Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние, или принять его в пункте перевалки и самостоя­ тельно отгрузить водным транспортом.

Для речных портов характер перевалочных работ установлен отдельно в отношении грузов, следующих в

направлении с речного на

железнодорожный транспорт,

и отдельно — в обратном

направлении, и введены сле­

дующие условные обозначения:

§ 1 — порт производит перевалку штучных и тарных грузов;

§ 2 — порт производит перевалку грузов, перевози­ мых на открытом подвижном составе, хранение которых разрешается на открытых площадках без укрытия;

§ 3 — перевалка зерна, перевозимого насыпью, про­ изводится предприятиями министерства заготовок;

§ 4 — порт производит перевалку контейнеров; § 5— порт производит перевалку зерна, перевозимо­

го насыпью.

Поскольку работа водного и особенно речного транс­ порта имеет сезонный характер, перевозки грузов в пря­ мом смешанном железнодорожно-водном сообщении ре­ гулируются по срокам.

Пароходства, в ведении которых находятся порты перевалки, ежегодно сообщают железным дорогам сро­ ки начала приема грузов при открытии навигации и прекращения перед ее закрытием. В дальнейшем эти сроки публикуют в сборниках правил перевозок и тари­ фов железнодорожного и соответствующего вида транс­ порта.

В уведомлениях пароходств указывают дату, с кото­ рой порт начинает или прекращает прием грузов. Дату сообщают железным дорогам заблаговременно, с уче­ том сроков, необходимых для перевозки грузов.

Управления железных дорог, исходя из расстояния до порта и установленной скорости доставки, опреде­ ляют конкретные сроки начала или прекращения прие­ ма грузов к перевозке и через станции сообщают о них заинтересованным организациям и предприятиям.

Так, если объявлено об открытии порта Лабытнанги для приема перевалочных грузов с 20 мая, то со стан­ ции Киров прием грузов повагонными отправками гру­ зовой скоростью, исходя из установленных сроков до­ ставки (330 км в сутки), начнется с 14 мая.

При прекращении приема грузов в порту Осетрово с 20 сентября со станции Новосибирск прием к перевозке

28

грузов указанными отправками будет

прекращен

с

13 сентября.

 

 

 

 

Для обеспечения отправки грузов первыми рейсами

судов, особенно в районы

с ограниченными

сроками

навигации, практикуется и

досрочный

завоз

грузов

в

порты в межнавигационный период. Список таких пор­ тов, сроки начала работ, порядок хранения грузов и другие условия сообщаются железным дорогам и за­ интересованным организациям в указанном выше по­ рядке.

На грузы, отгружаемые в порты досрочно, составля­ ют накладную прямого смешанного железнодорожно­ водного сообщения до конечного пункта назначения, однако в графе «Особые заявления отправителя» дол­ жна быть сделана запись о том, что груз направляется с условием хранения в пункте перевалки до открытия навигации.

В практической работе следует учитывать, что за хранение в портах грузов, завозимых до открытия на­ вигации, взимается определенная плата, в то время как при перевозке в период навигации грузоотправители и грузополучатели таких расходов не несут, даже если груз до перевалки и отправки хранился в порту.

Плату за хранение досрочно завозимых в порты гру­

зов взимают по льготным ставкам: с

грузоотправите­

л я — за хранение в порту отправителя

и с грузополуча­

теля — за хранение

в порту перевалки.

В связи с сезонным характером работы морского и

речного транспорта

при перевозках в прямом смешан­

ном железнодорожно-водном сообщении, могут возни­ кать ситуации, когда грузы, поступившие в пункты пе­ ревалки, в связи с окончанием навигации не могут быть доставлены в порты назначения.

В таких случаях вопрос о том, на кого возлагается забота о грузе, а также условия его хранения в пункте перевалки определяются в зависимости от: а) когда груз был принят к перевозке — до или после объявлен­ ного срока о прекращении приема грузов к перевозке водным транспортом; б) был ли соблюден срок его транспортирования по железной дороге.

Если груз принят к перевозке и доставлен без нару­

шения указанных сроков, порт перевалки

обязан при­

нять его и запросить грузоотправителя,

как поступить

с грузом.

 

29



Грузоотправитель в десятидневный срок с момента получения запроса должен сообщить порту одно из следующих распоряжений о грузе: а) выдать его на ме­ сте, указав кому именно; б) отправить железнодорож­ ным транспортом в первоначальный или другой пункт назначения; в) отправить после открытия навигации по прежнему адресу.

Грузы, зазимовавшие при указанных обстоятельст­ вах, хранятся в портах бесплатно.

Забота о грузах, прибывших в порты перевалки пос­ ле закрытия навигации, если они приняты к перевозке позже объявленного срока или доставлены с просроч­ кой времени, положенного па транспортирование, ло­ жится на железную дорогу.

