Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

роль должен быть установлен за отгрузкой партий зер­ на, в которых возможны очаги самосогревания. Такие очаги должны быть тщательно изолированы и отделе­ ны от массы отгружаемого зерна.

Для сокращения сроков нахождения в пути зерно с повышенной влажностью перевозят маршрутами или укрупненными партиями вагонов.

Министерства, принимающие решение об отгрузке сырого зерна, учитывают при этом климатические усло­ вия, в которых оно будет перемещаться, а также отда­ ленность пунктов отправления и назначения. Исходя из этого, они определяют целесообразность перевозки зер­ на в вагонах с открытыми или закрытыми люками, а также необходимость организации досмотровых пунктов по пути его следования с правом отцепки и направле­ ния на ближайшие предприятия вагонов с греющимся зерном.

Если перевозка сырого зерна разрешается в ваго­ нах с открытыми люками, то грузоотправители обязаны заградить люки деревянными решетками так, чтобы через оставшиеся отверстия можно было проверить со­ стояние хлеба. На речном транспорте зерно в таких случаях обычно перевозят с проводниками.

Технические нормы погрузки зерна с низкой объем­ ной массой значительно ниже грузоподъемности четы­ рехосных вагонов. Количество загружаемого зерна иногда может быть увеличено при более высокой насы­ пи, однако в этом случае необходимо учитывать воз­ можность потери зерна в пути следования.

Чтобы не допустить россыпи зерна через хлебные щиты, в Правилах перевозки установлена максималь­ ная высота его погрузки в четырехосные вагоны.

Зерно, имеющее повышенную сыпучесть, надо раз­

мещать по всей площади вагона ровным

слоем

и на

10 см ниже верхней кромки хлебного

щита.

Другое

зерно можно загружать с подъемом к торцовым стенам вагона под углом естественного откоса, однако подъем должен начинаться для гороха и гречихи па расстоянии

не ближе чем 150 см

и для других

культур — 100 см

от каждого хлебного

щита.

В остальном пространстве

насыпь должна быть

ниже

верхней

кромки хлебного

щи^а на 10 см.

Указанный порядок размещения зерна в вагоне ус­ тановлен после многочисленных опытных перевозок, ко­

231


торые показали, что при более высокой пасыгш зерно, как правило, перемещается в сторону дверных проемов и пересыпается через верхнюю кромку хлебного щита.

ПОДГОТОВКА ПЕРЕВОЗОЧНЫХ СРЕДСТВ ПОД ПОГРУЗКУ ХЛЕБНЫХ ГРУЗОВ

Хлебопродукты и комбикорма можно грузить только в исправные перевозочные средства, обеспечивающие сохранность количества и качества.

Пригодность перевозочных средств для загрузки ука­ занной продукции определяется физическим и санитар­ ным состоянием помещения (кузова, трюма), в котором должен быть размещен груз. На транспорте пригод­ ность перевозочных средств обозначается двумя поня­

тиями— т е х н и ч е с к а я

пригодность

и к о м м е р ч е ­

с к а я пригодность. В первом случае

имеется

в виду

соответствие перевозочных

средств правилам

техниче­

ской эксплуатации, т. е. исправность ходовой части, тор­ мозов, автосцепки, двигателя, системы управления ит.п. Коммерческая исправность перевозочных средств озна­ чает такое их состояние, которое обеспечивает сохран­ ность перевозимого груза, т. е. относится главным об­ разом к состоянию помещения, куда должен быть по­ мещен груз.

Недопустима погрузка хлебопродуктов и комбикор­ мов в перевозочные средства, имеющие щели, неплотно прилегающие или плохо закрывающиеся (открывающие­ ся) двери, неисправные крышки и заслонки люков и отверстий для печных труб.

Перевозочные средства должны быть также полно­ стью очищены от остатков перевозившегося груза и му­ сора, а при необходимости промыты горячей водой или продезинфицированы и не иметь посторонних запахов.

Подготовка перевозочных средств в полном соответ­ ствии с указанными требованиями входит в обязан­ ность транспортных предприятий, и они должны устра­ нять своими силами и за свой счет все обнаруженные дефекты.

Вместе с тем определять пригодность перевозочных средств в коммерческом отношении при их погрузке средствами грузоотправителей возложена на последних.

