ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Поступление в пункт назначения груза в исправных перевозочных средствах с неповрежденными пломбами пункта отправления свидетельствует об отсутствии к нему доступа на всем пути следования.
Учитывая, что указанное обстоятельство дает осно вание делать вывод об отсутствии потерь в процессе транспортирования, оно имеет решающее значение и при рассмотрении вопроса об ответственности за выяв ленные в пункте назначения недостачу или порчу груза.
При поступлении груза в исправных перевозочных средствах с ненарушенными пломбами грузоотправите ля считается, что выявленная недостача является ре зультатом недогруза, допущенного грузоотправителем, а порча или повреждение произошли по его вине до по грузки, в процессе погрузки или в результате непра вильной погрузки.
Такой вывод возлагает на грузоотправителя обя занность доказать, что недостача, порча или поврежде ние груза произошли по вине транспорта или грузопо лучателя, а при отсутствии таких доказательств принять на себя соответствующие убытки.
На железнодорожном и водном транспорте в оплом бированных вагонах или судах перевозят только те грузы, которые должны транспортироваться в крытых перевозочных средствах. К их числу, в частности, отно сятся все виды хлебопродуктов, маслосемена, комби корма, отруби, мучка, зерновые отходы, а также мешки.
Грузы, перевозка которых разрешена на открытых перевозочных средствах и палубах судов, транспорти руются без пломб, даже в случаях их загрузки в крытый подвижной состав.
На |
автомобильном транспорте |
грузоотправители |
|
имеют право отгружать за своими |
пломбами |
любые |
|
грузы, |
однако, как правило, эта мера |
должна |
приме |
няться при перевозках в подвижном составе со специ альным, закрытым кузовом (автоцистерны, в том числе и муковозы; автомобили с крытыми, деревянными или металлическими кузовами, изолированными от кабины водителя, и т. п.).
При перевозках на подвижном составе, не имеющем
изолированных крытых кузовов, |
накладывать пломбы |
|
на брезенты или полога, которыми укрыт груз, не |
сле |
|
дует, так как такое опломбирование не исключает |
воз |
|
можности доступа к грузу в пути |
следования и вместе |
242
с тем освобождает транспортные предприятия от от ветственности за его сохранность.
Вопрос о том, чьими пломбами должны быть оплом бированы перевозочные средства, на разных видах транспорта решается по-разному.
На железнодорожном транспорте грузы перевозят или только за пломбами грузоотправителя, или только за пломбами станции погрузки. Пломбы навешивает сторона, которая загружает вагон.
Следовательно, при погрузке вагонов в местах необ щего и общего пользования силами грузоотправителей их пломбирование входит в обязанность самих грузоот правителей. Указанное правило не распространяется только на вагоны, загружаемые грузами нескольких грузоотправителей. Такие вагоны во всех случаях дол жны быть отправлены за пломбами станции погрузки.
На водном транспорте обязанности сторон по плом бированию трюмов разграничиваются в зависимости от места, где судно загружают.
Грузоотправители обязаны накладывать свои плом бы только на суда, загружаемые на их причалах (в местах необщего пользования), и только на грузовые помещения (трюмы), полностью предоставленные под их груз. Соответственно суда, загружаемые в местах общего пользования, а также грузовые помещения, за груженные грузами нескольких грузоотправителей, дол жны быть опломбированы портом (пристанью) по грузки.
Кроме того, на речном транспорте перевозки неко торых грузов при их погрузке в местах необщего поль зования производятся за пломбами обеих сторон, т. е. грузоотправителя и порта. К этим грузам, в частности, относится зерно.
Перевозочные средства пломбируют свинцовыми или полиэтиленовыми пломбами, образец которых установ лен транспортными министерствами.
Пломбировочные тиски грузоотправителям выдают соответствующие транспортные организации с. оплатой по себестоимости. Кроме того, железная дорога с оп латой по себестоимости снабжает грузоотправителей также пломбами и бечевой.
