ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Максимальный размер штрафа, который может быть взыскан, ограничен в обоих случаях 60% провоз ной платы.
На речном транспорте штраф установлен в размере 10% провозной платы за каждые полные и неполные 10% просрочки против положенного срока, однако об щая сумма штрафа не может превышать 50% провоз ной платы.
При сроке доставки менее 6 суток размер и общая максимальная сумма штрафа снижаются на 50%.
Кроме штрафа за просрочку в доставке, на речном транспорте установлен также штраф за несвоевремен ную выдачу портами грузов, разгруженных в их склады (на их территории). Указанный штраф начисляется за такое же время и в таких же размерах, что и штраф за
просрочку в |
доставке при сроке |
перевозки менее |
6 суток. |
транспорте штраф за |
несвоевременную |
На морском |
доставку грузов выплачивается во всех случаях в раз мерах 10% провозной платы за каждые 10% просрочки против положенного срока, однако при этом опоздание до 12 ч в расчет не принимается, а более 12 ч прини мается за полные сутки.
Максимальная сумма штрафа установлена в разме ре не более 50% провозной платы.
Уплата штрафа за просрочку не освобождает транс порт от ответственности за порчу груза в результате несвоевременной его доставки.
Вместе с тем транспортные организации освобожда ются от ответственности как за просрочку, так и за порчу груза, если они докажут, что задержка в пути следования была по не зависящим от них обстоятельст вам, предотвратить которые они не могли, т. е. по при чинам явлений стихийного характера (шторм, мелково дье, чрезмерно сильные снегопады и т. п.).
Кроме того, речные пароходства освобождаются от уплаты штрафа за просрочку, если несвоевременно доставленные мелкие партии груза не будут вывезены
грузополучателем с территории порта |
в |
течение |
суток |
|
с момента уведомления о прибытии, |
а |
судовые |
пар |
|
тии — в течение трех суток, а также |
в |
случаях |
невоз |
|
можности подачи по вине грузополучателя |
прибывше |
|||
го судна к причалу необщего пользования |
в течение |
|||
24 ч. |
|
|
|
|
254
Морские пароходства освобождаются от указанной ответственности в тех случаях, когда груз (любой пар тии) не будет 1вывезен из порта в течение пяти суток.
РОЗЫСК ГРУЗОВ, НЕ ДОСТАВЛЕННЫХ В ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ
Розыск грузов, не прибывших в пункт назначения по истечении срока их доставки, ведут органы транспорта, однако начинают его они по инициативе грузополучате ля или грузоотправителя.
В системе министерства заготовок для разграниче ния ответственности обязанность возбуждать ходатайст ва о розыске, а при необходимости и взыскивать стои мость недоставленной продукции возложена на грузопо лучателей. Это объясняется тем, что факт непоступления грузов становится известным прежде всего их получа телям, которые обязаны контролировать выполнение сроков доставки, а в соответствующих случаях взыски вать с органов транспорта штраф за несвоевременную доставку. Одновременно учитывается и то обстоятель ство, что к моменту окончания срока доставки стои мость груза должна быть оплачена и его владельцем является предприятие-получатель.
Вместе с тем с грузоотправителей не снимается обя занность оказывать грузополучателям необходимую по моги^, в частности получать по их запросу от станции или порта отправления и пересылать справку о приеме груза к перевозке (такая справка требуется при отсут ствии у грузополучателя квитанции о приеме груза к перевозке).
После получения заявления транспортные предприя тия приступают к розыску грузов без участия их вла дельцев по имеющимся в их распоряжении каналам
связи, а при необходимости |
подключают к |
этому делу |
и свои вышестоящие организации. |
грузах по |
|
Отсутствие заявлений о |
непоступивших |
истечении срока их доставки не влечет за собой ника ких юридических последствий, однако, учитывая, что такие заявления способствуют своевременному розыску, а иногда и предотвращению порчи отгруженной про дукции, грузополучателям следует обязательно исполь зовать эту возможность.
