Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Максимальный размер штрафа, который может быть взыскан, ограничен в обоих случаях 60% провоз­ ной платы.

На речном транспорте штраф установлен в размере 10% провозной платы за каждые полные и неполные 10% просрочки против положенного срока, однако об­ щая сумма штрафа не может превышать 50% провоз­ ной платы.

При сроке доставки менее 6 суток размер и общая максимальная сумма штрафа снижаются на 50%.

Кроме штрафа за просрочку в доставке, на речном транспорте установлен также штраф за несвоевремен­ ную выдачу портами грузов, разгруженных в их склады (на их территории). Указанный штраф начисляется за такое же время и в таких же размерах, что и штраф за

просрочку в

доставке при сроке

перевозки менее

6 суток.

транспорте штраф за

несвоевременную

На морском

доставку грузов выплачивается во всех случаях в раз­ мерах 10% провозной платы за каждые 10% просрочки против положенного срока, однако при этом опоздание до 12 ч в расчет не принимается, а более 12 ч прини­ мается за полные сутки.

Максимальная сумма штрафа установлена в разме­ ре не более 50% провозной платы.

Уплата штрафа за просрочку не освобождает транс­ порт от ответственности за порчу груза в результате несвоевременной его доставки.

Вместе с тем транспортные организации освобожда­ ются от ответственности как за просрочку, так и за порчу груза, если они докажут, что задержка в пути следования была по не зависящим от них обстоятельст­ вам, предотвратить которые они не могли, т. е. по при­ чинам явлений стихийного характера (шторм, мелково­ дье, чрезмерно сильные снегопады и т. п.).

Кроме того, речные пароходства освобождаются от уплаты штрафа за просрочку, если несвоевременно доставленные мелкие партии груза не будут вывезены

грузополучателем с территории порта

в

течение

суток

с момента уведомления о прибытии,

а

судовые

пар­

тии — в течение трех суток, а также

в

случаях

невоз­

можности подачи по вине грузополучателя

прибывше­

го судна к причалу необщего пользования

в течение

24 ч.

 

 

 

 

254


Морские пароходства освобождаются от указанной ответственности в тех случаях, когда груз (любой пар­ тии) не будет 1вывезен из порта в течение пяти суток.

РОЗЫСК ГРУЗОВ, НЕ ДОСТАВЛЕННЫХ В ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ

Розыск грузов, не прибывших в пункт назначения по истечении срока их доставки, ведут органы транспорта, однако начинают его они по инициативе грузополучате­ ля или грузоотправителя.

В системе министерства заготовок для разграниче­ ния ответственности обязанность возбуждать ходатайст­ ва о розыске, а при необходимости и взыскивать стои­ мость недоставленной продукции возложена на грузопо­ лучателей. Это объясняется тем, что факт непоступления грузов становится известным прежде всего их получа­ телям, которые обязаны контролировать выполнение сроков доставки, а в соответствующих случаях взыски­ вать с органов транспорта штраф за несвоевременную доставку. Одновременно учитывается и то обстоятель­ ство, что к моменту окончания срока доставки стои­ мость груза должна быть оплачена и его владельцем является предприятие-получатель.

Вместе с тем с грузоотправителей не снимается обя­ занность оказывать грузополучателям необходимую по­ моги^, в частности получать по их запросу от станции или порта отправления и пересылать справку о приеме груза к перевозке (такая справка требуется при отсут­ ствии у грузополучателя квитанции о приеме груза к перевозке).

После получения заявления транспортные предприя­ тия приступают к розыску грузов без участия их вла­ дельцев по имеющимся в их распоряжении каналам

связи, а при необходимости

подключают к

этому делу

и свои вышестоящие организации.

грузах по

Отсутствие заявлений о

непоступивших

истечении срока их доставки не влечет за собой ника­ ких юридических последствий, однако, учитывая, что такие заявления способствуют своевременному розыску, а иногда и предотвращению порчи отгруженной про­ дукции, грузополучателям следует обязательно исполь­ зовать эту возможность.

Заявления о розыске должны быть составлены в письменном виде станциям (портам) назначения, кото-

255


рым одновременно предъявляются

для

обозрения до­

кументы, подтверждающие прием

груза

к

перевозке

(квитанция, справка станции отправления).