Пломбировочные тиски, принадлежащие транспорт ным предприятиям, имеют следующие знаки: наимено вание станции (порта, автотранспортного предприятия),
16 |
243 |
сокращенное название железной дороги (пароходства, автотранспортной организации), номер тисков и номер пломбы, наложенной на данный подвижной состав (контрольный знак).
На тисках грузоотправителя, кроме пункта отправ ления, указывают также наименование грузоотправите ля и контрольные знаки (на железнодорожном транс порте наличие на тисках грузоотправителя контрольных знаков не обязательно).
В связи с тем, что наличие на подвижном составе исправных пломб рассматривается как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии доступа к грузу в пу ти следования, грузоотправителям следует пломбиро вать грузовые помещения так, чтобы полностью исклю чить любую возможность доступа в них без снятия или повреждения пломб.
Двери подвижного состава и крышки люков долж ны быть плотно закрыты и закреплены проволочными закрутками.
Бечева или проволока, на которые навешивают плом бы, должны быть целыми, одинаковой толщины по всей длине, без узлов.
Оттиски на пломбах должны четко воспроизводить все знаки тисков и свободно читаться, а сама пломба должна быть плотно закреплена на бечеве и не пере мещаться по ней.
Контроль за соответствием пломб грузоотправителя указанным требованиям возложен на станции и порты погрузки и шоферов автомобилей, которые не имеют права отправлять подвижной состав с неисправными пломбами до их замены.
О наличии на грузовых помещениях пломб грузоот правителя (или грузоотправителя и речного порта) де лают запись в накладной.
При приеме перевозочных средств с грузами от транспортных предприятий грузополучатели обязаны убедиться в наличии на грузовых помещениях пломб, в их принадлежности грузоотправителю и тщательно про верить состояние самих пломб и бечевы (проволоки), на которой они навешены.
Особенно внимательно следует проверить, нет ли на бечеве узлов, скрытых во входные или выходные отвер стия пломб, а также следов отжатия или сжатия пломб в пути следования и не перемещаются ли они по бечеве.
244
При отсутствии на грузовых помещениях пломб, на вешенных грузоотправителем, невозможности установ ления их принадлежности, а также при наличии следов снятия, повреждения или любого другого несоответст вия грузополучатели обязаны потребовать от транс портного предприятия акт, в котором должен быть под робно описан характер повреждения или несоответствия.
ТАРА И МАРКИРОВКА ГРУЗОВ
Тару и упаковку применяют не только для обеспе чения сохранности перевозимых грузов, но и в случаях необходимости их изоляции от другой, совместно пере возимой продукции, или для разделения на отдельные партии.
Исправное состояние тары (упаковки) в сочетании с ненарушенной ушивкой, обвязкой или пломбой грузо отправителя служит доказательством отсутствия досту па к грузу, а следовательно, и его потерь в пути следо вания.
В упаковочном виде принимают к перевозке:
а) грузы, нуждающиеся в таре в силу своих физи ческих или потребительских свойств. Например, мука и крупа, которые необходимо надежно защитить от за грязнения как продукты питания; просо, семена льна и горчицы, имеющие повышенную сыпучесть, а поэтому нуждающиеся в особых мерах предохранения от по терь; комбикорма и отруби при их перевозках в прямых смешанных сообщениях, как продукция, подверженная при перегрузке загрязнению, порче, распылу и т. п.;
б) другие насыпные и навалочные грузы при от сутствии условий транспортирования или перегруза в неупакованном виде, а также при необходимости предот вращения их смешивания с другой продукцией или разделения на отдельные партии. В силу указанных причин упаковывают, в частности, зерновые и другие насыпные грузы, которые отгружают или выделяют че рез склады транспортных предприятий, а также во всех
случаях их перевозки партиями, недостаточными |
для |
загрузки вагона, судна или отдельного трюма, в |
том |
числе и при отгрузках вагонными партиями для |
пере |
валки на водный транспорт и доставки по назначению в трюмах судов совместно с другими грузами;
245
в) большинство грузов и, в частности, все хлебопро дукты, комбикорма и отруби, отгружаемые в районы Крайнего Севера и приравненные к ним отдельные районы.