В случаях подачи подвижного состава, техническое или коммерческое состояние которого не может обеспе­

232


чить количественную или качественную сохранность хлебопродуктов и комбикормов, грузоотправители обя­ заны отказаться от их загрузки. О непригодности под­ вижного состава составляют акт общей формы.

Транспортные предприятия не обязаны контролиро­ вать решение грузоотправителей, признавших подвиж­ ной состав пригодным для погрузки груза, или под­ тверждать это обстоятельство какими-либо документа­ ми. Учитывая это, факт загрузки груза в поданные перевозочные средства возлагает на грузоотправителей значительную долю ответственности за сохранность груза в пути следования.

В частности, по установившейся арбитражной прак­ тике на грузоотправителей относят все убытки, свя­ занные с порчей или повреждением груза, в результате его погрузки в подвижной состав с явными (обнаруже­ ны обычным осмотром) неисправностями.

На всех видах транспорта подвижной состав, забра­ кованный грузоотправителем в результате непригодно­ сти для погрузки, считается пеподанным и должен быть приведен в надлежащее состояние или заменен другим.

Грузоотправители не несут никакой ответственности за простои непригодных перевозочных средств на подъ­ ездных путях и причалах необщего пользования и не должны оплачивать сборы за их подачу и уборку.

Если непригодные перевозочные средства не будут приведены в надлежащее состояние или заменены но­ выми, транспортные предприятия несут ответственность за невыполнение плана перевозок по этой причине.

Устав железных дорог допускает возможность пода­ чи при согласии грузоотправителя неочищенных вагонов

с

предоставлением

необходимого на очистку времени и

с

выплатой штрафа

в размере 2 руб. 50 коп. за каж­

дый принятый неочищенный вагон. Время, необходимое на очистку, определяют по соглашению между грузо­ отправителем и начальником станции.

Уставы других видов транспорта подобных соглаше­ ний не предусматривают, однако в практической работе они все же бывают. Кроме того, грузоотправители иног­ да принимают на себя также и мелкий ремонт вагонов, автомобилей или судов. В таких случаях время, необ­ ходимое на подготовку подвижного состава, а также размер подлежащих возмещению материалов и затрат определяется соглашением сторон.

233


В свою очередь, транспортные предприятия имеют право требовать от грузополучателей полной очистки подвижного состава от остатков разгруженного ими груза, не убирать перевозочные средства до выполнения этого требования и в случае их задержки сверх поло­ женного на разгрузку срока взыскать штраф за про­ стой.

Грузополучатели обязаны также обеззаразить пере­ возочные средства после перевозки в них хлебопродук­ тов, зараженных вредителями хлебных запасов или ка­ рантинными сорняками, однако в этом случае им пре­ доставляется дополнительное время.

Устав железных дорог разрешает начальникам стан­ ций принять от грузополучателя неочищенные вагоны, взыскав при этом штраф в размере 2 руб. 50 коп. за каждый вагон. На других видах транспорта штраф за возврат неочищенных перевозочных средств не установ­ лен, однако они могут взыскать с грузополучателя все фактически понесенные расходы.

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ И КОЛИЧЕСТВА ПЕРЕВОЗИМЫХ ХЛЕБОПРОДУКТОВ И КОМБИКОРМОВ

Массу перевозимых грузов можно определить

раз­

ными способами. Можно взвесить груз на весах

или

принять его массу условно. Можно определить

массу

по обмеру или по осадке судна.

Выбор способа определения массы предоставлен гру­ зоотправителю. Для некоторых грузов, учитывая их на­ роднохозяйственное значение или особые физические свойства, способ определения массы при перевозках регламентирован в законодательном порядке. Так, на­ пример, массу машин, дров, лесных и некоторых других грузов определяют только условно, а нефтепродуктов, перевозимых в цистернах,— по замеру и т. д.

К грузам, способ определения массы которых регла­ ментирован, относятся все хлебопродукты, маслосемена, бобовые, комбикорма и отруби. Их массу разрешается определять только взвешиванием на весах. Хлебопро­ дукты и комбикорма в таре (в мешках) в пунктах назначения выдаются по количеству мест. При обнару­ жении поврежденных мест массу определяют только взвешиванием.

