ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Некоторые русские сказки (например, про Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, про богов Перуна и Хорса, Ярилу и Мокошь) можно тоже назвать мифами, потому что в них отразились попытки наших предков объяснить явления реального мира.
Люди всегда творили богов по своему подобию и сами отражались в мифах, как в зеркале. Только зеркало это оказалось и впрямь «волшебным»: прошло три тысячи лет, а отраженные им образы живут и живут. И каждый из нас может увидеть их, развернув книгу мифов.
III. Формирование новых знаний.
Рассказ учителя, сопровождаемый рассматриванием репродукций.
– Рассмотрите картину А. А. Пластова «Летом» (иллюстрация в учебнике, с. 116).
– Что на ней изображено? Что хотел рассказать нам художник?
Его портреты и пейзажи проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни людей в деревне. Примером таких картин могут служить картины «Люди колхозный деревни», «Ужин трактористов» и др. Но есть у художника картина «Фашист пролетел», полная горя и тревоги за судьбу своей родины и ненависти к захватчикам.
Малевич Казимир Северинович – основоположник одного из видов абстрактного искусства (супрематизма).
– Обратите внимание на его картину «Косарь» (иллюстрация в учебнике, с. 115). Кто изображен на ней? Как она нарисована? Отличается ли она от картин других художников, которые мы рассматривали ранее? Что в ней особенного? Какие линии изображены на картине, какой преобладает цвет? Как решена цветовая гамма? У Малевича есть картина «Девушка с красным древком» (показывает репродукцию картины), тоже очень необычная и нетрадиционная.
Создал этот художник и такую картину, которая сделала его известным всему миру. Может быть, кто-то из вас слышал о ней или видел ее репродукцию? Это картина «Черный квадрат» (показывает репродукцию картины). Что автор хотел показать этой картиной? Как вы думаете?
Картина «Черный квадрат» была написана в 1913 году.
Познакомимся с творчеством русского живописца и искусствоведа советской эпохи И. Э. Грабаря. Его картины, жизнерадостные, пронизанные светом и оптимизмом, привлекают внимание зрителей и посетителей музеев; они разнообразны по тематике и жанрам: пейзажи («Мартовский снег»), натюрморты («Груши»), портреты (скульптора В. Мухиной) и др.
Художник Ф. А. Малявин в своих красочных полотнах на темы крестьянской жизни стремился показать безудержное стихийное начало (в картине «Вихрь»), крестьянскую размеренную жизнь («Две девки» – иллюстрация в учебнике, с. 116).
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Удивился и пошел.
Чтоб скорее вырастать,
Надо на носочки встать.
Прыгайте и приседайте,
Со спортом дружбы не теряйте!
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
– Дайте определение понятий натюрморт, пейзаж, портрет.
– Рассмотрите еще раз репродукции картин по учебнику и на выставке. Найдите среди них жанры натюрморта, портрета, пейзажа. Расскажите, чем они отличаются. Какие преимущественные изображения характеризуют тот или иной жанр живописи?
– Приведите примеры художников, наиболее ярких представителей жанров натюрморта, портрета, пейзажа. Назовите полотна этих живописцев.
2. Самостоятельная работа.
– Выполните задания 68, 69, 70 (рабочая тетрадь № 2 на с. 34, 35).
V. Итог урока.
– Что нового об искусстве живописи России вы узнали сегодня на уроке?
– С какими художниками познакомились?
– На каких картинах природа и люди изображены почти с такой же точностью, как на фотографиях?
– В каких картинах художник видит мир по-особенному, иначе, по-другому, через свои ощущения и образы?
– Какая из картин вам больше понравилась? Почему? Расскажите о своих впечатлениях об этой картине. Объясните, чем она привлекла ваше внимание.
Домашнее задание: выполнить задания на с. 35 в рабочей тетради № 2.
Урок 59
ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕЙ РОДИНЫ
Цели: расширять знания учащихся о борьбе славян за свободу и независимость; дать представления о кочевниках, половцах; рассказать о защите славянами своих земель от половцев; воспитывать почитание традиций и героических подвигов исторического прошлого своей страны; прививать чувство патриотизма и долга перед отечеством.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний.
1. Введение в тему урока.
Учитель. Почему люди воюют? Желание властвовать над людьми, иметь дешевую рабочую силу, рабов, присвоить себе богатства и ценности, которые им не принадлежат, – все это побуждает людей начать войну.
Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам.
Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Русскому оружию, русскому воину – защитнику отечества – посвящен один из дней года, который вся страна с гордостью и уважением к воинам отмечает 23 февраля, чествуя ратных и мужественных солдат минувших, настоящих и будущих времен. Долг по защите своего отечества – это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны – Конституции Российской Федерации.
2. Рассказ учителя о борьбе славян с половцами.
– К середине XI в. племена кипчаков, придя из Средней Азии, покорили все степные пространства от Яика (река Урал) до Дуная, включая север Крыма и Северный Кавказ. Русское название кипчаков – «половцы» – произошло, как считают, от древнерусского слова «полова» – солома, так как волосы у этих кочевников были светлыми, соломенного цвета.
– Вспомните, кого называют кочевниками. (Кочевники – народ, ведущий кочевой образ жизни, то есть перемещающийся с места на место со своим имуществом.)