Грузоотправители обязаны упаковывать грузы в та ру, соответствующую государственным стандартам или ведомственным техническим условиям. При отсутствии указанных стандартов и технических условий груз дол жен быть упакован в тару, обеспечивающую его со хранность на всем пути следования.
В функции транспортных предприятий входит надзор за соответствием тары указанным условиям, и они имеют право не принимать груз к перевозке в неисправ ной таре. Имея право контроля, транспортные пред приятия не обязаны проверять состояние 'всей тары, а поэтому по установившейся арбитражной практике, как правило, освобождаются от ответственности за пор чу или утрату груза из-за дефектов тары. Такая ответ ственность может быть возложена на органы транспорта только в случаях наличия доказательств о том, что в пункте отправления состояние тары было проверено представителем транспортного предприятия и что де фекты тары, повлекшие порчу или утрату груза, могли быть обнаружены обычным осмотром, т. е. имели явный характер.
Технические условия, которым должны соответство вать мешки под хлебопродукты, комбикорма и отруби, отгружаемые во всех видах сообщения и во все пункты назначения, кроме районов Крайнего Севера и прирав ненных к ним отдаленных районов, содержатся в инст рукции Министерства заготовок СССР о порядке ис пользования тканевых мешков.
При отгрузке указанных грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним отдаленные районы к та ре предъявляются повышенные требования, установлен ные ГОСТ 15846—70.
Тара груза сама имеет определенную материальную ценность, поэтому при выявлении в пунктах назначения случаев ее прибытия в поврежденном состоянии транс портные предприятия обязаны составить об этом ком мерческий акт. Эти акты должны быть оформлены не зависимо от того, была ли порча или утрата груза. Отказ в составлении коммерческого акта о повреждении тары надлежит обжаловать в том же порядке, что и
246
отказ в составлении актов о порче, повреждении или утрате груза.
Для установления принадлежности отдельных мест к той или иной партии груза при его переработке в ме стах общего пользования и перевалке, а также при вы явлении пункта назначения и получателя при утере перевозочных документов тарные и штучные грузы дол жны иметь соответствующие отличительные знаки, т. е. должны быть замаркированы.
Имеется два вида маркировки — отправительская и
транспортная. |
грузо |
О т п р а в и т е л ь с к у ю маркировку наносит |
|
отправитель, в ней указывают наименование |
пункта |
отправления, предприятия поставщика, пункта назначе ния и получателя. Кроме того, в случаях отгрузки по одной накладной разнородных грузов в одинаковой упаковке вверху отправительской марки указывают порядковый номер данного грузового места.
В т р а н с п о р т н о й маркировке в числител!е ука зывают порядковый номер, под которым зарегистри рован груз в книге приема к перевозке, через тире — общее количество мест и в знаменателе — наименование или номер транспортного предприятия.
Транспортная маркировка во всех случаях только дополняет отправительскую и применяется лишь при перевозках грузов мелкими и малотоннажными отправ ками. Наносят ее на все грузовые места транспортные
предприятия при приеме груза |
к перевозке в |
местах |
общего пользования и грузоотправители при |
погрузке |
|
в местах необщего пользования. |
|
|
Отправительская маркировка на тарных и штучных |
||
грузах не обязательна только |
при перевозке |
грузов |
водным транспортом, судовыми партиями или в от дельных трюмах, без перегруза в пути следования с погрузкой и разгрузкой на причалах необщего поль зования.
Кроме того, во всех случаях перевозки речным транс портом по одной накладной партий однородных грузов в количестве более 100 мест маркировку можно нанести только на 20% мест. На морском транспорте аналогич ный порядок установлен при перевозках в межпортовом сообщении с той разницей, что понятие «большая пар тия груза» не конкретизировано определенной цифрой и маркировке подлежит 10% мест.
