транспорте в прямое смешан­ ное сообщение включена только часть портов и приста­ ней. Перечень этих портов и пристаней устанавливают соответствующие транспортные министерства. Кроме того, эти же министерства по согласованию с Мини­ стерством путей сообщения, устанавливают список пунк­ тов перевалки грузов с одного вида транспорта на дру­ гой и характер операций. Эти списки опубликованы в тарифных руководствах соответствующего вида транс­

порта и в

Тарифном

руководстве

железнодорожного

транспорта

№ 4 (книга 2, часть I).

 

(пристаней), при­

В списках, кроме названия портов

водится наименование

пароходства,

в

состав которого

входят порты; реки, озера и моря, где они расположены; условные обозначения производимых каждым портом операций.

В отношении речных портов имеется также ука­

зание о предельной массе места

тяжеловесного гру­

за, перерабатываемого силами и

средствами портов.

Отсутствие такого указания означает, что тяжеловесные грузы должны перерабатываться на причалах отправи­ телей или получателей. Кроме того, под названием не­ которых речных портов имеются дополнительные усло­ вия и ограничения, характеризующие индивидуальные особенности работы данного порта.

В связи с тем, что некоторые порты и пристани не включены в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение, завоз хлебопродуктов и комбикормов в эти районы должен быть организован прямым водным сооб­ щением за счет отгрузки с предприятий, расположенных на водных путях. При отсутствии таких предприятий потребитель должен разнарядить груз назначением до порта (пристани), включенного в смешанное сообще-

27