Заявления о розыске должны быть составлены в письменном виде станциям (портам) назначения, кото-
255
рым одновременно предъявляются |
для |
обозрения до |
||||
кументы, подтверждающие прием |
груза |
к |
перевозке |
|||
(квитанция, справка станции отправления). |
|
|
||||
Время, в течение которого должен быть разыскан и |
||||||
доставлен груз |
или установлено, кому и по чьему |
рас |
||||
поряжению он |
выдан в пути |
следования, |
ограничено |
|||
при перевозках одним видом транспорта |
тридцатью |
|||||
днями с даты окончания срока доставки, а |
при |
пере |
||||
возках в прямых смешанных |
сообщениях |
четырьмя |
месяцами с момента приема груза к перевозке.
По окончании указанных сроков груз считается ут раченным и у получателя возникает право на предъяв ление претензии о возмещении его стоимости.
Для реализации права на взыскание стоимости не доставленных грузов получатели должны предъявить станции (порту) назначения квитанцию или справку о приеме груза к перевозке, а последние обязаны сделать на указанном документе отметку о том, что груз не прибыл, и заверить ее подписью и штемпелем.
При наличии сведений о переадресовке груза стан ция (порт) назначения должна выдать грузополучателю заверенную их подписью и календарным штемпелем справку, кому и по чьему распоряжению выдан груз в пути следования. Такие справки могут выдаваться как до истечения срока доставки, так и при обращении за отметкой о непоступлении груза.
Необходимо иметь в виду, что указанная справка не приостанавливает срока исковой давности, а поэтому подлежит немедленной проверке.
В случае, если факты выдачи груза предприятию, указанному в справке, не подтвердятся, грузополуча тель должен потребовать от станции (порта) назначения сделать на квитанция отметку о непоступлении груза и начать взыскание его стоимости.
Претензии об оплате стоимости недоставленного груза предъявляются соответственно управлению же лезной дороги или пароходству назначения. Грузополу чателям следует учитывать, что указанные претензии (а при необходимости и иски) принимаются к рассмот рению при наличии на квитанции или справке отметки станции (порта) назначения о том, что груз не прибыл. В случаях отказа станции сделать такую отметку, не обходимо немедленно обратиться с жалобой к началь нику железной дороги или пароходства. Наличие такой
256
жалобы является доказательством своевременного обра щения за отметкой и в случае отрицательного решения начальника железной дороги (пароходства) служит ос нованием для предъявления претензии, а при необходи мости и иска о возмещении стоимости груза без от метки на квитанции о том, что он не прибыл.
Получив претензию об оплате стоимости груза, же лезные дороги (пароходства), в свою очередь, прини мают меры к розыску груза и при положительном результате должны сообщить заявителю, когда будет доставлен груз или кому и по чьему распоряжению он выдан в пути следования.
Управления железных дорог и пароходства могут разыскивать груз в пределах сроков, установленных на рассмотрение претензии. Если к этому времени груз не будет разыскан, заявителю претензии должна быть вы плачена его стоимость.
В случаях отказа в удовлетворении предъявленной претензии со ссылкой на дату, к которой будет достав лен груз, или на его переадресовку, а также на любые другие обстоятельства грузополучателям следует убе диться в достоверности сообщенных сведений. Учиты вая, что указанные извещения не приостанавливают срока, установленного на предъявление иска, достовер ность сообщенных обстоятельств должна быть провере на до истечения этого срока.
Если к указанному времени груз не будет доставлен и выдан, факт его переадресовки не подтвердится или не будет получен ответ на заявленную претензию, к до роге (пароходству) назначения должен быть предъяв лен иск о возмещении нанесенного ущерба.
В случаях доставки груза после взыскания с орга нов транспорта его стоимости грузополучатель должен принять прибывший груз и возвратить полученную сум му, удержав при этом причитающийся ему штраф за нарушение срока доставки.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТРАНСПОРТА ЗА СОХРАННОСТЬ ПЕРЕВОЗИМЫХ ГРУЗОВ
Действующие законоположения устанавливают оди наковый для всех видов транспорта порядок и пре делы ответственности за сохранность перевозимых
грузов.
17 О. Л. Джапаридзе |
257 |
|
Транспортные предприятия и организации обязаны обеспечить сохранность принятых грузов на всем пути' следования, при этом они несут имущественную ответ ственность за его утрату, порчу или повреждение.