Вопрос о том, какая из сторон обязана определить массу отгружаемых грузов, решается в зависимости от

234

того, где их будут загружать в подвижной состав и ка­ ким способом должна быть определена масса.

При погрузке грузов на подъездных путях и прича­ лах необщего пользования их массу и количество обя­ заны определять грузоотправители.

Стандартную или трафаретную массу тарных и штучных грузов, а также массу по обмеру расчетным путем или условно во всех случаях (в том числе и при погрузке через склады или на территориях станций портов и пристаней) определяют также грузоотправи­ тели.

Станции, порты и пристани обязаны определять мас­ су только на весах и только тех грузов, которые будут загружать в подвижной состав в местах общего пользо­ вания, т. е. через их склады или на их территориях.

Указанное распределение обязанностей по взвеши­ ванию грузов обусловливает и обязанность каждой из сторон иметь соответствующее количество и типы весов.

Транспортные предприятия не обязаны предостав­ лять свои весы для взвешивания грузов, отгружаемых с мест необщего пользования. Исключение в этом отно­ шении сделано на железнодорожном транспорте для зерновых хлебных грузов, масличных и бобовых куль­ тур, комбикормов и отрубей, перевозимых насыпью, а также для ограниченного перечня некоторых других грузов, перевозимых навалом (картофеля, овощей и бахчевых). При отсутствии у хлебоприемных, муко­ мольно-крупяных и комбикормовых предприятий вагон­ ных и элеваторных весов станция обязана не только обеспечить взвешивание перечисленных грузов на име­ ющихся у нее вагонных весах, но и выделить своего весовщика для совместного определения массы.

Масса (стандартная и трафаретная) хлебопродуктов, комбикормов и отрубей в мешках должна быть .опре­ делена и указана на каждом месте до предъявления грузов к перевозке. Учитывая это, указанную продук­ цию при погрузке не взвешивают, а ее массу определя­ ют умножением стандартной массы на количество мест или суммированием нестандартной массы отдельных мест.

Вопрос об участии сторон в определении массы и количества хлебопродуктов и комбикормов, которые загружают и разгружают в местах необщего пользова­ ния, на разных видах транспорта решен по-разному.

235


На железнодорожном транспорте массу любых гру­ зов, отгружаемых с подъездных путей необщего пользо­ вания, определяют грузоотправители без участия ве­ совщиков станции. Вместе с тем железная дорога име­ ет право выборочно проверять массу или количество мест, указанное в накладной грузоотправителем.

На станциях назначения массу и количество боль­ шинства доставленных грузов проверяют с участием весовщиков железной дороги только в следующих слу­ чаях: а) когда груз разгружает железная дорога; б) груз был погружен на станции отправления желез­ ной дорогой; в) есть признаки возможной утраты, по­ вреждения или порча доставленного груза (например, при поступлении в вагонах с поврежденными кузовами или в неисправной упаковке, с нарушенными пломба­ ми на грузе или вагоне, при утере пломб, наложенных па вагон в пункте отправления, при невозможности ра­ зобрать отличительные знаки пломб и т. п.).

При отсутствии указанных обстоятельств тарные и штучные грузы, а также грузы, масса которых при от­ правлении была определена расчетным путем, по об­ меру или условно, выдаются грузоотправителю без проверки массы, количества мест и состояния. Насып­ ные и навалочные грузы выдают с проверкой массы весовщиками железной дороги лишь при наличии тако­ го требования грузополучателя и не более чем в 10% вагонов, но не менее чем в двух вагонах, прибывших с

одним

поездом, и только при наличии на станции или

у грузополучателя вагонных весов.

По

требованию грузополучателя железная дорога

обязана также принять участие в проверке количества и состояния грузов в тех случаях, когда после вскрытия поданных вагонов будет обнаружена утрата, порча или повреждение груза в результате неисправности вагона, носящей скрытый характер.

Для хлебопродуктов и комбикормов установлен иной порядок перевозки массы и количества на станции на­

значения.

Массу зерновых хлебных грузов, маслосемян, бобо­ вых, комбикормов и отрубей, перевозимых насыпью, проверяют на станции назначения во всех случаях только с участием весовщика железной дороги.

Муку и крупу, а также семена кукурузы, упакован­ ные в мешки и имеющие стандартную массу, выдают

236