247
На железнодорожном транспорте при перевозке тар ных и штучных грузов вагонными партиями с погрузкой и разгрузкой на подъездных путях необщего пользова ния грузоотправитель имеет право замаркировать толь ко четыре места на вагон. При этом у каждой двери вагона должно быть уложено два замаркированных места.
Такое же количество мест должно быть замаркиро вано и при перевозках автомобильным транспортом од нородных грузов в адрес одного грузополучателя.
На практике возможны случаи, когда при перевозках грузов одним видом транспорта с погрузкой и разгруз кой в местах необщего пользования транспортные пред приятия считают достаточным наличие на местах заводской марки и не предъявляют требование о нанесе нии транспортной маркировки. Наиболее часто это бы вает при перевозках на короткие расстояния и на авто мобильном транспорте. Такой подход к данному вопросу хотя и противоречит действующим правилам и не разделяется транспортными министерствами, тем не менее представляется наиболее целесообразным.
Маркировку можно нанести непосредственно на та ру или на прочно прикрепленные к грузовым местам бумажные или тканевые ярлыки, фанерные или метал лические бирки.
Знаки на таре, ярлыках или бирках наносят типо графским способом, пишущей машинкой, штампами или от руки несмывающейся краской или чернилами.
Особый порядок маркировки грузов установлен при их перевозках в прямых смешанных сообщениях.
При перевозках грузов в указанных сообщениях маркирует все без исключения грузовые места только грузоотправитель. Марка должна содержать данные отправительской и транспортной маркировки: порядко вый номер по книге визирования накладной или по кни ге отправления грузов; через тире — общее количество мест; при отгрузке разнородных грузов в одинаковой таре — в знаменателе порядковый номер места; наиме нование грузоотправителя, пункта отправления, пункта назначения и грузополучателя.
Маркировку наносят непосредственно на тару (гру зовые места) или на прочно прикрепленные тканевые ярлыки или бирки (фанерные, металлические).
248
СРОКИ НАХОЖДЕНИЙ ГРУЗОВ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ТРАНСПОРТА
ПРИ ИХ НЕСВОЕВРЕМЕННОЙ ДОСТАВКЕ В ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ
Принятые к перевозке грузы должны быть достав лены в пункт назначения и выданы грузополучателю строго в определенные сроки.
Своевременная доставка грузов способствует быст рому вовлечению в оборот материальных ресурсов, а в некоторых случаях и сохранению качества перевозимой продукции (например, скоропортящихся грузов, сырого зерна и т. п.).
Гарантированные сроки доставки грузов позволяют также определять минимально необходимые запасы сырья, обеспечивают ритмичную работу предприятий и бесперебойное снабжение.
Поэтому своевременная доставка грузов является одной из основных обязанностей транспорта, и наруше ние сроков доставки влечет материальную ответствен ность.
При несвоевременной доставке груза с транспортных организаций может быть взыскан не только штраф, ус тановленный за факт нарушения срока транспортиро вания, но сверх того еще и убыток от порчи груза, происшедший в результате задержки его в пути следо вания сверх положенного времени.
Вместе с тем ответственность транспортных органи заций при несвоевременной доставке грузов ограничена только указанными санкциями, и с них не взыскивают ся другие убытки (например, в связи с простоем пред приятия при отсутствии сырья, заменой несвоевременно доставленного сырья более дорогостоящим и т. п.).
Сроки доставки грузов установлены с учетом специ фики работы каждого вида транспорта и состоят из времени, положенного на выполнение работ по приему, накоплению и отправке грузов, их транспортированию и на выполнение грузовых операций в пути следования.
На железнодорожном транспорте сроки на транс портирование грузов установлены в зависимости от ско рости перевозки груза и вида отправки.
В частности, на транспортирование грузов, отправ
ляемых грузовой скоростью, |
установлены |
следующие |
|
нормы: для |
маршрутных отправок — 550 км |
за сутки, |
|
повагонных |
отправок — 330 |
км, мелких |
отправок — |
249