Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поступление в пункт назначения груза в исправных перевозочных средствах с неповрежденными пломбами пункта отправления свидетельствует об отсутствии к нему доступа на всем пути следования.

Учитывая, что указанное обстоятельство дает осно­ вание делать вывод об отсутствии потерь в процессе транспортирования, оно имеет решающее значение и при рассмотрении вопроса об ответственности за выяв­ ленные в пункте назначения недостачу или порчу груза.

При поступлении груза в исправных перевозочных средствах с ненарушенными пломбами грузоотправите­ ля считается, что выявленная недостача является ре­ зультатом недогруза, допущенного грузоотправителем, а порча или повреждение произошли по его вине до по­ грузки, в процессе погрузки или в результате непра­ вильной погрузки.

Такой вывод возлагает на грузоотправителя обя­ занность доказать, что недостача, порча или поврежде­ ние груза произошли по вине транспорта или грузопо­ лучателя, а при отсутствии таких доказательств принять на себя соответствующие убытки.

На железнодорожном и водном транспорте в оплом­ бированных вагонах или судах перевозят только те грузы, которые должны транспортироваться в крытых перевозочных средствах. К их числу, в частности, отно­ сятся все виды хлебопродуктов, маслосемена, комби­ корма, отруби, мучка, зерновые отходы, а также мешки.

Грузы, перевозка которых разрешена на открытых перевозочных средствах и палубах судов, транспорти­ руются без пломб, даже в случаях их загрузки в крытый подвижной состав.

На

автомобильном транспорте

грузоотправители

имеют право отгружать за своими

пломбами

любые

грузы,

однако, как правило, эта мера

должна

приме­

няться при перевозках в подвижном составе со специ­ альным, закрытым кузовом (автоцистерны, в том числе и муковозы; автомобили с крытыми, деревянными или металлическими кузовами, изолированными от кабины водителя, и т. п.).

При перевозках на подвижном составе, не имеющем

изолированных крытых кузовов,

накладывать пломбы

на брезенты или полога, которыми укрыт груз, не

сле­

дует, так как такое опломбирование не исключает

воз­

можности доступа к грузу в пути

следования и вместе

242


с тем освобождает транспортные предприятия от от­ ветственности за его сохранность.

Вопрос о том, чьими пломбами должны быть оплом­ бированы перевозочные средства, на разных видах транспорта решается по-разному.

На железнодорожном транспорте грузы перевозят или только за пломбами грузоотправителя, или только за пломбами станции погрузки. Пломбы навешивает сторона, которая загружает вагон.

Следовательно, при погрузке вагонов в местах необ­ щего и общего пользования силами грузоотправителей их пломбирование входит в обязанность самих грузоот­ правителей. Указанное правило не распространяется только на вагоны, загружаемые грузами нескольких грузоотправителей. Такие вагоны во всех случаях дол­ жны быть отправлены за пломбами станции погрузки.

На водном транспорте обязанности сторон по плом­ бированию трюмов разграничиваются в зависимости от места, где судно загружают.

Грузоотправители обязаны накладывать свои плом­ бы только на суда, загружаемые на их причалах (в местах необщего пользования), и только на грузовые помещения (трюмы), полностью предоставленные под их груз. Соответственно суда, загружаемые в местах общего пользования, а также грузовые помещения, за­ груженные грузами нескольких грузоотправителей, дол­ жны быть опломбированы портом (пристанью) по­ грузки.

Кроме того, на речном транспорте перевозки неко­ торых грузов при их погрузке в местах необщего поль­ зования производятся за пломбами обеих сторон, т. е. грузоотправителя и порта. К этим грузам, в частности, относится зерно.

Перевозочные средства пломбируют свинцовыми или полиэтиленовыми пломбами, образец которых установ­ лен транспортными министерствами.

Пломбировочные тиски грузоотправителям выдают соответствующие транспортные организации с. оплатой по себестоимости. Кроме того, железная дорога с оп­ латой по себестоимости снабжает грузоотправителей также пломбами и бечевой.