В таких случаях станция перевалки должна отпра­ вить груз по назначению железнодорожным транспор­ том, а если станция перевалки и пункт назначения не связаны между собой железнодорожными путями, за­ просить грузоотправителя, как поступить с грузом.

Ответ на запрос станции должен быть дан в пяти­ дневный срок с момента его получения, причем распо­ ряжение об отправке груза водным транспортом после открытия навигации может быть дано только при со­ гласии порта перевалки принять груз для хранения до открытия навигации.

Расходы по хранению таких грузов в течение 10 дней (времени, необходимого на получение распоряжения грузоотправителя) несет железная дорога. Не взыски­ вается также плата за хранение грузов до выполнения своевременно поступившего распоряжения грузоотпра­ вителя об их выдаче на месте или отправке железной дорогой. Вместе с тем расходы железной дороги за вре­ менное хранение грузов на складах порта свыше 10 дней, возникшее в результате несвоевременной дачи распо­ ряжения, как поступить с грузом, включаются в на­ кладную и взыскиваются при выдаче груза.

Если груз с согласия порта оставлен в пункте пере­ валки до открытия навигации, плата за его хранение взимается на общих основаниях по льготным или обыч­ ным ставкам в зависимости от того, открыт или закрыт порт для досрочного завоза грузов.

В некоторых случаях грузы в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перевозят по льгот­ ным тарифам.

30

Такие льготы предоставляются при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообще­ нии, когда пункты отправления и назначения связаны между собой железной дорогой, т. е. только в тех слу­

чаях, когда

перевозка

груза может

быть осуществлена

и без участия водного транспорта.

для поощрения та­

Льготные

тарифы

установлены

ких перевозок с целью разгрузки

железнодорожного

транспорта.

 

 

 

Кроме того, для получения скидки с провозной пла­ ты необходимы еще некоторые другие условия, о кото­ рых подробно изложено в разделе о тарифах.

Особое место занимают перевозки зерна с участием водного и железнодорожного транспорта с перегрузом через элеваторы и предприятия системы министерства заготовок.

Особенность этих перевозок заключается в том, что зерно перевозят не по единому перевозочному докумен­ ту, а по самостоятельным накладным с пункта отправ­ ления до перевалочного элеватора и от него до полу­ чателя. Указанное обстоятельство с юридической точки зрения не позволяет относить такие перевозки к пря­ мому смешанному железнодорожно-водному сообще­ нию, но по существу они призваны решать ту же за­ дачу.

Учитывая это, зерно с перевалкой через элеваторы и другие предприятия системы министерства заготовок перевозят по правилам и с сохранением всех льгот, предусмотренных для перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (§ 6 Правил пере­ возок грузов в прямом смешанном железнодорожно-вод­ ном сообщении).

Список пунктов, где зерно с одного вида транспорта на другой перегружают через элеваторы, а также до­ полнительные условия публикуют в сборниках правил перевозок и тарифов.

Перечень элеваторов и предприятий, осуществляю­ щих перегруз зерна с одного вида транспорта на дру­ гой, утверждают транспортные министерства по хода­ тайству Министерства заготовок СССР и союзных рес­ публик. При этом необходимо исходить из того, что льготы прямого смешанного вида сообщения распростра­ няются только на элеваторы и предприятия, включен­ ные в списки.

31


На элеваторах

и

предприятиях,

осуществляющих

перевалку зерна, выделяют емкости

для

временного

хранения

перевалочного

зерна.

по

согласованию

Размер

такой

емкости определяют

с транспортными министерствами, исходя из объемов перевозок.

Для перевозок зерна с перевалкой через элеваторы установлены следующие дополнительные правила («Временные дополнительные условия перевозки зерна насыпью в смешанном сообщении» опубликованы в Тарифном руководстве Министерства речного флота РСФСР № 7-0 и в сборнике правил перевозок и тари­ фов МПС № 20 за 1956 г.):

а) отправитель груза, направляя зерно в адрес пере­ валочного элеватора, на обратной стороне накладной в графе «Особые заявления отправителя» должен сделать

запись

«Для дальнейшей

отправки по железной дороге

(или по воде) до станции

(порта) ...... в адрес .....»;

б)

при отгрузке зерна

конечному грузополучателю

элеватор перевалки на обороте составленной им новой накладной должен указать «Груз прибыл на элеватор по железной дороге (или водным транспортом) по на­ кладной № ..... со станции (порта) ........»

Оформленная таким образом накладная дает право грузоотправителям и элеваторам, осуществляющим пе­ ревалку зерна, на расчет и оплату провозной платы по правилам и ставкам, установленным для перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сооб­ щении.

Лимит на вагоны и суда для отгрузки перевалочного зерна выделяют элеваторам соответствующие республи­ канские министерства заготовок за счет установленной для них плановой нормы.