 

 

Время, в течение которого должен быть разыскан и

доставлен груз

или установлено, кому и по чьему

рас­

поряжению он

выдан в пути

следования,

ограничено

при перевозках одним видом транспорта

тридцатью

днями с даты окончания срока доставки, а

при

пере­

возках в прямых смешанных

сообщениях

четырьмя

месяцами с момента приема груза к перевозке.

По окончании указанных сроков груз считается ут­ раченным и у получателя возникает право на предъяв­ ление претензии о возмещении его стоимости.

Для реализации права на взыскание стоимости не­ доставленных грузов получатели должны предъявить станции (порту) назначения квитанцию или справку о приеме груза к перевозке, а последние обязаны сделать на указанном документе отметку о том, что груз не прибыл, и заверить ее подписью и штемпелем.

При наличии сведений о переадресовке груза стан­ ция (порт) назначения должна выдать грузополучателю заверенную их подписью и календарным штемпелем справку, кому и по чьему распоряжению выдан груз в пути следования. Такие справки могут выдаваться как до истечения срока доставки, так и при обращении за отметкой о непоступлении груза.

Необходимо иметь в виду, что указанная справка не приостанавливает срока исковой давности, а поэтому подлежит немедленной проверке.

В случае, если факты выдачи груза предприятию, указанному в справке, не подтвердятся, грузополуча­ тель должен потребовать от станции (порта) назначения сделать на квитанция отметку о непоступлении груза и начать взыскание его стоимости.

Претензии об оплате стоимости недоставленного груза предъявляются соответственно управлению же­ лезной дороги или пароходству назначения. Грузополу­ чателям следует учитывать, что указанные претензии (а при необходимости и иски) принимаются к рассмот­ рению при наличии на квитанции или справке отметки станции (порта) назначения о том, что груз не прибыл. В случаях отказа станции сделать такую отметку, не­ обходимо немедленно обратиться с жалобой к началь­ нику железной дороги или пароходства. Наличие такой

256


жалобы является доказательством своевременного обра­ щения за отметкой и в случае отрицательного решения начальника железной дороги (пароходства) служит ос­ нованием для предъявления претензии, а при необходи­ мости и иска о возмещении стоимости груза без от­ метки на квитанции о том, что он не прибыл.

Получив претензию об оплате стоимости груза, же­ лезные дороги (пароходства), в свою очередь, прини­ мают меры к розыску груза и при положительном результате должны сообщить заявителю, когда будет доставлен груз или кому и по чьему распоряжению он выдан в пути следования.

Управления железных дорог и пароходства могут разыскивать груз в пределах сроков, установленных на рассмотрение претензии. Если к этому времени груз не будет разыскан, заявителю претензии должна быть вы­ плачена его стоимость.

В случаях отказа в удовлетворении предъявленной претензии со ссылкой на дату, к которой будет достав­ лен груз, или на его переадресовку, а также на любые другие обстоятельства грузополучателям следует убе­ диться в достоверности сообщенных сведений. Учиты­ вая, что указанные извещения не приостанавливают срока, установленного на предъявление иска, достовер­ ность сообщенных обстоятельств должна быть провере­ на до истечения этого срока.

Если к указанному времени груз не будет доставлен и выдан, факт его переадресовки не подтвердится или не будет получен ответ на заявленную претензию, к до­ роге (пароходству) назначения должен быть предъяв­ лен иск о возмещении нанесенного ущерба.

В случаях доставки груза после взыскания с орга­ нов транспорта его стоимости грузополучатель должен принять прибывший груз и возвратить полученную сум­ му, удержав при этом причитающийся ему штраф за нарушение срока доставки.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТРАНСПОРТА ЗА СОХРАННОСТЬ ПЕРЕВОЗИМЫХ ГРУЗОВ

Действующие законоположения устанавливают оди­ наковый для всех видов транспорта порядок и пре­ делы ответственности за сохранность перевозимых

грузов.