Пломбировочные тиски, принадлежащие транспорт­ ным предприятиям, имеют следующие знаки: наимено­ вание станции (порта, автотранспортного предприятия),

16

243

сокращенное название железной дороги (пароходства, автотранспортной организации), номер тисков и номер пломбы, наложенной на данный подвижной состав (контрольный знак).

На тисках грузоотправителя, кроме пункта отправ­ ления, указывают также наименование грузоотправите­ ля и контрольные знаки (на железнодорожном транс­ порте наличие на тисках грузоотправителя контрольных знаков не обязательно).

В связи с тем, что наличие на подвижном составе исправных пломб рассматривается как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии доступа к грузу в пу­ ти следования, грузоотправителям следует пломбиро­ вать грузовые помещения так, чтобы полностью исклю­ чить любую возможность доступа в них без снятия или повреждения пломб.

Двери подвижного состава и крышки люков долж­ ны быть плотно закрыты и закреплены проволочными закрутками.

Бечева или проволока, на которые навешивают плом­ бы, должны быть целыми, одинаковой толщины по всей длине, без узлов.

Оттиски на пломбах должны четко воспроизводить все знаки тисков и свободно читаться, а сама пломба должна быть плотно закреплена на бечеве и не пере­ мещаться по ней.

Контроль за соответствием пломб грузоотправителя указанным требованиям возложен на станции и порты погрузки и шоферов автомобилей, которые не имеют права отправлять подвижной состав с неисправными пломбами до их замены.

О наличии на грузовых помещениях пломб грузоот­ правителя (или грузоотправителя и речного порта) де­ лают запись в накладной.

При приеме перевозочных средств с грузами от транспортных предприятий грузополучатели обязаны убедиться в наличии на грузовых помещениях пломб, в их принадлежности грузоотправителю и тщательно про­ верить состояние самих пломб и бечевы (проволоки), на которой они навешены.

Особенно внимательно следует проверить, нет ли на бечеве узлов, скрытых во входные или выходные отвер­ стия пломб, а также следов отжатия или сжатия пломб в пути следования и не перемещаются ли они по бечеве.

244


При отсутствии на грузовых помещениях пломб, на­ вешенных грузоотправителем, невозможности установ­ ления их принадлежности, а также при наличии следов снятия, повреждения или любого другого несоответст­ вия грузополучатели обязаны потребовать от транс­ портного предприятия акт, в котором должен быть под­ робно описан характер повреждения или несоответствия.

ТАРА И МАРКИРОВКА ГРУЗОВ

Тару и упаковку применяют не только для обеспе­ чения сохранности перевозимых грузов, но и в случаях необходимости их изоляции от другой, совместно пере­ возимой продукции, или для разделения на отдельные партии.

Исправное состояние тары (упаковки) в сочетании с ненарушенной ушивкой, обвязкой или пломбой грузо­ отправителя служит доказательством отсутствия досту­ па к грузу, а следовательно, и его потерь в пути следо­ вания.

В упаковочном виде принимают к перевозке:

а) грузы, нуждающиеся в таре в силу своих физи­ ческих или потребительских свойств. Например, мука и крупа, которые необходимо надежно защитить от за­ грязнения как продукты питания; просо, семена льна и горчицы, имеющие повышенную сыпучесть, а поэтому нуждающиеся в особых мерах предохранения от по­ терь; комбикорма и отруби при их перевозках в прямых смешанных сообщениях, как продукция, подверженная при перегрузке загрязнению, порче, распылу и т. п.;

б) другие насыпные и навалочные грузы при от­ сутствии условий транспортирования или перегруза в неупакованном виде, а также при необходимости предот­ вращения их смешивания с другой продукцией или разделения на отдельные партии. В силу указанных причин упаковывают, в частности, зерновые и другие насыпные грузы, которые отгружают или выделяют че­ рез склады транспортных предприятий, а также во всех

случаях их перевозки партиями, недостаточными

для

загрузки вагона, судна или отдельного трюма, в

том

числе и при отгрузках вагонными партиями для

пере­

валки на водный транспорт и доставки по назначению в трюмах судов совместно с другими грузами;

245

в) большинство грузов и, в частности, все хлебопро дукты, комбикорма и отруби, отгружаемые в районы Крайнего Севера и приравненные к ним отдельные районы.