Эти элеваторы в отличие от обычных грузоотправи­ телей освобождены от декадных заявок и могут заяв­ лять вагоны и суда под перевалочное зерно за 8 ч до начала отсчетных суток.

Штрафы за невыполнение планов погрузки перева­ лочного зерна рассчитывают по итогам за первую и вто­ рую половины месяца, а не за декаду. Кроме того, ответственность элеватора ограничена количеством посту­ пившего перевалочного зерна. Так, при месячном пла­ не перевалки 50 тыс. т зерна в первой половине месяца должно быть отгружено 25 тыс. т, однако если за этот

32


период поступило 10 тыс. т, все расчеты производятся исходя из этого количества.

Кроме того, элеватор не несет ответственности за возможный простой вагонов или судов в ожидании на­ чала разгрузки, когда из-за неподачи предусмотренных по плану вагонов или судов выделенная емкость ока­ жется полностью загруженной перевалочным зерном. Однако независимо от этого при наличии другой сво­ бодной емкости элеватор должен принять меры к раз­ грузке перевалочного зерна и предотвращению простоя вагонов и судов.

Расходы по перегрузке зерна с одного вида транс­ порта на другой относятся за счет соответствующего элеватора и транспортными организациями не возмеща­ ются, в том числе и в тех случаях, когда ее стоимость включена в провозную плату.

ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

В процессе перевозки грузов железнодорожным, вод­ ным и автомобильным транспортом общего пользования осуществляются вспомогательные операции, производ­ ство которых является обязанностью грузоотправителей

игрузополучателей.

Кчислу таких операций относятся: оформление на­ кладных на отгружаемые грузы и получение визы на их отправку; доставка грузов со складов на станции (в порты) и обратно; оформление получения прибывших грузов, доставка перевозочных и других документов со станций (портов) грузополучателю и обратно; погру­ зочно-разгрузочные работы, не входящие в круг обя­ занностей портов и станций; прием грузов к перевозке на складах грузоотправителя и доставка их на станции или в порты и другие операции.

Для улучшения обслуживания клиентуры транспорт­ ные предприятия и организации могут взять на себя эти услуги, т. е. организовать транспортно-экспедици­ онное обслуживание.

Следует иметь в виду, что транспортно-экспедицион­ ное обслуживание не входит в число работ, обязатель­ ных для транспортных предприятий, и вопрос об их ор­ ганизации решают сами транспортные предприятия. Одновременно использование предоставляемых услуг является правом только грузоотправителей и грузопо­ лучателей, которым они могут и не воспользоваться.

3 О. Л. Джапаридзе

33

К числу таких Операций относятся, например, все рабо­ ты, объявленные в сборнике Правил перевозок и тари­ фов МПС № 116 за 1970 г.

Для осуществления этих операций силами и средст­ вами железной дороги требуется взаимное согласие обеих сторон. Кроме того, имеется в виду выполнение работ, производство которых входит в круг обязанно­ стей грузоотправителей и грузополучателей.

Так, если железной дороге передаются расчетные операции за провозную плату и сборы (п. 3 Правил пе­ ревозок), то имеется в виду оформление по доверенно­ сти клиента платежей через отделение Госбанка, а не их подсчет, так как это входит в круг обязанностей же­ лезной дороги. При осуществлении операций по полу­ чению разрешения на погрузку грузов (п. 13) станция должна оформить на накладных соответствующие визы без участия представителя грузоотправителя. Уведомле­

ние грузополучателей о прибывших

в их адрес

грузах

и об их подходе

(пп. 7 и 8 Правил перевозок) не заме­

няет обязанность

железной дороги

уведомлять

за 2 ч

о предстоящей подаче вагонов без

взимания

платы

й т. д.

 

 

 

Транспортно-экспедиционное обслуживание произво­ дят специально созданные при соответствующих видах транспорта хозрасчетные подразделения, непосредствен­ но станции, порты и автомобильные хозяйства.

Транспортно-экспедиционное обслуживание произ­ водится на основании письменных соглашений, заклю­ ченных между сторонами. В соглашениях должен быть ясно указан круг передаваемых работ, условия их вы­ полнения, обязанности и ответственность сторон — участников договора. Соглашения оформляют или в ви­ де самостоятельного договора или включаются, напри­ мер, в договора на централизованную перевозку, на эксплуатацию железнодорожных путей и т. д.

В тех случаях, когда транспортно-экспедиционная организация выступает в качестве посредника грузоот­

правителя (грузополучателя) во

взаимоотношениях с

третьей организацией, ей должна

быть

выдана

соот­

ветствующая доверенность.

Такие взаимоотношения

возникают, например, при передаче расчетных

функ­

ций или при поручении получать

прибывшие на

стан­

цию грузы и доставлять их

на

склады

предприятия

и т. п.

 

 

 

 

34