Уставами и Кодексом торгового мореплавания уста новлено, что ответственность транспорта за сохранность грузов наступает с момента приема к перевозке и за канчивается в момент выдачи груза получателю или другому предприятию (организации), когда такая пе редача разрешена правилами. Охрана грузов в течение всего времени их нахождения в местах общего пользо вания возложена на транспортные предприятия. Учи тывая это, период ответственности транспорта за со хранность грузов определяется временем фактического приема и выдачи груза, а не временем документального оформления указанных обстоятельств.
Загруженные перевозочные средства могут быть при няты и убраны с мест необщего пользования до выдачи отправителю квитанции и наложения на накладной ка лендарного штемпеля или фактически переданы полу чателю позже получения его подписи о приеме груза.
В таких случаях ответственность транспорта насту пает или прекращается в момент фактического приема или передачи груза, однако доказать несовпадение вре мени фактического осуществления и оформления ука занных операций должны грузовладельцы. В качестве таких доказательств могут быть использованы памятки весовщика, ведомости подачи и уборки, а также другие документы, фиксирующие время передачи грузов или груженых перевозочных средств.
Ответственность транспорта за ущерб, нанесенный утратой, недостачей, порчей или повреждением груза, наступает только при наличии его вины в возникновении таких последствий. Учитывая это, важное значение име ет вопрос о том, какая из сторон обязана представлять доказательства отсутствия или наличия вины транспор та в несохранности груза.
В связи с тем, что грузы на. всем пути следования должны находиться под охраной транспортных пред приятий, сам факт их несохранности, как правило, яв ляется достаточным основанием для возложения на транспорт бремени доказывать свою невиновность.
Однако имеются обстоятельства, которые дают ос нование предполагать отсутствие вины транспорта, в
258
силу чего бремя доказывать наличие его вины перено сится на владельцев груза.
Перечень случаев, когда виновность транспорта дол жна быть доказана получателем или отправителем гру за, содержится в уставах и Кодексе:
а) поступление груза в исправных перевозочных средствах, опломбированных пломбами грузоотправите ля или в исправной таре (упаковке) без следов ее пов реждения и вскрытия;
б) поступление грузов, перевозимых на открытых перевозочных средствах или палубах судов и погружен ных средствами грузоотправителей, без признаков утра ты в пути следования, т. е. на исправном подвижном составе, без перегруза в пути следования, с ненарушен ной защитной маркировкой, увязкой и т. п.;
в) перевозка грузов в сопровождении проводников
грузоотправителя |
или грузополучателя; |
|
|
|
|
||
г) недостача, порча или повреждение груза вследст |
|||||||
вие естественных |
причин, связанных с его |
перевозкой |
|||||
на открытом подвижном составе; |
|
убыли (име |
|||||
д) недостача |
по причине естественной |
||||||
ются в виду нормы естественной убыли). |
|
|
в |
||||
Предположение об отсутствии вины |
транспорта |
||||||
указанных случаях основано: отсутствием |
доступа |
к |
|||||
грузу с момента его приема к перевозке и до |
момента |
||||||
выдачи (п. «а»); |
отсутствием обстоятельств, |
подтвер |
|||||
ждающих |
утрату |
груза |
на всем пути |
его |
следования |
||
(п. «б»); |
обязанностью |
проводников охранять |
сопро |
вождаемый груз; наличием определенного риска утраты части груза (например, от выветривания) или его пор чи от осадков, в связи с перевозкой на открытом под вижном составе, который отнесен за счет владельцев груза.
Рассматривая вопрос об обязанности владельцев груза доказывать вину транспорта в его несохранности, необходимо также иметь в виду следующее:
а) указанный перечень исчерпывает все случаи, ког да такая обязанность возлагается на грузоотправителей и грузополучателей;
б) такая обязанность наступает только при наличии всех предусмотренных в каждом пункте условий. Так, если груз доставлен за исправными пломбамиотправи теля, но в неисправном подвижном составе или, наобо рот, в исправном подвижном составе, но с нарушен
17* |
259 |