17 О. Л. Джапаридзе

257

 

Транспортные предприятия и организации обязаны обеспечить сохранность принятых грузов на всем пути' следования, при этом они несут имущественную ответ­ ственность за его утрату, порчу или повреждение.

Уставами и Кодексом торгового мореплавания уста­ новлено, что ответственность транспорта за сохранность грузов наступает с момента приема к перевозке и за­ канчивается в момент выдачи груза получателю или другому предприятию (организации), когда такая пе­ редача разрешена правилами. Охрана грузов в течение всего времени их нахождения в местах общего пользо­ вания возложена на транспортные предприятия. Учи­ тывая это, период ответственности транспорта за со­ хранность грузов определяется временем фактического приема и выдачи груза, а не временем документального оформления указанных обстоятельств.

Загруженные перевозочные средства могут быть при­ няты и убраны с мест необщего пользования до выдачи отправителю квитанции и наложения на накладной ка­ лендарного штемпеля или фактически переданы полу­ чателю позже получения его подписи о приеме груза.

В таких случаях ответственность транспорта насту­ пает или прекращается в момент фактического приема или передачи груза, однако доказать несовпадение вре­ мени фактического осуществления и оформления ука­ занных операций должны грузовладельцы. В качестве таких доказательств могут быть использованы памятки весовщика, ведомости подачи и уборки, а также другие документы, фиксирующие время передачи грузов или груженых перевозочных средств.

Ответственность транспорта за ущерб, нанесенный утратой, недостачей, порчей или повреждением груза, наступает только при наличии его вины в возникновении таких последствий. Учитывая это, важное значение име­ ет вопрос о том, какая из сторон обязана представлять доказательства отсутствия или наличия вины транспор­ та в несохранности груза.

В связи с тем, что грузы на. всем пути следования должны находиться под охраной транспортных пред­ приятий, сам факт их несохранности, как правило, яв­ ляется достаточным основанием для возложения на транспорт бремени доказывать свою невиновность.

Однако имеются обстоятельства, которые дают ос­ нование предполагать отсутствие вины транспорта, в

258


силу чего бремя доказывать наличие его вины перено­ сится на владельцев груза.

Перечень случаев, когда виновность транспорта дол­ жна быть доказана получателем или отправителем гру­ за, содержится в уставах и Кодексе:

а) поступление груза в исправных перевозочных средствах, опломбированных пломбами грузоотправите­ ля или в исправной таре (упаковке) без следов ее пов­ реждения и вскрытия;

б) поступление грузов, перевозимых на открытых перевозочных средствах или палубах судов и погружен­ ных средствами грузоотправителей, без признаков утра­ ты в пути следования, т. е. на исправном подвижном составе, без перегруза в пути следования, с ненарушен­ ной защитной маркировкой, увязкой и т. п.;

в) перевозка грузов в сопровождении проводников

грузоотправителя

или грузополучателя;

 

 

 

 

г) недостача, порча или повреждение груза вследст­

вие естественных

причин, связанных с его

перевозкой

на открытом подвижном составе;

 

убыли (име­

д) недостача

по причине естественной

ются в виду нормы естественной убыли).

 

 

в

Предположение об отсутствии вины

транспорта

указанных случаях основано: отсутствием

доступа

к

грузу с момента его приема к перевозке и до

момента

выдачи (п. «а»);

отсутствием обстоятельств,

подтвер­

ждающих

утрату

груза

на всем пути

его

следования

(п. «б»);

обязанностью

проводников охранять

сопро­

вождаемый груз; наличием определенного риска утраты части груза (например, от выветривания) или его пор­ чи от осадков, в связи с перевозкой на открытом под­ вижном составе, который отнесен за счет владельцев груза.

Рассматривая вопрос об обязанности владельцев груза доказывать вину транспорта в его несохранности, необходимо также иметь в виду следующее:

а) указанный перечень исчерпывает все случаи, ког­ да такая обязанность возлагается на грузоотправителей и грузополучателей;

б) такая обязанность наступает только при наличии всех предусмотренных в каждом пункте условий. Так, если груз доставлен за исправными пломбамиотправи­ теля, но в неисправном подвижном составе или, наобо­ рот, в исправном подвижном составе, но с нарушен­

17*

259