Грузоотправители обязаны упаковывать грузы в та­ ру, соответствующую государственным стандартам или ведомственным техническим условиям. При отсутствии указанных стандартов и технических условий груз дол­ жен быть упакован в тару, обеспечивающую его со­ хранность на всем пути следования.

В функции транспортных предприятий входит надзор за соответствием тары указанным условиям, и они имеют право не принимать груз к перевозке в неисправ­ ной таре. Имея право контроля, транспортные пред­ приятия не обязаны проверять состояние 'всей тары, а поэтому по установившейся арбитражной практике, как правило, освобождаются от ответственности за пор­ чу или утрату груза из-за дефектов тары. Такая ответ­ ственность может быть возложена на органы транспорта только в случаях наличия доказательств о том, что в пункте отправления состояние тары было проверено представителем транспортного предприятия и что де­ фекты тары, повлекшие порчу или утрату груза, могли быть обнаружены обычным осмотром, т. е. имели явный характер.

Технические условия, которым должны соответство­ вать мешки под хлебопродукты, комбикорма и отруби, отгружаемые во всех видах сообщения и во все пункты назначения, кроме районов Крайнего Севера и прирав­ ненных к ним отдаленных районов, содержатся в инст­ рукции Министерства заготовок СССР о порядке ис­ пользования тканевых мешков.

При отгрузке указанных грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним отдаленные районы к та­ ре предъявляются повышенные требования, установлен­ ные ГОСТ 15846—70.

Тара груза сама имеет определенную материальную ценность, поэтому при выявлении в пунктах назначения случаев ее прибытия в поврежденном состоянии транс­ портные предприятия обязаны составить об этом ком­ мерческий акт. Эти акты должны быть оформлены не­ зависимо от того, была ли порча или утрата груза. Отказ в составлении коммерческого акта о повреждении тары надлежит обжаловать в том же порядке, что и

246


отказ в составлении актов о порче, повреждении или утрате груза.

Для установления принадлежности отдельных мест к той или иной партии груза при его переработке в ме­ стах общего пользования и перевалке, а также при вы­ явлении пункта назначения и получателя при утере перевозочных документов тарные и штучные грузы дол­ жны иметь соответствующие отличительные знаки, т. е. должны быть замаркированы.

Имеется два вида маркировки — отправительская и

транспортная.

грузо­

О т п р а в и т е л ь с к у ю маркировку наносит

отправитель, в ней указывают наименование

пункта

отправления, предприятия поставщика, пункта назначе­ ния и получателя. Кроме того, в случаях отгрузки по одной накладной разнородных грузов в одинаковой упаковке вверху отправительской марки указывают порядковый номер данного грузового места.

В т р а н с п о р т н о й маркировке в числител!е ука­ зывают порядковый номер, под которым зарегистри­ рован груз в книге приема к перевозке, через тире — общее количество мест и в знаменателе — наименование или номер транспортного предприятия.

Транспортная маркировка во всех случаях только дополняет отправительскую и применяется лишь при перевозках грузов мелкими и малотоннажными отправ­ ками. Наносят ее на все грузовые места транспортные

предприятия при приеме груза

к перевозке в

местах

общего пользования и грузоотправители при

погрузке

в местах необщего пользования.

 

 

Отправительская маркировка на тарных и штучных

грузах не обязательна только

при перевозке

грузов

водным транспортом, судовыми партиями или в от­ дельных трюмах, без перегруза в пути следования с погрузкой и разгрузкой на причалах необщего поль­ зования.

Кроме того, во всех случаях перевозки речным транс­ портом по одной накладной партий однородных грузов в количестве более 100 мест маркировку можно нанести только на 20% мест. На морском транспорте аналогич­ ный порядок установлен при перевозках в межпортовом сообщении с той разницей, что понятие «большая пар­ тия груза» не конкретизировано определенной цифрой и маркировке подлежит 10% мест.