В 1061 году половцы впервые напали на русские земли. С этого времени в течение более полутора веков они непрерывно угрожали границам Руси. Проведя зиму у морских побережий, половцы весной начинали кочевать к северу и в мае появлялись в лесостепных областях. Нападали они часто осенью, чтобы поживиться плодами урожая, но вожди половцев, стремясь застать земледельцев врасплох, постоянно меняли тактику, и набега можно было ожидать в любое время года. Очень трудно было отразить нападение их летучих отрядов: они появлялись и исчезали внезапно, раньше, чем на месте оказывались княжеские дружины или ополчения ближайших городов.
– Рассмотрите рисунок на с. 123 в учебнике. Кто изображен на иллюстрации? Каков общий вид половецкого всадника? Как он одет? Какое у него оружие?
Половцы поклонялись животным, в первую очередь, волку – «серому пастуху» их стада. Волк был своего рода тотемом для кипчаков. Часто они выли по-волчьи, призывая победу или по другим поводам. В летописях сохранился любопытный пример. Накануне одной из битв хан Боняк, чтобы узнать её исход, решил погадать. В полночь он отъехал от стана и завыл по-волчьи. Ему ответил сначала один волк, но Боняк продолжал выть до тех пор, пока целый хор диких голосов не раздался ему в ответ. Вернувшись к своему русскому союзнику, Боняк заявил, что завтра они победят. Так и случилось.
В те времена на месте Киевской Руси образовалось множество мелких земель и княжеств. Их правители часто ссорились между собой, отнимали у соседей земли, что побогаче и получше. Началась кровавая междоусобица на земле русской. Ослабленные войнами русские земли становились лёгкой добычей для иноземных врагов и диких кочевников, обитавших в южных степях. Усобицы не только разоряли сельчан и горожан. Прекращалась торговля между русскими землями и соседними странами.
Сложная обстановка сохранялась на Руси вплоть до конца XI века. Князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны. Половцы продолжали нападать на Русь и уводить тысячи русских людей. Сами русские князья для вооруженного решения своих распрей приглашали и нанимали половецкие войска, что еще больше разоряло Русь. Вот как описывает летописец, очевидец событий, печальные последствия одного половецкого набега:
«Сотворился плач великий в земле нашей. Опустели села наши и города наши… Одних ведут в плен, других рассекают саблями, иных в отместку убивают мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных… Взяв город, половцы запалили его огнем, а жителей повели в свои кочевья… Измученных, печальных, костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами…»
Тяжёлую опасность, нависшую над страной из-за усобиц и раздела земли между русскими князьями, очень хорошо осознал внук Ярослава Мудрого – князь Владимир. Он носил титул Мономаха. Само слово «Мономах» – не русское, а греческое. Дело в том, что у Владимира был дедушка – византийский государь с таким же почётным титулом – Константин Мономах (в переводе с греческого – единоборец). Вот его внук и стал называться князем Владимиром Мономахом. Это был очень справедливый правитель. Он старался прекратить кровавые междоусобицы на русской земле, не отнимал чужих земель, старался мирно решать споры между князьями. Однако тех, кто приходил на Русь с недобрыми намерениями, он не щадил. Так поступил Владимир Мономах с дикими ордами кочевников – половцами. Он объединил русских князей для борьбы с половецкими ханами и победил Шарухана, Боняка и Тугорхана. О победе над Тугорханом народ сложил былину, где этот хан назван Тугариным Змеевичем.
Став великим князем Киевским, Владимир завершил разгром половцев и на некоторое время обезопасил Русь от набегов кочевников. Сорок тысяч половцев откочевали на Северный Кавказ, а потом поступили на службу к грузинскому царю Давиду Строителю.
Тридцатилетнее противостояние Владимира Мономаха половецкой опасности, устранение княжеских усобиц и забота о задолжавших простых людях сделали этого князя популярным. Сто лет спустя о нем и его деятельности вспоминали с большим уважением.
Вы, наверно, слышали, что в Оружейной палате в Московском Кремле (так называется музей-хранилище древних вещей и реликвий) находится знаменитая шапка Мономаха. Это первая корона русских царей. Так вот, именно этот венец, подаренный Владимиру его дедом – византийским императором, впервые надели на князя русские священники для того, чтобы он стал справедливо править Русью. С тех пор каждого князя Руси, а потом и каждого нового царя обязательно венчали, то есть надевали на голову шапку Мономаха, когда он становился правителем. Это означало вступление в правление землями русскими.
Физкультминутка
Примерные сочетания упражнений:
1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Круговые движения прямыми руками спереди назад (непрерывное движение рук вперед, вверх, назад, вниз), когда руки находятся наверху. Приподнять голову и посмотреть на них.
2. Исходное положение: сидя на стуле, прижаться спиной к спинке стула, руки на поясе. Низко наклониться вперед с прямой спиной, встать, опустить руки вниз, поворачивая их ладонями наружу и отводя плечи назад, хорошо выпрямиться, вернуться в исходное положение.
3. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
III. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
– Прочитайте текст «Как Русь боролась с половцами» на с. 122–123.
– Ответьте на вопросы к тексту по учебнику.
– В каких жилищах жили половцы?
– Почему на карте Киевская Русь окрашена в разноцветные цвета?
– Что происходило в этот период на Руси? Что означает слово «междоусобица»?
– Как защищались русские люди от половцев? Кто ими руководил?
– Кто из князей в это время возглавил оборону Руси?
– Что предпринимал Владимир Мономах для защиты Отечества от половцев?
2. Работа по рабочей тетради.
Выполнение задания 77 самостоятельно, с. 37.
IV. Итог урока.
– В каком веке половцы вторглись на русские земли?
– Почему славяне не смогли дать отпор захватчикам? Что им мешало?