247


На железнодорожном транспорте при перевозке тар­ ных и штучных грузов вагонными партиями с погрузкой и разгрузкой на подъездных путях необщего пользова­ ния грузоотправитель имеет право замаркировать толь­ ко четыре места на вагон. При этом у каждой двери вагона должно быть уложено два замаркированных места.

Такое же количество мест должно быть замаркиро­ вано и при перевозках автомобильным транспортом од­ нородных грузов в адрес одного грузополучателя.

На практике возможны случаи, когда при перевозках грузов одним видом транспорта с погрузкой и разгруз­ кой в местах необщего пользования транспортные пред­ приятия считают достаточным наличие на местах заводской марки и не предъявляют требование о нанесе­ нии транспортной маркировки. Наиболее часто это бы­ вает при перевозках на короткие расстояния и на авто­ мобильном транспорте. Такой подход к данному вопросу хотя и противоречит действующим правилам и не разделяется транспортными министерствами, тем не менее представляется наиболее целесообразным.

Маркировку можно нанести непосредственно на та­ ру или на прочно прикрепленные к грузовым местам бумажные или тканевые ярлыки, фанерные или метал­ лические бирки.

Знаки на таре, ярлыках или бирках наносят типо­ графским способом, пишущей машинкой, штампами или от руки несмывающейся краской или чернилами.

Особый порядок маркировки грузов установлен при их перевозках в прямых смешанных сообщениях.

При перевозках грузов в указанных сообщениях маркирует все без исключения грузовые места только грузоотправитель. Марка должна содержать данные отправительской и транспортной маркировки: порядко­ вый номер по книге визирования накладной или по кни­ ге отправления грузов; через тире — общее количество мест; при отгрузке разнородных грузов в одинаковой таре — в знаменателе порядковый номер места; наиме­ нование грузоотправителя, пункта отправления, пункта назначения и грузополучателя.

Маркировку наносят непосредственно на тару (гру­ зовые места) или на прочно прикрепленные тканевые ярлыки или бирки (фанерные, металлические).

248

СРОКИ НАХОЖДЕНИЙ ГРУЗОВ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ТРАНСПОРТА

ПРИ ИХ НЕСВОЕВРЕМЕННОЙ ДОСТАВКЕ В ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ

Принятые к перевозке грузы должны быть достав­ лены в пункт назначения и выданы грузополучателю строго в определенные сроки.

Своевременная доставка грузов способствует быст­ рому вовлечению в оборот материальных ресурсов, а в некоторых случаях и сохранению качества перевозимой продукции (например, скоропортящихся грузов, сырого зерна и т. п.).

Гарантированные сроки доставки грузов позволяют также определять минимально необходимые запасы сырья, обеспечивают ритмичную работу предприятий и бесперебойное снабжение.

Поэтому своевременная доставка грузов является одной из основных обязанностей транспорта, и наруше­ ние сроков доставки влечет материальную ответствен­ ность.

При несвоевременной доставке груза с транспортных организаций может быть взыскан не только штраф, ус­ тановленный за факт нарушения срока транспортиро­ вания, но сверх того еще и убыток от порчи груза, происшедший в результате задержки его в пути следо­ вания сверх положенного времени.

Вместе с тем ответственность транспортных органи­ заций при несвоевременной доставке грузов ограничена только указанными санкциями, и с них не взыскивают­ ся другие убытки (например, в связи с простоем пред­ приятия при отсутствии сырья, заменой несвоевременно доставленного сырья более дорогостоящим и т. п.).

Сроки доставки грузов установлены с учетом специ­ фики работы каждого вида транспорта и состоят из времени, положенного на выполнение работ по приему, накоплению и отправке грузов, их транспортированию и на выполнение грузовых операций в пути следования.

На железнодорожном транспорте сроки на транс­ портирование грузов установлены в зависимости от ско­ рости перевозки груза и вида отправки.

В частности, на транспортирование грузов, отправ­

ляемых грузовой скоростью,

установлены

следующие

нормы: для

маршрутных отправок — 550 км

за сутки,

повагонных

отправок — 330

км, мелких

отправок —

249